Главная стр 1стр 2
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменка-Садовская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы ___________ /Латышова Е. И./


Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

в 5 классе

Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

Мульганова И. Н.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе учебного предмета «Русский язык»

в 5 классе

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. 6 класс» составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004 г.) и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.


Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.


Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Программа по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской в 6 классе рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю), Рабочая программа, составленная на её основе и в соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом школы, - на 210 часов (6 часов в неделю). Разница в 6 часов за счет количества учебных недель (34 – Разумовская, 35 – требования учебного плана) реализуется в разделе «Систематизация и обобщение изученного в 5 классе».

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные, самостоятельные, творческие работы) и устный опрос.



Для реализации Рабочей программы используется:

  1. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений / М. М. Разумовской , В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2007

  2. Никитина Е. И. русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В. В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 2007

  3. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы / Составитель А. Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2007

  4. Зельманова Л. М. , Колокольцев Е. Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8-9 классы: учено-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка в 5 классе


  1. учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.




  1. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:


по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями; разбирать слова фонетически;
по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; название букв алфавита; употребительных слов изученных частей речи, в том числе терминов русского языка; опознавать звукопись как поэтическое средство, уметь использовать логическое ударение для усиления выразительности речи; разбирать слова орфоэпически; пользоваться орфоэпическим словарём;
по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи; пользоваться толковым словарём;
по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы; разбирать слова по составу; пользоваться словарём морфемного строения слов;
по морфологии: различать части речи; правильно определять грамматические признаки изученных частей речи; образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка; разбирать слово морфологически;
по синтаксису: выделять словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложение по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; разбирать простое предложение синтаксически;
по орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе; пользоваться орфографическим словарём;
по пунктуации: находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
по развитию речи:

Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль речи (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно и сжато пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи) и стиль.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: развивать мысль в пределах абзаца при помощи зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в содержании высказывания и его построения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

раздела/

темы



Наименование раздела/темы

Всего часов

Из них часов на

Развитие речи (устной и письменной)


Контрольные работы

Словарную работу

Комплексный анализ текста

1.

О языке и речи


5










1

2.

Закрепление и углубление изученного в начальных классах

40

7

2

2

1

2.1

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

10

4




1




2.2

Письмо. Орфография.


16




1

1

1

2.3

Слово и его значение. Лексика.

5

3










2.4

Слово и его строение.


3













2.5.

Слово как часть речи. Морфология.

6




1







3.

Язык. Правописание (систематический курс).


157

29

6

6

3

3.1

Лексика. Словообразование. Орфография.

42

9

2

2

2

3.2

Синтаксис и пунктуация.


32

9

1

1




3.3

Морфология. Орфография.

















3.3.1

Глагол


28

3

1

1




3.3.2

Имя существительное


36

6

1

1

1

3.3.3

Имя прилагательное


19

2

1

1




4.

Систематизация и обобщение изученного в 5 классе

8

3

1

1

1





ИТОГО


210


39


9


9


6



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. О языке и речи

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.

Текст, его основные признаки; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; деление текста на абзацы; строение абзаца; план текста.

Стили речи: разговорный, художественный, научный; их основные признаки, сфера употребления, характерные языковые средства.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение и особенности строения.

Основные требования к изложению и сочинению.
Раздел 2. Закрепление и углубление изученного в начальных классах


    1. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Предмет изучения фонетики. Звуки речи, слог, ударение.

Элементарные сведения о транскрипции.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи.

Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное произношение букв алфавита.

Соотношение звуков и букв. Звуковое значение е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и пользование им.


    1. Письмо. Орфография.

Значение письма в жизни общества.

Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня; буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, нщ, чк, рщ, нч; разделительных ъ и ь; тся и ться в глаголах.

НЕ с глаголами.

Использование орфографического словаря.




    1. Слово и его значение. Лексика.

Предмет изучения лексики.

Слово и его лексическое значение, основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения слова в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Этикетные слова.

Знакомство с толковым словарем.




    1. Слово и его строение.

Предмет изучения состава слова. Морфема как значимая часть слова.

Корень, приставка и суффикс как значимые части слова.

Окончание как морфема, образующая форму слова.

Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.




    1. Слово как часть речи. Морфология.

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.

