Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Администрации городского округа Стрежевой

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»

на заседании МО Методическим советом Директор МБОУ СОШ № 2

Протокол № ____

Протокол № ____ от «_____» сентября 2012г ____________О.В.Жигалина

от «___» сентября 2012г

Рабочая программа

по химии



(социально-экономический класс)

11 класс

на 2012-2013 учебный год

Составитель: Белоус И.П., учитель

химии и биологии

г. Стрежевой, 2012 год

Пояснительная записка

Программа Е.Е. Минченкова, рекомендована Министерством образования, рассчитана на преподавание курса химии на базовом уровне в течение 33 часов по 1 часу в неделю в 11 профильном социально-экономическом классе.

Программа обеспечивает базовый уровень обучения химии на ступени средней (полной) общеобразовательной школы.

Структура программы ступенчатая. Каждая ступень представляет собой развитие подсистем знаний о химическом элементе и веществе, а также о химическом процессе.

Наряду с формированием знаний в области химии в учебном курсе освещаются вопросы промышленного получения веществ, а также их использования в производстве и быту. Изучение этих вопросов представляет собой практическую реализацию дидактического принципа связи обучения с жизнью в преподавании химии, что должно оказывать положительное воздействие на мотивацию учащихся изучать учебный предмет, так как делает его в глазах школьников не только полезным, но и интересным.

Изучение химии должно способствовать формированию у школьников элементов научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.



Цели химического образования сформулированы в Государственном стандарте общего образования следующим образом1:

  • освоение важнейших знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убеждённости в познавательной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


В задачи обучения химии в 11 классах входит:

  • совершенствование у школьников знаний основ химической науки – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;

  • формирование представлений об основных принципах химического производства, а также понимания роли химических знаний в жизни общества;

  • раскрытие гуманистической направленности химической науки, её возрастающей роли в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, в открытии новых источников энергии, в защите окружающей среды от загрязнений

  • промышленными и бытовыми отходами;

  • развитие у школьников гуманистических черт личности, формирование умения самостоятельно пополнять знания;

  • воспитание элементов экологической культуры.


Ведущими идеями курса являются следующие:

  • в природе существуют связи между составом, строением веществ и их свойствами;

  • материальная основа неорганических и органических веществ едина;

  • применение веществ обусловлено их свойствами;

  • знание законов химии позволяет управлять химическими процессами;

  • наука развивается под влиянием практики и в свою очередь определяет её успехи;

  • промышленное производство веществ совершенствуется в направлении более экологически безопасных способов производства;

  • развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.


Теоретическую основу курса 11 класса составляет электронная теория строения вещества.

Предлагаемый курс химии основывается на принципах научности, доступности, системности, а также на принципе историзма. Tеоретические научные знания позволяют учащимся не только объяснять, но и прогнозировать свойства изучаемых веществ, а также веществ, которые не изучались в данном курсе.

Доступность обучения базируется на учёте возрастных возможностей учащихся воспринимать сложный химический материал. Принцип историзма проявляется в том, что познание школьниками химии осуществляется в последовательности смены в науке и практике исторических химических парадигм. Другими словами, учащиеся постепенно подводятся к современному пониманию химических объектов на фундаменте исторического пути их познания.

Значительное место при изучении курса химии отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся умения правильно обращаться с веществами. Эти важные практические умения необходимы каждому гражданину. Химический эксперимент выступает в роли источника знаний, основы для выдвижения гипотез и их проверки. Он раскрывает теоретико-экспериментальный характер химической науки.

Реализация в процессе обучения системы обобщений позволит учащимся не только лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять роль и место химии среди наук о природе, осознать её значение для человека, общества и государства.

Данная программа реализована в учебниках:

Химия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Е. Е. Минченков, А. А. Журин, П. А. Оржековский. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. — 240с. — ISBN


Преподаватель: Белоус Ирина Петровна

Стаж работы 16 лет, 1 квалификационная категория, окончила Томский Государственный педагогический университет в 1996 году по специальности химия и биология.



