Главная стр 1стр 2 ... стр 4стр 5
скачать
Содержание
Пояснительная записка
Обоснование выбора программы по русскому языку………………………………………………2
Общая характеристика учебного предмета "Русский язык" ……………………………………..2-5
Содержание работы над разделами "Предложение", "Текст"……………………………………..5-7
Содержание работы над разделом "Слово"………………………………………………………....7-10
Основные направления работы по развитию речи………………………………………………..10-11
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета "Русский язык"………….11-12
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Русский язык»…………………………………………………………………………………….. 12-17


Планируемые результаты освоения учебной программы по русскому языку

выпускника начальной школы ……………………………………………………………………..17-21


Таблица предметных требований к умениям обучающихся по русскому языку

(1–4-й классы)………………………………………………………………………………………..21-25


Содержание учебного материала по учебному предмету "Русский язык"………………………25-30
Примерное тематическое планирование программы 1 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся………………31-37


Примерное тематическое планирование программы 2 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся ……………...37-44


Примерное тематическое планирование программы 3 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся ……………..44-53


Примерное тематическое планирование программы 4 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся………………53-60


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………...60-62
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся

1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов:



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26.11.2010, регистрационный № 19707 от 04.02.2011; от 22.09.2011 № 2357, регистрационный № 22540 от 12.12.2011) .

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С. Савинов – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. Стандарты второго поколения).

  3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование (Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011)


Обоснование выбора программы по русскому языку


  1. Разработка рабочей учебной программы на основе Концепции стандарта второго поколения позволяет учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

  2. В основе построения курса русского языка авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой лежит идея гуманизации образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности, а в основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.


Место учебного предмета "Русский язык" в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 1 классе 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебных недель), во 2-4 классах по 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 5» учебный предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 классы по 5 часов в неделю. Курс обучения грамоте составляет 225 часов (25 недель по 9 часов в неделю). Часы (9 часов), отводимые на курс «Обучение грамоте» разделены следующим образом: 5 часов в неделю – на письмо (формирование навыка письма), 4 часа в неделю – на чтение (формирование навыка чтения). Объем учебного времени на изучение русского языка в 1 классе составляет 40 часов. Объем учебного времени на обучение грамоте (формирование навыка письма) составляет 125 часов.

Общий объём учебного времени на изучение русского языка составляет 675 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
Общая характеристика учебного предмета "Русский язык"
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Предмет русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.


Исходя из этого, назначение учебного предмета «Русский язык» на начальном уровне образования состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у обучающихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке(познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:


  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через языки созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

  • формирование у детей чувства языка;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В период обучения грамоте обучающиеся проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики».


Обучение грамоте – составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:

- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;

- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;

- овладение орфографией и пунктуацией; развитие графической и пунктуационной зоркости;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

- приобретение и систематизация знаний о русском языке;

- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;

- формирование у детей чувства языка.



Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Достижение цели и основных линий предмета осуществляется в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;

2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов – с помощью приставок);

3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);

4) лексическое значение ( что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Из области фонетики обучающиеся знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными, согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими, с ударением, ударными и безударными гласными, с делением слова на слоги, с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь, наблюдают над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, безударные гласные). Дети учатся произносить и слушать звучащее слово, делать слого - звуковой и звуко-буквенный анализ.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития орфографической зоркости.

Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом обучающиеся осознают, что в слове выделяются части, вводятся понятия «корень», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», графическое обозначение этих частей слова.

В ходе лексической работы обучающиеся наблюдают над тем, что слова называют предметы, их признаки, действия людей, животных и предметов, осознают, что каждое слово имеет значение и значений у одного слова может быть несколько, ведется наблюдение над сочетаемостью слов, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии обучающиеся получают представление о существительном, прилагательном, глаголе, личных местоимениях (без введения понятий), о предлогах, учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся такие синтаксические понятия как «предложение», «текст». Обучающиеся учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией

Знакомясь с предложением, обучающиеся усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией, правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложение на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный и вопросительный знак); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

Обучающимся дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие, по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и основной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
Учебник «Букварь», прописи «Мои волшебные пальчики» дают большие возможности для грамматической и орфографической пропедевтики.

