Главная стр 1
скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова»


________________________________________________________

Кафедра теории и истории социальной работы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УВР

_____________ А.А. Шебзухов
«__»____________2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы»

Направление 040400.68 – Социальная работа.

Магистерская программа «Социальная работа

в различных сферах жизнедеятельности»

Степень «Магистр социальной работы»

Очная форма обучения

Нальчик 2011
Рецензент:

Заведующий кафедрой управления социальной работой Нальчикского филиала Белгородского университета, кандидат социологических наук Апикова М.Р.


Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы теории и методологии социальной работы»/ сост. Б.Б. Хубиев – Нальчик: ФГБОУ, 2011. – 29с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части общенаучного цикла магистрантам очной формы обучения по направлению подготовки 040400.68 – Социальная работа во втором семестре.
Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400.68 – Социальная работа утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «07» февраля 2011г. № 170.

Составитель: доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой

теории и истории социальной работы Хубиев Б.Б.
«__»___________2011г.____________

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Цели и задачи освоения дисциплины........................................................................3




  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО..............................................................3



  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.

Элементы общекультурных (ОК) и профессиональных. (ПК) компетенций,

формируемых данной дисциплиной......................................................................3-4

3.1.1. Общекультурные компетенции (ОК)

3.1.2. Профессиональные компетенции (ПК)

3.2. Результаты образования, формируемого данной дисциплиной........................4-5


  1. Содержание и структура дисциплины......................................................................6

4.1 Содержание разделов дисциплины..........................................................................6

4.2. Структура дисциплины...........................................................................................10



    1. Лекции и практические занятия ......................................................................11-15

    2. Самостоятельное изучение разделов дисциплины..............................................15




  1. Интерактивные образовательные технологии........................................................16




  1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной

аттестации..................................................................................................................17

6.1.Комплексные задания и контрольные вопросы к самостоятельной работе,

а также образцы оценочных средств, определяемые степень сформирован-

ности компетенций, (разделы-модули 1-3)......................................................17-25

6.1.1. Контрольные задания для самостоятельной работы

6.1.2 Оценочные средства (образцы тестов)

6.1.3.Вопросы к экзамену.............................................................................................26


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.................................................27




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины..........................................29



1. Цели и задачи освоения дисциплины
Программа дисциплины составлена на основе требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400.68 Социальная работа. Предназначена для магистрантов, обучающихся по программе «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности» (первый год).

1.1. Основная цель – углубленное изучение проблем современной отечественной и зарубежной теорий и практики социальной работы, а также формирования навыков теоретического анализа изученного материала в аспекте различных научных и практических подходов.

1.2. Задачи изучения дисциплины – раскрытие основных научных парадигм формирования теории социальной работы, проблем научной идентичности социальной работы, соотношения ее с другими областями знания, методологией и методами научных исследований, теории и практики взаимодействия субъектов социальной теории, практики и управления.

Важное место в курсе занимают методология и методика социальной работы в различных сферах жизни общества, с разными группами населения.



2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла ФГОС ВПО по направлению 040400.68 – «Социальная работа».

Обеспечивает преемственность полученных теоретических знаний в контексте таких изученных дисциплин, как «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Этика социальной работы», «Философия социальной работы», «Технология социальной работы» и ряда других, чем и объясняется достаточно большой спектр проблем, находящихся в сфере внимания данной учебной дисциплины.



3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.

3.1. элементы общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых данной дисциплиной


При изучении дисциплины особый акцент сделан на реализацию компетентностного подхода, предусматривающего использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических тренингов, групповых дискуссий). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 40 % аудиторных занятий.


3.1.1. Общекультурные компетенции (ОК)

Изучение дисциплины позволит овладеть следующими общекультурными компетенциями:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и научных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

- владением знаниями социальной истории человечества, ее особенностей в различных социокультурных и территориальных условиях (ОК-8)


3.1.2. Профессиональные компетенции (ПК)

Изучение дисциплины позволит овладеть следующими профессиональными компетенциями:

- способностью осваивать новые теории модели, методы исследования, навыки разработки новых методологических и методических подходов с учетом целей и задач исследования теорий и практики социальной работы (ПК-3);

- способностью комплексно использовать знания в области теории и практики управления в сфере социальной работы (ПК-6);

- способностью разрабатывать стратегию и тактику реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных социальных программ, направленных на решение социальных проблем (ПК-7);

- готовностью к применению научно-педагогических знаний в социально-практической деятельности (ПК-12);

- способностью и готовностью к планированию и осуществлению социальных программ и проектов, направленных на решение актуальных проблем жизнедеятельности индивида, группы и общества (ПК-14);

- знаниями об основных тенденциях развития социально-технологической деятельности и готовностью к их применению в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-17);

- готовностью к управлению процессами консультирования и экспертизы по нормативно-правовым, социально-психологическим и социально-педагогическим вопросам социальной работы методам ее проведения и формам защиты прав населения (ПК-19).
3.2. результаты образования, формируемого данной дисциплиной.
3.2.1. В результате изучения дисциплины магистрант должен знать:

- основные научные парадигмы теории социальной работы;

- методологию научного познания;

- специфику научного творчества в социальной работе;

3.2.2 В результате изучения дисциплины магистрант должен овладеть:

- методами познания вспомогательных наук (социологии, психологии, педагогики, управления и др.);

- методологией социального познания;

- междисциплинарными методами познания практики социальной работы.

