Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе примерной программы по физике, авторской программы под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина. Авторы программы по физике Е. М. Гутник, А. В. Перышкин.

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.


Учебно-тематическое планирование (учебно-тематический план)


№ урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Домашнее задание

Тепловые явления 12 часов




1

Тепловое движение. Температура.

1




Инструктаж по технике безопасности.

2

Внутренняя энергия и способы ее изменения

1







3

Теплопроводность. Конвекция. Излучение

1







4

Количество теплоты. Самостоятельная работа по теме «Виды теплопередачи»

1







5

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении

1







6

Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1




Инструктаж по технике безопасности.

7

Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды»

1




Инструктаж по технике безопасности.

8

Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1




Инструктаж по технике безопасности.

9

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1







10

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Самостоятельная работа «Количество теплоты»

1







11

Решение задач по теме «Тепловые явления»

1







12

Контрольная работа по теме «Тепловые явления»

1







Изменение агрегатных состояний вещества 11ч.




13

Агрегатные состояния вещества.

1







14

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

1







15

Удельная теплота плавления

1







16

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и поглощение ее при конденсации

1







17

Кипение. Самостоятельная работа по теме «Плавление и отвердевание»

1







18

Влажность воздуха и ее измерение. Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха»

1




Инструктаж по технике безопасности.

19

Удельная теплота парообразования и конденсации

1







20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1







21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1







22

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1







23

Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1







Электрические явления 25 часов




24

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

1







25

Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

1







26

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1







27

Объяснение электрических явлений. Самостоятельная работа по теме «Электризация тел»

1







28

Электрический ток. Источники электрического тока

1







29

Электрическая цепь и ее составные части. Самостоятельная работа по теме «Электрический ток»

1







30

Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах. Действия электрического тока

1







31

Направление электрического тока. Сила тока. Амперметр.

1







32

Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1




Инструктаж по технике безопасности.

33

Электрическое напряжение. Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1




Инструктаж по технике безопасности.

34

Электрическое напряжение. Зависимость силы тока от напряжения.

1







35

Электрическое сопротивление. Самостоятельная работа по теме «Сила тока и напряжение»

1







36

Закон Ома для участка цепи

1







37

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1







38

Реостаты. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом»

1




Инструктаж по технике безопасности.

39

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока от напряжения. Измерение сопротивления проводника»

1




Инструктаж по технике безопасности.

40

Решение задач по теме «Электрические явления»

1







41

Самостоятельная работа по теме «Электрические явления»

1







42

Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников.

1







43

Параллельное соединение проводников

1







44

Работа электрического тока. Мощность. Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности тока в лампе»

1




Инструктаж по технике безопасности.

45

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

1







46

Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Самостоятельная работа по теме «Постоянный ток»

1







47

Решение задач по теме «Электрические явления»

1







48

Контрольная работа по теме «Электрические явления»

1







Электромагнитные явления 7 часов




49

Магнитное поле. Магнитные линии










50

Магнитное поле катушки с током. Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1




Инструктаж по технике безопасности.

51

Магнитное поле Земли.

1







52

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон

1







53

Лабораторная работа №11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

1




Инструктаж по технике безопасности.

54

Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

1







55

Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления»

1







Световые явления 9 часов




56

Источники света. Распространение света.

1







57

Законы отражения света. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения»

1




Инструктаж по технике безопасности.

58

Преломление света

1







59

Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения »

1




Инструктаж по технике безопасности.

60

Линзы. Оптическая сила линзы Изображения, даваемые линзой

1







61

Решение задач по теме «Оптическая сила линзы. Построение изображений, даваемых линзой»

1







62

Глаз и зрение. Оптические приборы. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

1




Инструктаж по технике безопасности.

63

Решение задач по теме «Световые явления».

1







64

Контрольная работа по теме «Световые явления»

1




Инструктаж по технике безопасности.

Итоговое повторение 6 часов




65

Повторение по теме «Тепловые явления»

1







66

Повторение по теме «Тепловые явления».

