Главная стр 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании МО

учителей естественно-математического цикла

протокол № 4

от « 29 » 08 2013 г.

руководитель МО

___________ М.Ф.Салихова


Согласовано

заместитель директора

МАОУ «СОШ № 26»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

_______________ О.А. Батталова

«30» 08 2013 г.



Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 26»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

_______________ Л.Н. Пырова

Приказ № 342-0

«31» 08 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет биология
Класс 11а
УМК : 1) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы /автор программы В.В.Пасечник /. - М., Дрофа, 2009;

2) учебник Биология. Общая биология. 10-11 класс М., Дрофа, 2013.: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. - 367, /1/с.:ил.

Составитель -

учитель химии и биологии

МАОУ «СОШ № 26»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

Шарифуллина Альфия Айратовна

Год составления рабочей программы 2013 год











Содержание программы.

стр.


1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………….3

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы……………………………………………………….4

3. Цель и задачи изучения курса………………………………………………………………………..…………………………4

4. Требования к уровню подготовленности учащихся 11 класса…………………………………………………………… 6

5. Учебно-тематическое планирование по биологии.…………………………………………………………………………..10

6. Содержание тем учебного курса биологии ……………………………………………………………………..……………11


7. Календарно-тематическое планирование по биологии ..………………………………………………………………….…16

8. Информационно – методическое обеспечение……………………………………………………………………………….27




1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «биология» составлена с учетом:

1. Федерального закона от 29.12.2012 №373-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Программы «Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ автор-составитель Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»

5. Учебного плана МАОУ «СОШ №26» на 2013-2014 учебный год (приказ № 330-О от 27.08.13г.)


Программа ориентирована на формирование общей культуры и в большей степени связана с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Кроме того, в программе учтены рекомендации БИРО по введению регионального компонента в тематическое планирование. Данная рабочая программа предполагает изучение курса по учебнику «Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А.Криксунова,В.В.Пасечника–М.:Дрофа,2013. »
Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает в 11-х классах обучение биологии в объеме 1 час в неделю (всего за год 34 часа).
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность .

3

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

1. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089).

Стандарт основного общего образования по биологии

3.Цель и задачи изучения курса

Цель: изучение общебиологических закономерностей эволюции живой природы.

Задачи:

-освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

-овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

4

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения



выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

-воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

Программа предназначена для изучения предмета « Общая биология» в общеобразовательных учреждениях по учебнику Биология, Общая биология. 10-11 класс.: учеб. для общеобразоват.учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,В.В.Пасечник. - М., Дрофа,2013.

При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.

Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности.
5
В программе указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса, в них отражены наиболее существенные вопросы содержания образования по биологии среднего (полного) общего образования.

Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения.

На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении задании используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.


4. Требования к уровню подготовленности учащихся 11 класса.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать



  • основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина; хромосомную теорию наследственности, антропогенеза); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;


  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);


  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
    действие искусственного и естественного отбора, формирование
    приспособленности, образование видов, круговорот веществ
    и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • 6


  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;


  • биологическую терминологию и символику,
  • особенности жизни как формы существования материи;


  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;


  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охра­не окружающей среды и здоровья человека;



уметь


  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззре­ния; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние ал­коголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений раз­вития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устой­чивости и смены экосистем; необходимость сохранения многооб­разия видов;


  • решать элементарные биологические задачи; составлять родословные, строить вариационные кривые на



  • растительном и животном материале; составлять элемен­тарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • 7



  • описывать особей видов по морфологическому критерию;


  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источни­ки мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные из­менения в экосистемах своей местности;


  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой приро­ды по химическому составу, зародыши человека и других млекопи­тающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местнос­ти), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;


  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические про­блемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;


  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;


  • находить информацию о биологических объектах в различных ис­точниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных из­даниях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и кри­тически ее оценивать; составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.




8

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других за­болеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;


  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;


  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).




9

5. УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ





Название темы



Количество часов



Контрольные работы

Лабораторные


























1.

История эволюционных идей



4









2.

Современное эволюционное учение



9



1

3



3.

Происхождение жизни на Земле.



3



1

1



4.

Происхождение человека


4



1

1




5.



Экологические факторы





3







1




6.

Структура экосистем.






4






4


7.


