Главная стр 1
скачать
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………..2
Обоснование выбора программы по физической культуре……………………………………………2
Универсальные компетенции обучающихся на этапе начального общего образования……………3

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

«Физическая культура»………………………………………………………………………………….5

Планируемые результаты освоения учебной программы по физической культуре

выпускника начальной школы…………………………………………………....…………………….8
Предметные требования к умениям обучающихся начальной школы……………………………....10
Критерии и нормы оценки знаний…………………………..…………………………………….......13

Тематический план………………………………………………………………………………………15


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ……………………………….16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» ориентирована на обучающихся 1 – 4 классов и разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями от 26.11.2010, регистрационный № 19707 от 04.02.2011; от 22.09.2011 № 2357, регистрационный № 22540 от 12.12.2011).

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (составитель Е.С. Савинов – 4-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 2012. Стандарты второго поколения).

  3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование (Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2011).

  4. Примерная программа авторов Егорова Б.Б., Пересадиной Ю.Е. "Физическая культура»".

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения по всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов, как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Физическая культура совместно с другими предметами решают одну из важных проблем – проблему здоровья ребёнка.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.



Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

  • формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа обучения физической культуре направлена на:

  • реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

  • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности обучающихся;

  • соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

  • расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения обучающихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение обучающимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств обучающихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.


Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания рабочей учебной программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах уважении и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы её улучшения;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать с эталонными образцами;

  • управлять эмоциями при обращении со сверстниками и взрослыми. Сохранять хладнокровие, сдержанность и рассудительность;

  • выполнять технически правильно двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.


Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

  • Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мировоздания.

  • Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

  • Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

  • Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

На реализацию рабочей программы отводиться 405 часов, из расчета 3 часа в неделю:

1 класс – 99 часов, 2 класс - 102 часа, 3 класс - 102 часа, 4 класс – 102 часа.

Срок реализации рабочей программы – 4 года.

В соответствии с Примерной программой по физической культуре и внесёнными изменениями в начальной школе на предметную область «Физическая культура» предусматривается:

на раздел «Знания о физической культуре» - 12 часов,

на раздел «Способы физкультурной деятельности» - 12 часов

на раздел «Физическое совершенствование»: I часть – 246 часов, II часть - 135 часов.

Авторы поддерживают такое распределение часов, при котором основной формой проведения уроков в начальной школе становится двигательная деятельность. Программный материал делится на две части. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы). Для равномерного распределения по годам обучения внесены изменения в предметную область «Физическая культура»:

на раздел «Физическое совершенствование»: I часть – 247 часов, II часть - 134 часов.

В связи с недостаточным оснащением материально-технической базы школы (отсутствие бассейна, теннисных столов в необходимом количестве, площадки для бадминтона) в I часть рабочей программы «Физическое совершенствование» внесены изменения: часы, отведенные на плавание (3 класс – 11 часов, 4 класс – 11 часов) распределены между легкой атлетикой (добавлено в 3 - 4 классе по 4 часа) и подвижными и спортивными играми (3-4 класс – по 7 часов). Во II часть рабочей программы «Подвижные игры с элементами спорта» внесены изменения: часы, отведенные на освоение подвижных игр на основе бадминтона, настольного тенниса, плавание равномерно распределены на освоение подвижных игр на основе баскетбола, подвижные игры на основе мини-футбола.

В силу климатических условий крайнего севера занятия по легкой атлетике переносятся на октябрь-ноябрь, подвижные и спортивные игры - на декабрь-январь, лыжные гонки - на февраль-март, гимнастика - на апрель-май.

В содержание рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» включаются два взаимосвязанных компонента: базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры и вариативный, опирающийся на базовый и учитывающий национальные условия и традиции развития культуры. На национальный компонент выделяется 18 % от программного материала.

Всего выделяется 72 часа: 1 класс - 18 часов, 2 класс – 18 час, 3 класс – 18 час, 4 класс – 18 час.

Распределение вариативной части следующее:



Вариативная часть

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Лыжные гонки. Всего 48 часов:

12

12

12

12

Подвижные игры и национальные виды спорта народов России. Всего 24 часа:

6

6

6

6

На основании санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 п.10.23. «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (приложение № 7), в случае низкой температуры наружного воздуха (-11 -13°С без ветра , -7-9°С и скорости ветра до 5 м/с, -4 -5°С и скорости ветра 6-10 м/с для обучающихся до 12 лет) занятия по физической культуре на открытом воздухе в зимний период года не проводятся, практическая часть программного материала замещается теоретическим материалом.

По окончании 4 класса по учебному предмету «Физическая культура» проводится аттестация обучающихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Основная организационная форма обучения – урок.

На уроках применяются методы показа, рассказа, наглядности, метод повтора, игровой метод, метод индивидуальных занятий (для обучающихся подготовительной группы), дополнительных упражнений. Занятия по физической культуре с обучающимися, отнесённым по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводятся по специальной программе.

