Главная стр 1
скачать
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №99»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КУРСА ПО ХИМИИ

( 10-11 КЛАСС; 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

Составитель:

Вдовиченко Наталья Викторовна

учитель химии школы № 99

Программа обсуждена Программа утверждена

На заседании МО на заседании ПС

Учителей естественнонаучного цикла

Протокол №__от «____»________2012 г «____»_________2012г

Руководитель МО Директор школы № 99

_______________________Л.Б. Егорова _________________Н.А. Панкова

Пояснительная записка.

При подготовке обучающихся 10- 11 классов для поступления в ВУЗы Кузбасса требуется постоянное и системное изложение современных проблем естествознания, и химии в том числе, с учетом последних научных достижений и передовых методик, наработанных в общеобразовательных школах и классах с углубленным изучением химии в России.

Данный специализированный курс химии для 10-11 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических и органических веществ. В нём излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды. В соответствии с современными требованиями в программу включены такие темы, как «Важнейшие классы неорганических соединений», «Химическая кинетика и равновесие», «Гидролиз и электролиз солей», «Комплексные соединения».

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии, программы курса химии для 10-11 класса общеобразовательных учреждений (авторы Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.) в соответствии с существующей концепцией химического образовании.

В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8 – 9 классах, поэтому некоторые темы курса химии рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.

В программе также уделено внимание контролю знаний и умений учащихся по основным разделам химии: в течение всего периода обучения и итоговой контрольной работы на его завершающем этапе.

Программа специализированного курса химии для учащихся 10-11 классов рассчитана на два года обучения, т.е. на 70 учебных недель, в объеме 2-х часов каждую неделю. Общий объем курса - 140 часов, в том числе:

лекций –58 часа,

практических занятий – 62 часа,

контроль знаний и умений – 20 часов.

В зависимости от уровня химической подготовки учащихся 10-11 классов (год от года) распределение учебных часов может корректироваться.



Содержание программы
I.Основные понятия и законы химии ( 11 часов).

1.1. Основные понятия химии.

Химический элемент. Атом. Относительная атомная масса. Молекула. Простые и сложные вещества. Аллотропия. Относительная молекулярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро. Молярная масса. Понятие степень окисления (С.О.). Определение С.О. атомов элементов в молекулах



1.2. Основные законы химии.

Закон сохранения массы и энергии. Химические уравнения. Закон постоянства состава. Закон Авогадро. Малярный объем газа. Относительная плотность газов.



Практическое занятие

Контрольная работа по разделу «Основные понятия и законы химии».
II. Строение атомов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (9часов).

2.1.Строение атома.

Составные части атомов – ядро (протоны, нейтроны), электронная оболочка (электроны). Заряд ядра. Изотопы. Понятие электронной орбитали. Многоэлектронные атомы (принцип наименьшей энергии, принцип Паули). Электронные формулы, валентные электроны S - , P – и d – элементов. Правило Хунда, электронно – графические формулы (в основном и возбужденном состояниях).



2.2.Периодический закон Д.И. Менделеева и периодическая система химических элементов (П.С.).

Периоды (большие, малые), группы и подгруппы. Закономерности изменения свойств химических элементов в периодической системе. Электроотрицательность.

Практическое занятие.

III.Важнейшие классы неорганических соединений (15 часов).

3.1.Неметаллы, типичные металлы, амфотерные элементы в П.С.

3.2.Оксиды, номенклатура, классификация, получение, свойства. Гидроксиды: основания, кислоты, амфотерные гидроксиды.

3.3.Номенклатура, получение, свойства.

Соли средние, кислые, основные. Номенклатура, получение.

3.4.Генетическая связь: химический элемент – оксид – гидроксид – соль.

Практическое занятие.

Контрольная работа


IV. Химическая связь и строение молекул ( 5 часов).

4.1.Типы химической связи.

Ковалентная связь (КС). Механизмы образования КС: обменный и донорно-акцепторный. σ и π-связи.Гибридизация атомных орбиталей центрального атома и структура молекул. Типы гибридизации sp-, 〖sp〗^2-, 〖sp〗^3. Полярность КС. Ионная связь. Ненаправленность и ненасыщаемость ионной связи. Металлическая связь. Водородная связь.

Практическое занятие.

Контрольная работа.

V. Закономерности протекания химических реакций (8 часов).

5.1.Энергетика химических реакций.

Экзо- и эндотермические процессы. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.

5.2.Химическая кинетика и равновесие.