Основные темы курса

Социально-экономический 11 класс

(1 час в неделю; всего 33 часа)

Тема 1.

Строение вещества

Строение атомов. s-, p-, d-, f-элементы. Состояние электрона в атоме. Электронная орбиталь. Формулы электронных оболочек атомов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Заполнение электронами оболочек атомов. Периодические таблицы. Свойства атомов химических элементов. Строение простых и сложных веществ.

Демонстрации. 1. Модели атомов. 2. Модели кристаллических решёток веществ с различными химическими связями.

Лабораторные опыты. 1. Моделирование кристаллической структуры металла.

Тема 2.

Химические реакции

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Химическое равновесие.

Окислительно-восстановительные реакции.

Химические источники тока. Электрохимические процессы. Электролиз расплавов и растворов солей. Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии.

Демонстрации. 1. Примеры экзотермических и эндотермических реакций. 2. Опыты, раскрывающие зависимость скорости химических реакций от различных условий. Опыты по катализу (разложение пероксида водорода при нагревании и в присутствии оксида марганца(IV).

Лабораторные опыты. 2. Взаимодействие оксида кальция с водой. 3. Разложение малахита. 4. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II). 5. Взаимодействие растворов хлорида бария и сульфата натрия. 6. Опыт по катализу. 7. Взаимодействие оксида меди(II) с ацетальдегидом. 8. Опыты с шариками. 9. Опыты по химическому равновесию. 10. Восстановление перманганата калия в разной среде.

Тема 3.

Дисперсные системы

Виды дисперсных систем. Истинные растворы электролитов и неэлектролитов. Диссоциация электролитов в растворе.

Диссоциация воды. Концентрация ионов водорода и гидроксид-иона в чистой воде рН растворов.

Гидролиз солей. Гидролиз по катиону и по аниону.



Демонстрации. 1. Взвеси, истинные растворы, коллоиды, суспензии и эмульсии (взвесь песка и глины в воде, раствор поваренной соли в воде, коллоидный раствор гидроксида железа(III) в воде, эмульсия масла в воде, кусок пенопласта, окрашенные стёкла и т. п.). 2. Гидратация в воде ионов меди (растворение безводного сульфата меди в воде). 3. Гидролиз солей хлорида алюминия, хлорида натрия и карбоната натрия.

Лабораторные опыты. 11. Взаимодействие растворов электролитов. 12. Качественные реакции на катионы. 13. Опыты по гидролизу солей.

Практические занятия 1. Решение экспериментальных задач по темам «Химические реакции» и «Дисперсные системы» (1 час).

Тема 4.

Свойства веществ

Простые вещества

Положение металлов и неметаллов в периодической таблице. Общие физические и химические свойства металлов и неметаллов по группам периодической системы: взаимодействие с кислородом, водородом, серой, металлами, водой, кислота-

ми, органическими веществами.

Сложные вещества

Изменение характера водородных соединений элементов в периодах периодической системы. Изменение характера оксидов элементов в периодах периодической системы. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидраты оксидов. Изменение характера гидроксидов элементов в периодах периодической системы. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Проявление кислотных, амфотерных и основных свойств у неорганических и органических соединений. Специфические свойства неорганических кислот – сильных окислителей и органических кислот.

Соли органических и неорганических кислот. Основные, кислые и средние соли. Ступенчатая диссоциация таких солей.

Генетические связи между классами неорганических и органических соединений.

Зависимость свойств веществ от их состава и строения. Материальное единство неорганических и органических веществ.



Демонстрации. 1. Модели кристаллических решёток металлов, неметаллов и сложных веществ. 2. Коллекция «Металлы и сплавы». 3. Взаимодействие металлов и неметаллов (натрия, магния, железа, серы, фосфора, угля) с кислородом. 4. Взаимодействие натрия и магния, железа с кислотами. 5. Взаимодействие угля с концентрированной азотной кислотой. 6. Обесцвечивание бромной воды этиленом. 7. Взаимодействие щелочных металлов со спиртом, фенолом, магния с раствором уксусной кислоты. 8. Реакция серебряного зеркала для формальдегида и муравьиной кислоты.