- уметь раскрыть сущность модернизации познавательной деятельности в социальной работе;

- уметь использовать конкретные методики и технологии в практике социальной работы;

- уметь применять технологии творчества в разных сферах жизнедеятельности;

4. Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов


№ раз

дела


Наимено

вание раздела

(модуля)


Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

Парадигма научного знания и теоретическая идентификация социальной работы

1. Предмет и задачи курса «Актуальные проблемы теории и методологии социальной работы».

Предмет изучения курса: «Актуальные проблемы теории и методологии социальной работы», теория познания в социальной работе, ее генезис от мистически-магического до методов герменевтики и абдуктивной логики. Практико-ориентированные методы познания.

Понятийное поле курса, его основные категории. Проблема анализа запросов клиента. Сознательные и бессознательные запросы и методология познавательного процесса, цели, задачи, объект и предмет курса, познавательное значение актуальных проблем истории, теории и методологии социальной работы.
2. Теория познания в социальной работе, принципы социального познания.

Проблемы междисциплинарных связей в теории социальной работы. Формы познавательной деятельности. Пути познания в социальной работе. Ньютоно-картезианская парадигма науки: история, принципы, методы. Теория социальной работы в контексте механистических подходов.

Постмодернизм и научная парадигма в социальной работе. Парадигма нового мышления и модернистские подходы к теории социальной работы. Социальная работа в системе междисциплинарных связей и отношений.
3. Методология познавательного процесса в теории социальной работы.

Специфика знания в социальной работе, классификация знаний. Принципы теории социальной работы: общие принципы; концептуальные принципы; операциональные принципы; этические принципы.

Методология познания в теории социальной работы. Индуктивно-эмпирический метод познания. Диалектико-материалистический путь познания. Психосоциальный диагноз как путь познания реальности.
4. Научная идентичность и методология исследования в социальной работе

Проблемы методологии и метода в социальной работе. Концептуальный подход к проблемам исследований в социальной работе.

Вопросы научной идентичности и специфика научной рефлексии. Задачи научных исследований в социальной работе. Социологические и психологические инструментарии в социальной работе, качественное и количественное измерение, стандартизация и прогнозирование ситуаций на макро, мезо и микроуровнях. Вопросы эмпирического и экспериментального обоснования выводов. Методы наблюдения, экспертизы.


Коллоквиум и компьютерное тестирование

2

Многообразие социальных теорий, место человека в концепциях социальной работы

5. Историческая реконструкция институционализации социальной работы как целостного процесса.

Специфика институционализации социальной работы. Институционализация практики. Зарубежные модели социальной помощи. Отечественные модели социальной помощи.

Проблемное поле институционализации социальной работы. Институционализация области познания и образования. Идеология социального образования в западной цивилизации.
6. Многообразие социальных теорий и практики в современном обществе.

Теоретические модели практики социальной работы. Революционно-преобразовательная. Реформистская. Антропологическая.

Объективные условия многообразия теорий и практики социальной работы. Модели социальной поддержки населения в современном мире. Европейская модель. Государство всеобщего благоденствия. Американская модель. Либеральные теории и практика. Патерналистская, корпоративистская, этатическая, неолибералисткая.

Основные модели практики социальной работы в мире. Социокультурная среда и модели социальной помощи. Модели филантропической помощи, общественной благотворительности, социального обеспечения, социальных служб. Создание сети национальных моделей помощи и защиты.


7. Человек в концепциях социальной работы

Целостное представление о человеке в теории и практике социальной работы. Парадигма целостности личности. Принципы гуманизма и гуманистические модели понимания человека как целостной личности. Взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства бытия человека.

Учение о социокультурной динамике. Сущность социальной структуры человека, социокультурная среда, совокупности общественных отношений как факторы многообразия теории жизненных сил
8. Проблема социального взаимодействия специалиста и клиента

Социальное взаимодействие специалиста и клиента – основа технологии социальной работы. Цель и условия взаимодействия. Социальная диагностика и социальная терапия как методы взаимодействия.

Проведение перемен как результата взаимодействия его участников.

Процесс взаимодействия и профессиональные риски. Понятие эмпатии. Факторы стресса и психическая напряженность. Проблема отклонений в профессиональном развитии.




