Главная стр 1
скачать
Рабочая программа

Учебно-методическое пособие включает тематический план дисциплины, её содержание, темы теоретических, практических занятий и защиты творческих проектов.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Никто из горожан не приедет обустраивать жизнь села. Мы должны готовить наших учеников к этому со школы. Уверены, что «коньком» любой современной сельской школы, будь она профильной или обычной, должны быть трудовое обучение и профессиональная подготовка. Наши ученики непосредственно наблюдают весь сельскохозяйственный процесс, помогают родителям по хозяйству. Любой деревенский юноша должен уметь работать на тракторе, ухаживать за животными, а девушка – выращивать овощи, работать в саду, вести приусадебное хозяйство. Если учащиеся 8-10 классов освоят любые несложные сельхоз-профессии, то в дальнейшем эти знания и навыки обеспечат им социальную защищенность.

При изучении курса «Ландшафтный дизайн» используются знания учащихся по разделам «Культурология», «Фитодизайн» «Цветоводство», и др.

Рассмотрены факторы и особенности эстетического восприятия ландшафта в соответствии с пейзажным направлением. Охарактеризованы принципы культурного ландшафтного строительства по законам красоты, а также основы ландшафтного дизайна на примере архитектурного и садово-паркового ландшафтного искусства. Уделено внимание вопросам создания объектов ландшафтной малой архитектуры и благоустройства территории ЛПХ.

После ознакомления с теоретическим материалом ученики совершенствуют свои умения и навыки в проектировании и создании изделий, защиты творческих проектов.

Основная цель курса – познакомить учащихся с профессиями, связанными с деятельностью в области ландшафтного дизайна – организации целостной эстетической среды. Помочь подросткам выявить склонности и способности к этим видам деятельности и научить применять полученные знания, умения, навыки в жизни.

Познакомить учащихся с законами, по которым создается предметная среда, создание комфортной и эстетически выразительной среды обитания, наиболее отвечающей запросам человека. Показать важность взаимосвязи науки и искусства в создании культурных ландшафтов, гармонически сочетающих участки зеленых зон, архитектурных сооружений и коммуникаций. Познакомить учащихся с этнопедагогикой (народной) и использовать ее в воспитании морально этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, основанной на многовековом, естественно развивающимся соединении народных традиции села.

В задачи курса «Ландшафтный дизайн» входит:

- познакомить учащихся с гуманитарным (пейзажным) направлением и эстетическими требованиями к культурному планированию личного подворья;

- изучить гармонические каноны и их проявления в природе;

- показать закономерности композиционного устройства пейзажа – визуально воспринимаемого внешнего облика ландшафта;

- познакомиться с методами эстетической оценки ландшафтов;

- изучить некоторые приемы ландшафтного дизайна;

- рассмотреть законы гармонической связи объектов архитектуры с окружающим природным ландшафтом;

-ознакомиться с основными аспектами озеленения объектов ландшафтной архитектуры и благоустройства территории.

В результате выполнения данной программы учащиеся смогут

- объяснить теоретические положения основ ландшафтного дизайна

Перечисленные умения формируются на основе знаний:

- понятия «ландшафтный дизайн», особенностей композиции изделий ДПИ и объектов дизайна среды, фито и эко дизайна;

- этапов проектирования творческого проекта.

Изучение данного курса ориентировано на реальную потребность рынка труда и в тоже время на максимальное удовлетворение индивидуальных запросов детей. Содержание и формы обучения приближены к ВУЗ-овским: вводятся зачетная система, зачета рефератов, проектов, вводятся лабораторные и практические работы с целью приобщения школьников к исследованиям и опытничеству. В кружках ученики младшего и среднего звена знакомятся с азами сельхозпроизводства, цветоводства. Занятия ведутся в бригадно-групповой форме в виде игры, исследований, опытнической работы.

Программа рассчитана минимум на 1 год обучения. Общее количество часов – 34.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Темы


Теория

(часы)


Практические занятия

Самостоя тельная работа

Формы контроля

1.Теоретические основы обучения ландшафтному дизайну ЛПХ.

1




Выбор темы


Творческий проект



2. Профессии в области дизайна. Основные закономерности ландшафтного дизайна.

1

2

Сбор информ.


Реферат


3.Гармонические каноны природы, их отражение в природных объектах и процессах

1

4


Основн. законы компози-ции

Тест


4. Эстетическое восприятии ландшафта

1

2


Природа цвета

Зачет


5.Развитие представлений о пейзаже.

1


2

1


Конструиро-вание

6. Фитодизайн и аранжировка цветов. Декоративные особенности растений

1


2


Виды цветочного оформле-ния

Основные этапы проектов

7.Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое ис-во.

1

2


Виды дизайна среды

Реферат


8.Основные средства ландшафтного дизайна Основные виды видеоэкологии .

1

2


Особеннос- ти дизай-нерского подхода

Конструиро-вание

9. Завершение работы над проектом «Дизайн сельского ландшафта»

1

4


Конечный результат -экологичес кий дизайн

Завершение работы над творческим

проектом


10.Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.

1


4


Усастие в преобразо- вании окру-жающей среды

Защита проекта



Итого:

10

24







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Теоретические основы обучения ландшафтному дизайну ЛПХ.

Взаимосвязь науки и искусства в постижении окружающего мира. Естественно-научная и гуманитарная составляющие целостного постижения ландшафта. Понятие об эстетических ресурсах ландшафта. Сущность эстетического направления в ландшафтного дизайна. Значение изучения природы для духовного развития личности.


