Главная стр 1
скачать




Согласовано

Зам. директора по УВР

МБОУ «ООШ п. Лощинный»

______/ Т.Г. Шепелева/







Утверждаю

Директор МБОУ

«ООШ п. Лощинный»

_______/Н.А. Сысоева /

Приказ



Рабочая учебная программа

по учебному предмету «обществознание»

для обучающихся 8 класса

МБОУ «ООШ п. Лощинный»

(базовый уровень)
на 2013/2014 учебный год

Составитель:

Юдкина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы А.И. Кравченко.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса.


Цель основной образовательной программы основного общего образования в МБОУ «ООШ п. Лощинный»:

Формирование нового человека, понимающего смысл жизни, верящего в свое уникальное предназначение, знающего пути полной жизненной самореализации, живущего в соответствии с высокими нравственными идеалами.



Задачи программы:

1. Дать учащимся базовое общее образование.



2. Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого ребенка.

3. Дать образование каждому ребенку в соответствии с его потребностями и

индивидуальными способностями.



4. Создать условия для формирования у учащихся школы мотивации к саморазвитию и самообразованию.

5. Способствовать овладению навыками научно-исследовательской деятельности педагогами и учащимися.

6. Формировать личность конкурентоспособного выпускника, обладающего высоким уровнем общей культуры и потребностью в образовании.

7. Получить на выходе из школы социально-зрелую, высоконравственную личность, готовую к участию в реальной жизни, к компетентному выбору жизненного пути и продолжению образования.
Портрет выпускника основной школы:

  • имеющий образовательную подготовку, соответствующую требованиям государственных стандартов образования;

  • понимающий ценность образования, мотивированный к его продолжению в тех или иных условиях, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути

  • конкурентоспособный выпускник, обладающий высоким уровнем общей культуры

  • знающий свои гражданские права и умеющий их реализовать, уважающий свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей

  • способный к профессиональному выбору, к успешной социализации в обществе и на рынке труда;

  • обладающий положительной жизненной установкой, активной гражданской позицией, коммуникабельный, толерантный.


Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической деятельности:

  • получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.


На начало учебного года у учащихся сформированы следующие учебные умения и навыки:
 знают/понимают :

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.



  • основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

Умеют:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека 

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Методы преподавания и учения

Для реализации заявленных целей и задач в рамках курса используются следующие методы преподавания и учения:



  • коммуникативный метод в преподавании, предполагающий организацию учебного общения как средства освоения материала и общеучебных умений;

  • метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий постановку практической (прикладной, профессиональной) задачи, поиск средств ее решения (информационные ресурсы, коммуникативные ресурсы и т.п.), определение порядка действий, предъявление продукта, анализ результатов;

  • метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр, предполагающий подбор текстового материала по определенной тематике (проблематике), формулировку личного отношения к проблеме в тексте, предъявление собственных позиций, обсуждение вариантов решения проблемы в контексте отрывка;

Формы работы: лекции, практикум, выступления с докладами, дополняющими лекционные выступления учителя; семинар, тренинг, дискуссия, деловая игра.

Вид контроля:

    • контрольная работа по материалу

    • презентация своего короткого рассказа

    • выполнение творческих заданий по темам

Механизм оценивания результатов:

Владение фактами:

  • установление причин фактов

  • установление взаимосвязей между фактами

  • отличие основных фактов и фактов второстепенных

Владение проблематикой:

  • формулирование проблем по теме

  • умение отыскать возможные пути решения проблемы

Владение понятиями:

  • раскрытие содержания понятий

  • установление взаимосвязей между понятиями

  • практическое применение понятий

Владение правилами и приемами:

  • формулирование правил, требований, приемов

  • раскрытие содержания правил, требований, приемов

  • характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов

Проверка навыков:

  • моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение

  • выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение

  • самоанализ результатов выполнения подобных действий

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, по 1 часу в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 8 классе.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, контрольные работы

Формы итоговой аттестации: итоговое тестирование (1ч.)

Компетенции:

  • информационно-поисковая;

  • учебно-познавательная;

  • коммуникативная;

  • рефлексивная;

  • смыслопоисковая.


Учебно-тематический план


п/п


Тематический блок

Кол -во

часов


Использование

ИКТ


Использование проектной деятельности

Использова-ние исследовательской деятельности

1

Глава I. Общество и человек

10

«Общество и общественные отношения»

«Общение»




2

Глава II. Экономическая сфера

11

«Экономическая сфера общества», «Спрос и предложение» (4), «Налоги», электронный тренажер «Налоги», «Экономика. Обобщение».