Коллоквиум и компьютерное тестирование

3

Проблемы управления и эффективности в социальной работе

9. Управление в социальной работе.

Методологические и методические принципы управления социальной работой. Уровни управления. Содержательные, психолого-педагогические и организационные принципы управления социальной работой. Организационно-административные, гуманистические, мотивационные методы управления. Моделирование и создание прототипа конкретного объекта. Система управления социальной работой. Методы контроля.

Объектно-субъектно ориентированные технологии управления.
10. Проблема эффективности в социальной работе.

Понятие эффективности в социальной работе. Элементы и факторы, определяющие степень эффективности. Региональные особенности оценки эффективности социальной работы.

Мотивация и конечные результаты как факторы определения эффективности.


Коллоквиум и компьютерное тестирование

Вид итогового контроля

Экзамен


4.2. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплин составляет 4 зачетные единицы (144ч.)

Распределение видов учебной работы и их трудоемкости в часах



Вид работы

Трудоемкость, часов

№ семестра

семестра


Всего

Общая трудоемкость

144




144

Аудиторная работа:










Лекции (Л)

8




8

Практические занятия (ПЗ)

30




30

Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа:

79




79

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)










Расчетно-графическое задание (РГЗ)










Реферат (Р)










Эссе (Э)










Самостоятельное изучение разделов

30




30

Контрольная работа (К)










Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

49




49

Подготовка и сдача экзамена

27




27

Вид итогового контролякзамен)

144




144


4.3. Лекции и практические занятия
Тема 1. Предмет и задачи курса «Актуальные проблемы теории и методологии социальной работы».

Лекция – 1 ч.
Вопросы:

  1. Предмет изучения курса: «Актуальные проблемы теории и методологии социальной работы».

  2. Понятийное поле курса, его основные категории.


Литература:

  1. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М., 1994.

  2. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2010.

  3. Основы социальной работы. Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. 2-е изд., испр. и доп. Под ред. Павленка П.Д. - М, 2001.

  4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М., 2000.

  5. Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы. – М., 2008



Тема 2. Теория познания в социальной работе, принципы социального познания, их генезис.

Лекция – 1 ч.

Семинар – 2ч. (ИФ – 1ч.)
Вопросы:

  1. Проблемы междисциплинарных связей в теории социальной работы.

  2. Научная парадигма и пути познания в социальной работе в современных условиях.

Литература:

  1. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М., 1994.

  2. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. - М., 2004.

  3. Основы социальной работы. Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. 2-е изд

  4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М., 2000.

  5. Никитин В.А. Проблемы и направления реализации социального в обществе. – М. 2006


Тема 3. Методология познавательного процесса в теории социальной работы.

Лекция – 1 ч.

Семинар – 4ч. (ИФ – 2ч.)
Вопросы:

  1. Специфика знания в социальной работе. Классификация знаний.

  2. Методология познания в теории социальной работы.


Литература:

  1. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М., 1994.

  2. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2010.

  3. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Уч. пособие (под. общ. ред. П.Д. Павленка) ­– М. 2004.

  4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М., 2000.

  5. Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы. – М., 2008.


Тема 4. Научная идентичность и методология исследования в социальной работе

Лекция – 1 ч.

Семинар – 2ч. (ИФ – 1ч.)
Вопросы:

  1. Проблемы методологии и метода в социальной работе.

  2. Вопросы научной идентичности и специфика научной рефлексии.


Литература:

  1. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М., 1994.

  2. Козлов А.А. Введение в профессиональную деятельность – Москва, 2004.

  3. Кравченко А.И. Социальная работа. Учебник. – М., 2006.

  4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М., 2000.

  5. Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы. – М., 2008


Тема 5. Историческая реконструкция институционализации социальной работы как целостного процесса и образования.

Семинар – 2ч. (ИФ – 1ч.)
Вопросы:

  1. Специфика институционализации социальной работы.

  2. Институционализация области познания.


Литература:

  1. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М., 2000.

  2. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2010.

  3. Теория социальной работы. Учебник. Под. ред. Е.И. Холостовой. – М., 1998.

  4. Курбатов В.И. Социальная работа. Учебник. – Ростов-на-Дону, 2003

Тема 6. Многообразие социальных теорий и практики в современном обществе.

Лекция – 1 ч.

Семинар – 4ч. (ИФ – 2ч.)
Вопросы:

  1. Теоретические модели практики социальной работы.

  2. Объективные условия многообразия теорий и практики социальной работы.

  3. Основные модели практики социальной работы в мире.


Литература:

  1. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М., 2000.

  2. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М., 1994.

  3. Холостова Е.И. Социальная работа. Учебное пособие. – М., 2004.

  4. Основы социальной работы. Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. 2-е изд., испр. и доп. Под ред. Павленка П.Д. - М, 2001.

