Главная стр 1


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета Православная культура для 8 класса составлена на основе УМК Скоробогатова для 7-8 классов 2006 года. Программа рассчитана на 35 часов.

Изменения в программу внесены. По программе для 8 класса общий объем учебной нагрузки составляет 32 часа в год, но учебных недель в году 35, поэтому были внесены изменения в программу и добавлены 3 часа, которые могут проходить в виде экскурсий, встреч или уроков. В 8 классе православная культура рассчитана на 1 час в неделю.

Опыт преподавания православной культуры по УМК в течение четырех лет, методический анализ содержания учебной программы для 8 класса показывает необходимость внесения изменений. Связано это с перенасыщением уроков контроля при недостатке информативности курса. Автор программы считает возможным включить в Главу 4 «Священное писание» параграф 4.3. .«Псалтирь». В Главу 5 «Многообразие жанров древнерусской литературы» ввести следующие параграфы : 5.6.«Летопись», 5.7.«Священное предание», 5.8.«Часослов». В Главу 6 «Слово о полку Игореве» - параграфы 6.1.«Историческая основа «Слова..» , 6.2»

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура" » и направлена на реализацию поставлен­ных в нем целей и задач.



Цель программы обучения:

Освоение знаний о Православной культуре, направленных на формирование базовой культуры личности школьника.



Задачи программы обучения:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников на основе традиционных для России культурных ценностей;

  • обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации;

  • воспитание школьников как благочестивых граждан демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении;

  • формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества;

  • передача современным школьникам знаний в области традиций как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся определены «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура" »



Выпускник основной школы должен:

По содержательной линии “Православная христианская картина мира”:



Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Мировоззрения религиозные и нерелигиозные, вера религиозная и нерелигиозная. Суеверия в прошлом и в современности. Религия и наука. Религия и философия. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества.

По содержательной линии “История православной религии и культуры”:



Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Священное Предание. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Традиция моногамной патриархальной семьи. Происхождение религии. Сиф, допотопные патриархи, религия в эпоху до избрания Авраама. Основные события Ветхозаветной истории и их отражение в православной культуре, истории Христианской Церкви. Евангельская история. Погребальная плащаница Иисуса Христа (Туринская плащаница). Икона Спаса Нерукотворного. Основание Христианской Церкви, возникновение православной культуры.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Авель и Каин. Скиния Завета, Иерусалимский храм в Древнем Израиле, их сравнение с православным храмом. Летоисчисления от Сотворения Мира и от Рождества Христова. Вселенская Церковь Христа и Поместные Православные Церкви (патриархаты, митрополии, епископии).

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Ветхий Завет о Мессии-Спасителе. Евангелие - Благая Весть. Апологеты. Процессы глобализации культуры и Христианская Церковь, проблема сохранения духовной и культурной самобытности в современном мире.

По содержательной линии “Православная культура и религии мира”:



Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Религиозная культура в Древности. Многобожие. Язычество. Язычество древних славян. Ханаанская религия и культура. “Мировые религии”. Государство Ватикан. Движения Реформации и Возрождения в Западной Европе. Экуменическое движение. Всемирный совет церквей. Представления о “конце света” в различных религиях и сектах.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Мифология и адамическое предание. Особенности культуры буддизма в сравнении с христианской культурой. Особенности культуры иудаизма в сравнении с православной христианской культурой. Гностицизм и Православие. Оккультизм и Православие. Особенности культуры мусульманства в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры римского католицизма в сравнении с православной христианской культурой.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Авраамический религиозный комплекс. Папоцезаризм. Клерикализм. Прозелитизм. Религиозный экстремизм. Экуменизм. Межрелигиозный диалог, его возможности и ограничения. Неоязычество в христианском мире. Особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект.

По содержательной линии “Письменная культура Православия (православная словесность)”:



Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Библия. Канон Священного Писания, апокрифы. Основные исторические редакции книг Ветхого Завета - Септуагинта, Пешито, Вульгата, Масоретский текст, его недостатки. Составление церковно-славянской азбуки Св. Кириллом и Мефодием. Особенности церковно-славянского языка, численные обозначения. Пятикнижие; книги Бытие, Исход, Второзаконие. Исторические книги Ветхого Завета; книги Судей, Царств, Руфи, Неемии и Ездры. Назидательные книги Ветхого Завета; Псалтирь Давида, Притчи Соломона, книги Иова, Екклезиаста..

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. Ветхий Завет и Новый Завет. Церковно-славянский текст Библии и современный русский перевод. Типы книг Ветхого Завета. Четвероевангелие, особенности Евангелий, история их создания и авторы. Виды смысла в текстах Священного Писания: прямой, переносный, духовный. Православие и русская художественная литература.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Канонические нормы переводов Священного Писания на другие языки. Церковно-славянский богослужебный язык как святыня Русской Православной Церкви и величайшая ценность русской культуры.