Понятие о скорости химической реакции гомогенной и гетерогенной системах. Факторы, влияющие на скорость гомогенной реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура, катализаторы. Кинетическое уравнение реакции. Энергия активации. Правила Вант-Гоффа. Механизм действие катализаторов. Ферменты.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие в гомогенных системах. Константа равновесия. Смещение химического равновесия ( Т, р, концентрация веществ). Принцип Ле- Шателье.

Практическое занятие.

VI.Растворы (6 часов).

6.1.Количественный состав растворов. Способы его выражения: массовая доля, молярная концентрация. Их пересчеты. Решение задач: приготовление растворов, разбавление растворов, смешивание растворов, расчеты по уравнениям реакций с использованием заданного количественного состава реагентов.

Практическое занятие.

Контрольная работа.


VII.Растворы электролитов (14 часов).

7.1.Территория электролитической диссоциации.( 7 часов)

Поведение электролитов в водных растворах. электролитическая диссоциация кислот, оснований, амфотерных гидроксидов, солей (средних, кислых, основных). Сила электролитов: электролиты сильные и слабые. Степень и константа диссоциации слабых электролитов. Ступенчатая диссоциация. Водородный показатель, рН водных растворов электролитов.

Реакции ионного обмена. Правила составления ионно-молекулярных уравнений.

Практическое занятие.

7.2.Гидролиз солей. (7 часов)

Гидролиз необратимый и обратимый. Обратимый гидролиз солей по катиону и по аниону. Ступенчатый гидролиз. Изменение кислотности раствора соли (рН) как результат процесса гидролиза. Влияние различных факторов на протекание гидролиза солей в водных растворах.

Практическое занятие.

Контрольная работа.

VIII.Комплексные соединения (КС) (4часа).

8.1.Строение комплексных соединений.

Внешняя и внутренняя сферы. Ион - комплексообразователь. Лиганды. Координационное число комплексообразователя. Номенклатура КС. Диссоциация КС в водных растворах.

Практическое занятие.



IX.Окислительно- восстановительные процессы (11 часов)

9.1.Окислительно- восстановительные реакции.

Окислитель. Восстановитель. Окислительно- восстановительная двойственность. Важнейшие окислители.

Важнейшие восстановители. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса (электронных уравнений).

Практические занятия.

9.2.Электрохимический ряд напряжения металлов.

Основные свойства ряда. Отношения металлов к воде. Растворам хлороводородной, серной, азотной кислот.

9.3.Электролиз.

Электролиз расплавов и водных растворов солей.

Катодные и анодные процессы.

Практическое занятие.

Контрольная работа.



X.Металлы ( 12 часов).

10.1.Щелочные металлы. Бериллий, магний, щелочно-земельные металлы. Алюминий.

Характеристика строения атомов, получение, физических и химических свойств металлов и их соединений.

10.2.d-элементы.

Медь. Цинк. Хром. Марганец. Железо. Характеристика, строение атомов, получение, физические и химические свойства металлов и их соединений.

Практическое занятие.

Контрольная работа № 7 по теме 10.

XI.Неметаллы (11часов)

11.1.Водород. Кислород. Галогены. Сера. Азот. Фосфор. Углерод.

Характеристика, строение атомов, получение, физические и химические свойства неметаллов и их соединений.

Практическое занятие.

Контрольная работа.

Органическая химия

XII.Теория химического строения органических соединений.

Углеводороды (10 часов).

12.1.Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Классификация органических соединений. Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды. ароматические углеводороды. Номенклатура, строение, получение, химические свойства.

Практическое занятие.

Контрольная работа №9 по теме 12


XIII.Кислородсодержащие органические соединения (10 часов)

13.1.Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, химические свойства. Получение и применение этанола. Фенол, получение, свойства. Альдегиды и карбоновые кислоты. Номенклатура, строение, химические свойства. Сложные эфиры. Углеводы.

Практическое занятие.

Контрольная работа.



XIV. Азотсодержащие органические соединения (10 часов)

14.1.Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Строение и их основные свойства.

Практическое занятие.

Контрольная работа №1 по теме 14.

Итоговая контрольная работа

Учебно-тематическое планирование




№ раздела

№ занятия

Содержание курса

количество часов

всего

лекция

практика

I.




Основные понятия и законы химии

11

6

5




1.

Химический элемент. Атом. Относительная атомная масса. Молекула. Простые и сложные вещества. Аллотропия.




1







2.

Относительная молекулярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро. Молярная масса.




1







3.

Понятие степень окисления (С.О.). Определение С.О. атомов элементов в молекулах.




1







4.

Закон сохранения массы и энергии. Химические уравнения.




1







5.

Закон постоянства состава. Закон Авогадро.




1







6.

Малярный объем газа. Относительная плотность газов.





1







7,8,9,10

Практические занятия







4




11

Контрольная работа по теме « Основные понятия и законы химии»







1

II




Строение атомов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.