Лабораторные опыты. 14. Получение и изучение свойств амфотерных гидроксидов. 15. Опыты, характеризующие химические свойства неорганических и органических кислот. 16. Осуществление превращений согласно схемам, например: Mg → MgO → Mg(NO3)2 → Mg(OH)2; СH3COOH → (CH3COO)2Cu → Cu(OH)2 → CuCl2. 17. Получение и изучение свойств оснований. 18. Получение и изучение свойств солей.

Практические занятия. 2. Решение экспериментальных задач по неорганической химии (1 час). 3. Получение неорганических и органических веществ (1 час).

Тема 5.

Промышленное производство веществ

Общие способы получения металлов (восстановление водородом, углем, оксидом углерода(II), активными металлами, электричеством).

Промышленное получение чугуна и стали.

Промышленное получение аммиака. Химические процессы, лежащие в основе получения аммиака.

Промышленное получение серной кислоты. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты. Научные принципы производства.

Промышленное получение метилового спирта. Принципы организации химического производства.



Демонстрации. 1. Модели доменной печи и конвертора при производстве чугуна и стали. 2. Модель колонны синтеза аммиака. 3. Модель печи для сжигания пирита в кипящем слое, а также поглотительной башни.

Тема 6.

Химия и экологические проблемы, стоящие перед человечеством (2 часа)

Круговороты веществ в природе. Внедрение человечества в круговороты веществ. Загрязнение окружающей среды в процессе химических производств. Охрана воздуха, воды и почвы от химических загрязнений.



Тема 7.

Обобщение химических знаний (2 часа)

Доказательство справедливости ведущих идей курса.

Химия и развитие цивилизации.

Химия для каждого из нас дома.




Тематическое планирование


№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

практ. работы

лаборат.

опыты


контрольные работы

1

Строение вещества

5

5




1




2

Химические реакции

7

6




9

1

3

Дисперсные системы

6

4

1

3

1

4

Свойства веществ

8

5

2

5

1

5

Промышленное производство веществ

3

3










6

Химия и экологические проблемы

2

2










7

Обобщение химических знаний

1

2










Итого:

33

27

3

18

3

Календарно-тематическое планирование

11 класс (социально - экономический) 1 час в неделю.

Всего: 33 часа.

№ уро-ка

дата

Тема урока


Элементы содержания

Способы организации деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дом. задания

примечание

По плану

факт

Строение вещества (5 часов)

1.

7.09




Вводный инструктаж по т/Б

Развитие теории о строении атома



Протоны, электроны, нейтроны, массовое число, изотопы.

Лекция

Уметь определять количество электронов, протонов, электронов.

§1, з.3,4

с.8





2

16.09




Строение атома. Состояние электронов в атоме.

Энергетический уровень, подуровень, орбиталь.




Знать понятия энергетический уровень, подуровень, орбиталь.

§2, з.3

с.12





3.

23.09




Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева




игра

Знать периодический й закон и структуру периодической системы

§3,4 з.2,3 с.22




4.

30.09




Строение простых веществ

Лабораторные опыты. 1. Моделирование кристаллической структуры металла.

Беседа

Знать механизм образования ковалентной неполярной и металлической связи

§5 з.3,4




5.

7.10




Строение сложных веществ

Проверочная работа

Работа в группах




§6 з. 3

С.34





Химические реакции (7 часов)

6.

14.10




Классификация химических реакций.

Лабораторные опыты. 2. Взаимодействие оксида кальция с водой.

3.Разложение малахита.

4. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II). 5. Взаимодействие растворов хлорида бария и сульфата натрия.


Работа в парах

Урок-исследование



Уметь классифицировать химические реакции

§7 з.2-4

Стр.42





7.

21.10




Скорость химических реакций

Лабораторные опыты.6. Опыт по катализу. 7. Взаимодействие оксида меди(II) с ацетальдегидом. 8. Опыты с шариками.

Слайд. През

Урок-исследование



Уметь определять скорость химических реакций.