Знаменательные части речи и их основные признаки.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.
Раздел 3. Язык. Правописание (систематический курс)

3.1. Лексика. Словообразование. Орфография.

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова (метафора, олицетворение, эпитет).

Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.

Пути пополнения словарного состава русского языка.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления. Устаревшие слова.

Фразеологизмы.

Понятие о механизме образования слов в русском языке. Словообразовательные модели.

Чередование гласных и согласных в морфемах. Правописание чередующихся гласных в корне.

Правописание приставок на з/с, букв о-ё-е после шипящих, и-ы после ц в разных частях слова.

Наблюдение за использованием в художественном тексте и использование в своих текстах синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов; диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

3.2. Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение: грамматическая основа, виды предложений по цели высказывания, интонации, наличию (отсутствию) второстепенных членов предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами, двоеточие и тире при обобщающих словах.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью.

Прямая речь и диалог. Знаки препинания при прямой речи и диалоге.

Наблюдение за использование в художественных текстах и использование в собственных текстах изученных синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.


3.3. Морфология. Орфография.

Классификация частей речи русского языка (повторение).


3.3.1. Глагол

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, начальная форма, морфологические признаки, роль в предложении.

Основные способы образования глаголов.

Правописание не с глаголами, тся и ться в глаголах (закрепление).

Правописание безударных личных окончаний глагола, суффиксов ова-ева, ыва-ива, корней с чередованием е-и.

Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности речи. Употребление глаголов в переносном значении.


3.3.2. Имя существительное

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, начальная форма, морфологические признаки, роль в предложении.

Основные способы образования имен существительных.

Правила употребления при письме суффиксов ек-ие, чик-щик, большой буквы.

Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными.

Правописание безударных окончаний имен существительных.

Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
3.3.3. Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, начальная форма, морфологические признаки, роль в предложении.

Основные способы образования имен прилагательных.

Разряды имен прилагательных по значению.

Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий.

Степени сравнения имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Употребление прилагательных в переносном значении.


Раздел 4. Систематизация и обобщение изученного в 5 классе
Разделы науки о языке.

Морфология и синтаксис как разделы грамматики.

Морфологические, синтаксические признаки, правописание имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса, пунктуация простого и сложного предложения, в предложениях с однородными членами и прямой речью.




СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контрольная работа № 1. Диктант
Цель: контроль сформированности орфографических навыков.
В лесу.
Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.




Контрольная работа № 2. Диктант с грамматическим заданием.
Цель: 1. проверить усвоение учащимися знаний по грамматике и правописанию имен существительных, прилагательных, глаголов;

2. подвести итоги закрепительно-углубляющего этапа усвоения учебного материала относительно предыдущего года обучения.


День ясный, прозрачный, слегка морозный. Один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжелыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колокольне. Он весь пропитан запахом осени. Выйдите вы на улицу, и ваши щеки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомленная за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца. Глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться.

(По А. П. Чехову)
Грамматическое задание:
Вариант 1:

  1. Подобрать однокоренные слова к словам: запах, опавшие.

  2. Разобрать по составу слово: начинающийся.

  3. Указать в предложении:

Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы.


  • все имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

  • подчеркнуть подлежащее и сказуемое.


Вариант 2:

  1. Подобрать однокоренные слова к словам: морозный, покой.

  2. Разобрать по составу слово: неподвижная.

  3. Указать в предложении:

Она, неподвижная и немая, точно утомленная за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца.


  • все имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

  • подчеркнуть подлежащее и сказуемое.



Контрольная работа № 3 по лексике.

Цель: проверить умение учащихся различать синонимы, антонимы, омонимы и использовать их в речи.


  1. Определите слово по его значению, запишите это слово:

А) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением;

Б) словарный состав языка.


  1. Спишите словосочетания, к выделенным словам подберите антонимы.

Подчеркните синонимы одной чертой.
Ярко св..ркнуть, с..яние звёз.., и..ти ц..почкой, зам..тать порошей, злая

в..юга, угр..жать бедой, жу..кая метель, прове..ти ноч.., ж..лезная выдер..ка, старались помоч..,

смутные оч..ртания.


  1. Расположите синонимы в порядке усиления признака:

Отважный, храбрый, смелый.




  1. Выберите из материала для справок к каждому из данных слов толкование и оформите запись в виде предложения. Сделайте синтаксический разбор одного из получившихся предложений.

