Главная стр 1




СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Требования к уровню подготовки обучающихся

  3. Календарно-тематическое планирование

  4. Содержание программы элективного курса

  5. Перечень учебно-методических средств обучения


пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса разработана на основе:

программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера» автор Чистякова С. Н. Просвещение, 2009г



Рабочая программа по элективному курсу «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса направлена на реализацию следующих целей и задач:

-формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

- дать учащимся представление о способах и средствах профессионального самоопределения и формирование реалистических социально-профессиональных планов применительно к различным сферам профессионального труда на основе участия в познавательно-трудовой деятельности;

-формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы;

-способствовать формированию представлений о предпринимательской деятельности по производству и реализации изделий и услуг, овладению умениями рационального поведения в условиях рыночной экономики;

-способствовать уточнению профессиональных планов и адекватному выбору социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей;

-рассмотреть типы профессий и сделать их анализ;

-выявить особенности индивидуального развития личности применительно к будущей профессиональной деятельности;

-развивать самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений.

Рабочая программа по элективному курсу «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией Чистяковой С. Н. В УМК входит:

- Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 2006.    

-  Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 2008.

Дидактические материалы «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 2008.



Рабочая программа по элективному курсу «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса (согласно учебному плану МБОУ « Ливенская средняя общеобразовательная школа №1» на 2013 -2014 учебный год) рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Формы организации учебного процесса: В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, кооперативы, объединения, концерны, учебные заведения.      В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

требования к уровню подготовки ОБучаЮщихся

      Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.


      Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
      Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






Тема

Количество часов

Форма проведения

Сроки проведения

Всего

Теория

Практика

По плану

Фактич.

1

Вводное занятие.

1

1




лекция







2

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1

0,5

0,5

беседа, тестирование







3

Многообразие мира профессий.

1

1




лекция







4

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).

1




1

беседа,

тестирование









5

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

Профессии типа «человек - человек» (торговое дело, работа с детьми).



1




1

диагности-рование







6

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

1

0,5

0,5

беседа







7

Социальные проблемы труда («надо»).

Профессии типа «человек - техника» (деревообработка, швейное дело)



1

1




лекция, дискуссия







8

Социально-психологический портрет современного профессионала

Профессии типа «человек - природа» (растениеводство)



1


1




беседа, практикум, игра







9

Основные признаки профессиональной деятельности

2

1

1

беседа,

конкурс








10

Классификация профессий

2

1

1

беседа, практикум







11

Профессиограмма профессии

2

1

1

беседа, практическая работа







12

Здоровье и выбор профессии

1

1

1

диагности-рование







13


Профессии типа «человек – знаковая система» (выполнение канцелярских работ)

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности



3

1,5

1,5

тестирование







14

Темперамент в профессиональном становлении личности

2

1

1

ролевая игра, опросник







15

Эмоциональные состояния личности.

Профессии типа «человек – художественный образ» (ремесла и народное творчество)



2

0,5

1,5

беседа,

опросник








16

Волевые качества личности

1




1

опросник







17


Способность к запоминанию.

Способность быть внимательным.



2




2

практикум







18

Человек в новых социально-экономических условиях

1

0,5

0,5

беседа







19

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

1

0,5

0,5

практикум







20

Пути получения профессии

1

0,5

0,5

беседа







21

Моя профессиональная карьера

1




1

практикум







22

Технологии индустриального производства

1

0,5

0,5

беседа,

практикум









23

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании

1

0,5

0,5

беседа,

практикум









24

Арттехнологии

1

0,5

0,5

беседа, практикум







25

Оценка способности школьников к выбору профессии

1




1

опросник







26

Профконсультационные услуги

2




2

практикум










Итого:

34

13,5

20,5












содержание программыЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема 1

Вводное занятие

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Технология профессионального выбора».



Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.

Тема 2

Внутренний мир человека и возможности его познания

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.

Методы изучения личности.



Практическая работа. Составление дерева «психологических качеств личности».
Тема3

Многообразие мира профессий

Труд в жизни человека и общества.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.



Практическая работа. Составление словаря профессий.

Тема 4

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)

«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.



Практическая работа

Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий и специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).


Тема 5

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

Профессии типа «человек - человек» (торговое дело, работа с детьми)

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Индивидуальные интересы.

Профессиональные намерения.



Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
Тема 6

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

Понятие профпригодности. Профессионально-важные качества. Активная роль личности в выборе профессии.



Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.

Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.

Тема 7

Социальные проблемы труда («надо»)

Профессии типа «человек - техника» (деревообработка, швейное дело)

Разделение труда. Форма разделения труда. Содержание и характер трудовых функций.

Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.

Практическая работа. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).


Тема 8

Социально-психологический портрет современного профессионала

Профессии типа «человек - природа» (растениеводство)

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность.

Психология принятия решений.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».

Тема 9

Основные признаки профессиональной деятельности

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Формула профессии.

Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
Тема 10

Классификация профессий

Способы классификации профессий. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.



Практическая работа. Составление формулы профессий.

Тема 11

Профессиограмма профессии

Понятие профессиограммы и психограммы. Содержание труда. Условия труда. Требования профессии к человеку.



