Главная стр 1стр 2
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Кафедра теории и истории социальной работы



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УВР




__________ А.А. Шебзухов




«___» _________ 20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы социальной медицины»
Направление 040400.62 – Социальная работа

Профиль «Социальная работа в системе социальных служб»

Степень «Бакалавр социальной работы»

Очная форма обучения

Нальчик 2011
Рецензент:

Заведующий кафедрой управления социальной работой Нальчикского филиала Белгородского университета, кандидат социологических наук Апикова М.Р.


Рабочая программа дисциплины «Основы социальной медицины»/сост. А.К.Агнокова – Нальчик: ФГБОУ, 2011.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа во втором семестре.
Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «08» декабря 2009 года №709
Составитель: кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы Агнокова А.К.
«__»____________2011 г._______________


Содержание

1.Цели и задачи освоения дисциплины..........................................................................4

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………………………4
3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Элементы общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых данной дисциплиной…………………………………………………...4

3.1.1.Общекультурные компетенции (ОК)…………………………………………….5

3.1.2.Профессиональные компетенции (ПК)…………………………………………..5

3.2.Результаты образования, формируемого данной дисциплиной………………….6
4.Содержание и структура дисциплины………………………………………………..7

4.1.Содержание разделов дисциплины…………………………………………………7

4.2.Структура дисциплины…………………………………………………………….13

4.3.Лекции и практические занятия…………………………………………………...14

4.4.Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………………….23
5.Интерактивные образовательные технологии……………………………………...24
6.Оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации……………………………………………………………………………….26

6.1.Комплексные задания и контрольные вопросы к самостоятельной работе, а также образцы оценочных средств, определяющие степень формированности компетенций (разделы-модули 1-3)…………………………………………………...26

6.1.1.Вопросы для проведения текущего контроля…………………………………..26

6.1.2.Оценочные средства (образцы тестов)………………………………………….30

6.1.3.Вопросы к экзамену………………………………………………………………42
7.Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………..49
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………..57



  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Программа дисциплины «Основы социальной медицины» составлена на основе требований ФГОС ВПО по направлению 040400.62 «Социальная работа» (первый год).



    1. Основная цель – обучение будущего специалиста знаниям факторов, влияющих на здоровье, а также способам сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия.

    2. Задачи изучения дисциплины – логика построения программы основана на необходимости в процессе изучения дисциплины решения трех основных задач:

  • изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека;

  • овладение технологиями, направленными на сохранение здоровья и предупреждение развития заболеваний;

  • определение роли социальных работников, участвующих в оказании социально-медицинской помощи населению.




  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «Основы социальной медицины» относится к базовой части профессионального цикла в структуре ООП бакалавриата Б3. Рассчитана на один семестр. Предваряют изучение названного предмета знания по «Истории социальной работы», «Теории социальной работы», «Этике социальной работы» и ряда других дисциплин.

Независимо от избранной специализации и будущего места работы, профессиональный социальный работник будет иметь дело с клиентом, у которого в большей или меньшей мере имеются проблемы со здоровьем.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. А социальная работа рассматривается как деятельность, родственная врачеванию.

Проблема здоровья как глобальная неотъемлема от других проблем человека. Здоровье актуально во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном здравии и в состоянии болезни.

Рассматривая социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на человека, необходимо учитывать множество взаимосвязей между медициной, социальной работой и обществом.




  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины




    1. 3.1.Элементы общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых данной дисциплиной.

При изучении «Основ социальной медицины» предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий и т.п.). Удельный вес занятий проводимых в интерактивной форме, составляет 20% аудиторных занятий, т.е. 14 часов из 72.




      1. 3.1.1.Общекультурные компетенции (ОК)

Студент, осваивающий программу бакалавриата, в том числе «Основы социальной медицины» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- быть готовым работать в коллективе (ОК-3);

- уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОК-8);

- владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф (ОК-15).
3.1.2.Профессиональные компетенции (ПК)
Изучение дисциплины позволит овладеть такими профессиональными компетенциями как:

- быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной деятельности, по проблемам социализации, реабилитации (ПК-3);

- быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов разных уровней (ПК-11);

- быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы комплексно-ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи;

- быть готовым к использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального благополучия (ПК-17);

- быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК-24);

- быть способным к работе с персоналом в учреждениях медико-социальной помощи (ПК-27).


