Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вторые Тербуны

Тербунского района Липецкой области


Рассмотрена на заседании методического совета

Председатель методического совета

_____________________ О.Н. Гулевская

протокол № _______ от_________­­­­­­_____



Утверждена приказом МОУ СОШ

с. Вторые Тербуны

Директор _________А.И. Понарьин

от_________ № ____________




Рабочая программа

учебного курса

по литературе для 8 класса

на 2011 – 2012 учебный год

Учитель русского языка и литературы

Гулевская О.М. 
 
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования на базовом уровне

 

2011-2012 гг.



Пояснительная записка
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Курс литературы 8 класса направлен на достижения следующих целей:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа по литературе составлена на основе:

Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;

Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

Приказа Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказа Министерства образования РФ от 20.08.2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказа Министерства образования РФ от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год»;

приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»»;

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2.1178-02);

Приказа МОУ СОШ с.Вторые Тербуны «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МОУ СОШ с. Вторые Тербуны» от 12 ноября 2009 года № 173.


Рабочая программа по литературе составлена на основе:

Сборник « Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-911кл. «/ Под редакцией Г.И.Беленького -М. Мнемозина,2009 год.

Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы

/ Под редакцией Г.И. Беленького -М: Мнемозина, 2009 год.


Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы.

1.Соответствие требованиям Федерального базисного учебного плана общего образования и Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

2.Соответствие концепции модернизации Российского образования.

3.Сохранение принципа преемственности.

4.Традиционность изложения в сочетании с современными методологическими приемами построения учебника.

5.Возможность вариативности содержания материала.



Изменения, внесенные в примерную программу.

Программу для общеобразовательных учреждений (Литература 5-11 классы

/ Под редакцией - Г.И. Беленького ) считаю приемлемой для обучения курса. Поэтому она используется без изменений.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования в 8 классе.

Литература как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

В 8 классе базового уровня предполагается обучение в объеме 102 часов (3 часа в неделю).

В том числе:

в.ч- 8 часов

р. р..-10 часов.

В соответствии с этим реализуется типовая авторская программа под редакцией Г.И.Беленького-68 часов.

Формы организации образовательного процесса.

Основной формой организации образовательного процесса является урок.

Основные типы уроков.

1. Урок изучения нового материала (комбинированный)

2. Урок закрепления и повторения знаний.

3. Урок контроля знаний.

4. Урок-лекция.

Формы организации учебно-познавательной деятельности на уроке:

- фронтальная работа с классом;

- индивидуальная работа;

- групповая работа;

- работа в группах постоянного состава;

- коллективная работа.

Технологии обучения:

- личностно-ориентированные;

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающие.



Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- словесные;

- работа с книгой и справочной литературой;

- наглядные-различного рода иллюстрации;

- индивидуальная работа;

Компетенции: культурологическая, коммуникативная и лингвистическая.



Виды и формы контроля:

-промежуточный: пересказ, выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление плана, викторина, игра.

-итоговый: сочинение, творческая работа.
Планируемый уровень подготовки учащихся 8 класса на конец учебного года:

должны знать:



  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков;

  • определение рода и жанра произведения

должны уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

владеть компетенциями:

познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной

на конец ступени (VIII класс) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения:

Осваивая художественные произведения, указанные в про­грамме, к концу VIII класса учащиеся овладевают знаниями:

а) историко-литературными — о наиболее существенных лите­ратурных направлениях: классицизме, романтизме, о жизни и творчестве писателей (с разной сте­пенью глубины);

б) теоретико-литературными:

об общечеловеческом и конкретно-историческом значении ху­дожественных произведений;

о родах и жанрах литературы и основных способах выражения в них авторского сознания;

о литературном произведении как художественном единстве и его компонентах.

В области читательской и литературно-творческой деятельно­сти учащиеся должны:

характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и компо­зиционные особенности изученных произведений; определять и формулировать свое отношение к авторской позиции;

характеризовать, сопоставлять главных героев эпического к дра­матического произведений, изученных текстуально;

выявлять особенности поэтической речи изученного стихотвор­ного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

читать выразительно прозу и стихи;

пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками, словарями;

составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на ли­тературные темы;

писать сочинения различных жанров (сочинение-рассуждение, анализ эпизода (сцены) эпического или драматического произве­дения, лирического стихотворения), эссе;

писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведе­ние, на критическую статью.