Тема 2. Профессии в области дизайна. Основные закономерности дизайна.

Профессии в области дизайна. Основные этапы создания ландшафтной среды, дизайна. Красота и гармония – исходные понятия эстетики. Сущность эстетического восприятия окружающего мира человеком. Понятие об эстетике, ее место в научном познании мира. Значение эстетики в созидательной деятельности человеческого общества. Природа как средство воспитания чувства прекрасного у человека. Гармония – свойство упорядоченного мира, красота – форма восприятия человеком упорядоченного мира. Эстетика ландшафта как особое направление ландшафтоведения. Связь эстетического направления в ландшафтоведении с пейзажной живописью, ландшафтной архитектурой, садово-парковым ландшафтным искусством.



Тема 3. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном.

Понятие о гармонических канонах природы. Золотое сечение в природе, архитектуре, произведениях искусства. Симметрия, категории симметричности. Проявление различных видов симметрии в природе. Влияние представлений о симметрии на развитие научной мысли. Спиралевидные структуры. Ритм. Пропорции. Свет. Силуэт.


Тема 4. Эстетическое восприятие ландшафта.

Понятие о формировании благоприятной визуальной среды. Соотношения объективного и субъективного в эстетическом восприятии. Психофизиологические механизмы эстетического восприятия. Физиология зрения. Рассмотрение эстетического восприятия ландшафта с позиций системного подхода. Закон эстетического восприятия. Особенности зрительного восприятия окружающей действительности.


Тема 5. Развитие представлений о пейзаже.

Понятие о пейзаже. Пейзаж как объект изобразительного искусства, музыки, художественной литературы. Особенности пейзажного ландшафтоведения. Соотношение понятий «ландшафт» и «пейзаж». Объемно-пространственные композиции. Элементы пейзажной композиции. Виды пейзажной композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.


Тема 6. Фитодизайн и аранжировка цветов.

Особенности составления отдельных объемных или плоских композиций из живых и засушенных цветов и растений. Целостное оформление интерьеров и экстерьеров цветами, травами, деревьями, корягами.



Тема 7. Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.

Ландшафтный дизайн – прикладной аспект эстетики ландшафта, его значение для культурного ландшафтного строительства. Истоки и развитие ландшафтного дизайна. Роль дизайна в ландшафтной архитектуре. Объекты ландшафтного проектирования. Ландшафтные стилевые направления: регулярный, пейзажный, модерный. Садово-парковое искусство Востока, Западной Европы, России.


Тема 8. Основные средства ландшафтного дизайна.

Растительные группировки. Водные устройства (источники, ручьи, водопады, каскады, фонтаны, декоративные бассейны). Малые архитектурные формы, геопластика, элементы декоративно-прикладного искусства и т.д.


Тема 9. Дизайн сельского ландшафта.

Задачи ландшафтного дизайна села. Функциональное зонирование территории личного подворья. Экологический дизайн. Объекты сельских построений и их эстетическое значение. Дизайн жилого дома. Система озеленения участка. Зоны отдыха. Планировка и убранство садовых участков в соответствии с требованиями эстетики.



Тема 10. Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.

Подготовка территории для озеленительных работ, Правила проведения посадочных работ. Устройство и содержание газонов, Декоративные устройства для оформления объектов. Специфика формирования малого сада. Зимние сады, Сады на крышах, теплицы. Технологии выращивания рассад.


Творческие проекты. Защита творческих проектов.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Вергунов А.Н. Архитектурное проектирование садов и парков. М.: Стройиздат. 1987.

  2. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. Ростов-на-Дону.: «Феникс».2005.

  3. Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн. Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003. 175с.

  4. Николаев В.А. Эстетическое восприятие ландшафта // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 1999. № 6. С.10-15.

  5. Николаев В.А. Гармонические каноны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 2002. № 2 . С.3-10.

  6. Фролова М.Ю. Оценка эстетических достоинств природных ландшафтов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 1994. № 2. С.27-33.

  7. Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 1975.

  8. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988.

  9. Горохов В.А. Вергунов А.П. Вертоград

  10. Лихачев Д.С. Поэзия садов. М.: Согласие, 1998.

  11. Николаевская З.А. Садово парковый ландшафт. М.: Стройиздат, 1989.

  12. Система. Симметрия. Гармония. М.: Мысль, 1988.

  13. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л.; Недра, 1968.

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа Учебно-методическое пособие включает тематический план дисциплины, её содержание, темы теоретических, практических занятий и защиты творческих проектов
89.85kb.
Календарно-тематический план курса «Технология»
123.1kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
459kb.
Рабочая программа по дисциплине 2 Календарно-тематический план 2 Планы учебных занятий
62.06kb.
Пояснительная записка: Программа «Движение» рассчитана на школьников в возрасте от 13 до 17 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий легкой атлетикой
132.53kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
721.5kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
195.17kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
806.67kb.
Тематический план практических занятий IV семестр 20 часов, V семестр 59 часов № п/п Тема и план практических занятий Часы 1
59.84kb.
Методическое пособие для практических занятий красноярск 2002
886.62kb.
Методическое пособие по проведению практических занятий для студентов экономического факультета Специальность 080507 «Менеджмент организации»
170.47kb.
Учебно-методическое пособие по организации и проведению практических занятий оздоровительной направленности Тема: профилактика нарушения осанки, плоскостопия заборов Вадим Геннадьевич
107.32kb.