При изучении учебного материала рабочей программы используются следующие принципы: принципы систематичности и последовательности, принцип доступности. Изучение теоретических знаний преподаётся в форме аудиторных занятий (групповых и индивидуальных) до, после или в процессе двигательной деятельности.

Применяются технологии обучения: игровая и коммуникативно-информационная.

Проводятся эпизодические мероприятия:



  • соревнования, проводимые в рамках школьной Спартакиады (День Бегуна, «Веселые старты», «Большая игра», соревнования по подвижным играм «Снайпер», «Пионербол», «Лыжня зовет»);

  • спортивные мероприятия с участием родителей (законных представителей) обучающихся («Мама, папа, я – спортивная семья», «Лучший папа»);

  • спортивные состязания «Тропинки здоровья».

Средства обучения

Для учителя: учебные пособия, наглядные пособия оказания первой медицинской помощи, DVD и CD тематические диски, компьютер, проектор, спортивное оборудование, спортивный инвентарь, лыжный инвентарь.

Для обучающихся: учебник по физической культуре Б.Б. Егорова, Ю.Е. Пересадиной В.И. «Физическая культура», спортивная форма, лыжный инвентарь.

Виды контроля: текущий и итоговый.

Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы контроля:

зачёт А по технике выполнения упражнений (практические знания и умения);

зачёт Б по нормативным требованиям (практические знания и умения);

зачет В по умению осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

(практические знания и умения).


Обучающиеся 1-4 классов обучаются по учебнику Егорова Б.Б., Пересадиной Ю.Е. «Физическая культура». Выбор учебника обусловлен тем, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. В структуре учебника две книги, четыре части: «Ты и физкультура», «Ты – чемпион», «Ты и спорт», «Я – сам». Учитель самостоятельно решает, как работать с учебником, в каком порядке следует расположить части, темы, в каком объеме их изучать.

Содержание учебника ориентировано на коллективную и индивидуальную работу обучающихся, на выполнение детьми и взрослыми совместных проектов, на включение в процесс физического развития обучающихся их родителей.

Учебники «Физическая культура» позволяют обучающимся работать самостоятельно и совместно с родителями. Кроме того, для решения этих задач учебники «Физическая культура» реализуют деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно:

Принцип обучения деятельности. Учебники «Физическая культура» опираются на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.

Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. В учебниках предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений в решении проблем. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем ребята решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни) и участвуют в работе над проектами. Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.

ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий деятельностного подхода. В учебниках «Физическая культура» это поддерживается специальным методическим аппаратом, нацеленным на технологию проблемного диалога. Начиная с 2–3-го классов введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому должны прийти на уроке ученики. Деление текста на рубрики позволяет научить школьников составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер.

Учебник является составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». В соответствии с требованиями ФГОС учебники обеспечивают сочетание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В рамках Образовательной системы «Школа 2100» используется технология оценки учебных успехов, при которой школьники принимают активное участие в оценке своей деятельности и выставления отметок. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС ученики должны чётко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают. Поэтому личностные и метапредметные результаты перечислены в дневнике школьника Образовательной системы «Школа 2100».

Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Сохраняя определённую традиционность в изложении практического материала школьных программ, рабочая учебная программа соотносит учебное содержание базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Лёгкая атлетика», «Подвижные игры с элементами спорта», «Лыжные гонки». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

При изучении разделов «Легкая атлетика», «Подвижные игры с элементами спорта», «Гимнастика с основами акробатики», «Лыжные гонки» по учебному предмету «Физическая культура» проводится обязательный инструктаж по технике безопасности.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение физической культуры в 1-4 классах дает возможность обучающимся (не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке) достичь следующих результатов в предметном направлении.

В результате обучения обучающиеся на ступени начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.




Знания о физической культуре

Выпускник научится:

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;

  • раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;

  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;

  • характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).


Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;

  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

  • планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.


Способы физкультурной деятельности

Выпускник научится:

  • отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;

  • организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;

  • измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.


Выпускник получит возможность научиться:

  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;

  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

  • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.



Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);

  • выполнять организующие строевые команды и приёмы;

  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);

  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);

  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объёма);

  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.


Выпускник получит возможность научиться:

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;

  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;

  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;

  • плавать, в том числе спортивными способами;

  • выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).

Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам на ступени начального общего образования с примерами заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов представлены в Приложении к данной Примерной основной образовательной программе начального общего образования.



ПРЕДМЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Первая часть (271 ч.) состоит из следующих разделов:
Знания о физической культуре

Физическая культура (4 ч.) Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, ходьба на лыжах.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры (4 ч.). История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения (4 ч.). Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия (4 ч.) Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (4 ч.) Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения (4 ч.) Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).


Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность (8 ч.) Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность:

Гимнастика с основами акробатики (64 ч.) Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Лёгкая атлетика (59 ч.). Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжные гонки (48 ч.) Передвижение на лыжах разными способами. Повороты; спуски; подъёмы; торможение.

Подвижные и спортивные игры (68 ч.) На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр: футбол – удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол – специальные передвижения без мяча; ведение мяча;

броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол – подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.
Общеразвивающие упражнения

Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнёра в парах.