По содержательной линии “Православный образ жизни”:



Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православный календарь, Церковное новолетие. Православные христианские праздники (Пасха Христова, двунадесятые и великие праздники, память Святых), история и традиции их празднования в Церкви и семье. Пасхальный праздничный цикл, православная Пасхалия. Православные посты. Святые Христианской Церкви, их почитание в православной культуре. Христианские имена, Святые покровители, празднование именин в Церкви и семье. Крестные отец и мать, их взаимоотношения с крестными детьми и их родителями. Правила устройства православного дома. Православная культура общения: приветствия и прощания, просьба, благодарность, поведение в гостях, на собраниях, трапезах. Православный храм как место общего богослужения, его общий вид, устройство, освящение. Правила участия в храмовых богослужениях.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Переходящие и непереходящие праздники. Отличия православного поста от диеты и вегетарианства. Отличие именин от дней рождения. Виды молитв, молитва личная и общественная. Священнослужители, церковнослужители, прихожане на богослужении. Особенности православного богослужения в праздники, во время постов.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Православный образ жизни (уклад жизни). Смысл праздника в православной культуре. Духовно-нравственный смысл поста в православной культуре. Крещение как условие благодатной духовной жизни. Православная семья как “малая Церковь”. Молитва, ее происхождение и значение в мировой культуре. Церковный народ как высший носитель Истины в Христианской Церкви. Таинства Христианской Церкви. Значение монашества и монастырей в развитии православной культуры. Православные обряды. Чудотворные иконы, мироточивые иконы.

По содержательной линии “Нравственная культура Православия”:



Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православная этика. Система нравственных норм, заповеди. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Греховные дела, помыслы, привычки, страсти, пороки, необходимость борьбы с ними. Страсть, стадии её развития. Православная нравственная культура. Совесть, Любовь, Благо, Истина, Красота, Добро в православной культуре. Христианские добродетели. Заповеди Ветхого Завета. Десятисловие (Моисеев закон). Первая часть Десятисловия - заповеди отношения человека к Богу. Нравственные нормы почитания родителей, предков. Нравственная культура православной семьи.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Ветхий Завет в нравственном отношении к Новому Завету; Закон и Благодать. Особенности нравственной культуры воина-христианина. Соотношение личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении..

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Духовно-мировоззренческие основы морали. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Сверхъестественность христианских нравственных требований, понятие нравственного подвига. Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе. Единство веры и дел как необходимое условие исправления жизни. Православная христианская культура отношения к болезни и смерти.

По содержательной линии “Художественная культура Православия”:



Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Формирование и развитие православной художественной культуры. Выдающиеся произведения православной художественной культуры в России и мире. Православная храмовая архитектура, канонические нормы храмостроительства.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Особенности храмовой архитектуры в Ромейской Империи (Византии), других православных странах, в России. Новоиерусалимский монастырь как подобие Святой земли. Ампир, классицизм и русско-византийский стили в русской православной архитектуре XIX в. Иконографические типы Богородичных икон. Традиционный и живописный стили в православной иконографии, их особенности.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Православное христианское понимание художественного творчества и его задач. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Канонические нормы иконографии. Богословское осмысление иконы. Православная культура в творчестве русских художников. Православные традиции в художественной культуре народов России, в культуре народов других православных стран. Возрождение церковных традиций в современной православной художественной культуре.

По содержательной линии “Православие - традиционная религия русского народа”:



Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Предание об избрании Веры. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие в традиционной русской культуре - в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских Святых. Православная культура Киевской Руси. Православная культура и Церковь в период ордынского нашествия и борьбы за национальную независимость.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Церковь и Древнерусское государство, Русские Князья и Церковь. Русские Цари и Патриархи. Русские Императоры и Церковь. Церковь и светская школа. Церковь и земство. Славянофилы и западники. Новые религиозные движения и культы, деструктивные религиозные секты в России и Православие.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Православие - традиционная религия русского народа, православные основы русской цивилизации.. Государствообразующая роль Православия в истории России. Москва - Третий Рим: Россия как центр христианской цивилизации и культуры. Святая Русь. Обрядоверие. Влияние реформ Петра I на православную культуру в России. Обновленчество, “живоцерковники”. Сотрудничество Церкви и Российского государства в различных сферах жизни общества.

Раздел III. Учебно-тематический план

в 8 классе.

Распределение количества часов на изучение тем программы: По программе для 8 класса общий объем учебной нагрузки составляет 32 часа в год, но учебных недель в году 35, поэтому были внесены изменения в программу и добавлены 3 часа, которые могут проходить в виде экскурсий, встреч или уроков. В 8 классе православная культура рассчитана на 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю, в том числе на проведение контрольных работ выделяется 6 часов, на компьютерный контроль знаний – 2 часа, на защиту рефератов – 1 часа. В рабочую программу внесены изменения в объеме 3часов в разделе «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы .

п/п




Тема

Количество часов по примерной программе




Количество часов по рабочей программе


1

Повесть как жанр древнерусской литературы


6

6

2

Сказание как жанр древнерусской литературы


5

5

3

Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси


3

3

4

«Слово о полку Игореве» - древнейший исторический документ Руси»

4


6

5


Открытие и изучение «Слова»

2

2


6

Воспевание образа Русской земли и обличение княжеских раздоров


2

3




































Рабочая программа учебного предмета Православная культура для 8 класса составлена на основе УМК Скоробогатова для 7-8 классов 2006 года. Программа рассчитана на 35 часов.