Фонетика:

- звуки речи в сопоставлении с буквами;

- звуки гласные и согласные;

- гласные звуки ударные и безударные;

- слог; слогообразующая роль гласных звуков;

- ударение; ударный и безударный слог;

- согласные звуки звонкие и глухие;

- согласные звуки твердые и мягкие;

- обозначение мягкости согласных звуков на письме;

- ь и ъ разделительные;

- наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Лексика:

- лексическое значение слова (что обозначает слово);

- слова, у которых несколько значений;

- наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, работа над правильным словоупотреблением.



Словообразование:

- корень слова;

- однокоренные слова;

- приставка;

- суффикс;

- графическое обозначение частей слова.



Морфология:

Предварительное знакомство с частями речи без введения понятий:

- слово; слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?;

- слова, которые отвечают на вопросы какой?, что делает?, как? (как делает?);

- местоимения он, она, оно, они;

- слова в единственном и множественном числе (один предмет – много предметов);

- предлоги, различие предлогов и приставок.

Синтаксис и пунктуация:

- понятие о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль);

- интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная и её коммуникативная значимость;

- точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в конце предложения;

- практическое знакомство с обращением;

- общее понятие о тексте.



Орфография:

- заглавная буква в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

- начало формирования орфографической зоркости.

Курс "Обучение грамоте" обеспечивает усвоение обучающимися понятий, характерных для предмета русского языка.

В предмете русского языка реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.
Линии, общие с предметом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа

текстов;


3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для предмета «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.


Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»
В предмете русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности обучающихся является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, обучающиеся повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.
Во 2-м классе обучающиеся закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие);читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Обучающиеся учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у обучающихся типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: обучающиеся учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.



В 3-м классе расширяется понятие о предложении: обучающиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении.

Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Обучающиеся учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Обучающиеся знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов.

Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание обучающихся обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений обучающихся на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.


В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений.

Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения.

Обучающиеся знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание обучающихся постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, обучающийся осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Третьим важнейшим разделом в предмете русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1. С точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами.

2. С точки зрения морфемного состава, словообразования.

3. С точки зрения его грамматического значения.

4. С точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.



Содержание работы над разделом «Слово»
В 1-ми 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.


Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1. Видеть орфограмму в слове.

2. Правильно писать слова с изученными орфограммами.

3. Графически обозначать орфограмму и условия выбора.

4. Находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между основной и начальной школой вводится понятие «орфограмма», дети учатся видеть орфограммы в словах.

Изучаются следующие орфограммы:

1. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь.

2. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

3. Буквы и,у, а после шипящих ж, ш, ч, щ.

4. Разделительные ь и ъ.

5. Безударные гласные в корне слова (двухсложные слова).

6. Звонкие и глухие согласные на конце слова.

7. Пробел между предлогом и другими словами.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса.


В 3 классе продолжается развитие умений писать слова с разделительными ь и ъ, с ь для обозначения мягкости согласных. Обучающиеся учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне слова и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с безударной гласной в корне (трехсложные слова с двумя безударными гласными ли слова с приставками), а также звонких и глухих согласных. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучивается написание группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.

Вводится новая орфограмма – непроизносимые согласные в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных.


В 4 классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными во 2-3 классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

В связи с изучением частей речи отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:



1. ь после шипящих в существительных мужского и женского рода.

2. Безударные окончания существительных 1, 2, 3 склонений (кроме существительных на –ие, -ия, -ий, -мя).

3. Безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

4. Безударные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

5. ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа.

6. окончания –о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода.

7. –тся, -ться в глаголах.

8. Не с глаголами.

9. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5 классе основной школы.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.

Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у обучающихся чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Обучающиеся наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
Во 2 классе дается определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки; проводится наблюдение над однокоренными словами; подбор однокоренных слов и выяснение признаков, по которым слова являются однокоренными. Обучающиеся знакомятся с суффиксами:

ок, ик, тель,ушк, юшк, онок, ёнок, ят, ищ,

их значениями, учатся образовывать слова с помощью этих суффиксов.