Сведения об учебнике.

Обучение в 8 классе ведется по учебнику:

«Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч./ автор-составитель Г. И. Беленький.

Основное содержание

Литература 8 класс

(102 часа)

Введение (2 часа)

Литература как искусство слова



Устное народное творчество (5 час.)

Народные песни, исторические песни. Лирические песни как жанр народной поэзии.



Русская старина (9 час.)

Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие преподобного Сергия Радонежского. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.



Литература XIX века (43 час.)

А. С. Пушкин. Историческая тема в творчестве Пушкина. «Капитанская дочка» Пушкина. Историческая основа повести. Особенности композиции произведения. Особенности пушкинской прозы. Гринёв, его роль в произведении, формирование его характера и взгляда. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Сюжет повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». Роль метели в одноимённой повести А. С. Пушкина. Идея произведения «Метель» и его пафос. М. Цветаева «Мой Пушкин».



М. Ю. Лермонтов. М. Ю. Лермонтов – певец Родины и свободы. Мотивы вольной кавказской природы в лирике М. Ю. Лермонтова. Суровая правда жизни, символический образ тюрьмы и узничества в лирике Лермонтова. Особенности построения поэмы Лермонтова «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажей. Мцыри – любимый идеал Лермонтова. Упругость, энергия стиха поэмы Лермонтова «Мцыри». Роль пейзажа в поэме. Тема и идея произведения. Поэма «Мцыри».

В. Г. Белинский о поэме «Мцыри». Наши современники о произведениях Лермонтова.



Н. В. Гоголь. Гоголь – сатирик. О комедии «Ревизор». Конфликт и сюжет произведения. Правда жизни и художественный вымысел в комедии. Н. В. Гоголь о городничем. Белинский о Хлестакове. Русские писатели о творчестве Гоголя.

И. С. Тургенев. И. С. Тургенев – поборник доброты и гуманности. Из истории создания повести «Ася». Образ «тургеневской девушки». Драма рассказчика, обречённого на одиночество. Психологическая атмосфера повести.

Л. Н. Толстой. Л. Н. Толстой: художник, мыслитель, Человек. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Литература конца XIX – начала XX века (10час.)

В. Г. Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе.

Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.



И. А. Бунин. Поэзия Бунина. «Его нежнейшей любовью была Россия…»

Максим Горький. Максим Горький – певец света. Страницы биографии. «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». «Заветы отца».

Литература XX века (24 час.)

Н. А. Заболоцкий. Лирика

К. Г. Паустовский. Мастер слова. «Телеграмма». Проблема истинной человечности.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. История создания и композиция поэмы «Василий Тёркин». Утверждение жизнестойкости и оптимизма в поэме. Народно-поэтическая основа поэмы.

В. М. Шукшин. Нравственные вопросы в произведениях.

Н. М. Рубцов. Патриотический характер лирики поэта.

Из зарубежной литературы (6 час.)

Уильям Шекспир. Сервантес. Проспер Мериме



Сервантес «Дон Кихот» Старые традиции и новые идеи в романе

Внеклассное чтение (15)

Развитие речи ( 8 часов)

Учебно-тематический план

(3 часа в неделю, 102часа в год)




Тема

Количество часов




Введение

2

1

Литература как искусство слова

1

2

Литература и другие виды искусства

1




Устное народное творчество

5

3

Русские народные песни, исторические песни.

1

4

Лирические песни как жанр народной поэзии.

1

5

Авторы и собиратели народных песен. Рассказ К.Паустовского «Колотый сахар»

2




Авторская песня. Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий

1




Русская старина

9

6

Люди Древней Руси

2

7-8

Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие преподобного Сергия Радонежского.

3

9

Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

2

10-11

Внеклассное чтение. Литературная игра по теме «Древняя Русь»

2




Литература XIX века

43

12

А. С. Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта»

1

13

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

1

14

Особенности композиции повести «Капитанская дочка»

1

14

Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева

1

14

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин.