1







67

Повторение по теме «Тепловые явления и электрические явления»»

1







68

Повторение по теме «Электрические явления»

1







69

Повторение по теме «Электромагнитные явления»

1







70

Итоговая контрольная работа











Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Контрольные и самостоятельные работы проводятся по сборнику Громцевой О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс»

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления»

Вариант 1

  1. Какое количество теплоты необходимо для нагревания железной гири массой 500 г от 20 до 30 градусов Цельсия. (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С) )

  2. Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж теплоты? (Удельная теплота сгорания угля 3 * 107 Дж/кг)

  3. В каком платье летом менее жарко: в белом или в темном? Почему?

  4. Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы нагреть 100 кг стали от 100 до 200 градусов Цельсия? Потерями тепла пренебречь. (Удельная теплота сгорания угля 3 *10 7 Дж/кг, удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С))

Вариант 2

  1. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 100 г спирта? (Удельная теплота сгорания спирта 2,7 *107 Дж/кг)

  2. Какова масса железной детали, если на ее нагревание от 20 до 200 градусов Цельсия пошло 20,7 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С))

  3. Почему все пористые строительные материалы (пористый кирпич, пеностекло, пенистый бетон и др.) обладают лучшими теплоизоляционными свойствами, чем плотные стройматериалы?

  4. Какое количество теплоты необходимо для нагревания 3 л воды в алюминиевой кастрюле массой 300 г от 20 до 100 градусов Цельсия? (Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), алюминия 920 Дж/(кг С), плотность воды 1000 кг/м3)


Контрольная работа №2 по теме
«Изменение агрегатных состояний вещества»


Вариант 1

1. Расплавится ли нафталин, если его бросить в кипящую воду? Ответ обоснуйте. (Температура плавления нафталина 80 градусов Цельсия, температура кипения воды 100 градусов)

2. Найти количество теплоты необходимое для плавления льда массой 500 грамм, взятого при 0 градусов Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 килограммов воды, взятых при 50 градусах Цельсия. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота парообразования 2,3 * 10 6 Дж/кг,

4. За 1,25 часа в двигателе мотороллера сгорело 2,5 кг бензина. Вычислите КПД двигателя, если за это время он совершил 2,3 * 10 7 Дж полезной работы. Удельная теплота сгорания бензина 4,6 *10 7 Дж / кг

Вариант 2.

1. Почему показание влажного термометра психрометра всегда ниже температуры воздуха в комнате?

2. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 200 г воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды 2,3 * 10 6 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для плавления льда массой 400 грамм, взятого при – 20 градусах Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/(кг С)

4. Определите полезную работу, совершенную двигателем трактора, если для ее совершения потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 * 10 6 Дж/кг, а КПД двигателя 30 %
Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления»

Вариант 1.


  1. Начертите схему электрической цепи, содержащей гальванический элемент, выключатель, электрическую лампочку, амперметр.

  2. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 минут. Чему равна сила тока в лампе?

  3. При электросварке в дуге при напряжении 30 В сила тока достигает 150 А. Каково сопротивление дуги?

  4. Какой длины нужно взять медный провод сечением 0,1 мм2, чтобы его сопротивление было равно 1,7 Ом? (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)

  5. По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. Определите напряжение на концах этого проводника. (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)


Вариант 2.

  1. Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сравните их сопротивления. (Удельное электрическое сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м, железа 0,1 Ом мм2/м)

  2. Напряжение на зажимах лампы 220 В. Какая будет совершена работа при прохождении по данному участку 5 Кл электричества?

  3. Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала равно 40 Ом.

  4. Сопротивление никелинового проводника длиной 40 см равно 16 Ом. Чему равна площадь поперечного сечения проводника (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2 / м)

  5. Чему равна сила тока в железном проводе длиной 120 см сечением 0,1 мм2, если напряжение на его концах 36 В. Удельное электрическое сопротивление меди 0,1 Ом*мм2


Самостоятельная работа по теме «Постоянный ток»

Вариант 1

1 Почему вместо перегоревшего предохранителя нельзя вставлять какой-либо металлический предмет (гвоздь)

2 Сила тока в электрической лампе 0,2 А при напряжении 120В. Найдите:

а) её сопротивление б)мощность

в) работу тока за три минуты

3 Какой длины нужно взять медную проволоку сечением 0,5мм2, чтобы при напряжение 68В сила тока в ней была 2А?

4 Три сопротивлении по 10 Ом каждое включены как показано на рис. Показание амперметра 0,9А, вольтметра 6В. Найдите:

А)Общее сопротивление

Б) Силу тока и напряжения на каждом участке.