  5. Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы. – М., 2008


Тема 7. Человек в концепциях социальной работы

Лекция – 1 ч.

Семинар – 2ч. (ИФ – 1ч.)
Вопросы:

  1. Целостное представление о человеке в теории и практике социальной работы.

  2. Учение о социокультурной динамике.



Литература:

  1. Теория социальной работы. Учебник. Под. ред. Е.И. Холостовой. – М., 1998.

  2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М., 2000.

  3. Медведева Г.П. Этика социальной работы. Учебное пособие. - М, "Владос", 2000.

  4. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М., 1994.

  5. Холостова Е.И. Социальная работа. Учебное пособие. – М., 2004.


Тема 8. Проблема социального взаимодействия специалиста и клиента.

Семинар – 4ч. (ИФ – 2ч.)
Вопросы:

  1. Социальное взаимодействие специалиста и клиента – основа технологии социальной работы.

  2. Проведение перемен как результата взаимодействия его участников.

  3. Процесс взаимодействия и профессиональные риски.


Литература:

  1. Теория социальной работы. Учебник. Под. ред. Е.И. Холостовой. – М., 1998.

  2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М., 2000.

  3. Медведева Г.П. Этика социальной работы. Учебное пособие. - М, "Владос", 2000.

  4. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе для учреждений. Учебно-методическое пособие / Под науч.ред. М.А.Галагузовой. -Екатеринбург, 2000.

  5. Горянина В.А. Психология общения. Москва, "Академия", 2001.

Тема 9. Управление в социальной работе.

Лекция – 1 ч.

Семинар – 4ч. (ИФ – 2ч.)
Вопросы:

  1. Методологические и методические принципы управления социальной работой.

  2. Объектно-субъектно ориентированные технологии управления.



Литература:

  1. Лященко А.И. Организация и управление социальной работы в России. Учебное пособие для вузов. – М., 1995.

  2. Пищулин Н.П., Пищулин С.Н. и др. Социальное управление: теория и практика. Учебное пособие: в 2-х томах. – М., 2003.

  3. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2010.

  4. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М., 1994.

  5. Теория социальной работы. Учебник. Под. ред. Е.И. Холостовой. – М., 1998.


Тема 10. Проблема эффективности в социальной работе.

Лекция – 1 ч.

Семинар – 4ч. (ИФ – 2ч.)
Вопросы:

  1. Понятие эффективности в социальной работе.

  2. Мотивация и конечные результаты как факторы определения эффективности.



Литература:

  1. Теория социальной работы. Учебник. Под. ред. Е.И. Холостовой. – М., 1998.

  2. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М., 1994.

  3. Топчий Л.В. Социально-правовые основы становления профессиональной работы в России. - М, 2000.

  4. Щеглова С.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование. - М.: "Социум", 2001.

  5. Маремшаова И.И., Шогенов З.А. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе – Нальчик, 2006.


4.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины



раздела


Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

Парадигма научного знания и теоретическая идентификация социальной работы

27

2

Многообразие социальных теорий, место человека в концепциях социальной работы

26

3

Проблемы управления и эффективности в социальной работе

26

5. Интерактивные образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров социальной работы, в ходе изучения темы предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес таких занятий составляет 40% общего объема аудиторных занятий (15ч.).

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях.






Тема

Вид занятия

(Л, ПР,


ЛР, С)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

1


Теория познания в социальной работе, принципы социального познания, их генезис

Л (2 ч.)



Разбор конкретных ситуаций использования междисциплинарных методов исследования

2 ч.

2


Методология познавательного процесса в теории социальной работы

С (2 ч.)

ПР (1ч.)


Групповая дискуссия: научная идентичность и методология познания в теории социальной работы

3ч.

3


Многообразие социальных теорий и практики в современном обществе

Л (2 ч.)



Компьютерные симуляции факторов многообразия теорий и практики в современном обществе

2ч.

4


Многообразие социальных теорий и практики в современном обществе

С (2 ч.)

ПР (1ч.)


Групповая дискуссия: вопросы общенаучной и профессиональной компетенции

3ч.


5

Управление социальной работой. Вопросы эффективности

Л (2 ч.)


С (3ч.)

Деловые и ролевые игры: дискуссии по вопросам управления и эффективности социальной работы

5ч.


ИТОГО:

15ч.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
6.1.Комплексные задания и контрольные вопросы к самостоятельной работе, а также образцы оценочных средств, определяемые степень сформированности компетенций.

6.1.1. Вопросы для проведения текущего контроля

Раздел (модуль) 1.


  1. Социальное познание. Формы социального познания.

  2. Пути познания в социальной работе.

  3. Научные методы познания. Модернизация познавательной деятельности.