Биосфера - глобальная система.



2









8.

Биосфера и человек





2






1


9.

Повторение




3















Итого





34





3


11

6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ
История эволюционных идей (4ч)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.


Основные этапы развития эволюционных идей.
Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

11
Современное эволюционное учение (9ч)

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.


Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптации и их относительный характер.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции.
Главные направления эволюционного процесса.
Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории.

Демонстрация
  • живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования;


  • примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза;


  • схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.



12

Лабораторные работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление у организмов приспособлений к среде обитания


Происхождение жизни на Земле (3ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные этапы развития жизни на Земле.


Лабораторные работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Происхождение человека (4ч)

Место человека в системе органического мира.


Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

13

Демонстрация


  • моделей скелетов человека и позвоночных животных;


  • модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.



Лабораторные работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Экологические факторы (3ч)

Наука экология. Среда обитания организмов и ее факторы. Среда обитания организмов и ее факторы. Адаптация организмов. Местообитание и экологические ниши. Типы экологических взаимодействий. Виды конкурентных взаимоотношений организмов. Основные экологические характеристики популяций.


Лабораторные работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Структура экосистем (4ч)
Экологические сообщества. Классификация экосистем. Структура растительного сообщества. Структура животного сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. .Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.
14

Демонстрация
  • различных типов экологических систем


  • таблиц иллюстрирующих структуру растительного и животного сообщества


  • схем питания живых организмов в сообществах


  • типов взаимодействия организмов в сообществах



Лабораторные работы

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Составление схем передачи веществ и энергии.

Практические работы.

Решение экологических задач.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности


Биосфера – глобальная система (2ч)

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.


Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Биосфера и человек (4ч)
15

Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.


Демонстрация
  • окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах;


  • репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов


  • таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы;


  • схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;


  • влияния хозяйственной деятельности человека на природу;


  • модели-аппликации «Биосфера и человек»;


  • карт заповедников нашей страны.



Лабораторные работы

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

7. Календарно-тематическое планирование





Дата план

Дата факт

Тема урока

Основные понятия

Форма проведения

Лабораторные работы

Требования к уровню обученности


Оборудование

Домашнее задание













В И Д (20 ч)































История эволюционных идей (4 ч)



















1

1

05.09




История эволюционных идей. Повторный инструктаж.




Лекция, самостоятельная работа




Знать: историю эволюционных идей

Уметь: связать эволюционные идеи с развитием общества



Портреты, СРиЖ

Изучить 52

2

2

12.09




Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка.




Беседа-диспут, самостоятельная работа




Знать: сущность работ Линнея, Ламарка

Уметь: сопоставить взгляды Ламарка и Линнея






Изучить 52

3

3

19.09




Эволюционная теория Ч.Дарвина




Рассказ, беседа, самостоятельная работа




Знать: сущность теории Дарвина

Уметь: применять положения дарвинизма



Эволюционное древо

Изучить 52

4

4

26.09




Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

Естественнонаучная картина мира

контрольно-обобщающий

Мс: картина мира (обществоведение)




Знать: роль эволюционной теории

Уметь: использовать полученные знания



тесты

Изучить 52



Современное эволюционное учение (9ч)

5

1

03.

10





Вид, его критерии. Инструктаж по ТБ. Л. р. 1. Описание особей вида по морфологическому критерию.

Вид, структура и критерии вида.

комбинированная

Л.р. 1.Описание особей вида по морфологическому критерию вида

Знать: определение и критерии вида

Уметь: определять критерии вида



Л.о.

Изучить 53

6

2

10.

10





Популяции. Генетический состав популяций.

Популяция

Беседа, самостоятельная работа. Мс: уравнение стабильности популяции (алгебра)




Знать: определение популяции и формулу генетического состава популяции Уметь: характеризовать популяцию




Изучить 54,55

7

3

17.

10





Движущие силы эволюции. Инструктаж по ТБ. Л. р. 2. Выявление изменчивости у особей одного вида.

Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

комбинированная

Л.р. 2.Выявление изменчивости у особей одного вида.

Знать: движущие силы эволюции уметь: выявлять тип изменчивости

Л.о.

Изучить 56

8

4

24.

10





Борьба за существование и ее формы.