Программа включает его содержательные компоненты с учетом возра­стных особенностей школьников. Содержание программы выстроено на основе содер­жательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира православной культуры
Календарно – тематическое планирование

.

Православная культура. 8класс. 2012– 2013 уч. год

№ урока

Тема урока

Часы учебного времени.

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения




I полугодие










***

Повесть как жанр древнерусской литературы

6







1

Зарождение и развитие в древнерусской литературе жанра повести.

1







2

«Повесть о стоянии на Угре»

1







3

«Повесть о битве на реке Калке»

1







4

«Повесть о Темир- Аксаке»

1







5

Куликовская битва: историческое событие и его отражение в Летописной повести

1







6

Обобщение и систематизация знаний по теме «Повесть как жанр древнерусской литературы»

1







7

Контрольная работа

1







8

Экскурсия в храм

1







***

Сказание как жанр древнерусской литературы

5







9

Зарождение и развитие в древнерусской литературе жанра сказания

1







10

«Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина Феодора»

1







11

«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери»

1







12

Разбор текста «Сказание о нашествии Едыгея»

1







13

Обобщение и систематизация знаний по теме «Сказание как жанр древнерусской литературы»

1







14

Контрольная работа


1







15

Защита рефератов

1







***

Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси

3







16

Зарождение и развитие поучения: «Поучение Владимира Мономаха».

1







17

Домострой и «Изборник» Святослава 1076 года.


II полуг







18

Обобщение и систематизация знаний по теме «Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси».

одие







19

Компьютерный контроль знаний по главе «Многообразие жанров древнерусской литературы»

1







20

Контрольная работа

1







***

Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы

10










«Слово о полку Игореве» - древнейший исторический документ Руси»

6







21

Жанр Слова. «Слово о погибели земли русской»

1







22

Повесть о Петре и Февронии

1







23

Исторические события, отраженные в «Слове о полку Игореве»

1







24

«Слово о полку Игореве»: чтение текста

1







25

«Слово о полку Игореве».Систематизация и обобщение знаний.

1





26

«Слово о полку Игореве». Самоконтроль и коррекция знаний учащихся

1










Открытие и изучение «Слова»

2







27

Открытие и изучение «Слова…»

1







28

Открытие и изучение «Слова…»

1







***

Воспевание образа Русской земли и обличение княжеских раздоров

3







29

Фольклорные традиции в «Слове…». Воспевание Русской земли.

1







30

Фольклорные традиции в «Слове…». Воспевание Русской земли.

1







31

Высокое ораторское искусство автора, его патриотическое воззвание

1







32

Компьютерный контроль знаний по главе «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы»

1







33

Контрольная работа

1







34 - 35

Итоговая контрольная работа

2








Раздел IV. Содержание тем учебного курса православной культуры в 8 классе.

Многообразие жанров древнерусской литературы .20час

Повесть как жанр древнерусской литературы. 6час

Сказание как жанр древнерусской литературы. 5час

Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси.3час



«Слово о полку Игореве» - древнейший исторический документ Руси». 13час

«Слово о полку Игореве» - древнейший исторический документ Руси» 6 час

Открытие и изучение «Слова» 2час

Воспевание образа Русской земли и обличение княжеских раздоров 3час.



Раздел V. Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся

Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся могут быть различными: компьютерное тестирование, письменные контрольные работы, зачёты как по разделам, так и итоговые, подготовка докладов, рефератов, исследовательских проектов и творческих работ.




Формы контроля

год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Компьютерный контроль знаний

2




1




1

Защита рефератов

1




1







Контрольные работы

6

1

1




3



Раздел VI. Перечень учебно-методических средств обучения
1.Основная и дополнительная учебная литература.

  1. Рыжова Т. В. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7-8 классах/ Рыжова Т. В. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

  2. Скоробогатов В. Д., Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 7- 8 классы: Экспериментальное учебное пособие/Скоробогатов В. Д., Т. В. Рыжова, О.Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

2.Список справочной литературы.


  1. Краткий словарь по духовному краеведению Белгородчины.: Метод. пособие. /Составитель: С.С. Чернова. – Белгород, 2005.


3.Компьютерные средства обучения:
1.Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию.
Основная литература:

1.Шевченко ЛЛ. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.



  1. Шевченко ЛЛ. Православная культура.Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й год обучения. В двух частях. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

Дополнительная литература:

1. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 220 с.

2. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5-6 классы» [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).



3. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования/А.В. Бородина.- М.: ОПК, 2007.- 187 с.


Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «Православная культура» разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
264.94kb.
Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
217.64kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
193.44kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
205.44kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
199.24kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 2 класса
233.1kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Рабочая программа по физической культуре умк «Школа России» Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
501.59kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9 класса
624.01kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
185.54kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
288.85kb.