  4. Междисциплинарный характер познавательного процесса в теории и практике социальной работы.

  5. Сущность редукционизма и линейности в теории познания социальной работы.

  6. Основные подходы к решению проблем клиента, основанные на редукционизме.

  7. Основные черты современной научной парадигмы (постмодернизма) социальной работы.

  8. Понятие объективности междисциплинарного характера познавательно процесса социальной работы.

  9. Дать объяснение основных понятий и определений

  • теория познания (гносеология) в социальной работе;

  • парадигма научная (Т. Кун);

  • редукционизм (формулы описания, конструкты, модели, Демокрит, Левкит);

  • механистическая парадигма науки (Ньютон);

  • модернизация познавательного процесса (квантовая теория, теория относительности и др.);

  • базовые принципы «личность – среда», «я и другие» и т.д.;

    • интегративные свойства и методы познания теории социальной работы;

  1. Понятия закона и закономерности. Назовите основные особенности закономерностей теории социальной работы.

  2. Социолого-ориентированные теории социальной работы (дать обоснование):

  • системная;

  • ролевая;

  • социально-радикальная;

  • социально-педагогическая;

  • когнитивная;

  1. Психолого-ориентированные теории социальной работы (дать объяснение):

  • психодинамическая;

  • бихевиористская;

  • когнитивная;

  • гуманистическая;

  1. Основные методы теории социальной работы (дать объяснение):

    • анкетирование;

    • диалог;

    • интервьюирование;

    • метод социальных биографий;

    • методы диагностики;

    • методы обработки информации;

    • метод консультирования;

    • метод комплексного психосоциального моделирования;

    • фокус-группа;

    • наблюдение;

    • метод структурного анализа.


Раздел (модуль) 2.

  1. Основные факторы, определившие контуры социальной жизни XX и XXI столетий;

  2. Революционно-преобразовательные теории социальной жизни;

  3. Реформистские и антропологические теории социальных преобразований;

  4. Социокультурные традиции как основа многообразия теорий и моделей практики социальной работы;

  5. Основные модели социальной поддержки населения в современном мире: сходства и различия;

  6. Значение зарубежного опыта для решения социальных проблем человека в России;

  7. Человек как объект целостного познания и субъект социальной работы;

  8. Трактовка целостного видения человека как биопсихосоциального существа в научных теориях;

  9. Место целостного взгляда на человека в системе философско-социологического знания;

  10. Взаимосвязь технологических и гуманистических воззрений на человека;

  11. Особенности восприятия человека в разных системах теоретического обоснования социальной работы;

  12. Социальное взаимодействие специалиста и клиента как базовая методология теории и практики социальной работы.


Раздел (модуль) 3.

  1. Концептуальные основы управления социальной работы;

  2. Структура управления в системе социальной работы;

  3. Функции управления и система администрирования в социальной работе;

  4. Критерии эффективности социальной работы и технологии ее определения;

  5. Методы оценки эффективности социальной работы;

  6. Методологические проблемы стандартизации социальной работы;

  7. Основные направления развития социальной в XXI веке.




      1. Оценочные средства для текущего контроля (образцы тестов)

Раздел (модуль) 1.
Тема 1. Теория познания в социальной работе, принципы социального познания.


1 Познание-это:

- форма духовной деятельности

- существует с момента возникновения общества

- проходит с обществом все этапы

- феномен вне человеческой деятельности


2 Процесс познания осуществляется:

- в многообразных формах

- социокультурных формах

- в ходе истории человечества

- через верования


3 Научное знание характеризует:

- рациональность

- чувственность

- эмоциональность

- вера


4 Модели научной рациональности:

- индуктивистская

- дедуктивистская

- эволюционная

- реалистическая

- иррациональная



5 Научная форма познания включает:

- духовная деятельность

- постижение истины

- объективные законы

- анормальное знание


6 Социальное познание – это:

- знание об обществе

- знание о законах развития общества

- знание о социальных явленрях

- знание о природе


7 Единство всех наук обусловлено тем, что оно опирается:

- на фактологию

- на гипотезу

- на законы явления

- на познание природы


8 Социальное знание – это:

- единство объективных законов и индивидуальных интересов

- если есть цели и намерения

- если о целесообразности деятельности людей

- если производится человеческой деятельностью

- природа о естествознании





Тема 2. Методология познавательного процесса в теории социальной работы.