§8,9 з.4




8.

28.10




Химическое равновесие

Лабораторные опыты.9. Опыты по химическому равновесию.

Слайд. През

Урок-исследование



Знать принцип Ле-Шателье

§11з.1-5




9.

27.10




Окислительно-восстановительные реакции

Лабораторные опыты.10. Восстановление перманганата калия в разной среде.

Урок-исследование

Уметь определять степени окисления, восстановитель и окислитель

§12 з.3 с.63




10.

11.11




Электролиз

Электролиз растворов и рсплавов

Лекция

Уметь составлять уравнения электролиза.

§14з.1-3




11.

18.11




Коррозия металлов

Химическая и электрохимическая коррозия.

семинар

Знать виды коррозии и способы защиты от неё.

§15з.1-4




12

27.11




Строение вещества. Химические реакции

Контр.работа № 1







§1-6,7,8, 9,11,12,15




Дисперсные системы (6 часов)

13

4.12




Виды дисперсных систем

Взвеси, суспензии, коллодные растворы

Лекция

Знать виды дисперсных систем

§16з.4




14

9.12




Истинные растворы. Электролитическая диссоциация веществ.

Лабораторные опыты. 11. Взаимодействие растворов электролитов. 12. Качественные реакции на катионы.

Семинар

Урок-исследование



Уметь составлять ионные уравнения

§17,18 з.3,5

с.86





15

16.12




Диссоциация воды.

Пров.работа

беседа

Уметь расчитывать водородный показатель

§19з.1-4 с.96




16

18.12




Гидролиз солей

Лабораторные опыты. 13. Опыты по гидролизу солей

Лекция Урок-исследование Слайд. през

Знать понятие гидролиз.

§20з.4 с.100




17

13.01




Решение экспериментальных задач

Практическая

работа № 1



Урок-исследование




С. 105




18

16.01




«Дисперсные системы»

Контр. работа № 2







§16-21




Свойства веществ (8 часов)

19

20.01




Простые вещества. Металлов

Восстановители, металлическая связь

икт

Знать физические и химические свойства металлов

§ 22,23 з.3,4




20

30.01




Простые вещества. Неметаллы

Окислитель, электроотрицательность

Работа в парах

Знать физические и химические свойства неметаллов

§24,25 з. 1-4




21


13.02




Сложные вещества. Оксиды. Гидроксиды

Лабораторные опыты. 14. Получение и изучение свойств амфотерных гидроксидов.

ИКТ

Урок-исследование



Уметь составлять формулы оксидов и гидроксидов

§27, 28

з.3,5,





22

20.02




Кислоты и основания и их свойства

Лабораторные опыты. 15. Опыты, характеризующие химические свойства неорганических и органических кислот 16. Получение и изучение свойств оснований.

ИКТ

Урок-исследование



Знать характеристику кислот и оснований. Знать свойства кислот и оснований

§29,30

з.3-5





23

03.03




Соли. Комплексные соединения

17. Получение и изучение свойств солей.

Провероч. работа



Работа в группах

Знать способы получения солей

§31,32

з.3





24

13.03




Генетическая связь между классами веществ

18. Осуществление превращений согласно схемам, например: Mg → MgO → Mg(NO3)2 → Mg(OH)2; СH3COOH → (CH3COO)2Cu → Cu(OH)2 → CuCl2

практикум

Уметь осуществлять цепочки превращения

§33

з.2-4





25

20.03




Решение экспериментальных задач по неорганической химии

Практическая

работа № 2



практикум




С. 156




26

24.03




Получение неорганических веществ

Практическая

работа № 3



практикум




С. 157




27

10.04




Свойства веществ

Контр. работа № 3







§22-33




Промышленное производство веществ (3 часа)

28

21.04




Металлургия. Производство чугуна. Производство стали.

Восстановитель, дона, конвектор

Презентация

Знать основные способы получения металлов.

§34,35,36 з.2,3




29

24.04




Производство аммиака и серной кислоты

Контактный способ, олеум, катализатор

Презентация

Знать основные способы получения чугуна и стали. Знать основные этапы производства серной кислоты.