    1. 3.2.Результаты образования, формируемого данной дисциплиной




      1. Изучив дисциплину бакалавр должен знать:

- основные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье;

- организацию медико-социальной помощи населению;

- содержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- социально-медицинские аспекты здорового образа жизни;

- общие принципы диагностики, лечения и профилактики основных заболеваний;

- социально-медицинские аспекты планирования семьи;

- основы психического здоровья;

- основы реабилитации инвалидов;

- вопросы биомедицинской этики;

- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- рекомендации Всемирной организации здравоохранения;

- место и роль специалистов в оказании медико-социальной помощи




      1. В результате изучения дисциплины бакалавр должен владеть:

- умением анализировать показатели здоровья, демографические показатели;

- формами, средствами и методами гигиенического воспитания;

- навыками формирования здорового образа жизни различных групп клиентов;

- навыками консультирования по вопросам планирования семьи;

- методикой составления индивидуальной программы реабилитации инвалида;

- умением оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

- навыками взаимодействия с медицинскими работниками по решению проблем клиентов.

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание разделов


раздела

Наименование раздела (модуля)

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

Основные понятия и категории социальной медицины

1.Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.

История становления социальной медицины как науки и учебной дисциплины.

Социальная медицина как наука о закономерностях общественного здоровья, способах его сохранения и укрепления. Междисциплинарный характер социальной медицины. Взаимосвязь между медициной и обществом.

2.Здоровье как комплексная категория и личностная ценность.

Определение понятия «здоровье». Здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов (определение Всемирной организации здравоохранения).

Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья: образ жизни, наследственность, окружающая среда, здравоохранение.

Системный подход к решению проблем здоровья. Наука о здоровье: состояние и перспективы.



3.Демографические показатели в оценке здоровья населения.

Источники получения информации о здоровье населения.

Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Их динамика. Сравнительная характеристика с соответствующими показателями других стран.

Показатели смертности как важнейшие критерии в оценке состояния здоровья населения.

Общая смертность. Материнская смертность. Причины. Медико-социальное значение. Факторы, влияющие на показатели рождаемости и смертности. Обострение демографической ситуации в современной России.

4.Современные подходы к укреплению здоровья и профилактике заболеваний.

Охрана здоровья граждан как совокупность мер политического, правового, социального, культурного и медицинского характера. Здоровый образ жизни: понятие, сущность, социально-медицинские аспекты ЗОЖ. Двигательная активность и здоровье. Питание и здоровье. Методы пропаганды ЗОЖ.



5.Системы здравоохранения в России и организация лечебно-профилактической помощи населению.

Понятия «охрана здоровья» и «здравоохранение». Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Инновационные структуры в здравоохранении.

Основные виды лечебно-профилактических учреждений. Особенности организации лечебно-профилактической помощи отдельным группам населения. Место и роль социальных работников в учреждениях здравоохранения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как государственная задача. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» как меря социальной защиты населения. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора как основные учреждения, контролирующие санитарное законодательство.



6.Всемирная организация здравоохранения: стратегия в решении проблем здоровья.

Задачи по достижению для всех здоровья – стратегия ВОЗ. Решение общих проблем достижения здоровья для всех, путем международного сотрудничества. Основные проблемные области ВОЗ: образ жизни и здоровье; факторы риска, воздействующие на человека и окружающую среду; переориентация служб медико-санитарной помощи, научно-исследовательская поддержка.



7.Правовой механизм обеспечения здоровья граждан.

Состояние правовой базы охраны здоровья населения в России.

Медицинское страхование как форма социальной защиты граждан в охране здоровья. Закон «О медицинском страховании граждан в РФ» как юридическая, экономическая и организационная основа конституционного права граждан на медицинскую помощь. Виды, субъекты и объект медицинского страхования. Договор медицинского страхования.


Компьютерное тестирование, коллоквиум.

2

Социально-медицинские аспекты основных заболеваний

8.Классификация болезней. Структура заболеваемости населения.

Международная классификация болезней, используемая для оценки показателей заболеваемости населения в статистической отчетности.

Основные классы международной классификации болезней 10 пересмотра.

Региональные особенности структуры заболеваемости населения.



9.Основные неинфекционные заболевания.