1 Понятие «гносеология» впервые ввел:

- Фром


- Кант

- Гегель


- Бэкон


2 Специфика познавательного процесса в ТСР обуславливается:

- полиструктурными объектами социальной работы

- особенностями междисциплинарных связей

- тем, что развивается в контексте общих тенденций развитии науки

- наличием объекта исследования


3 Оформление механистической парадигмы науки относится:

- в новейший период

- в римский период истории

- в период Возрождения

- в период зарождения классической немецкой философии


4 Родоначальник атомистической теории познания:

- Кант


- Гегель

- Левкипп

- Кеплер


5 Научная парадигма, основанная на атомистической системе познания:

- редукционизм

- всеобщность

- механицизм

- линейность


6 Базовый принцип теории познания социальной работы вытекает из логики линейного научного построения:

- «личность-среда»

- «индивид и общность»

- «я и другие»

- « группа-среда»


7 Научная парадигма, для которой характерен плюрализм как базовый принцип социальной работы:

- ньютоно-картезианский

- рационализм

- постомодернизм

- редукционизм


8 Для современной научной парадигмы социальной науки характерно:

- отсутствие универсальных теорий

- клиент приобретает абсолютную ценность

- отсутствие независимого существования клиента



9 Время оформления механистической парадигмы науки:

- в период античности

- в период возрождения

- в период классической философии

- в римский период


10 Научная парадигма на атомистической системе познания:

- всеобщность

- механицизм

- линейность

- редукционизм


Раздел (модуль) 2.
Тема 1. Многообразие социальных теорий и практики в современном обществе.


1 Многообразие форм социальных теорий является следствием:

- единства в понимании общечеловеческой цели

- действующей в развитых странах развитой рыночной экономики

- различий в традициях, образе жизни

- общественного прогресса и крупных исторических событий


2 Решение социальных проблем через преобразование самого общества отстаивают:

- реформистские теории

- антропологические теории

- революционно- преобразовательные теории

- теории среднего класса


3 Идея о том, что причины социальных бед человека кроются в самом человеке – отстаивают:

- реформистские теории

- антропологические теории

- революционно- преобразовательные теории

- теории среднего класса


4 Идеологию индивидуализма отстаивают:

- реформистские теории

- антропологические теории

- революционно- преобразовательные теории

- теории среднего класса


5 Социальное развитие большинства стран капиталистическое системы пошло по пути:

- преобразования общества

- идеи антропологических теорий

- реформ


- отстаивание идей индивидуализма

6 Многообразие социальных форм теорий является результатом

- единства общечеловеческой цели

- многообразие культур

- различие в образе женщины

- особенности традиций


7 Контуры социальной жизни ХХ века определили

- общественный процесс

- экономический рост

- культурно-исторические события (революция, войны)

- подъем уровня жизни


8 Социальные теории ХХ века

- революционно-преобразовательная

- реформистская

- антропологическая

- церковно-приходская




Тема 2. Человек в концепциях социальной работы.


1 Для исследования проблем человека в теории социальной работы важно учитывать:

- целостное представление о человеке

- эффективность работы социальных учреждений

- системный анализ

- уровень жизни людей


2 На основе психологических моделей возникли такие виды социальной работы, как:

- эго-ориентированная

- марксистская

- гуманистическая

- ролевая


3 Гуманистическая теория социальной работы сформировалась под влиянием:

- К.Роджерса

- Т.Спенсера

- Конта


- Адлера


4 Человека как части общества рассматривает:

- в философии экзистенциализма

- в системной социологии

- в феноменологической социологии

- марксистской социологии


5 Взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства бытия человека характерно для моделей:

- виталистски ориентированных

- марксистских

- культурологических

- позитивистских


6 Автором учения о социокультурной динамике является:

- Конт


- П.Сорокин

- Милль


- Адлер


7 Природа человека заключается в разуме, социальной организации и творческой инновации, полагал:

- З.Фрейд

- Э.Фромм

- Леви-Строс

- В.Франкл


8 Человек становится личностью в ходе:

- удовлетворению биологических потребностей

- приспособления к природе

- развития интенсивных навыков

- освоения социокультурных аспектов


9 Человека как синтез биосоциального рассматривает:

- Э.Фромм

- З.Фрейд

- Франкл


10 Человек – это «сложная» копия, породившая его Вселенной, говорил:

- М.Бехтерев

- Г.Лейбниц

- И.Кант


Тема 3. Проблема социального взаимодействия специалиста и клиента.



1 Концепции теоретического исследования социальной работы:

- индивидуальная, личностная

- средовая, «социетальная»

- социально-деятельностная

- социально-психологическая


2 Условиями социального взаимодействия специалиста и клиента являются:

- владение методами социальной терапии

- увеличение степени самостоятельности клиента

- адаптация и реадаптация людей в обществе




3 Взаимодействия социального работника и клиента при диагностике проблем клиента предполагает:

- социальный диагноз

- изменение жизненной ситуации клиента

- воздействие на интеллектуальные состояния

- приведение в действие ресурсов клиента


4 Когнитивная терапия эффективна при решении:

- материальных проблем клиента

- эмоциональных проблем клиента

- посреднических задач

- адаптационных задач


5 Социальная реабилитация означает:

- индивидуальная поддержка клиента на основе его запросов

- восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде

- применение коммуникативных методов

- активизация возможностей клиента для решения проблемы


6 Эффективность социальной реабилитации зависит от соблюдения принципов

- комплексность

- адаптивности клиента

- установления способности клиента к самооценке

- учет условий социальной среды


7 Отклонение в профессиональном развитии проявляется:

- утрате трудовых умений и навыков

- в потере нравственных ориентиров в труде

- в противостоянии источникам риска

- в упрощенности профессиональной деятельности

- в интенсивности проводимых методов социальной защиты



8 Стресс, превышающий критический уровень:

- становится стрессом ответственности

- подрывает здоровье человека

- снижает результат труда

- превращается в дистресс




Раздел (модуль) 3.

Тема 1. Управление социальной работой.


1 Социальная работа на теоретическом уровне выделяет следующие принципы:

- общефилософские

- общие принципы социальной работы

- культурологические

- математические

- административно-правовые



2 Методологические принципы социальной работы включают:

- всеобщность

- комплексность

- дифференцированный подход

- последовательность

- проактивность




3 Среди способов мотивации выделяют:

- внушение

- убеждение

- подражание

- вовлечение

- принуждение




4 Метод гуманизации труда относится к:

- методам социального нормирования

- методам социального регулирования

- социально-политическим методам

- психологическим методам


5 Организационно-административные методы проявляются в таких формах как:

- обязательное предписание

- согласительные меры

- рекомендации пожелания

- учет интересов различных групп и индивидов

- моральное поощрение



6 Самоуправление это:

- власть, дисциплина и ответственность

- метод принуждения

- метод экономического стимулирования

- процесс превращения объекта управления в его субъект


7 Объектами управления в системе социальной защиты населения являются:

- трудовые и учебные коллективы

- органы самоуправления

- учреждения и организации

- благотворительные организации


8 Научные методы в социальной работе (2)

- общефилософский метод

- естественнонаучный метод

- общенаучный метод

- абстрактно научный метод

- частно-научный метод





Тема 2. Проблемы эффективности в социальной работе.


1 Понятие эффективности определяется:

- соотношением результатов и затрат

- приближение состояния здоровья человека к норме

- соотношением цели и результата деятельности

- соотношением спроса и предложения

- соотношением цели и цели-идеала




2 Обязательные элементы определения эффективности социальной работы:

- цель


- результат

- затраты

- объект

- метод



3 Конечным выражением степени эффективности служит:

- совпадение цели и результата

- методы достижения результатов

- средства достижения результатов

- общепринятая норма


4 Факторы, влияющие на процесс принятия решения:

- информационные

- мотивационные

- характерологические

- экологические

- технологические



- политические




6.1.3 Вопросы к экзамену



  1. Предмет изучения курса: «Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы».

  2. Понятийное поле курса, его основные категории.

  3. Проблемы междисциплинарных связей в теории социальной работы.

  4. Научная парадигма и пути познания в социальной работе в современных условиях.

  5. Специфика знания в социальной работе. Классификация знаний.

  6. Методология познания в теории социальной работы.

  7. Специфика институционализации социальной работы.

  8. Институционализация области познания.

  9. Проблемы методологии и метода в социальной работе.

  10. Вопросы научной идентичности и специфика научной рефлексии в области социальной работы.

  11. Пути познания в теории социальной работы.

  12. Междисциплинарный характер познавательного процесса в социальной работе.

  13. Специфика современной научной парадигмы социальной работы.

  14. Многообразие форм социальных теорий.

  15. Реформистские социальные теории.

  16. Революционно-преобразовательные теории.

  17. Теории среднего класса.

  18. Антропологические теории

  19. Теоретические модели практики социальной работы.

  20. Объективные условия многообразия теорий и практики социальной работы.

  21. Основные модели практики социальной работы в мире.

  22. Целостное представление о человеке в теории и практике социальной работы.

  23. Учение о социокультурной динамике.

  24. Социальное взаимодействие специалиста и клиента – основа технологии социальной работы.

  25. Проведение перемен как результата взаимодействия его участников.

  26. Процесс взаимодействия и профессиональные риски.

  27. Методологические и методические принципы управления социальной работой.

  28. Объектно-субъектно ориентированные технологии управления.

  29. Понятие эффективности в социальной работе.

  30. Мотивация и конечные результаты как факторы определения эффективности.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература



  1. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2010.

  2. Основы социальной работы. Учебник/ Отв.ред. П.Д. 2-е изд., испр. и доп. Под ред. Павленка П.Д. - М, 2001.

  3. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М., 2000.

  4. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. - М., 2004.

  5. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Уч. пособие (под. общ. ред. П.Д. Павленка) ­– М. 2004.

  6. Холостова Е.И. Социальная работа. Учебное пособие. –М., 2004.