На материале лёгкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

На материале лыжных гонок

Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы обще- развивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трёх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.

Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.

Вторая часть (135 ч.) определяется образовательным учреждением и состоит из следующих разделов:

Подвижные игры с элементами спорта (94 ч.)

Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы. Возможные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, подвижные игры на основе мини-футбола подвижные игры и национальные виды спорта народов России.

Подвижные игры на основе баскетбола.

Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски.

Подвижные игры на основе мини-футбола.

Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары.

Подвижные игры и национальные виды спорта народов России.

Развитие физических качеств. Определяется исходя из национально особенностей содержания образования.

Подготовка и проведение соревновательных мероприятий (40 ч.) Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают обучающимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.




КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Зачет А

Проверяется владение обучающимися техникой выполнений двигательных действий (практические знания и умения).

отметка «5» - - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и точно;

отметка «4» - - двигательное действие выполнено в основном правильно, но не достаточно легко и точно, наблюдается скованность движения;

отметка «3» - - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению;

отметка «2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, неправильно, нечётко.
Зачет Б

Проверяется уровень физической подготовленности (практические знания и умения), согласно установленным требованиям уровня физического развития учащегося в соответствии с его возрастом.

Отметки «5», «4», «3», ставятся за выполнение нормативов комплексной программы и тестов физической подготовки, с учётом сдвигов показателей в сторону увеличения за определённый отрезок времени. Во всех остальных случаях ставиться отметка «2».


Зачет В

Проверяется умение обучающегося осуществлять и организовывать физкультурно-оздоровительную деятельность с общеразвивающей направленностью.

отметка «5» ставится, если обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленных на развитие конкретного физического качества, может организовать место занятий, подобрать инвентарь и применять его для выполнения задания;

отметка «4» ставится, если имеются небольшие ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности;

отметка «3» если допущены грубые ошибки в подборе и демонстрации комплексов упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подбора инвентаря, удовлетворительно контролирует ход и итоги задания;

отметка «2» ставится, если обучающийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности.

Обучающимся 1-х классов в журнале и личном деле отмечать усвоение программы по предмету: «успевает», «не успевает». Обучение в 1-м классе – безотметочное, проводиться только качественная оценка умений обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п.п.

Вид программного материала

Количество часов

Итого

часов


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс




I часть

67

68

68

68

271

1.

Знания о физической культуре



3

3

3

3

12

2.

Способы физкультурной деятельности

3

3

3

3

12

3.

3.1.
3.2.


3.2.1

3.2.2


3.2.3

3.2.4



Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Лёгкая атлетика

Подвижные и спортивные игры

Лыжные гонки (НРК)

Гимнастика с основами акробатики


61
2

14

17

12

16

62
2

15

17

12

16

62
2

15

17

12

16


62
2

15

17

12

16

247




II часть

32

34

34

34

134

3.3.
3.3.1

3.3.2
3.3.3


3.4.


Подвижные игры с элементами спорта:
Подвижные игры на основе баскетбола

Подвижные игры на основе мини-



футбола

Подвижные игры и национальные виды спорта народов России


Подготовка и проведение соревновательных мероприятий

22
8
8
6

10

24
10
8
6

10

24
10
8
6

10

24
10
8
6

10







Итого:

99

102

102

102




405

405


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРИЦЕССА


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Стандарт второго поколения начального общего образования

1

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начальная школа


1

Канаты для лазания

2

Ботинки лыжные


25

Лыжные палки


18

Лыжи пластиковые

25

Палатка 2-х местная

2

Палатка 4-х местная

2

Спальные мешки

30

Тренажер

1

Бревно гимнастическое

1

Велосипед универсальный

1

Обруч гимнастический

15

Мяч футбольный

6

Мяч баскетбольный

12

Мяч волейбольный

10

Мяч теннисный

10

Мяч для большого тенниса

3

Коврик туристический

15

Сетка теннисная

2

Ракетка теннисная

6

Стол теннисный

2

Стенка гимнастическая с крепежом

6

Скакалка

30

Гимнастические палки

11

Стойки и планки для прыжков в высоту

1

Маты

6

Ходули

2 пары

Баскетбольные щиты

4

Стойки волейбольные

2

Скамейки гимнастические

9

Навесная перекладина

2

Кегли

5

Кольца

30

Эстафетная палочка

6

Секундомер

2

Кубики

8

Флажки

10

Нагрудные знаки

10

Форма для спортивных игр

18

Магнитная шахматная доска с фигурами

1

Часы шахматные

2

Насос для мячей

1

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
344.31kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
359.82kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
254.22kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
356.33kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
414.5kb.
Учебная программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы по предметной области «Физическая культура» иявляется основой для составления рабочей программы
118.99kb.
Рабочая программа учебного курса по физической культуре 8 класс на 2011-2012 учебный год
175.92kb.
Рабочая программа учебного курса по физической культуре 6 класс на 2011-2012 учебный год
125.15kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Физическая культура» 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
245.98kb.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура»
258.88kb.