Главная стр 1
скачать
Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Першинская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

На методическом совете

Протокол № ______

«___» сентябрь 20__ г.




Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________ С.Б.Кузьминых

«____» сентябрь 20__г.




Утверждаю

Директор школы

_______________ О.Н.Арефьева

«____» сентябрь 20__г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмет: изобразительное искусство

класс: 4

Составитель: учитель Ташкенова М.И.,

высшая квалификационная категория

с. Першино

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального образования по изобразительному искусству и авторской программы Кузина В.С., Кубышкина Э.И «Изобразительное искусство», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2009)

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом важнейшее значение имеет искусство, охватывающее целый комплекс художественно – эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель курса – приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Задачи:


  • развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • осваивать первичные знания о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладевать элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно -прикладное искусства, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

В основу программы положены:

-  тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.   Занятия обогащаются использованием кинофильмов, показом репродукций и их фрагментов, проведение экскурсий.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1 – 3 классах проводится в начале или в конце урока в течение 8 – 10 минут; в одной беседе показываются два – три произведения (или три – четыре иллюстрации, три – четыре предмета декоративно – прикладного искусства). В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно – прикладного и народного искусства. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, технологию, окружающий мир, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что в содержание учебного курса отражает краеведческую направленность, изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

Программой заложены возможности овладения учащимися общеучебными умениями и навыками (умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств; осуществлять поиск и обработку информации, планировать и организовывать свою деятельность и др.).

Важным компонентом на завершающей стадии занятия является обсуждение детских работ. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:

• декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

• владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует кистевую роспись в выполнении декоративной композиции.

• содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

• оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания, чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначенного изделия.

Программа будет реализована за счёт 1 часа Федерального компонента.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Виды и формы контроля :

1.Викторина

2. Тестирование

3. Кроссворд

4.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать и понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремёсел России;

ведущие художественные музеи России;



Уметь:

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыке;



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.



Учебно- тематический план

№ п/ п

Виды занятий

Количество часов

I

В мире изобразительного искусства

12 ч.

II

Мы любим смотреть картины и рисовать

22 ч.




ВСЕГО:

36 ч.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования – 34 часа.



  1. на обучение:

  • рисованию с натуры (рисунок - живопись) – 12 ч;

  • рисованию на темы – 7 ч;

  • рисование по памяти – 2 ч;

  • декоративной работе – 7 ч;

  • выполнению аппликации – 2 ч.

  1. на проведение бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 ч.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование с натуры отдельных предметов, а также группы предметов ( натюрморт) призматической, цилиндрической, шаровой, комбинированной форсы с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагаются сначала во фронтальной а затем в угловой перспективе) с проведением доступных учащимся объяснений к заданиям: 1) круг в перспективе ( горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальная перспектива и 3) угловая перспектива.

Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии. Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.

Примерные задания:

а) рисование с натуры по памяти ( в том числе наброски) отдельных предметов ( коробок, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух- трёх листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;

б)рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов быта (из двух предметов разной окраски);

в) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека;

г) рисование с натуры и по памяти птиц и животных;

д) рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин;

е)выполнение графических и живописных упражнений.

В результате изучения данного вида рисования учащиеся должны знать:

- пропорции фигуры человека;

- характерное отношение частей человека и как он передаются в скульптуре малой формы;

- многообразии различных явлений, событий и предметов действительности.

уметь:

- анализировать форму цвет и их пространственное расположение предметов;

-анализировать особенности конструктивно – анатомического строения птиц и животных.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

-обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.



Рисование на темы (композиция)

Совершенствования умения отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.

Обобщение знаний, полученных в 1 – 3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.

Развитие воображения, творческой фантазии дитей. Умение образно представлять задуманную композицию.

Примерные задания:

а)рисунки на темы: «Летний пейзаж», «Восход солнца на море», «Портрет дерева», «Осень в саду», «Осень в городе», «На уборке урожая», «Ребята на экскурсии», «Катание с горы», «Детская железная дорога», «Песня нашей Родины», «Лесные тропинки»;

б) иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «По щучьему велению», «Чудодейное колечко»; «Руслан и Людмила» А. Пушкина (отрывки из поэмы), Растрепанный воробей» К. Паустовского, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Золушка» Ш. Перро, «Маленький мук» В. Гауфа, «Путешествие Гулливера» Д. Стифта, «Удалой портняжка» и «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Пеппи Длинныйчулок» А.Линдгрен, «Маленький водяной» и «Маленькая Баба Яга» О.Пройслер и др.

В результате изучения данного вида рисования учащиеся должны знать:



- народные традиции, обычаи

уметь:

- передать эстетическое отношение к произведениям искусства;

-использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки:

- самостоятельно выбрать сюжет и басни и проиллюстрировать его;

-выделять главное в пейзаже;

- определять изменение цвета и различать цветовой тон;

- эмоционально воспринимать образ природы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

-обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.



Декоративная работа

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно- прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву( рельефная резьба в украшении крестьянского дома, геометрическая и кудринская резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т.д.)

Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно декоративной композиции.

