Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 183 с углубленным изучением отдельных предметов им. Р.Алексеева

г.Нижнего Новгорода

Согласовано на МС школы

Протокол № ____

от «____»________20____г.

Руководитель МС _________



Утверждаю:

Директор

___________________

«___» ________ 20 ___ г.






Рассмотрено на МО учителей

_________________________Протокол № ____

от «___» __________ 20___г.

Руководитель МО_________



Рабочая учебная программа

по прдмету «Основы безопасности жизнедеятельности»


5 – 9 класс

Базовый уровень


Год разработки 2013
составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова

Программу составила - Рыжова Н.П.


Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы», под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2009 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану.

Рабочая программа по ОБЖ конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.




Обоснование выбора данной программы
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного , техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдением человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и т.д.).

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, требует пересмотра комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в т.ч. с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Ключевая роль в формировании современного уровня культуры безопасности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», который реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

Выбор комплексной программы по ОБЖ под редакцией А.Т.Смирнова обусловлен двумя причинами:


1. Данная программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемыхсовременного уровня культуры безопасности;

2. Использование этой программы в школе целесообразно, т.к.:

- наличие большого количества информационного материала (презентаций,

видеофильмов) позволяет проводить уроки, соответствующие уровню развития

школы;

- учебно-методическое обеспечение предмета ОБЖ и учачтие школьников в



олимпиадах по ОБЖ, соревнованиях по программе «Школа безопасности»

(«Зарница») позволяет полностью реализовать практическую часть программы.




Основные функции рабочей программы
Рабочая программа выполняет две основные функции

:

- информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;



- организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
При составлении данной программы использованы:
- Комплексная программа по ОБЖ 5-11 класс. Смирнов А.Т., Москва, Просвещение, 2009г.

- Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин; Под общ. ред. А.Т.Смирнова, Москва, Просвещение, 2001г.

- Учебники и учебные пособия под общей редакцией А.Т.Смирнова

Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

чрезвычайных ситуациях природного и техногенного

Содержание программы выстроено по трем линиям:

1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».

2. Оказание первой медицинской помощи.

3. Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.


Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, развитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.



Цели
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты,

оказывать первую медицинскую помощь.



Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 5-9 классах на его изучение выделяется по каждому курсу – 34 часа, из расчета 1 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выявление характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения позновательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физическго и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случаях их наступления правильно действовать.

Рубрака «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводиться обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь/владеть навыками» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характерв.

Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается написанием реферата или сдачей экзамена.




Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» ученик 9 класса должен:

Знать/понимать:

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

- правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

- правила безопасного поведения на воде;

- возможные аварийные ситуации в жилище (в образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;

- различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения;

- правила поведения в криминогенных ситуациях;

- правила поведения на природе;

- правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

- возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района, способы

оповещения о них и правила безопасного поведения;

- основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

- основные хронические инфекционные заболевания, их причины и связь с образом жизни;

- инфекционные заболевания и основные принципы их профилактики;

- основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом.

уметь/владеть навыками:

- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

- принимать решения и грамотно действоватьяяяяя. обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- в использовании первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;

- в оказании помощи терпящим бедствие на воде;

- в определении сторон горизонта, в движении пол азимуту, в разведении костра и приготовлении пищи на костре;

- в выполнении мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, в использовании индивидуальных средств защиты;

- в приемах оказания первой медицинской помощи при остановке сердца, кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и

солнечном ударах, при обморожении.




обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- подготовки и участия в различных видах активного отдыха на природе;

- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;



- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.


Тематическое планирование по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности»

5 – 9 классы


Содержание разделов

Количество часов по классам

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

Модуль 1.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Раздел 1. Основы комплексной

безопасности

22

24

16

16

11




1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

16







11




2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях




24










3.Обеспечение безопасности при условии террористического акта












2

4. Обеспечение безопасности в ЧС природного, техногенного и социального характера

6




16

5

9

Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС







8

7

12




5. Организация защиты населения от ЧС







8

7

8

6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ













4

Модуль 2.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Раздел 3. Основы здорового образа жизни

5

6

6

7

9




7. ЗОЖ и его составляющие

3




6

7

3

8. Факторы, разрушающие здоровье

2

6







3




9. Правовые аспекты взаимоотношения полов













3

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказания ПМП

7

4

4

4

2




10.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи




4

4

4

1

11. ПМП при неотложных состояниях

7













12. ПМП при массовых поражениях













1

ВСЕГО ЧАСОВ

34

34

34

34

34

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая учебная программа по прдмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
804.59kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
251.37kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
286.82kb.
Рабочая программа учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
278.13kb.
Учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
159.99kb.
Рабочая программа «основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»
248.17kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»
39.66kb.
Рабочая учебная программа по предмету одб. 13 «Основы безопасности жизнедеятельности»
184.81kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
155.88kb.
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
129.05kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
429.38kb.
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс Пояснительная записка Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности»
1152.51kb.