1

15

Пугачев и народ в повести. Анализ 6-7 глав

1

16

Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав

1

17

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода

1

18

Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов

1

18

Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

1

19 - 20

Сочинение по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2

21

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Метель»

1

22

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. Стихотворения

2

22

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы. Лирика

2

23

М. Ю. Лермонтов и история. Романтизм Лермонтова

2

24

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

25

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания

2




Внеклассное чтение. В. Г. Белинский о поэме М. Ю. Лермонтова

1

26

Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии

1

27-28

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения

2

29-30

Хлестаков и хлестаковщина

2



Высказывания героев, ставших афоризмами

1

31

Особенности композиционной структуры комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению

1

32

Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор»

1

33 - 34

Сочинение по творчеству Гоголя

2

35

Особенности историзма И.С.Тургенева. Повесть «Ася»

1

36

Характеристика героев повести И.С.Тургенева «Ася»

1

37

Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести Тургенева «Ася»

1

38

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

1




Внеклассное чтение. И. С. Тургенев.Три встречи

1

39

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»

1

40

«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём, помогающий раскрыть идею рассказа.

1

41

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее

1




Внеклассное чтение. В. М. Гаршин. Рассказ

« Красный цветок»



2




Литература конца XIX – начала XX века

10

42

Этапы жизненного пути В. Г. Короленко. Очерк «Парадокс»

1

43

Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс»

1

44

Жанровое своеобразие лирической миниатюры

1




В.Г.Короленко «Огоньки».







И. А. Бунин. Сведения о жизни писателя.

1




И. А. Бунин. Пейзажная лирика.

1




Трагедия и самоотверженность «маленького человека» в рассказе Бунина «Сверчок»

1

45

Романтизм Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение

1

46

Герои и их судьбы в рассказе Горького «Челкаш»

1

47-48

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни».

2




Литература XX века

24

49-50

Н. А. Заболоцкий. Лирика

2

51

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма»

1

52

Смысл названия рассказа «Телеграмма».

1




Роль воображения в художественном творчестве. Рассказ «Снег»

1




Своеобразие замысла рассказа Паустовского «Там, где плещется форель»

1

53

Внеклассное чтение. Путешествие в литературный музей К.Г.Паустовского

2

54

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин».

1

55

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Герой и автор

1




Традиции устного народного творчества в поэме.

1

56

Сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

2

57

В. М. Шукшин. Рассказ «Дядя Ермолай».

1

58-59

Развитие речи. Рассказы В.М.Шукшина «Солнце, старик и девушка», «Микроскоп»

2




Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. Рассказ «Волки»

2

60-61

Н. М. Рубцов. Лирика. Патриотический характер лирики поэта.

2




Б. Л. Васильев . Повесть «В списках не значился»

2




Внеклассное чтение. Б. Л. Васильев «Завтра была война»

2




Из зарубежной литературы

6

62-63

Уильям Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»

2

64-65

Сервантес «Дон Кихот» Старые традиции и новые идеи в романе

2




Проспер Мериме. Легенда «Черногорцы»

2

66

Повторение и обобщение. Контрольная работа

1

67

Литературная игра

1

68

Подведение итогов учебного года. Обсуждение списка книг для чтения в летние каникулы

1




Итого

102



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса на конец года, ступени (IX класс) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.

должны знать:



  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков;

  • определение рода и жанра произведения;

  • основные темы и особенности композиции изученных произведений;

  • событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;

  • основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа;

  • характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений

должны уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

владеть компетенциями:

познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной

на конец ступени (IX класс) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения:

Осваивая художественные произведения, указанные в про­грамме, к концу IX класса учащиеся овладевают знаниями:

а) историко-литературными — о наиболее существенных лите­ратурных направлениях: классицизме, романтизме, о жизни и творчестве писателей (с разной сте­пенью глубины);

б) теоретико-литературными:

об общечеловеческом и конкретно-историческом значении ху­дожественных произведений;

о родах и жанрах литературы и основных способах выражения в них авторского сознания;

о литературном произведении как художественном единстве и его компонентах.

В области читательской и литературно-творческой деятельно­сти учащиеся должны:

характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и компо­зиционные особенности изученных произведений; определять и формулировать свое отношение к авторской позиции;

характеризовать, сопоставлять главных героев эпического к дра­матического произведений, изученных текстуально;

выявлять особенности поэтической речи изученного стихотвор­ного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

читать выразительно прозу и стихи;

пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками, словарями;

составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на ли­тературные темы;

писать сочинения различных жанров (сочинение-рассуждение, анализ эпизода (сцены) эпического или драматического произве­дения, лирического стихотворения), эссе;

писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведе­ние, на критическую статью.