Группы неинфекционных заболеваний, определяющие первые 3 ранговые места по показателям общей и преждевременной смертности, а также инвалидизации: болезни системы кровообращения, травмы, новообразования.

Ишемическая болезнь сердца (ИБС) как величайшая эпидемия. Факторы риска: артериальная гипертензия, гиперхолестеренемия, курение.

Травмы, особенности их распространения. Факторы риска. Алкоголь как один из важнейших факторов риска.

Злокачественные новообразования, классификация и распространенность. Факторы риска. Региональные особенности. Профилактика.

10.Инфекционные болезни, управляемые средствами иммунопрофилактики.

Вакцины, иммунопрофилактика, краткая история. Национальный прививочный календарь.



11.Туберкулез как социально-значимое заболевание.

Характеристика особенностей заболевания, его распространенность. Значимость социальных факторов в развитии патологии.

Организация медико-социальной помощи больным туберкулезом. Льготы, предоставляемые больным туберкулезом. Комплексный подход в решении проблемы. Взаимодействие различных служб.

12.Синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД).

Определение понятий «ВИЧ-инфицированный» и «больной СПИДом». История проблемы. Пути заражения. Основные клинические проявления. Причины смерти.

Социальные проблемы, связанные со СПИДом: спидофобия, отторжение обществом, инфицированных и больных, отношения в семье и на работе.

Контингенты лиц, подлежащие обязательному освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию.

Законодательство РФ по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.


Компьютерное тестирование, коллоквиум

3

Место и роль социального работника при оказании медико-социальной помощи в специфических сферах деятельности

13.Социально-медицинские аспекты планирования семьи.

Определение понятия планирования семьи. Планирование семьи как часть социальной политики государства. Организация государственной службы планирования семьи. Учреждения по планированию семьи.

Профилактика непланируемой беременности.

Понятия «контрацептивное поведение» и «контрацепция». Современные методы контрацепции.



14.Аборт как социально-медицинская проблема.

Аборты: характеристика, классификация. Осложнения. Социальные и медицинские последствия абортов.



15.Основы психического здоровья.

Современные представления о психическом здоровье и психических расстройствах. Психиатрическая помощь: виды помощи и социальной зашиты, гарантируемые государством. Экспертиза психических больных.



16.Основы реаблитации инвалидов.

Дефиниции, основных, используемых в реабилитации терминов. Принципы и методы реабилитации инвалидов. Проблемы инвалидов.

Медико-социальная экспертиза, ее роль в реабилитации инвалидов. Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, организация их деятельности.

Индивидуальные и целевые программы реабилитации инвалидов. Центры реабилитации инвалидов.



17.Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

Первая медицинская (доврачебная) помощь, как возможность спасения человека при угрожающих его жизни состояниях (кровотечениях, механических повреждениях, черепно-мозговой травме, несчастных случаях, ожогах и т.д.)



18.Биомедицинская этика.

Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций современного человека. Гуманизм как общий деонтологический критерий для врача и социального работника. Важнейшие проблемы современной биоэтики: трансплантация органов и тканей, искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, эвтаназия. Хосписы как безупречная альтернатива активной эвтаназии. Альтернативная медицина в свете методологии науки и медицинской этики. Наука как знание и паранаука как псевдознание.



Компьютерное тестирование, коллоквиум

Вид итогового контроля

экзамен


4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов

(5 зачетных единиц)

Распределение трудоемкости в часах по видам

аудиторной и самостоятельной работы

Вид работы

Трудоемкость, часов

семестра

семестра

всего

Общая трудоемкость




2 (180)

180

Аудиторная работа:










Лекции (Л)




18

18

Практические занятия (ПЗ)




54

54

Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа:




81

81

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)










Расчетно-графическое задание (РГЗ)










Реферат (Р)




11

11

Эссе (Э)










Самостоятельное изучение разделов




30

30

Контрольная работа (К)










Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, учебных пособий, подготовка к коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.).




40

40

Вид итогового контроля (экзамен)




27

27

Подготовка и сдача экзамена












4.3.Лекции и практические занятия.
Тема 1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.
Лекция- 1 ч.
Вопросы:


  1. Определение понятия «социальная медицина». Цель и задача социальной медицины.

  2. Предмет и объекты социальной медицины.

  3. Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь, взаимоотношение.


Литература:
1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический проект, 2005.

2. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория,технология и образование. М:, Наука, 1998.