Образец. Рис—это злаковое растение.
Штора, осока, викторина, глыба.
Материал для справок.

Многолетняя болотная трава. Игра в вопросы и ответы. Большой обломок твёрдого вещества. Оконная занавеска.




  1. Спишите стихотворение, вставив нужные буквы, подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.

Зябнет осинка, Дайте осинк..

Дрожит на ветру, Пальто и ботинки,

Стынет на солнышк.., Надо согрет..ся

Мёрзнет в жару. Бедной осинке.

( И. Токмакова.)




  1. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.




  1. Запишите антонимы к словам:

Рано, далёкий, весёлый, добрый, день.




  1. Запишите синонимы к слову говорить.


Контрольная работа № 4. Диктант с грамматическим заданием.
Цель: 1. проверить степень освоенности теоретического материала, изученного в разделе «Словообразование и орфография»;

2. контроль сформированности орфографические и пунктуационные навыки.

Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу. Вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни. Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенной торжественностью накрывал стол на семь приборов.



(По И. С. Тургеневу)
Грамматическое задание:


  1. Найти слова с чередование в корне. Выписать эти слова, объяснить графически орфограмму, подобрать однокоренные слова.

  2. Сделать морфемный разбор слов: вечерний, безоблачных, продрогших, хлопотливым, приближался, торжественность.



Контрольная работа № 5. Диктант с грамматическим заданием.
Цель: проверить степень освоенности учащимися теоретического материала по разделу «Синтаксис и пунктуация».
Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: березка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примерзла до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке и не сгибать спину. Я выламываю себе хорошую, увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу.

(По М. Пришвину).

Грамматическое задание:

Вариант 1:

  1. Записать транскрипцию первого предложения.

  2. Сделать фонетический разбор слова медленно.

  3. Сделать синтаксический разбор предложения: Были ли вы снежной зимой в молодом лесу?


Вариант 2:

  1. Записать транскрипцию последнего предложения.

  2. Сделать фонетический разбор слова деревьев.

  3. Сделать синтаксический разбор предложения: В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому.



Контрольная работа № 6. Диктант.
Цель: проверить степень освоенности изученного материала по теме «Глагол».
Широкий двор был весь покрыт белым мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколов щеки.

Никита, вопреки запрету, сбежал по хрустящим ступеням. В низу, у крыльца, стояла новенькая сосновая скамейка с витой веревкой. Никита взвалил скамейку на плечо, захватил лопатку, побежал по дороге вдоль сада к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытые инеем.

Никита повернул направо, к речке, и старался идти по дороге, по чужим следам. Взобравшись под самый мыс, Никита начал копать пещеру. Вырыв пещеру, он влез в нее, втащил скамейку и изнутри стал закладывать комьями. Когда стенка была заложена, в пещерке разлился голубой полусвет. Было уютно и приятно.

Никита уходил по хорошо державшемуся насту. Отсюда было видно все ровное белое поле – пустыня, сливающаяся морозной мглой с небом.



(По А. Толстому).

Контрольная работа № 7. Диктант с грамматическим заданием.
Цель: проверить степень освоенности изученного материала по теме «Имя существительное».
Каждый знает, что ель издавна самое распространенное в наших местах дерево. В противоположность сухолюбивой и светолюбивой сосне, ель обычно растет во влажных низменных местах. В густой тени елового леса растут лишь немногие растения.

У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, а возле украшенной ели разгуливает Дед Мороз с длинной бородой.

Но особенно хороша ель в лесу на свободе. Сказочным кажется дерево, украшенное снегом, отражающее на ветвях своих лунный свет.

В урожайные годы, когда еловыми шишками увешены ветви елей, остаются зимовать в лесу белки. Забравшись на сучок дерева, держа в передних лапках шишку, они поедают смолистые семечки.

Весною из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. Из разлетевшихся семян вырастет молодняк. Сквозь его зеленую колючую чащобу трудно пробраться. Лишь немногие из молодых деревцев выживают. Сильные побеждают, затеняя слабых. Молодой лес разрастается.

(По И. Соколову – Микитову).
Грамматическое задание:


  1. Найти слова с чередованием в корне.

  2. Составить с этими словами предложения.

  3. Сделать морфологический разбор существительных:

  • Вариант 1: молодняк, дерево, свободе.

  • Вариант 2: шишек, ель, семена.