§37,38

з.1,2





30

05.05




Производство метанола. Принципы организации химического производства

Синтез газ

Презентация

Знать основные этапы произ аммиака. Знать основные принципы химического производства

§39,40

з.1 с.187






Химия и экологические проблемы (2 часа)

31

8.05




Круговорот элементов в природе. Антропогенное влияние на круговороты веществ




Семинар




§41,42

з.1,2





32

12.05




Химия и решение глобальных проблем человечества. Охрана окружающей среды.




семинар




§43,44

з.1с.202





Обобщение химических знаний (2 часа)

33







Вещество – материальная основа мира. Химические реакции – природные процессы




семинар




§45,46

з.5,6 стр.



216




34







Химическая наука и развитие производства.




Конференция












Требования к знаниям и умениям школьников в конце обучения
После усвоения обязательного минимума содержания по химии в 11 классе выпускники средней (полной) школы должны:

  1. Называть:

    1. вещества по их химическим формулам;

    2. общие свойства металлов и неметаллов, классов неорганических и органических веществ;

    3. функциональные группы органических веществ;

    4. виды химических связей; типы кристаллических решёток;

    5. основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова;

    6. признаки классификации химических элементов;

    7. признаки классификации неорганических и органических веществ;

    8. аллотропные видоизменения химических элементов;

    9. гомологи и изомеры различных классов органических веществ;

    10. признаки и условия осуществления химических реакций;

    11. типы химических реакций;

    12. среду раствора при растворении различных солей в воде;

    13. факторы, влияющие на скорость химической реакции;

    14. условия смещения химического равновесия; области применения отдельных неорганических и органических веществ (например, пищевая сода, медный купорос, йод, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка и др.);

    15. области практического применения сплавов металлов, силикатных материалов (стекло, цемент), пластмасс, продуктов важнейших химических производств (серной кислоты, аммиака), а также продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля.

2. Определять:

    1. простые и сложные вещества; принадлежность веществ к определённому классу;

    2. валентность и (или) степень окисления химических элементов по формулам соединений;

    3. заряд иона в ионных и ковалентных полярных соединениях;

    4. вид химической связи в соединениях;

    5. наличие водородной связи между молекулами органических веществ;

    6. тип химической реакции по всем известным признакам; окислитель и восстановитель в реакциях окисления-восстановления; условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца.

3. Составлять:

    1. формулы оксидов, гидроксидов, кислот, водородных соединений по валентности химических элементов или степени окисления;

    2. молекулярные и структурные формулы органических веществ;

    3. схемы распределения электронов в атомах химических элементов первых четырёх периодов;

    4. уравнения химических реакций различных типов;

    5. уравнения химических реакций, подтверждающих свойства неорганических и органических веществ, их генетическую связь;

    6. уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

    7. уравнения реакций обмена в полном и кратком ионном видах;

    8. уравнения окислительно-восстановительных реакций;

    9. химические уравнения электролиза растворов солей бескислородных кислот;

    10. уравнения реакции гидролиза солей, в результате которой раствор приобретает щелочную или кислую среду;

    11. уравнения химических реакций, лежащих в основе промышленного получения аммиака, серной кислоты, чугуна, стали, метанола;

    12. план решения экспериментальных задач, распознавания веществ, принадлежащих к различных классам;

    13. отчёт о проведённой практической работе по получению веществ и изучению их химических свойств.

4. Характеризовать:

    1. качественный и количественный состав вещества;

    2. химические элементы первых четырёх периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению их атомов;

    3. свойства высших оксидов химических элементов первых четырёх периодов, а также соответствующих им гидроксидов, исходя из положения элементов в периодической системе Д. И. Менделеева;

    4. химические свойства неорганических и органических веществ;

    5. строение атомов металлов; строение атомов неметаллов;

    6. общие химические свойства металлов и их важнейших соединений на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях и реакциях ионного обмена;

    7. общие и особенные свойства неметаллов и их важнейших соединений на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях и реакциях ионного обмена;

    8. химическое строение органических веществ;

    9. связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;

    10. свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода(II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина;

    11. типы сплавов и их свойства;

    12. круговороты углерода, кислорода, азота в природе;

    13. химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве;

    14. способы защиты окружающей среды от загрязнения;

    15. условия и способы предупреждения коррозии металлов;

    16. химические реакции, лежащие в основе промышленного производства аммиака, серной кислоты, чугуна и стали; условия горения и способы его прекращения.