3. Матрос Л.Г. Социальные аспекты здоровья – Новосибирск, 1992.

4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань: НПО «Медикосервис», 1998.

5. Черносвитов Е.В. Софиальная медицина: Учебное пособие, М.: ВЛАДОС, 2004.

Тема 2. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.(ИФ-2ч.)
Вопросы:


  1. Компоненты здоровья.

  2. Факторы, определяющие здоровье.

  3. Предболезнь, болезнь; основные причины.

  4. Наука о здоровье: состояние и перспективы.


Литература:
1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье.- М.: ФиС, 1984.

2. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005.

3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.- М.: ФиС, 1990.

4. Казначеев В.П. с соавт.Этюди интегральной медицины и Валеологии.- СПб, 1997.

5. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство / под ред. Ю.П.Лисицина, - Казань, 1998.
Тема 3. Демографические показатели в оценке здоровья населения.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч. (ИФ-2ч.)
Вопросы:


  1. Демография: понятие, значение изучения демографических событий.

  2. Комплекс показателей, используемый для оценки общественного здоровья:

- показатели естественного движения населения;

- показатели заболеваемости и болезненности;

- инвалидность;

- физическое развитие;

- показатели механического движения населения.

3. Показатели индивидуального здоровья.


Литература:
1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005.

2. Гундарев И.А. Почему умирают в России. Как нам выжить? (Факты и аргументы) – М, 1995.

3. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство, под ред. Ю.П. Лисицина. – Казань, 1998.

4. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. Учебник. – М.: Мастерство, 2002.



Тема 4. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактике заболеваний.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.(ИФ-2ч.)
Вопросы:

  1. Образ жизни, его структура, категории (уровень жизни, качество жизни, стиль жизни).

  2. Здоровый образ жизни: определение, компоненты.

  3. Методы пропаганды ЗОЖ.


Литература:
1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины, учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005.

2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- М, 1990.

3. Вайнер Э.Н. Валеолгия: учебник для ВУЗов. – М.: Флинта: Наука, 2001.

4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998.



Тема 5. Системы здравоохранения в России и организация лечебно-профилактической помощи населению.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.(ИФ-2ч.)
Вопросы:

  1. Системы здравоохранения в России.

  2. Система первичной медико-санитарной помощи и другие виды служб.

  3. Особенности организации лечебно-профилактической помощи отдельным группам населения.


Литература:
1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.-М.: Академический проект, 2005.

2. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управление здравоохранением: учебное пособие. – СПб, 1997.

3. Основы социальной работы: учебник/ отв. редактор П.Д.Павленок. – М.: Медицина, 1996.

4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998.



Тема 6. Всемирная организация здравоохранения: стратегия в решении проблем здоровья.
Лекция- 1ч.

Семинар – 3ч.
Вопросы:

  1. История создания ВОЗ, ее основные задачи.

  2. Устав ВОЗ, структура, принципы.

  3. Здоровье для всех, как глобальная стратегия ВОЗ.

  4. Экспертная деятельность ВОЗ.


Литература:
1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005.

2. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998.

3. Энциклопедия социальной работы: ВЗТ: пер. с анг./ под ред. Л.Э.Кунельского, М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

Тема 7. Правовой механизм обеспечения здоровья граждан.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.
Вопросы:


  1. Динамика правового регулирования взаимоотношений человека и общества в сфере охраны здоровья граждан.

  2. Основные направления правового регулирования в существующем кодексе законов по охране здоровья.

  3. Конституция РФ 1993 года как главный законодательный документ и другие реформирующие систему здравоохранения законы.


Литература:

1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины. – М.: 2005.

2.Герасименко Н.Ф., Максимов Б.П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. – М., Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД», 2001.

3.Федорова М.Ю. Медицинское право: учебное пособие.: изд. Центр Владос, 2003.


Тема 8. Классификация болезней. Структура заболеваемости населения.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.
Вопросы:

  1. Международная классификация болезней в X пересмотре: классы, рубрики, диагностические формулировки.

  2. Практическая значимость международной классификации.


Литература:

1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический проект, 2005.

2.Основы медико-биологических дисциплин: учебное пособие/под ред. В.П.Соломина; Л.П. Макаровой.- СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998.

3.Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998.



