Главная стр 1
скачать
Министерство образования Рязанской области

ОГОУ СПО «Скопинский технико-экономический колледж»

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации

2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080110 «Банковское дело»


Организация разработчика: ОГБОУ СПО «Скопинский технико-экономический колледж»

Разработчики:


Бобылёва Татьяна Александровна – преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ


стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. условия реализации программы учебной дисциплины


12
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


13


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экорномика предприятия
1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 «Банковское дело»


Программа учебной дисциплины может быть использована в подготовке бакалавров в ВУЗах по экономическим специальностям.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл Общепрофессиональных дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

определять организационно-правовые формы организаций;

планировать деятельность организации;

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

находить и использовать необходимую экономическую информацию;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

сущность организации как основного звена экономики отраслей;

основные принципы построения экономической системы организации;

управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования,

организацию производственного и технологического процессов;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;

механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45 часов;

самостоятельной работы обучающегося 21 час.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:




лабораторные занятия

-

практические занятия

20

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:




Проработка лекционного материала и подготовка к практическим занятиям

Изучение материала, отведенного на самостоятельную проработку

Подготовка к контрольным работам


12

7

2

Итоговая аттестация в форме зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Экономика организации




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА










Тема 1.1.

Методологические аспекты функционирования предприятия

Содержание учебного материала:

2

1

Понятие предприятия

1,2

2

Внутренняя и внешняя среда предприятия






3

Функции предприятия и принципы управления предприятием




Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся

Ответить на вопросы:

Основные черты современного предприятия

Основные задачи действующего предприятия

Чем определяются задачи предприятия


1

Тема 1.2.

Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия

Содержание учебного материала:

2

1

Классификация факторов функционирования предприятия

1,2

2

Внутренние и внешние факторы





3

Позитивные и негативные, объективные и субъективные факторы




Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 1.3.

Типы предприятий

Содержание учебного материала:

2

1

Классификация предприятий по основным признакам

1,2

2

Организационно-правовые формы предприятий







Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить реферат на тему:

Организационно-правовая форма предприятия в виде ООО, АО и ОДО

Производственные кооперативы

Хозяйственные товарищества и общества


1

Тема 1.4.

Производственный процесс, типы производств

Содержание учебного материала:

2

2,3

1

Понятие производственного процесса




2

Влияние производственного процесса на производственный цикл




3

Производственный цикл и основные стадии производства




4

Типы промышленных производств




Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)




5. Расчет наращенных сумм в условиях инфляции




Самостоятельная работа обучающихся

Ответить ан вопросы:

1) Раскрыть содержание основной производственной операции.

2) На примере предприятий непроизводственной сферы привести примеры основных и вспомогательных операций.

3) Какое значение имеет производственный цикл для планирования производственной программы предприятия?

4) На какие элементы производственного цикла влияет субъективный фактор?

5) На какой из стадий производства закладывается качество продукции?

6) Какое из типов производств самое: фондоемкое, трудоемкое, капиталоемкое, сложное по исполнению, длительное по срокам исполнения?

Подготовка к контрольной работе


3

РАЗДЕЛ 2.

ЭКОНОМИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)










Тема 2.1.

Основные фонды предприятия

Содержание учебного материала

4




1

Сущность и значение основных фондов, их состав и классификация

2

Износ основных фондов




3

Показатели использования основных фондов




4

Амортизация основных фондов, методы начисления амортизации




5

Производственная мощность предприятия




6

Пути улучшения использования основных средств предприятия




Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия:

4

1. Расчет показателей использования основных фондов




2. Расчет амортизации основных фондов различными методами




Самостоятельная работа обучающихся

Ответить на вопросы:

1) В чем экономический смысл деления основных фондов на активную и пассивную часть?

2) Раскройте показатели, отражающие воспроизводство основных фондов.

3) Раскройте содержание видов стоимостной оценки основных производственных фондов.

4) В чем преимущество расчетов методом ускоренной амортизации?