5. Объяснять:

    1. зависимость свойств химических элементов от заряда ядер атомов и строения атомных электронных оболочек;

    2. физический смысл номеров группы и периода, порядкового (атомного) номера химического элемента в периодической системе Д. И. Менделеева;

    3. закономерности изменения свойств химических элементов, расположенных: а) в одном периоде; б) в главной подгруппе периодической системы Д. И. Менделеева;

    4. причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;

    5. сущность основных положений теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова;

    6. закон сохранения массы веществ при химических реакциях;

    7. зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки;

    8. способы образования ионной, ковалентной (неполярной и полярной), металлической и водородной связей; донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи;

    9. зависимость химических свойств органических веществ от вида химической связи и наличия функциональных групп;

    10. механизм электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

    11. сущность реакций ионного обмена;

    12. сущность процессов окисления и восстановления;

    13. причины многообразия органических соединений;

    14. зависимость скорости химических реакций от: а) природы реагирующих веществ; б) концентрации реагентов; в) температуры; г) наличия веществ-катализаторов;

    15. научные принципы химического производства (на примере промышленного получения серной кислоты, аммиака, метанола).

6. Соблюдать правила:

    1. техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами;

    2. поведения в химической лаборатории,

    3. обращения с веществами.

7. Проводить:

    1. опыты по получению, собиранию и изучению свойств неорганических и органических веществ;

    2. нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание; распознавание кислорода, водорода, оксида углерода(IV), растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов, предельных и непредельных органических соединений;

    3. изготовление моделей молекул веществ: воды, оксида углерода(IV), хлороводорода, метана, этана, ацетилена, этанола, уксусной кислоты.

8. Вычислять:

    1. молекулярную массу и молярную массу веществ по химическим формулам;

    2. массовую долю растворённого вещества в растворе;

    3. массовую долю химического элемента в веществе;

    4. количество вещества (массу) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции;

    5. массу одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;

    6. массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определённую массовую долю одного из исходных веществ;

    7. формулу органического вещества (по продуктам его сгорания или по процентному составу вещества);

    8. скорость химических реакций при изменении температуры;

    9. тепловые эффекты химических реакций по термохимическим уравнениям.


Рекомендации по проверке и оцениванию знаний и умений учащихся

В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по химии на базовом уровне проверке подлежат только те элементы знаний, которые включены в раздел «Требования к уровню подготовки выпускников»2. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной шкале с учётом соответствия:

1) изученным теоретическим обобщениям, т. е. глубина знаний;

2) умениям применять полученную учебную информацию, т. е. осознанность знаний;

3) объёму программы и информации учебника за исключением единиц содержания, выделенных в федеральном компоненте образовательного стандарта курсивом, т. е. полнота знаний.

При оценке учитывается характер ошибок, допущенных учащимися при устном или письменном ответе:



  • оговорки, описки;

  • несущественные (например, упущение из виду какого-либо нехарактерного или незначительного факта при описании свойств вещества) и явно случайные ошибки (например, одиночная (CH3)2CH=CH2 при многократном правильном написании формулы);

  • существенные ошибки, являющиеся следствием недостаточной глубины, полноты и осознанности знаний.


Формы и методы проведения занятий:

- Беседа

- Лекции и семинарские занятия, сближающие характер школьных занятий с применяемыми в высших учебных заведениях;

- Самостоятельное усвоение материала учащимися с использованием химического эксперимента, выполнения разного рода задания, в том числе творческого характера, до проведения исследований, ролевых игр, защиты проектов и т.д.