Тема 9. Основные неинфекционные заболевания.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч. (ИФ-1ч.)
Вопросы:

  1. Сердечно-сосудистая патология, травмы и онкозаболевания как лидирующие болезни в структуре заболеваемости.

  2. Медико-социальные проблемы больных артериальной гипертонией и работа с ними.

  3. Травматизм, виды травматизма. Лечебно-профилактические мероприятия.

  4. Медицинские и социальные проблемы, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой онкологических заболеваний.


Литература:

1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М.: Академический проект, 2005.

2.Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология и образование. – М.: Наука, 1999.

3.Основы социальной работы/под ред. М.Ханжина.- М, 2001.

4.Тен Е.Е. Основы медицинских знаний.- М.: Мастерство, 2002.
Тема 10. Инфекционные болезни, управляемые средствами иммунопрофилактики.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч. (ИФ-1 ч.)
Вопросы:


  1. Вакцины как средства предупреждения инфекционных болезней.

  2. Национальный прививочный календарь.

  3. Организация прививок и оценка их эффективности.


Литература:

1.Несевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей.: учебник.- М.: Медицина, 1990.

2.Шувалов В.П. Инфекцинные болезни.- М.: Медицина, 1996.
Тема 11. Туберкулез как социально-значимое заболевание.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.
Вопросы:


  1. Эпидемиология туберкулеза, формы его проявления.

  2. Организация специализированной противотуберкулезной службы в РФ.

  3. Медико-социальные проблемы, связанные с заболеваемостью населения туберкулезом.


Литература:

1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М.:Академический проект, 2005.

2. Мосин В.Г., Нечипоренко П.И. Инфекционные болезни и основы эпидемиологии: учебное пособие. – СПб, 1995.

3. Проблема туберкулеза не дает покоя//Медицинская газета. М., 2003.№48.

4. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник. – М.: Мастерство, 2002.

5. Шайхаев Г.О. Туберкулез – проблема не только социальная//Природа. М., 1999. №1.


Тема 12. Синдром приобретенного иммунодефицита человека – СПИД.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч. (ИФ-1 ч.)
Вопросы:

  1. Эпидемиология и профилактика СПИДа. Группы риска.

  2. Принципы диагностики и лечения, оказание медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированному.

  3. Государственная программа профилактики СПИДа. Центры профилактики и борьбы со СПИДом.


Литература:

1.Абрамкин В.Ф. Поиски выхода. Преступность, уголовная политика и места заключения в постсоветском пространстве. М.: Права человека, 2002.

2.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М.: академический проект 2005.

3.Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. – М.: Наука, 1999.

4.Сепиашвили Г.И. СПИД.- Цхалтубо, 1987.

5. Черносвитов Е.В.: учебник для ВУЗов. – М, 2003.




Тема 13. Социально-медицинские аспекты планирования семьи.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.
Вопросы:

  1. Определение «планирование семьи». Уровни государственной службы планирования семьи.

  2. Центры планирования семьи и репродукции, основные направления деятельности ЦПС и Р.

  3. Участие социального работника в деятельности учреждений служб планирования семьи.


Литература:
1.Артюнина Г.В. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М., 2005.

2.Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2007.

3. Половое воспитание: учебник для ВУЗов.- Ростов-на-Дону, 2001.

4.Федорова М.Ю. Медицинское право: учебное пособие для ВУЗов.-Владос, 2003.



Тема 14. Аборт как социально-медицинская проблема.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.
Вопросы:

  1. Характеристика абортов.

  2. Социальные и медицинские последствия абортов.

  3. Бесплодный брак.


Литература:
1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное посоюбие для ВУЗов.-М.: Академический проект, 2005.

2. Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2007.

3.Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник – М.: Мастерство, 2002.

Тема 15. Основы психического здоровья.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.
Вопросы:


  1. Психическое здоровье и психические расстройства.

  2. Организация психиатрической и наркологической служб.

  3. Социально-значимые заболевания (алкоголизм, токсикомания, наркомания): основные принципы и методы лечения их.


Литература:
1.Валентик Ю.В. Реабилитация в наркологии:, учебное пособие.- М, 2001.

2.Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учебное пособие для ВУЗов. – М, 1999.

3.Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2007.

Тема 16. Основы реабилитации инвалидов.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.
Вопросы:


  1. Понятие о реабилитации. Основные принципы реабилитации.

  2. Виды реабилитации.