Практическая работа. Составить профессиограмму интересующей вас профессии. Написать наиболее важные требования, предъявляемые выбранной вами профессией. Обосновать свой выбор «Технология» 9 кл., стр.208

Тема 12

Здоровье и выбор профессии

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.



Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
Тема 13

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Профессии типа «человек – знаковая система» (выполнение канцелярских работ)

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).

Ограничения при выборе профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы.

Диагностические процедуры. Теппинг-тест.
Тема 14

Темперамент в профессиональном становлении личности

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.

Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.

Тема 15

Эмоциональные состояния личности

Профессии типа «человек – художественный образ»

(ремесла и народное творчество)

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, стрессовые состояния).



Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство - тревога», методика «Незаконченные предложения».

Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.

Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.

Тема 16

Волевые качества личности

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.

Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».

Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.

Тема 17

Способность к запоминанию

Способность быть внимательным
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.



Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр»,

«Перепутанные линии», «Отыскание чисел».



Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино», «Муха», «Хромая обезьяна».
Тема 18

Человек в новых социально-экономических условиях

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг.

Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.

Экологические проблемы и их решение.

Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Приватизация. Коммерческий риск. Малый бизнес. Инвестиции.



Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».
Тема 19

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе.

Занятость населения. Безработица.



Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».

Тема 20

Пути получения профессии

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Возможности квалификационного роста.

Практическая работа. Письменная работа «мой путь в профессию».
Тема 21

Моя профессиональная карьера

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.



Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

Тема 22

Технологии индустриального производства

Технологический процесс индустриального производства. Машиностроение. Профессии индустриального производства. Виды производства. Рынок труда г. Яровое и Славгородского района.



Практическая работа. «Технология» 9кл. Упражнение, стр.12


Тема 23

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании

Торговля. Группы торговых предприятий. Профессии в сфере торговли. Отличительные черты торгового комплекса. Предприятия общественного питания. Профессии в сфере общественного питания.



Практическая работа. «Технология» 9кл. Упражнение, стр.31

Тема 24

Арттехнологии

Изобразительное искусство. Архитектура. Музыка. Хореография. Театр. Кино. Телевидение. Литература. Технологии искусства. Профессии в сфере арттехнологий.



Практическая работа. «Технология» 9кл. Решить кроссворд.
Тема 25

Оценка способности школьников к выбору профессии

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.

Оценки способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.



Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.

Тема 26

Профконсультационные услуги

Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.



формы и средства контроля
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся– самостоятельные работы, тесты, анкетирование, диагностирование, творческие работы, сообщения, защита рефератов.

перечень учебно-методических средств обучения
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-9-кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной. – М., 2006.

  2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной. – М., 2008.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – М., 1990.

  2. Григорьева М.Р Подросток в мире профессий: Программы элективных курсов, материалы к занятиям. Волгоград, 2009г

  3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, упражнения, опросники. – М.:ВАКО, 2006.

  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов 9-11 классы. – М.: ВАКО, 2006

  5. Советова Е. В. Предпрофильная подготовка в школе. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2008


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


  1. http://www.joblist.ru/t_index.shtml - тесты выбора профессии

  2. http://www.fortunecity.com/millenium/scooby/454/content.htm - психологические Web-ресурсы

  3. http://www.e-xecutive.ru/professions - информация о профессиях

  4. http://www.bitnet.ru/psicho/relians-resalt - тесты на самооценку

  5. http://www/ht.ru/prof/ - Профориентационный раздел портала «Гуманитарные технологии»

  6. http://www.e-xecutive.ru/professions/ - Справочник профессий на сайте сообщества менеджеов

  7. http://www.rabotas.ru/ - «Сайт о работе» с интересными подборками статей о карьере, профессиях, рынке труда.




Смотрите также:
Рабочая программа по элективному курсу «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса разработана на основе: программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера»
198.72kb.
Учебно-методический комплекс: «Твоя профессиональная карьера»
47.99kb.
«Школа становления компетентной личности»
526.52kb.
«Формирование ключевых компетентностей учащихся при подготовке научно-исследовательских работ по психологии к участию в выставках «Твоя профессиональная карьера» идругих конкурсах»
63.68kb.
Практикум по выбору профессии. 8-11 классы / Е. Н. Прошицкая М.: Просвещение, 1995; Твоя профессиональная карьера: учеб для 8-9 кл. / под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. М.: Просвещение, 2002
397.5kb.
Тематическое планирование по предпрофильной подготовке в 9 классе на 2013 2014 учебный год. Планирование взято: «Твоя профессиональная карьера 8-9 класс»
22.88kb.
Решение задач Подбор задач для пакета заданий Создание пакета заданий и рекомендации по их решении VI выставка исследовательских и творческих работ «Твоя профессиональная карьера»
154.09kb.
Vі выставка научных и творческих работ учащихся «Твоя профессиональная карьера» «Тайны Стоунхенджа»
170.25kb.
Программа элективного курса для профессионального самоопределения «Личностное самоопределение и профессиональная карьера»
144.43kb.
Рабочая программа по элективному курсу для 7 класса разработана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности.»
376.2kb.
Рабочая программа по русской словесности 7 класс Настоящая программа по элективному курсу для 7 класса создана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности»
192.25kb.
Конкурс молодежных творческих проектов «Моя профессиональная карьера» Номинация «Моя профессия моё будущее»
62.87kb.