5) Что отражает моральный износ оборудования.

6) Раскройте экономический смысл показателя интегрального использования оборудования.

7) Дайте структурную характеристику номинального фонда времени работы оборудования.

8) Какие факторы влияют на производственную мощность предприятия?

Решение домашних задач

Подготовка к практическим работам

Оформление практических работ


2

Тема 2.2.

Оборотные средства предприятия

Содержание учебного материала

4

1,2

1

Состав и структура оборотных фондов



2

Определение потребности предприятия в оборотных средствах. Нормирование оборотных средств. Методы нормирования




3

Показатели уровня использования оборотных средств




4

Источники формирования оборотных средств




Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия:

4

3. Расчет потребности предприятия в оборотных средствах




4. Расчет показателей использования оборотных средств




Самостоятельная работа обучающихся

Ответить на вопросы:

1) Раскройте содержание оборотных средств.

2) Раскройте содержание оборотных средств по признакам: по сферам обо-

рота, по элементам, по охвату нормирования, по источникам формирования.

3) Раскройте содержание показателя: норматив оборотных средств в незавершенном производстве.

4) Перечислите и раскройте экономическое содержание основных показателей повышения эффективности оборота оборотных средств.

5) Перечислите и раскройте содержание основных показателей нормирования материальных ресурсов: по плановым затратам, по расходу, по запасам.

6) Какие причины могут привести к сверхнормативному расходу материалов и энергоресурсов на предприятии?

Подготовка к практическим работам

Оформление практических работ


4

Тема 2.3.

Кадры предприятия

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Персонал предприятия и его состав




2

Показатели динамики и состава персонала




3

Производительность труда




4

Трудовые ресурсы




Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия

4

5. Расчет показателей динамики и состава персонала предприятия




6. Расчет производительности труда




Самостоятельная работа обучающихся

Ответить на вопросы:

1) Что лежит в основе деления рабочих на основных и вспомогательных?

2) Для чего рассчитывается показатель среднесписочной численности работников?

3) Какие категории работников относятся к руководящему составу?

4) Как рассчитывается потребность в основных и вспомогательных работников на предприятиях производственных и непроизводственных отраслей?

5) Какой экономический смысл содержится в показателях движения кадров?

6) Раскройте содержание показателей по использованию кадров.

Решение домашних задач

Подготовка к практическим работам

Оформление практических работ


2

Тема 2.4.

Оплата труда

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Сущность заработной платы, принципы и методы её начисления




2

Формы и системы оплаты труда. Надбавки и доплаты




Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия

4

7,8 Начисление заработной платы сотрудникам предприятия




Самостоятельная работа обучающихся

Ответить на вопросы:

1) В чем отличие дохода от заработной платы работника?

2) Раскройте основные составляющие организации оплаты труда на предприятии.

3) При каких условиях на предприятии применяется сдельная или повременная форма заработной платы?

4) В чем экономический смысл бестарифных систем оплаты труда?

5) О чем говорит соответствие (или несоответствие) между квалификацией работников и сложностью работ?

6) Раскройте содержание основных элементов тарифной системы оплаты труда.

Решение домашних задач

Подготовка к практической работе



2

Тема 2.5.

Себестоимость продукции

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Сущность и значение себестоимости продукции и её виды




2

Классификация затрат на производство продукции




3

Методы калькулирования себестоимости продукции




Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия

2

9. Расчет себестоимости продукции




Самостоятельная работа обучающихся

Ответить на вопросы:

1) Раскройте содержание понятия калькулирование себестоимости.

2) Перечислите и раскройте содержание видов калькуляции.

3) Перечислите и раскройте содержание методов планирования себестоимости.

4) Раскройте отличие сметы затрат на производство от себестоимости валовой продукции.

5) Объясните, почему амортизационные расходы входят в состав косвенных затрат?

6) Раскройте содержание показателя «затраты на1 рубль товарной продукции».

Подготовка к практической работе


3

Тема 2.6.