9


5


4





12

Составные части атомов – ядро (протоны, нейтроны), электронная оболочка (электроны). Заряд ядра. Изотопы.



1








13

Понятие электронной орбитали. Многоэлектронные атомы (принцип наименьшей энергии, принцип Паули).




1








14

Электронные формулы, валентные электроны S - , P – и d – элементов. Правило Хунда, электронно – графические формулы (в основном и возбужденном состояниях).




1








15

Периодический закон Д.И. Менделеева и периодическая система химических элементов (П.С.).


1








16

Периоды (большие, малые), группы и подгруппы. Закономерности изменения свойств химических элементов в периодической системе. Электропроницаемость





1








17,18,19,20

Практическое занятие







4

III




Важнейшие классы неорганических соединений.


15

7

8




21

Неметаллы, типичные металлы, амфотерные элементы в П.С




1







22

Оксиды, номенклатура, классификация, получение, свойства.




1







23

Гидроксиды: основания, кислоты, амфотерные гидроксиды.




1







24

Номенклатура, получение, свойства.





1







25

Соли средние, кислые, основные. Номенклатура, получение.





1







26,27

Генетическая связь: химический элемент – оксид – гидроксид – соль.





2







28,29,30,31,32,33

Практическое занятие







6




34

Контрольная работа « Номенклатура оксидов, способы их получения»







1




35

Контрольная работа « Номенклатура солей, способы их получения»







1

IV




Химическая связь и строение молекул.


5

2

3




36

Ковалентная связь (КС).

Механизмы образования КС: обменный и донорно-акцепторный. σ и π-связи.

Гибридизация атомных орбиталей центрального атома и структура молекул. Типы гибридизации sp-, -, .

1








37

Полярность КС.

Ионная связь. Ненаправленность и ненасыщаемость ионной связи. Металлическая связь. Водородная связь.






1








38,39

Практическое занятие







2




40

Контрольная работа по теме « Химическая связь и строение молеул»







1

V




Закономерности протекания химических реакций

8


4

4




41

Экзо- и эндотермические процессы. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.





1







42

Понятие о скорости химической реакции гомогенной и гетерогенной системах. Факторы, влияющие на скорость гомогенной реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура, катализаторы.




1







43

Кинетическое уравнение реакции. Энергия активации. Правила Вант-Гоффа. Механизм действие катализаторов. Ферменты.

Обратимые и необратимые реакции.






1







44

Химическое равновесие в гомогенных системах. Константа равновесия. Смещение химического равновесия ( Т, р, концентрация веществ). Принцип Ле- Шателье.





1







45,46,47,48

Практическое занятие







4

VI




Растворы

6

1

5




49

Количественный состав растворов. Способы его выражения: массовая доля, молярная концентрация. Их пересчеты. Решение задач: приготовление растворов, разбавление растворов, смешивание растворов, расчеты по уравнениям реакций с использованием заданного количественного состава реагентов.





1







50,51,52,53

Практическое занятие







4




54

Контрольная работа по теме « Растворы»







1

VII




Растворы электролитов.


14

7

7




55

Территория электролитической диссоциации.

Поведение электролитов в водных растворах. электролитическая диссоциация кислот, оснований, амфотерных гидроксидов, солей (средних, кислых, основных). Сила электролитов: электролиты сильные и слабые.






1








56

Степень и константа диссоциации слабых электролитов. Ступенчатая диссоциация. Водородный показатель, рН водных растворов электролитов.





1







57

Реакции ионного обмена. Правила составления ионно-молекулярных уравнений.




1








58,59,60,61

Практическое занятие







4




62

Гидролиз солей.

Гидролиз необратимый и обратимый. Обратимый гидролиз солей по катиону и по аниону. Ступенчатый гидролиз.






1








63

Изменение кислотности раствора соли (рН) как результат процесса гидролиза. Влияние различных факторов на протекание гидролиза солей в водных растворах.





1








64,65,66

Практическое занятие







3




67,68

Контрольная работа по теме « Растворы электролитов»







2

VIII




Комплексные соединения (КС).


4

2

2




69

Строение комплексных соединений.

Внешняя и внутренняя сферы. Ион - комплексообразователь. Лиганды.






1







70

Координационное число комплексообразователя. Номенклатура КС. Диссоциация КС в водных растворах.




1







71,72

Практическое занятие







2

IX




Окислительно- восстановительные процессы.


11

4

7




73

Окислительно- восстановительные реакции.

Окислитель. Восстановитель. Окислительно- восстановительная двойственность. Важнейшие окислители.







1







74

Важнейшие восстановители. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса (электронных уравнений).