Литература и средства обучения

«Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч./ автор-составитель Г. И. Беленький.

Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе 8 класс. 2 изд. испр. и доп. М.: «ВАКО», 2004.

Матвеева Е. И. Литература. 8 класс. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь.

Мозженко. Н. В. Рабочая тетрадь по литературе и культуре речи, 8 класс

Наборы цифровых ресурсов к учебникам. «Литература. Начальный курс», 8 класс.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР____________ О.Н. Гулевская
Календарно-тематический план

на 2011 – 2012 учебный год



Дата проведения (планируемая)

Дата фактическая

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол

час.


Тип урока

Требования

к уровню подготовленности

обучающихся


Вид контроля.

Измерители






ЭОР

Дом. задание










Введение

2




1 четверть










02.09




1

Литература как искусство слова

1

Изуч. нового материала

Углубить представление о литературе как одном из видов искусства

Поурочный балл

презентация

С.10-12 учебника, ответы на вопросы

06.09




2

Литература и другие виды искусства

1

Изучение нового материала

Закрепление понятия о художественном образе; дать понятие об условности искусства







С.13 вопросы; с.14-16 чит.










Устное народное творчество

5
















09.09




3

Русские народные песни, исторические песни.

1

комбинированный

Знание о разнообразии исторических песен

Опрос учащихся




С.27-28

13.09




4

Лирические песни как жанр народной поэзии.

1

комбинированный

Знание лирических песен, их жанровых особенностей

Опрос учащихся




Рассказ Паустовского «Колотый сахар»

16.09




5-6

Авторы и собиратели народных песен. Рассказ К.Паустовского «Колотый сахар»

2

комбинированный

Роль народных песен в литературе, в духовной жизни народа







С. 31-34







7

Авторская песня как жанр. Б. Ш. Окуджава. В. С. Высоцкий

1

семинар

Ввести понятие «авторская песня», познакомить с творчеством выдающихся бардов

Опрос учащихся
















Русская старина

9
















20.09




8-9

Люди Древней Руси. Русские писатели на службе отечеству. А. Н. Толстой

2

комбинированный

Понятие о древнерусской литературе, закономерности ее развития и роль в становлении современной литературы

Опрос




С. 35-45

23.09

27.09





9-10-11

Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский - вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

3

комбинированный

Понятие о жанре, историческая основа и художественные особенности произведения

Опрос учащихся




С.47-52, читать Житие

30.09




12-13

Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

2

комбинированный

Знакомство с личностью протопопа Аввакума; знание языка произведения и его особенностей

Опрос учащихся




Сопоставить стиль, язык, худ. Особенности «Жития Сергия Р. И протопопа Аввакума»

04.10

07.10





14-15

Внеклассное чтение. Литературная игра по теме «Древняя Русь»

2

Литературная игра

Закрепление знаний по литературе и истории Древней Руси



















Литература XIX века

43
















11.10




16

А. С. Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта»

1

Изучение нового материала

Ознакомление с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»







Чит. повесть, с. 96-99

14.10




17

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

1

комбинированный

Знать историю создания повести, проследить связь с документальным произведением Пушкина.

Опрос учащихся




Гл.3-5







18

Особенности композиции повести «Капитанская дочка»

1

комбинированный

Определить композицию повести, выявить роль рассказчика

Опрос учащихся













19

Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева

1

комбинированный

Знание жанрового своеобразия повести; путь формирования личности Гринева

Опрос учащихся







18.10




20

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин.