Своя игра «Экономика». «Экономический калейдоскоп» - игра.









3

Глава III. Социальная сфера

9

«Этнос. Нации и народности».

«Межнациональные отношения. Нации».



«Гербы Саратова и Саратовской области»

«Опасность наркомании», «Основы здорового образа жизни».

«Одежда и статус»








п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

1.

Глава I. Общество и человек

10

2.

Глава II. Экономическая сфера

11

3.

Глава III. Социальная сфера

9




Контрольные работы

4




Итого:

34


Содержание учебной программы (34 часа)

Глава 1. Общество и человек (10 часов)

Тема 1. Что такое общество (2 часа)

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации



Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.

Тема 2. Человек, природа, общество (1 час)

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.



Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»

Тема 3. Типология обществ (1 час)

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.



Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества (2 часа)

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.



Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.

Тема 5. Личность и социальная среда (1 час)

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.



Основные понятия темы: личность, человек, индивид.

Тема 6. Потребности человека (1 час)

Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.



Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.

Тема 7. Социализация и воспитание (1 час)

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.



Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.

Тема 8. Общение (1 час)

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.



Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.

Обобщающее повторение по теме. Контрольная работа по теме «Общество и человек»
Глава 2. Экономическая сфера (10 часов)

Тема 9. Что такое экономика (2 часа)

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.



Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.

Тема 10. Товар и деньги (1 час)

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.



Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Тема 11. Спрос и предложение (1 час)

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.



Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.

Тема 12. Рынок, цена, конкуренция (1 час)

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.



Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Тема 13. Предпринимательство (1 час)

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.



Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.

Тема 14. Роль государства в экономике (2 часа)

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.



Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.

Тема 15. Бюджет, государства и семьи (2 часа)

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.



Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.

Тема 16. Труд (1 час)

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.



Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.

Обобщающее повторение по теме. Контрольная работа по теме «Экономика»

Глава 3. Социальная сфера (9 часов)

Тема 17. Социальная структура (1 час)

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.



Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.

Тема 18. Социальная стратификация (1 час)

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.



Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.

Тема 19. Богатые (1 час)

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.



Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».
Тема 20. Бедные (1 час)

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.

Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.

Тема 21. Этнос: нации и народности (2 часа)

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.



Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.

Тема 22. Межнациональные отношения (1 час)

Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.



Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.

Тема 23. Конфликты в обществе (1 час)

Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.



Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.

Тема 24. Семья (1 час)

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.



Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.

Обобщающее повторение по теме. Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

Текущее и итоговое повторение и обобщение (4 часа)


Информационно – методическое обеспечение
Учебно-методический комплект:

  1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений/ А.И. Кравченко. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

  2. Хромова И.С. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание»/ И.С. Хромова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  3. Кравченко А.И. Обществознание: программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразоват. учреждений/ А.И. Кравченко.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Литература для учителя:



  1. Поздеев А.В. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. – М. ВАКО, 2008.

  2. Обществознание. 5 – 9 классы: рабочие программы по учебникам А.И. Кравченко, Е.А. Певцова/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. – Волгоград: Учитель, 2012.

Литература для учащихся:



  1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений/ А.И. Кравченко.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Интернет- ресурсы



  1. http://ppt/3dn.ru

  2. http://www.powerpoint-ppt.ru

  3. http://mirppt.ucoz/ru

  4. http://prezentacia.ucoz.ru/load/obshh

  5. http://www.temple-of-science.ru

  6. http://www.pptx.ru/obshhestvoznanieeee/page/7

  7. http://arniva.net/ru

  8. http://powerpoint.net.ru/present/obzestvo/page/3

  9. http://www.proshkolu.ru/user/KLW/file/567379

  10. http://festival.1september.ru

  11. http://fcior.edu.ru/

  12. http://school-collection.edu.ru/

скачать


Смотрите также:
Рабочая учебная программа по учебному предмету «обществознание» для обучающихся 8 класса
216.67kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «обществознание» для обучающихся 7 а, б, в, д классов мбоу
208.94kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «история» для обучающихся 7 а, б, в, д классов мбоу
310.44kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «история» для обучающихся 5 «Д» класса мбоу
270.65kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «литература» для обучающихся
371.6kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» для 8 класса
158.74kb.
Рабочая программа по предмету «обществознание» для 10 класса
306.51kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Рабочая учебная программа по предмету одб. 05 «Обществознание» на 156 часов
244.05kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
100.6kb.
Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 5 класса
319.3kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Алгебра» для 10 класса
318.97kb.