Дополнительная литература


  1. Никитин В.А. Проблемы и направления реализации социального в обществе. – М. 2006

  2. Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы. – М., 2008

  3. Медведева Г.П. Этика социальной работы. Учебное пособие. - М, "Владос", 2000.

  4. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. – М., 1994.

  5. Теория социальной работы. Учебник. Под. ред. Е.И. Холостовой. – М., 1998.

  6. Курбатов В.И. Социальная работа. Учнбник. – Ростов-на-Дону, 2003

  7. Козлов А.А. Введение в профессиональную деятельность – Москва, 2004.

  8. Бобков В.Н., Починок А.П. Социальная политика, уровень и качество жизни - М.: изд-во ВЦУЖ, 2001

  9. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе для учреждений. Учебно-методическое пособие / Под науч.ред. М.А.Галагузовой. -Екатеринбург, 2000.

  10. Горянина В.А. Психология общения. Москва, "Академия", 2001.

  11. Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы - М.,2001.

  12. Жуков В.И. Социальное образование в России. - М, Союз, 2000.

  13. Жуков В.И. Современный мир и Россия в условиях глобализации. - М., Союз, 2001.

  14. Клейберг Ю.А., Шахзадова Н.В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков. Уч.пособие. - Тверь-Нальчик, 2000.

  15. Мардахаев Л.В., Галагузова М.А. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: "Академия", 2001.

  16. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. М., Союз, 2000.

  17. Топчий Л.В. Социально-правовые основы становления профессиональной работы в России. - М, 2000.

  18. Щеглова С.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование. - М.: "Социум", 2001.

  19. Елеев Л.Т. Государственная политика занятости: история и современность – Нальчик, 2007.

  20. Зумакулов Б.М. Социальная политика России и особенности ее реализации в Кабардино-Балкарской республике. – Нальчик. 1999.

  21. Кильберг-Шахзадова Н.В. Формы человеческой деятельности. Нальчик, 2002

  22. Кильберг-Шахзадова Н.В., Хубиев Б.Б. Актуальные проблемы семьеведения. – Нальчик: Каб.-Балк.ун-т., 2008

  23. Маремшаова И.И., Шогенов З.А. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе – Нальчик, 2006.



Отраслевые энциклопедии


  1. Энциклопедия социальной работы. Перевод с английского. Том 1-3, –М. 1993

  2. Российская энциклопедия социальной работы. – М., 1997

  3. Современная энциклопедия социальной работы. (под ред. академика РАН В.И. Жукова) – 2-е изд., - М., 2008.



Периодические издания


  1. Отечественный журнал социальной работы.

  2. Ученые записки РГСУ.

  3. Социальные технологии, исследования.

  4. Вопросы философии.

  5. Работник социальной службы.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированная аудитория.


Интерактивный класс, оснащенный оборудованием: стендами, информационно-измерительными системами, электронными средствами обучения и контроля знаний студентов.
Компьютерный класс.
Методический кабинет.

ЛИСТ

согласования рабочей программы

Направление подготовки: 040400.68 «Социальная работа»



код и наименование

Наименование магистерской программы: Социальная работа в различных сферах



жизнедеятельности

Дисциплина: Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы


Форма обучения__________________Очная форма обучения___________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Учебный год 2011-2012 уч. год.


РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры __Теории и истории социальной работы____

наименование кафедры

протокол N __2 от "17" октября 2011г.


Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой
Теория и история социальной работы______________Б.Б. Хубиев________17.10.2011г.

наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:



Заведующий кафедрой ТСР_______________________Б.Б. Хубиев________17.10.2011г.

должность подпись расшифровка подписи дата

_____________________________________________________________________________



должность подпись расшифровка подписи дата

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой _________________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой _________________________________________________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Председатель методической комиссии, научный руководитель по направлению подготовки __________________________________________________________________



код наименование личная подпись расшифровка подписи дата

Научный руководитель магистерской программы __________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки

_____________________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Рабочая программа зарегистрирована в УМУ под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.


Начальник УМУ_______________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата


скачать


Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы»
382.18kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы социальной философии» Направление 040400. 68 Социальная работа
1235.62kb.
К программе учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы» Область применения программы
60.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «теория социальной работы» Направление 040400. 62 ­- социальная работа
868.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История социальной работы» Направление 040400. 62 Социальная работа
288.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины» Направление 040400. 62 Социальная работа
634.96kb.
Актуальные проблемы профессионализации социальной работы
180.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент»
32.05kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе»
574.69kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социального образования» Направление 040400. 62 Социальная работа
379.02kb.
Рабочая программа учебной дисциплины экономика организации 2011 г
199.87kb.
Резолюция Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины "Шахматы" в общеобразовательных школах и детских садах России и других стран мира"
60.66kb.