Борьба за существование

Беседа-диспут




Знать: формы борьбы за существование Уметь: выявлять формы борьбы за существование

Открытки


Изучить 57

9

5

31.

10.





Естественный отбор и его формы. Инструктаж по ТБ.Л. р.3. Выявление у организмов приспособлений к среде обитания.

Естественный отбор

комбинированная

Л.р. 3.Выявление у организмов приспособлений к среде обитания

Знать: формы естественного отбора

Уметь: выявлять формы естественного отбора и приспособленность



Л.о.

Изучить 58

10

6

7.11




Видообразование.

микроэволюция

Лекция, самостоятельная работа




Знать: сущность видообразования Уметь: объяснять причины изменяемости видов

Таблица

Изучить 60

11

7

14.11




Макроэволюция, ее доказательства.

макроэволюция

Беседа, самостоятельная работа




Знать: сущность макроэволюции Уметь: приводить доказательства

Эволюц.

древо


Изучить 61

12

8

21.11




Главные направления эволюции органического мира.

Ароморфоз, конвергенция, адаптация

Беседа, самостоятельная работа




Знать: типы эволюционных изменений

Уметь: давать характеристики эволюционных изменений



Эволюц.

древо


Изучить 63

13

9

28.11




Современное эволюционное учение




Контрольно-обобщающий




Знать:совр.

эволюц. учение



Уметь: решать тест

Тесты

Повторить 52-63















Происхождение жизни на Земле (3ч)



















14

1

05.12




Гипотезы о происхождении жизни.

Гипотезы о происхождении жизни.

Семинар, просмотр кф. Мс: большой взрыв (астрономия)

кф

Знать: гипотезы происхождения жизни Уметь: объяснять родство живых организмов




Изучить 89

15

2

12.12




Современные представления о происхождении жизни. Инструктаж по ТБ. Л.р. 4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.




комбинированная

Л.о.

Знать: современные теории Уметь: анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни

Л.р. 4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Изучить 90

16

3

19.12




Основные этапы развития жизни на Земле.

Происхождение эукариот, симбиогенез

Беседа, просмотр кф

Кф, таблица

Знать: основные этапы развития жизни на Земле Уметь: характеризовать этапы развития жизни





Изучить 91













Происхождение человека (4ч)



















17

1

26.12




Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза.

Гипотезы происхождения человека, антропогенез

Беседа-диспут, просмотр кф

Кф, макет

Знать: систематику человека и стадии антропогенеза

Уметь: сравнивать зародыши человека






Изучить 69

18

2

09.01




Движущие силы антропогенеза. Инструктаж по ТБ. Л.р. 5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Движущие силы антропогенеза

комбинированная

Л.о.

Знать: движущие силы антропогенеза

Уметь: анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека



Л.р. 5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Изучить 71

19

3

16.01




Прародина человека. Расы и их происхождение.


Расы человека, расология, расизм

Беседа-диспут. Мс: расы, расоведение, расизм (обществознание)

Колл рас

Знать: о прародине человека человеческих расах Уметь: находить информацию о биологических объектах




Изучить 72,73

20

4

23.01




Происхождение жизни на Земле и человека.




Контрольно-обобщающий

тесты

Знать: как произошла жизнь на Земле Уметь: объяснять, сравнивать анализировать




Повторить 89-91,69-73

















































Э К О С И С Т Е М Ы (11ч)































Экологические факторы (3ч)



















21

1

30.01




Что изучает экология. Инструктаж по ТБ. Л. р. 6. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Среда обитания, экологические факторы

Комбинированная

ЭК: экологические проблемы РБ

Комнатные растения

Знать: экология-среда обитания и ее факторах Уметь: объяснять влияние экологических факторов


Л.р. 6 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Изучить 74,75

22

2

06.02




Основные типы экологических взаимодействий.

Экологическое взаимодействие

самостоятельная работа




Знать: сущность основных типов экологических взаимодействий Уметь: сравнивать типы экологических взаимодействий




Изучить 77

23

3

13.02




Основные экологические характеристики популяций

Обилие,

плотность популяции



Семинар

Таблицы сообществ

Знать: основные эколог. Характеристики популяций Уметь: сравнивать эколог.характеристики популяций





Изучить 79













Структура экосистем (4ч)



















24

1

27.02




Структура сообщества. Инструктаж по ТБ. Л.р. 7. Инструктаж по ТБ. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Видовая и пространственная структура

Беседа, решение задач

таблицы

Знать: структуру сообщества уметь: исследовать изменения в экосистемах

Л.р. 7 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Изучить 82

25

2

06.03




Пищевые цепи. Инструктаж по ТБ. Л. р. 8. Составление схем передачи веществ и энергии.