Вариант 2


1 Почему провода, подводящие ток к электрической плитке, не разогреваются так сильно, как спираль в плитке?

2 Сопротивление лампы 60 Ом, сила тока в ней 3,5А.

Найдите:

А) Напряжение,

Б) Мощность

В) Работу тока за 2 минуты

3 Какой длины нужно взять железную проволоку сечением 2мм2, чтобы её сопротивление было таким же как сопротивление алюминиевой проволоки длинной 1км и сечением 4мм2.

4 Три сопротивления по 20 Ом каждое соединены как показано на рис. Показание амперметра 1,5А вольтметра 15В.

Найдите: а) Общее сопротивление б)напряжение и силу тока на каждом участке.



Контрольная работа №5 по теме «Световые яаления»


Вариант 1.

1. По рисунку 1 определите, какая среда 1 или 2 является оптически более плотной.

2. Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. Насколько уменьшилось расстояние между ним и его изображением?

3. На рисунке 2 изображено зеркало и падающие на него лучи 1—3. Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения.

4. Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в собирающей линзе, если расстояние между линзой и предметом больше двойного фокусного.

5. Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси?

1 2

Среда 1 3



Среда 2
Рис. 1 Рис. 2

Вариант 2.


  1. На рисунке 1 изображен луч, падающий из воздуха на гладкую поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный ход преломленного луча.

  2. На рисунке 2 изображены два параллельных луча света, падающего из стекла в воздух. На каком расстоянии из рисунков а---в правильно изображен примерный ход этих лучей?

  3. Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое изображение с помощью собирающей линзы?

  4. Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его.

  5. Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила?

воздух стекло


воздух
вода А Б В

Рис. 1 Рис. 2


Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

1. Зачем в железнодорожных вагонах-ледниках, служащих для перевозки фруктов, мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов, промежутки между двойными стенками заполняют войлоком или несколькими слоями каких-либо пористых веществ, а снаружи вагоны окрашивают в белый или светло-желтый цвет?

2. В паспорте амперметра написано, что его сопротивление равно 0,1 Ом.

Определите напряжение на зажимах амперметра, если он показывает силу тока 5 А

3. Какое количество теплоты выделится в никелиновом проводнике длиной 2 м и сечением 0,1 мм2 при силе тока 2 А за 5 минут?

4. В железной кастрюле массой 500 г нужно нагреть 2 кг воды от 20 до 100 градусов Цельсия. Сколько для этого потребуется сжечь каменного угля?

(Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кгС), удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кгС), удельная теплота сгорания угля 3*107 Дж/кг)

5. Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится в двойном фокусе. Охарактеризуйте полученное изображение.



Вариант 2

1. Как по внешнему виду собирающих линз, определить у какой из них большая оптическая сила?

2. Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе вентилятора за 2 минуты, если он включен в сеть напряжением 220 В, а сила тока равна 0,5 А.

3. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2 при напряжении 220 В сила тока 5 А. Какова длина проволоки? (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2/м)

4. Какая масса дизельного топлива потребуется для непрерывной работы двигателя трактора мощностью 95 кВт в течение 2 часов, если его КПД 30%. Удельная теплота сгорания дизельного топлива 4,2*107 Дж/кг

5. Постройте изображение предмета в рассеивающей линзе, если предмет за двойным фокусом. Охарактеризуйте полученное изображение




скачать


Смотрите также:
Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ
195.63kb.
Рабочая программа по физике для 7 классов рассчитана на проведение 5 часов контрольных работ, а также 13 часов лабораторных работ. Цели и задачи школьного курса физики в 7 классе
152.4kb.
Рабочая программа курса русской литературы в 9 классе
213.12kb.
Рабочая программа учебного предмета «Общая биология»
280.26kb.
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10 Учебный год 2011 -2012 Учитель Алушкина Н. Е
412.82kb.
Основное содержание курса
257.7kb.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
831.67kb.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
1197.13kb.
Инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных работ и практикума по физике
66.66kb.
Рабочая программа по физике для11 класса
361.65kb.
Методические указания к выполнению контрольных работ №1, 2 для студентов заочной формы обучения Санкт-Петербург 2010
407.53kb.
Рабочая программа по обществознанию
131.61kb.