Прибыль

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Понятие, источники и функции прибыли



2

Факторы, влияющие на величину прибыли




3

Распределение и использование прибыли предприятия




4

Рентабельность производства




Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия

2

10. Расчет основных технико-экономических показателей деятельности предприятия




Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся

Ответить на вопросы:

1) От каких факторов зависит величина прибыли на предприятии? Перечислите факторы внутренние и факторы внешние.

2) Раскройте взаимосвязь величины прибыли от изменения структурных сдвигов в производственном ассортименте продукции.

3) В чем отличие величины прибыли произведенной товарной продукции от величины прибыли реализованной товарной продукции?

Подготовка к контрольной работе



2













Всего:

66



3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: парты, кресла, доска ученическая

Технические средства обучения: компьютеры, принтер.




3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


1. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004

2. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/Под ред. проф.В.Я. Позднякова, доц. В.М. Прудникова. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008.


Дополнительные источники:

1. Акбердин Р.З., Стерлигова А.Н., Федотова М.А. Экономика организации: Учеб. пособие. — М.: ГУУ, 2001. — Ч. 1.

2. Аронович М.А. Организация потока на машиностроительном заводе. – М.: Машгиз, 1950.

3. Берзинь И.Э. Экономика фирмы: Учеб. пособие. — М., 1998.

4. Паламарчук А.С., Паштова Л.Г. Экономика предприятия: Учеб.пособие. — М.: ИНФРАМ; Изд-во РЭА, 2001.

5. Сборник задач, экономических игр и ситуаций по дисциплине «Экономика предприятия» / Сост. Р.З. Акбердин, Э.Л. Лавриненко. — М., 1994. — Ч. II.

6. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 1999.

7. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. — М.: ЮНИТИ, 1996.

8. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации. — М.: Банки и биржи, 1997.

9. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера. — М.: ЮНИТИ, 1998.

10. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И. Волкова. — 2-е изд., перераб. и доп. —М.: ИНФРА-М, 2001.

11. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. —3е изд., перераб. и доп. —М.: ИНФРА-М, 2003.




4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Рейтинговая оценка успеваемости
Контроль обучения – экзамен.

Всего максимальный семестровый рейтинг – 100 баллов.



Правила формирования рейтинга:

  1. Посещение лекций – 20 баллов. При пропуске более 20% занятий балл обнуляется.

  2. Практические занятия – 70 баллов. На практических занятиях обязательно выполнение 10 работ: 10 работ  5 баллов = 50 баллов.
    Индивидуальное задание (необязательное) – 20 баллов.

  3. Письменные опросы для текущего контроля (контрольные работы) – 10 баллов. Всего в семестре 1 контрольная работа – 1 работы  10 баллов = 10 баллов. Балл не присваивается, если оценка за работу ниже 3.

  4. Если задания не сдаются в требуемые сроки, то их выполнение остается по-прежнему необходимо, но баллы за это не присваиваются. Практические задания защищаются каждым студентом индивидуально. При плохой защите и низком качестве выполнения задания баллы могут быть снижены до 0.

  5. Экзамен по предмету выставляется автоматически при наличии 80–100 баллов: 90-100 баллов – «отлично», 80-90 баллов – «хорошо», при рейтинге менее 80 баллов сдача экзамена является обязательной.







скачать


Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины экономика организации 2011 г
199.87kb.
Учебной дисциплины
599.16kb.
Учебной дисциплины
599.16kb.
Рабочая программа учебной дисциплины мокров геннадий григорьевич микро- и макро экономика (мва)
1669.97kb.
Рабочая программа учебной дисциплины экономика образовательного учреждения специальность 050141 Физическая культура
255.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины экономика образовательного учреждения специальность 050146 Преподавание в начальных классах
255.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент»
32.05kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
243.97kb.
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык
68.64kb.
Рабочая программа учебной дисциплины информатика и икт тамбов 2011 Одобрена
154.29kb.
Учебной дисциплины
528.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
317.99kb.