1

комбинированный

Путь духовного становления Гринева; умение анализировать текст

Опрос учащихся




Гл.6-7

21.10




21

Пугачев и народ в повести. Анализ 6-7 глав

1

комбинированный

Развитие навыка анализа текста

Опрос учащихся




Гл.8-12

25.10




22

Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав

1

комбинированный

Способы и средства характеристики героев

Опрос учащихся




Гл.13-16

28.10




23

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода

1

комбинированный

Смысл названия повести; умение обобщать и систематизировать

Опрос учащихся




Вопросы с.214-215







24

Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов

1

комбинированный

Раскрыть роль эпиграфов в повести

Опрос учащихся







01.11




25

Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

1

комбинированный

Развитие навыка анализа текста; умение обобщать и систематизировать материал

Опрос учащихся




Подготовка к сочинению

11.11

15.11





26-27

Сочинение по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2

контрольный

Развитие письменной монологической речи учащихся

сочинение




Читать повесть «Метель»
















2 четверть



















21

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Метель»

1

Изуч. нового материала

Жанровое своеобразие «Повестей Белкина»; анализ повести «Метель»

Поурочный балл







22.11




22

М.Ю.Лермонтов. Лирика

1

Изуч. нового материала

Развитие навыков анализа текста







Анализ стих.

25.11




23

М. Ю. Лермонтов и история

1

Изуч. нового материала

Особенности историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова







Чит. поэму

29.11




24

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Изуч. нового материала

Структурные особенности произведения

Поурочный балл

презентация

Цитатный план

02.12




25

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания

1

комбинированный

Способы раскрытия образа главного героя и его характеристика

Опрос учащихся




Наизусть отрывок

06.12




26

Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии

1

Изуч. нового материала

Знание о творческой биографии писателя; знакомство с комедией; знания о драматическом роде литературы







С.342 индив.зад.

09.12

13.12





27-28

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Приемы сатирического изображения



2

комбинированный

Развитие навыков анализа текста; понятие о сатире и ее средствах

Оценка домашних сочинений по творчеству Лермонтова




С.34345 вопросы 1-7

16.12

20.12





29

Хлестаков и хлестаковщина

2

комбинированный

Характеристики героев

Опрос учащихся




С.345-346 вопросы 8-9

23.12




30

Особенности композиционной структуры комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

комбинированный

Выделение композиционных элементов, монологической речи; обобщение материала

Опрос учащихся




Подготовка к сочинению

27.12




31

Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор»

1

комбинированный

Развитие навыков рецензирования







Чит. «Асю»

13.01





32

Творческая работа по произведению Гоголя «Ревизор»

1

контрольный




сочинение







17.01




33

Творческий путь И.С.Тургенева.

1

Изуч. нового материала

Знания о личности и взглядах Тургенева

Поурочный балл




Озаглавить главы

20.01




34

Характеристика героев повести И.С.Тургенева «Ася»

1

комбинированный

Совершенствование навыков характеристики героев

Опрос учащихся




План 16 гл.

24.01




35

Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести Тургенева «Ася»

1

комбинированный

Совершенствование навыков анализа текста

Опрос учащихся




С.397-399

27.01




36

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

1

комбинированный

Способы создания образа

Опрос учащихся




Дом. сочинение

31.01




37

Р/р В чем привлекательность тургеневской героини.

1

контрольный




Устные сообщения







03.02




38

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»

1

комбинированный

Знакомство с историей создания рассказа; определение социально-нравственной проблемы рассказа

Опрос учащихся




С.40 вопросы 1-7

07.02




39

«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём, помогающий раскрыть идею рассказа.

1

комбинированный

Особенности рассказа, писательский замысел

Опрос учащихся




С.40-41 воп.8-9

10.02




40

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происжодящее

1

комбинированный

Идея произведения, характеристики героев

Опрос учащихся




С.41-42. сочинение










Литература конца XIX – начала XX века

8
















14.02




41

Этапы жизненного пути В. Г. Короленко. Очерк «Парадокс»

1

Изуч. нового материала

Представление о писателе как общественном деятеле; понятие о художественном очерке

Оценка домашних сочинений по творчеству Толстого.




С.20-21 воп.1-2

17.02




42

Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс»

1

комбинированный

Пафос, идея очерка; развитие монологической речи учащихся

Опрос учащихся




С.21-22 вопросы 3-4

21.02




43

Жанровое своеобразие лирической миниатюры В.Г.Короленко «Огоньки».

1

комбинированный

Знание жанровых особенностей лирической миниатюры

Опрос учащихся




С.26-27

24.02




44

Романтизм Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение

1

Изуч. нового материала

Понятие о романтизме; новаторство Горького в развитии романтических традиций

Опрос учащихся




С.110

28.02




45

Герои и их судьбы в рассказе Горького «Челкаш»

1

комбинированный

Формирование навыков сравнительной характеристики героев

Опрос учащихся




сравнительная хар-ка героев

03.03

07.03





46-47

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни».