- Работа в парах и группах

- модульное обучение

- критическое мышление

Избирать формы и методы учебно - воспитательной работы, по-разному их сочетать, необходимо для повышения интереса учащихся к химии, развития творческого мышления, формирования лучших личностных качеств.



Ожидаемые результаты в конце изучения курса:

  • выработка представлений о научной картине мира;

  • выработка умений систематизировать, обобщать и делать выводы;

  • хорошо ориентироваться в основных понятиях и законах

  • применять теоретические знания на практике

  • овладеть умением пользоваться теоретическими знаниями для обобщения, систематизации и прогнозирования;

  • обеспечение глубокого усвоения научных знаний и формирование навыков их практического применения, умение воспроизводить полученную информацию и ассоциативные связи, развивающие память

Форма проведения контроля знаний:

Используется как устный, так и письменный контроль знаний. Текущий контроль проводится устно при проверке дом. задания с написанием химических уравнений на доске. Промежуточный контроль осуществляется в конце каждой изученной темы, проводятся проверочные работы. Кроме того, в конце каждого полугодия проводится контрольная работа по всем темам, изученным учащимися за истекшее время. При письменном контроле используются тесты и работа по карточкам. В конце года выполняется итоговая контрольная работа по основным вопросам курса.



Литература

Для учащихся:

  1. Химия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Е. Е. Минченков, А. А. Журин, П. А. Оржековский. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. — 240с. — ISBN


Для учителя:

  1. Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992

  2. Ахметов Н.С Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1988

  3. Глинка А.М. Общая химия М.: Высшая школа, 1988

  4. Габриелян О.С. химия.10 класс: Метод. Пособие – М.: Дрофа, 2002

  5. Габриелян О.С. химия.11 класс: Метод. Пособие – М.: Дрофа, 2002

  6. Химия пособие репетитор. Ростов на Дону. Издательство «Феникс, 1997

  7. Хомченко Г.П. Сборник задач по химии для учащихся 10-11 классов

  8. Хомченко Г.П. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Администрации городского округа Стрежевой

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»

на заседании МО Методическим советом Директор МБОУ СОШ № 2

Протокол № ____

Протокол № ____ от «_____» сентября 2011г ____________О.В.Жигалина

от «___» сентября 2012г

Рабочая программа

по химии



(универсальный класс)

11 класс

на 2012-2013 учебный год

Составитель: Белоус И.П., учитель

химии и биологии

г. Стрежевой, 2012 год
Пояснительная записка

Программа Е.Е. Минченкова, рекомендована Министерством образования, рассчитана на преподавание курса химии на базовом уровне в течение 67 часов по 2 часа в неделю в 11 универсальном классе.

Программа обеспечивает базовый уровень обучения химии на ступени средней (полной) общеобразовательной школы.

Структура программы ступенчатая. Каждая ступень представляет собой развитие подсистем знаний о химическом элементе и веществе, а также о химическом процессе.

Наряду с формированием знаний в области химии в учебном курсе освещаются вопросы промышленного получения веществ, а также их использования в производстве и быту. Изучение этих вопросов представляет собой практическую реализацию дидактического принципа связи обучения с жизнью в преподавании химии, что должно оказывать положительное воздействие на мотивацию учащихся изучать учебный предмет, так как делает его в глазах школьников не только полезным, но и интересным.

Изучение химии должно способствовать формированию у школьников элементов научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.



Цели химического образования сформулированы в Государственном стандарте общего образования следующим образом3:

  • освоение важнейших знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убеждённости в познавательной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В задачи обучения химии в 10 и 11 классах входит:

  • совершенствование у школьников знаний основ химической науки – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;

  • формирование представлений об основных принципах химического производства, а также понимания роли химических знаний в жизни общества;

  • раскрытие гуманистической направленности химической науки, её возрастающей роли в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, в открытии новых источников энергии, в защите окружающей среды от загрязнений

  • промышленными и бытовыми отходами;

  • развитие у школьников гуманистических черт личности, формирование умения самостоятельно пополнять знания;

  • воспитание элементов экологической культуры.