  3. Медико-социальная экспертиза, ее роль в реабилитации инвалидов.

  4. Индивидуальные и целевые программы реабилитации.


Литература:
1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.-М., Академический проект, 2005.

2.Блинков Ю.А. с соавт. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» 2002.

3.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. – М., 2006.

Тема 17. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.(ИФ-3 ч.)
Вопросы:


  1. Основные задачи при оказании неотложной доврачебной помощи.

  2. Реанимация: последовательность действий, признаки эффективности реанимационных мероприятий.

  3. Схемы оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях (травматический шок, ожоги, отморожения и т.д.).


Литература:
1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для ВУЗов. – М,: Академический проспект 2005.

2.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. /Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. АСТ., 2000.


3.Галинская Л.А., Романовский В.Е. Первая помощь в ожидании врача. – Ростов-на-Дону:, ФЕНИКС, 2000.
4. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. – М.: НЦЭНАС, 2000.

Тема 18. Биомедицинская этика.
Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.
Вопросы:

  1. Понятия «этика», «профессиональная этика», «деонтология» Основные этические принципы.

  2. Основные положения профессионально-этического кодекса работников социальных служб.

  3. Важнейшие проблемы современно этики.


Литература:
1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебной пособие для ВУЗов.- М.:, академический проект, 2005.

2.Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.



3.Энциклопедия социальной работы: ВЗТ., перв. с англ./под ред. Л.Э.Кунельского, М.С. Мацковского.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
4.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины.


раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1.

Основные понятий и категории социальной медицины.

27

2.

Социально-медицинские аспекты основных заболеваний.

27

3.

Место и роль социального работника при оказании медико-социальной помощи в специфических сферах деятельности.

27

Всего

81


5. Интерактивные образовательные технологии.
В соответствии с требования ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров Социальной работы в ходе изучения тем предусматривается использование активных и интерактивынх форм проведения занятий. Удельный вес таких занятий составляет 20 % от общего числа аудиторных занятий, т.е. 14 часов по Основам социальной медицины.
Интерактивные образовательные технологии, используемые на аудиторных занятиях.




Тема

Вид занятия (Л, ПР, ЛР, С)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

2

Здоровье как комплексная категория и личностная ценность.

С (2 ч.)

Групповая дискуссия по теме

2 ч.

3

Демографический показатель в оценке здоровья населения

С (2 ч.)

Работа малыми группами соревновательного плана по оценке здоровья населения

2 ч.

4

Современные подходы к укреплению здоровья

С (2 ч.)

Выступления студентов в виде монологов с элементами диалога по предложенной теме

2 ч.

5

Системы здравоохранения в России. Организация лечебно-профилактической помощи населению.

С (2 ч.)

Для выявления уровня владения материалом – составление экспромт-вопросов (3-5) работающими вдвоем студентами (один спрашивает, другой отвечает)

2 ч.

9

Основные неинфекционные заболевания

С (1 ч.)

Групповая дискуссия по теме с уточнением смысловых нагрузок, специфических терминов

1 ч.

10

Инфекционные болезни, управляемые средствами иммунопрофилактики

С (1 ч.)

Регламентированные доклады-выступления по заданной тематике

1 ч.

12

СПИД

С (1 ч.)

Сократов-диалог

1 ч.

17

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

С (3 ч.)

Деловые и ролевые игры в «созданных» ситуациях до оказания доврачебной помощи

3 ч.




Итого

14




14


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
6.1. Комплексные задания и контрольные вопросы к самостоятельной работе, а также образцы оценочных средств, определяемые степень сформированности компетенций.

6.1.1. Вопросы для проведения текущего контроля.

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины» Направление 040400. 62 Социальная работа
634.96kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социального образования» Направление 040400. 62 Социальная работа
379.02kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «теория социальной работы» Направление 040400. 62 ­- социальная работа
868.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История социальной работы» Направление 040400. 62 Социальная работа
288.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию социальная работа» Направление 040400. 62 Социальная работа
418kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социального государства и гражданского общества»
314.28kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы социальной философии» Направление 040400. 68 Социальная работа
1235.62kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы»
382.18kb.
Рабочая программа по дисциплине в3 «Социология управления» Направление 040400. 68 Социальная работа. Магистерская программа «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности»
314.99kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
484.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе»
574.69kb.
К программе учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы» Область применения программы
60.3kb.