1







75,76,77

Практическое занятие







3




78

Электрохимический ряд напряжения металлов.

Основные свойства ряда. Отношения металлов к воде. Растворам хлороводородной, серной, азотной кислот.







1







79

Электролиз расплавов и водных растворов солей.

Катодные и анодные процессы.








1







80,81,82

Практическое занятие







3




83

Контрольная работа по теме «Окислительно-восстановительные процессы»







1

X




Металлы

12

5

7




84

Щелочные металлы. Бериллий, магний, щелочно-земельные металлы. Алюминий.





1







85

Характеристика строения атомов, получение, физических и химических свойств металлов и их соединений




1







86,87,88

d-элементы.

Медь. Цинк. Хром. Марганец. Железо. Характеристика, строение атомов, получение, физические и химические свойства металлов и их соединений.







3







89,90,91,92,93

Практическое занятие







5




94,95

Контрольная работа по теме « Металлы»







2

XI




Неметаллы

11

5

6




96,97,98,99,100

Водород. Кислород. Галогены. Сера. Азот. Фосфор. Углерод.

Характеристика, строение атомов, получение, физические и химические свойства неметаллов и их соединений.







5







101,102,103,104,105

Практическое занятие







4




106

Контрольная работа по теме «Неметаллы»







1

Органическая химия

XII




Теория химического строения органических соединений.

Углеводороды.




10

4

6




107

Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.




1







108

Классификация органических соединений.




1







109

Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды. ароматические углеводороды.




1







110

Номенклатура, строение, получение, химические свойства.





1







111,112,113,114,115

Практическое занятие







5




116

Контрольная работа по теме «Теория химического строения органических соединений. Углеводороды»







1

XIII




Кислородсодержащие органические соединения


10

4

6




117

Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, химические свойства.




1







118

Получение и применение этанола. Фенол, получение, свойства.




1







119

Альдегиды и карбоновые кислоты. Номенклатура, строение, химические свойства.




1







120

Сложные эфиры. Углеводы.





1







121,122,123,124,125

Практическое занятие







5




126

Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические соединения»








1

XIV




Азотсодержащие органические соединения

10

4

6




127,128,129,130

Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Строение и их основные свойства.





4







131,132,133,134,135

Практическое занятие







5




136

Контрольная работа по теме «Азотсодержащие органические соединения»







1







Итоговая контрольная работа







4

Список литературы для учителя



  1. Васильева П.Д. Обучение химии [Текст] : учеб.пособие/ П.Д. Васильева.-СПб.:Каро,2003-223 с.

  2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции [Текст]: учебное пособие/ Е.Н. Кузнецова, М.а. Шаталов.- М.: Вентана-Граф, 2004-321 с.

  3. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе [Текст] учебное пособие/ Г.М. Чернобельская -М.: Владос, 2000-336 с.

  4. Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-11 классов [Текст]: пособие для учителя/ А.М. Радецкий, В.П. Горшкова- М.:. Просвещение, 2005-374с.

Список литературы для обучающихся




  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия [Текст]: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман-М.:Просвещение,2008-295с.

  2. Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-11 классов [Текст]: пособие для учителя/ А.М. Радецкий, В.П. Горшкова- М.:. Просвещение, 2005-374с.

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа специализированного курса по химии ( 10-11 класс; 1 час в неделю) Составитель
200.27kb.
Рабочая программа по химии (социально-экономический класс)
769.88kb.
Программа по химии, 10 класс (1 час в неделю, 34 часа) Учебно-методический комплект. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009
418.2kb.
Рабочая программа По курсу: изо класс: 5-9 Количество часов в год 157 часов, в неделю 1 час (5-7), 0,5 час (8, 9) класс
220.85kb.
Рабочая учебная программа по химии в 11-ом классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). По окончании изучения курса общей химии учащиеся овладевают компетенциями в соответствии с федеральным образовательным государственным
133.06kb.
Рабочая учебная программа по химии в 10-ом классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). По окончании изучения курса органической химии учащиеся овладевают компетенциями в соответствии с федеральным образовательным государственным
204.17kb.
Программа по обществознанию 7 класс
54.88kb.
Рабочая программа элективного курса по химии «Химия вокруг нас» 8 класс Количество часов по плану: 34 час
58.08kb.
Рабочая программа по химии 8 класс Учитель: Попова Людмила Михайловна
598.26kb.
Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) на 2013-2014 учебный год Учитель химии: Вдовина Н. И
481.92kb.
Рабочая программа курса информатики и икт
289.3kb.
Рабочая программа учебного предмета «Логоритмика» для 2 класса 1 час в неделю (всего 34часа) Составитель
207.97kb.