Круговорот в-в и превращение энергии

комбинированная

Л.о.

Знать: понятие о пищевых цепях Уметь: объяснять взаимосвязи организмов

Л.р.8 Составление схем передачи веществ и энергии.

Изучить 84

26

3

13.03




Экологическая сукцессия. Инструктаж по ТБ. Пр. р. 1. Решение экологических задач.

Первичная и вторичная сукцессия

Семинар

таблица

Знать:

Пр.р.1. Решение экологических задач

Изучить 86

27

4

20.03




Экологические сообщества. Инструктаж по ТБ. Пр.р. 2. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Экосистема, агроэкосистема
ЭК: сообщества РБ

комбинированная

Л.о.

Знать: понятие об экологической сукцессии Уметь: объяснять причины смены экосистем

Пр.р.2.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Изучить 81













Биосфера – глобальная система (2ч)



















28

5

27.03




Биосфера - глобальная система. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Метапредметные связи: биосфера (география)

Семинар




Знать: сущность, строение и свойства биосфера Уметь: объяснять происхождение жизни




Изучить 92

29

6

03.04




Эволюция биосферы.

Эукариоты

Семинар




Знать: эволюцию биосферы Уметь: систематизировать знания об этапах развития жизни




Изучить 92













Биосфера и человек (2ч)



















30

1

17.04




Антропогенное воздействие на биосферу. Инструктаж по ТБ. Л. р.9. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Глобальные экологические проблемы

Семинар




Знать: о глобальных экологических проблемах

Уметь: анализировать и оценивать экологические проблемы



Л. р.9. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Подготовить сообщения

31

2

24.04




Биосфера и человек.




Семинар




Знать: о воздействии человека на биосферу уметь: оценивать последствия собственной деятельности в окр.среде




Подготовить сообщения













Повторение (3ч)


















32

1

08.05




Ноосфера.


Ноосфера
Техносфера

Семинар




Знать: сущность понятия ноосфера Уметь: прогнозировать развитие ноосферы




Подготовить сообщения

33

2

15.05




Основные биологические законы.




Урок-повторение




Знать: основные биологические законы Уметь: применять законы




Подготовить сообщения

34

3

22.05




Значение биологии в жизни человека.





Урок-повторение




Знать: значение биологии в жизни человека Уметь: применять полученные знания




Подготовить сообщения




Информационно-методическое обеспечение



1.       Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

2.       Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2013 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано ФГОС)

3.     А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.

4.     Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. Минск, «Современная школа» «Кузьма», 2011.

5.     Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: дидактические материалы к разделу «Общая биология». 9 кл.; 10-11 кл. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2007 .

6.     Щелчкова Е. Ю. Общая биология. 10-11 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293с.



Ресурсы Интернета

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.



Смотрите также:
Рабочая программа предмет биология
351.79kb.
Рабочая программа Предмет: биология
301.18kb.
Рабочая программа по биологии 9 класс 2013-2014 уч год Составлена на основе: Программы «Биология 6-9 классы»
190.21kb.
Рабочая программа по биологии 6 класс Алексеева Екатерина Юрьевна Биология
228.35kb.
Н. Н. Воронцов и др. «Общая биология» Класс: 11 кл. Предмет: биология Профиль: общеобразовательный Образовательная область: биология
325.07kb.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования по биологии, Программы основно-го общего образования по биологии для одиннадцатого класса «Биология. Общая биология»
195.09kb.
Кривошеевой Диной Викторовной пояснительная записка рабочая программа
1446.09kb.
Рабочая программа линии умк «Биология Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений составлена на основе
107.34kb.
«Биология» 10 класс
156.31kb.
Программа предмет биология Класс 9 Образовательная область естествознание
70.92kb.
Рабочая программа "биология" 5 9 классы
430.56kb.
Рабочая программа по культуре общения Класс -9 Всего часов на учебный год 18 Количество часов в неделю 0,5 Учитель
54.4kb.