Ведущими идеями курса являются следующие:

  • в природе существуют связи между составом, строением веществ и их свойствами;

  • материальная основа неорганических и органических веществ едина;

  • применение веществ обусловлено их свойствами;

  • знание законов химии позволяет управлять химическими процессами;

  • наука развивается под влиянием практики и в свою очередь определяет её успехи;

  • промышленное производство веществ совершенствуется в направлении более экологически безопасных способов производства;

  • развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.


Теоретическую основу изучения органической химии составляет структурная теория органических соединений. Теоретическую основу курса 11 класса составляет электронная теория строения вещества.

Предлагаемый курс химии основывается на принципах научности, доступности, системности, а также на принципе историзма. Tеоретические научные знания позволяют учащимся не только объяснять, но и прогнозировать свойства изучаемых веществ, а также веществ, которые не изучались в данном курсе.

Доступность обучения базируется на учёте возрастных возможностей учащихся воспринимать сложный химический материал. Принцип историзма проявляется в том, что познание школьниками химии осуществляется в последовательности смены в науке и практике исторических химических парадигм. Другими словами, учащиеся постепенно подводятся к современному пониманию химических объектов на фундаменте исторического пути их познания.

Значительное место при изучении курса химии отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся умения правильно

обращаться с веществами. Эти важные практические умения необходимы каждому гражданину. Химический эксперимент выступает в роли источника знаний, основы для выдвижения гипотез и их проверки. Он раскрывает теоретико-экспериментальный характер химической науки.

Настоящий курс включает материал, в процессе преподавания которого открывается возможность реализовать систему обобщений. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их систематизации и частно-химическим обобщениям (1-й уровень обобщений). Постепенное повышение теоретического уровня содержания связано с включением в курс общенаучных теорий – строения атома, теории химических связей и др. Это позволяет подвести учащихся к общенаучным обобщениям – раскрыть проявление в химии законов сохранения массы, заряда и т. п. (2-й уровень обобщения). Наконец, осмысление учащимися общих химических закономерностей позволяет подвести их к наивысшему (философскому) уровню обобщений: пониманию познаваемости химических элементов и веществ, причин их разнообразия, всеобщей связи явлений и т. п. (3-й уровень обобщения).

Реализация в процессе обучения системы обобщений позволит учащимся не только лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять роль и место химии среди наук о природе, осознать её значение для человека, общества и государства.

Данная программа реализована в учебниках:

Химия: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Е. Е. Минченков, А. А. Журин, П. А. Оржековский. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. — 240с. — ISBN

Химия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Е. Е. Минченков, А. А. Журин, П. А. Оржековский. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. — 240с. — ISBN
Преподаватель: Белоус Ирина Петровна

Стаж работы 16 лет, 1 квалификационная категория, окончила Томский Государственный педагогический университет в 1996 году по специальности химия и биология.



Универсальный 11 класс

(2 часа в неделю; всего 67 часов,

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по химии (социально-экономический класс)
769.88kb.
Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) на 2013-2014 учебный год Учитель химии: Вдовина Н. И
481.92kb.
Рабочая программа по химии 8 класс Учитель: Попова Людмила Михайловна
598.26kb.
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год по химии класс 10 (профильный уровень) учитель Пономаренко О. В
535.84kb.
Рабочая программа по химии для 8 класса учителя химии Самариной Т. М. на 2012-2013 учебный год Рабочая программа по химии
412.72kb.
Рабочая программа химия 10 класс средняя (полная) ступень, базовый уровень
331.41kb.
Рабочая учебная программа Химия 10 класс 2012 -2013 учебный год
278.83kb.
Рабочая программа по химии 11 класс
364.62kb.
Рабочая программа по химии 9 класс
507.04kb.
Рабочая программа по химии 10 класс
401.5kb.
Рабочая программа по химии 10 класс
365.86kb.
Рабочая программа специализированного курса по химии ( 10-11 класс; 1 час в неделю) Составитель
200.27kb.