Контрольная работа № 8. Диктант с грамматическим заданием.
Цель: проверить степень освоенности изученного материала по теме «Имя прилагательное»
Кто из вас не любовался чудесным звездным небом в темную тихую ночь? Особенное чувство возникает в душе чуткого человека. В детстве, оставшись один в темной комнате, в осенний поздний вечер, я подошел к окну. Меня поразили яркие звезды, чудесной россыпью осыпавшие темное небо.

Как-то нам пришлось ночевать в альпийских лугах вблизи высоких ледников горного Кавказа. Стреножив верховых лошадей, мы забрались в покинутый пастушеский шалаш, сделанный из легких деревянных палочек. Над горами и лугом, поросшим высокой травою, дул сильный ветер. У небольшого источника вблизи шалаша качались высокие деревья. От сильного порыва ветра шалаш разлетелся, и мы оказались под открытым звездным небом. Любуясь звездным небом, я пролежал почти всю ночь, не засыпая.



Память об этой ночи, проведенной в горах Кавказа, осталась у меня на всю долгую жизнь.

(По И. Соколову – Микитову).
Грамматическое задание:


  1. Найти в тексте и выписать все имеющие имена прилагательные.

  2. Определить разряд выписанных имен прилагательных.

  3. Образовать от этих имен прилагательных все возможные степени сравнения.

  4. Задание по вариантам:

  • Вариант 1: сделать синтаксический разбор первого предложения.

  • Вариант 2: сделать синтаксический разбор последнего предложения.


Итоговая контрольная работа. Диктант.
Цель: закрепить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс обучения в 5 классе.
На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан. Засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло ее: она пробовала пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы. Настя и тут ей помогла. Она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пестрые лапти и получил от нее полтину в награждение. Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шепотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.

(По А. С. Пушкину).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Основная литература:


  1. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.

  2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. –М.: Высшая школа, 1993. -335с.;

  3. Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка. – Волгоград: Учитель, 2002

  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000. -278с.;

  5. Зельманова Л. М. , Колокольцев Е. Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 5 - 7 классы: учено-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.

  6. Комплексный анализ текста: рабочая тетрадь для 5 кл / Составитель А. Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2010

  7. Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9- классы под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2004

  8. Львова С.И. Практикум по русскому языку. («Люби и знай русский язык»). – М: «Русское слово», 2001.

  9. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: ТЦ « Сфера», 1997.

  10. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя. /Под ред. Т.А.Ладыженской, М.: Просвещение, 1991.

  11. Никитина Е. И. русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В. В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 2007

  12. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: Просвещение, 1986. -206с.;

  13. Позднякова А.А.Текучева И.В. Диктанты по русскому языку. 5 класс. М.: Экзамен, 2007 

  14. Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.

  15. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост.: Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007

  16. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2010;

  17. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;

  18. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М.: Международные отношения, 1994. –с.559.;

  19. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений / М. М. Разумовской , В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2007

  20. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2001.

  21. Ткаченко Н.Г.    Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы.2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с.

  22. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы / Составитель А. Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2007

  23. Уроки русского языка в 5 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

  24. Хаустова Д.А. Изложения по русскому языку. 5 класс. – М.: Экзамен, 2007.

Дополнительная литература:


  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. -383с.;

  2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;

  3. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.;

  4. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;

  5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;

  6. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.;

  7. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  8. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994. -107с.;

  9. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;

  10. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996. -269с.;

  11. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998, 701с.;

  12. Компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.

  13. Ресурсы Интернета: Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.

  14. Ресурсы Интернета: Лопатухина Т.А., Короленко Ж.В. Компетентностный подход к созданию системы упражнений для обучения видам иноязычной речевой деятельности.

  15. Ресурсы Интернета: Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов)



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
470.36kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов
1362.52kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании»
197.44kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»»
328.62kb.
Рабочая программа наименование учебного предмета: русский язык
1957.9kb.
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык»
287.6kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (факультатив «Риторика») для 5» б» класса учителя русского языка
119.02kb.
Программа рассмотрена на заседании мо учителей начальных классов
1054.23kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
962kb.
Рабочая программа по русскому языку 8 класс Учитель: Сомова С. А., учитель русского языка и литературы, 1 категория
695.33kb.
Рабочая программа педагога Русский язык, 6 класс
548.73kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
731.32kb.