Примерные задания:

а)выполнение эскизов памятного кубка: эскиз коллективного мозаичного панно «Слава спорту». На уроках труда по возможности выполняются проекты , которые оформляются согласно эскизам;

б)выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделья;

в)выполнение эскиза сказочного стульчика (стульчик- птица, стульчик- зверь и т.д.) и роспись готового изделия;

г)выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски, роспись готового изделия. Примерные сюжеты: «Сказочные птицы», «Весёлые звери», «Богатырские кони», «Любимый сказочный герой» и т.д.;

д)выполнение эскиза игрушки «Весёлая карусель»; моделирование игрушки из бумаги с последующим её выполнением на уроках труда;

е)выполнение эскизов лепной свистульки в виде сказочных птицы или зверя и роспись готового изделия.

В результате изучения данного вида рисования учащиеся должны знать:



- произведения народного декоративно – прикладного искусства ( Палех, Городец, Хохлома, Гжель). -анализировать произведения изобразительного искусства;

уметь:

- анализировать цвет, форму и пространственное расположение предметов;

- выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов;

- объяснять последовательность выполнения рисунка;

- выполнять самостоятельно эскиз Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основными темами бесед являются:

- люди труда в изобразительном искусстве;

- прославленные центры народных художественных промыслов;

-искусство родного края;

- общее представление о видах и жанрах их образительного искусства ( живопись, графика, декоративно- прикладное искусство, скульптура, архитектура, портрет, исторический жанр, натюрморт, пейзаж и т.д.)

В результате изучения данного вида рисования учащиеся должны знать:

-основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных ремесел России;

- ведущие художественные музеи России.



уметь:

- высказывать свои впечатления о произведения изобразительного искусства;

- рассказывать о художниках;

- наблюдать, замечать прекрасное в природе, сравнивать с изображенным на полотнах живописцев;

- анализировать свои впечатления;

- высказывать свое восхищение красотой родной природы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства



ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Нор мативные источники

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г.



Учебно -методическая литература

Для учителя

Для учащихся

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. -  М.: Дрофа, 2001.

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2010.

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. -  на сайте www. ed.gov.ru.




Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2010

Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 4 кл. - М.: Дрофа, 2010.

Детская энциклопедия «Искусство» - М.: 1977.



Календарно – тематическое планирование

Изобразительное искусство

4 класс – 34 часа (1 час в неделю)

п/п


Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата проведения

Предполагаемая

Фактическая

1.

В мире изобразительного искусства. (12 часов)

Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников». Рисование на тему «Летний пейзаж».



1







2.

Составление мозаичного панно: «Парусные лодки на реке». Аппликация.

1







3.

Беседа «Ознакомление с произведениями изобразительного искусства». Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

1







4.

Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. Завершение работы.

1







5.

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко.

1







6.

Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко. Продолжение работы в цвете.

1







7.

Изучаем азбуку изобразительного искусства.

Рисование с натуры коробки.



1







8.

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара.

1







9.

Тематическое рисование: «Моя улица», «Мой двор». Рисование по представлению.

1







10.

Образ человека в произведениях изобразительного искусства. Рисование с натуры фигуры человека.

1







11.

Рисование с натуры фигуры человека. Завершение работы в цвете.


1







12.

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта.

1







13.

Мы любим смотреть картины и рисовать. ( 22 часа)

Рисование животных по представлению.



1







14.

Рисование по представлению птиц.


1







15.

Сказка в декоративном искусстве. Роспись разделочной доски.

1







16.

Роспись разделочной доски. Завершение работы в цвете.

1







17.

Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1







18.

Составление эскиза сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

1







19.

Аппликация на сюжет русской народной сказки «По щучьему велению».

1







20.

«В мирное время». Рисование с натуры атрибутов армии.

1







21.

Рисование по памяти современных машин.


1







22.

Рисование народного праздника. Рисование на тему «Песни нашей Родины».

1







23.

Выполнение эскиза лепного пряника.


1







24.

Роспись готового изделия лепного пряника.


1







25.

Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства.

Рисование птиц и животных.



1







26.

Иллюстрирование басни И.А. Крылова «Ворона и лисица». Выполнение линейного рисунка.

1







27.

Иллюстрирование басни И.А. Крылова «Ворона и лисица». Завершение работы в цвете.

1







28.

Беседа о пейзажной живописи. Тематическое рисование «Закат солнца».

1







29.

Тематическое рисование «Закат солнца». Завершение работы в цвете.

1







30.

Люди труда в изобразительном искусстве.


1







31.

Выполнение эскиза мозаичного панно «Слава труду».

1







32.

Выполнение мозаичного панно «Слава труду» из цветной бумаги.

1







33.

Аппликация. Орнаменты народов мира.


1







34.

Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина.

1










ВСЕГО:

34







скачать


Смотрите также:
Рабочая программа предмет: изобразительное искусство
199.44kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
409.16kb.
Программа «изобразительное искусство»
200.09kb.
Программа «изобразительное искусство»
1571.62kb.
Изобразительное искусство
161.17kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству (учебный предмет) Учитель Драненко Елена Алексеевна
433.61kb.
Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы., «Изобразительное искусство»
43.37kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
100.83kb.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
267.63kb.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классе на 2011 2015 учебный год
1087.35kb.
Рабочая программа по предмету «Искусство» для 8 9 класса разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство»
262.68kb.
Программа "Изобразительное искусство и его история". Образовательная программа для учителей начальных классов. Методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в 1-4 класс
62kb.