2

комбинированный

Художественные особенности произведения

Опрос учащихся




С.63-70










Литература XX века



















10.03

14.03





48-49

Н. А. Заболоцкий. Анализ лирика Заболоцкого.

2

комбинированный

Понятие поэтического языка; осмысление прочитанного

Опрос учащихся




С.78-79

17.03




50

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма»

1

комбинированный

Знание творчества Паустовского, характеристик героев

Опрос учащихся




Выделить основные части рассказа и озаглавить

21.03




51

Смысл названия рассказа «Телеграмма».

1

комбинированный

Прочувствовать авторскую идею; выявить способы авторской характеристики

Опрос учащихся




С.90-94,95-97

07.04




52

Внеклассное чтение. Путешествие в литературный музей К.Г.Паустовского

1

комбинированный

Представление о Паустовском как человеке и писателе

Опрос учащихся







11.04




53

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин».

1

Изучен. нового материала

Знакомство с вехами жизненного и творческого пути поэта; особенности жанра и сюжета поэмы

Опрос учащихся




С.198-199

14.04




54

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Герой и автор

1

комбинированный

Выявление определяющих качеств Василия Теркина, сочетание героики и юмора

Опрос учащихся




Подготовиться к сочинению

18.04




55

В. М. Шукшин. Рассказ «Дядя Ермолай».

1

комбинированный

Понятие о шукшинском герое, о главных темах творчества

Опрос учащихся




С.132,141

21.04

25.04





56-57

Развитие речи. Рассказы В.М.Шукшина «Солнце, старик и девушка», «Микроскоп»

2

комбинированный

Знание разнообразных типов шукшинских героев







Индивид. зад по творчеству Рубцова

28.04

05.05





58-59

Н. М. Рубцов. Лирика. Патриотический характер лирики поэта.

2

Изучен. нового материала

Есенинские традиции в мотивах и сквозных образах лирики Рубцова

Опрос учащихся




Наизусть стих.










Из зарубежной литературы



















12.05

16.05





60-61

Уильям Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»

2

комбинированный

Представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения; основные проблемы трагедии

Опрос учащихся




С.309-311

19.05

23.05





62-63

Сервантес «Дон Кихот» Старые традиции и новые идеи в романе

2

комбинированный

Понятие о рыцарском романе

Опрос учащихся




Пересказ одного из приключений

24.05




64

Повторение и обобщение. Контрольная работа

1

контрольный

Проверка знаний и умений учащихся

контроль







25.05




65

Литературная игра

1

игра

Обобщение изученного материала

Контрольный опрос







26.05

27.05





66-67

Обобщающий урок

1

беседа













30.05




68

Урок-рекомендация книг на лето



















Итого




68






















скачать


Смотрите также:
Рабочая программа учебного курса по литературе для 8 класса на 2011 – 2012 учебный год Учитель русского языка и литературы Гулевская О. М
476.48kb.
Рабочая программа по русскому языку 8 класс Учитель: Сомова С. А., учитель русского языка и литературы, 1 категория
695.33kb.
Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 7 класса на 2011-2012 учебный год Учитель: Алексеенко О. А
130.36kb.
Рабочая программа учебного курса по истории России для 8 класса на 2011-2012 учебный год Учитель: Алексеенко О. А. Р
155.09kb.
Рабочая программа учебного курса по истории Древнего мира для 5 класса на 2011-2012 учебный год Учитель: Малинина Н. В
332.6kb.
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2011/2012 учебный год разработчик программы
377.45kb.
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2011/2012 учебный год разработчик программы
278.47kb.
Рабочая программа по литературе для 4 класса на 2011 2012 учебный год Разработчик программы Учитель начальных классов
136.71kb.
Календарно-тематическое планирование По литературе 10 класс 2012-2013 учебный год учитель русского языка и литературы Лукьянова Светлана Александровна
494.49kb.
Рабочая программа география Класс 10 Учебный год 2011 2012 Учитель Алушкина Н. Е. Умк
342.83kb.
Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса на 2011-2012 учебный год Учитель: Коноплёва Марина Геннадьевна
333.22kb.
Рабочая программа по геометрии на 2011 2012 учебный год для 8 класса
163.3kb.