Знакомятся с группой приставок, сходных по написанию с предлогами:

с, от, за, на, про, по, до и другие.
«Состав слова» – сквозная тема русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-мклассе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

В 3 классе обучающиеся знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Обучающиеся знакомятся с чередованием согласных в корнях слов, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов. Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведется регулярно в течение всего учебного года.


В 4 классе в связи с изучением морфологии обучающиеся наблюдают за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений; разбирают по составу доступные существительные и прилагательные, выделяют окончания и приставки в глаголах, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, тренируются в подборе однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический.

Лексическая работа пронизывает весь курс, регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных, объясняются и уточняются значения слов (с помощью толкового словаря). Обучающиеся наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слов.
Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический

Морфология – самый сложный для обучающихся раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления обучающихся, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В период обучения грамоте и во 2 - 3 классах обучающиеся знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы:

1. Кто? Что?

2. Какой? Какая? Какое? Какие?

3. Что делает? Что делал? Что сделал?

Обучающиеся учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, усваивают определение частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, междометия – без введения термина). Так постепенно у обучающихся складывается представление о трех группах слов в русском языке – самостоятельных, служебных и междометиях, об их функциях в речи.
В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
Помимо разделов «Слово», «Предложение», «Текст» в предмет русского языка входят разделы «Развитие речи», «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних раздела не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в начальной школе.
Совершенствование каллиграфических навыков осуществляется на каждом уроке русского языка во 2, 3, 4 классах на «минутках чистописания» (5 – 7 минут).

Основные направления работы по развитию речи
1. Количественное и качественное обогащение словаря детей в ход наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3. Развитие связной устной и письменной речи. Использование свободных диктантов, изложений и сочинений (в том числе по сюжетным картинам) в качестве упражнений для развития связной речи и одновременно в качестве неспециальных орфографических и пунктуационных упражнений.

4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с обучающимися по курсу «Детская риторика» (Т.А. Ладыженская и другие). Сочетание русского языка и риторики дает возможность максимально успешно сформировать функционально грамотную личность.


Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс(общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у обучающихся орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья обучающихся.

3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым обучающиеся учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у обучающихся типа правильной читательской деятельности. Обучающиеся осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

В основе методического аппарата лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у обучающихся умение учиться с высокой степенью самостоятельности.



Основная организационная форма обучения - урок.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык»
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «Русский язык»
1-й класс
Личностными результатами освоения учебного предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя).


Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Русский язык» является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.


2-й класс
Личностными результатами освоения учебного предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слови знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя).


Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения ина вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.



Обучающиеся должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать

других и самому быть понятым.
3–4-й классы
Личностными результатами освоения учебного предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).



Обучающиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

4-й класс

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Планируемые результаты

освоения учебной программы по русскому языку

выпускника начальной школы

В результате изучения курса русского языка обучающиеся начальной школы научатся:



  • осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры,

  • уних начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию,

  • русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обучающиеся начальной школы получат возможность:



  • реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении,

  • научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников начальной школы будет сформировано:



  • отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;

  • они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета,

  • научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условияхо бщения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.

У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге:



  • ориентация на позицию партнера,

  • учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве,

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции,

  • умение задавать вопросы.


Выпускники начальной школы научатся:

  • осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры,

  • они смогут применять орфографические правила иправила постановки знаков препинания (в объеме изученного)при записи собственных и предложенных текстов,

  • овладеют умением проверять написанное.


Выпускники начальной школы получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка:

  • познакомятся с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом;

  • в объеме содержания курса научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.


Содержательная линия «Система языка»

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов
1362.52kb.
Рабочая программа по учебному предмету Иностранный язык (английскому) ориентирована на учащихся 5-9 классов и реализуется на основе следующих документов
398.56kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Коми язык» ориентирована на обучающихся 2-4 классов и составлена на основе следующих документов
390.78kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована на обучающихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих документов
857.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» ориентирована на обучающихся 5-9 классов и реализуется на основе следующих документов
226.19kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» ориентирована на обучающихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
146.69kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» ориентирована на обучающихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
137.91kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» ориентирована на обучающихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
168.07kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Экология» ориентирована на обучающихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
69.71kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
100.6kb.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов
360.17kb.