Главная стр 1
скачать
«Согласовано» Утверждаю

Зам. директора по УВР Директор МБОУ

МБОУ «ООШ п. Лощинный » «ООШ п. Лощинный »

_________/ Т. Г. Шепелева / _____________/Н.А.Сысоева/


Приказ № ___

от «__» 20___г.



Рабочая учебная программа
по учебному предмету « литература »

для обучающихся 9 класса

МБОУ «ООШ п. Лощинный»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)
на 2013 – 2014 учебный год

Составитель:

Нургалиева Магрипа Кабытовна ,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Содержание тем учебного курса.
Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.



«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.



Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.



Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.



«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).



«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.



Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.



Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.



Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.



Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.



Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.



Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.



Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.



Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.



Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.



Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика



Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.


п/п


Тема урока.


Форма учебного занятия

Электронные ресурсы

Дата

план

факт

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа, тестирование.









Из древнерусской литературы

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ.

Лекция, беседа










3

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения.

Практикум









Из русской литературы 18 века


4

Общая характеристика русской литературы 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

Лекция










5

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения

Лекция. Практикум










6

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…». Прославление Родины, мира, науки и просвещения. Жанр оды.

Беседа.









7

Вн/чт



Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».













8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Стихотворение «Памятник».

Практикум










9

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.

Рассказ учителя. Беседа.










10

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Практикум










11

Н.М. Карамзин. Писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень», «Бедная Лиза» как произведения сентиментализма..

Лекция










12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека.

Практикум










13

Р/р

Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)












Из русской литературы 19 века

14

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.

Лекция










15

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве.

Лекция. Практикум










16

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. Нравственный выбор героини баллады.

Беседа, практикум










17

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга

Лекция










18

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии

Беседа.










19-20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Беседа









21-22


Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

Беседа.












23

Особенности композиции и языка комедии. Обучение анализу эпизода.













24

Р/р

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»













25

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина

Лекция, беседа.










26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю». «Анчар»

Беседа










27

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта

Семинар










28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг …». Обучение анализу одного стихотворения

Практикум










29

К/р

Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина













30

Вн/чт

А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, языка.













31

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С. Пушкина. «Евгений Онегин» - роман в стихах.

Лекция










32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Беседа










33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

Беседа










34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Практикум










35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Беседа.










36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа













37

Р/р

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев и др. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»













38

Вн/чт

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».













39

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

Лекция, беседа.










40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.

Практикум










41

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.

Практикум










42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема Родины в стихотворениях поэта.













43

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический Обзор содержания. Сложность композиции.

Лекция










44

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Беседа.










45-46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Беседа.










47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Практикум










48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Практикум










49

Р/р

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия М.Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.













50

К/р

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»













51

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. Смысл названия поэмы

Лекция










52-53

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

Беседа. Практикум










54

Образ города в поэме «Мертвые души»

Беседа.










55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

Беседа










56-57

Р/р

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению

Семинар










58

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

Лекция. Беседа.










59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

Беседа










60-61

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

Лекция, беседа










62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Беседа










63

Вн/чт

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.













64

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века.

Лекция










65

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Беседа.










66

Р/р

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев произведений русской литературы второй половины 19 века? (На примере 1-2 произведений)













67

Вн/чт

Поэзия второй половины 19 века. Н.А. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство.











Из русской литературы 20 века

68

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений

Лекция.










69

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Лекция. Беседа.










70

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

Лекция. Беседа.











71

«Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров.













72

Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Средства сатиры.

Практикум










73

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

Беседа.










74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

Практикум










75

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

Беседа.










76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы.

Беседа.










77

К/р

Контрольная работа // зачетное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века













78

Русская поэзия Серебряного века

Лекция. Урок-концерт










79

А.А. Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта

Беседа. Практикум










80

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А. Есенина.













81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. Народно-песенная основа лирики поэта.











82-83

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

Беседа. Практикум










84

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой

Лекция. Беседа










85

Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

Практикум










86

Н.А. Заболоцкий. Философский характер лирики Заболоцкого. Тема гармонии с природой, тема любви и смерти.

Беседа.










87

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

Беседа.










88

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

Практикум










89

Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

Беседа. Практикум










90

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

Беседа. Практикум










91

А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

Беседа










92-93

Вн/чт

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков













94

К/р

Зачет//тест по русской лирике 20 века













Из зарубежной литературы


95

Вн/чт

Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги.















96

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее философский характер

Лекция










97

У. Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев.

Лекция










98

Вн/

чт

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы













99

И.-В. Гете. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Противостояние добра и зла.

Лекция










100

Вн/

чт

Идейный смысл трагедии. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы













101-

102


Выявление уровня литературного развития учащихся (зачет//тест). Итоги года и задания для летнего чтения

Беседа, тестирование.












Всего: 102

Внеклассное чтение: 9

Сочинений: 6

Контрольные работы: 4

Для заучивания наизусть:



  • «Слово о полку Игореве» (Вступление или «Плач Ярославны»)

  • М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок).

  • Г.Р. Державин. «Властителям и судиям», «Памятник» (на выбор)

  • А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (один из монологов Чацкого)

  • А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «Анчар», «Мадонна», «Пророк», «Я вас любил» (по выбору учащихся)

  • «Евгений Онегин» («Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина»)

  • М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта». «И скучно и грустно». «Родина». «Пророк» «Молитва» (по выбору учащихся)

  • А.А. Блок. «Ветер принес издалека». «О, весна без конца и без краю». «О, я хочу безумно жить…» (на выбор)

  • С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…». «Не жалею, не зову, не плачу…». «Разбуди меня завтра рано». «Отговорила роща золотая» (по выбору учащихся)

  • В.В. Маяковский «Люблю» (отрывок)

  • М.И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий». «Мне нравится, что вы больны не мной». «Стихи о Москве». «Стихи к Блоку». Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся)

  • Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе». «Где-то в поле возле Магадана» «О красоте человеческих лиц». «Можжевеловый куст». «Завещание» (по выбору)

  • А.А. Ахматова. «Сероглазый король». «Молитва». «Не с теми я, кто бросил землю». «Что ты бродишь неприкаянный» (по выбору)

  • А.Т. Твардовский «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом»,

скачать


Смотрите также:
Рабочая учебная программа по учебному предмету «литература» для обучающихся
371.6kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «история» для обучающихся 7 а, б, в, д классов мбоу
310.44kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «обществознание» для обучающихся 7 а, б, в, д классов мбоу
208.94kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «обществознание» для обучающихся 8 класса
216.67kb.
Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 5 класса
319.3kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «история» для обучающихся 5 «Д» класса мбоу
270.65kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
100.6kb.
Рабочая программа по учебному предмету «География янао» для обучающихся 8 классов
240.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована на обучающихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих документов
857.66kb.
Рабочая учебная программа по предмету «Литература»
140.97kb.
Рабочая учебная программа по предмету «Литература»
126.04kb.