Главная стр 1
скачать

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ № 33»
__________/______________/


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 33»


___________/Л.Н. Потрусова /

Приказ № __от _________2013г





Рабочая учебная программа

по учебному предмету «обществознание»

для обучающихся 7 а, б , в , д классов МБОУ «СОШ № 33»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)
на 2013/2014 учебный год

Составитель:

Поломодова

Ольга Андреевна,

учитель истории

первой квалификационной

категории


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе примерной государственной программы по предмету «Обществознание» 7 класс, утверждённой министерством образования РФ, программа по предмету «Обществознание», разработанная авторским коллективом под руководством А.И.Кравченко, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования.

Данная программа разработана для обучающихся 7-х классов МБОУ «СОШ № 33».

Курс преподавания обществознания в среднем звене является первой ступенью подобного обучения в средней школе, и, поэтому носит вводный характер. Данный курс рассказывает об очень важной и очень необходимой людям науке — обществознании. В целом его структура та же самая, что и в двух предыдущем учебнике (для 6 классов) — повествование идет от общего к частному.

Вместе с тем он не похож на них потому, что двенадцатилетний возраст — это граница между детским и подростковым мирами. А если учесть ускорение социального и духовного взросления современной молодежи, то можно считать, что нынешние семиклассники уже подошли к этой черте.

Важно не опоздать и вовремя направить формирующуюся личность младшего подростка в нужном для общества направлении. Перед ним открывается очень непростой, во многом непонятный и наверняка незнакомый мир подростков — от 13 до 19 лет.

Цель реализации основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 33»: формирование духовно богатой, разносторонней развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, способной к самоопределению и продолжению образования с учетом индивидуальных особенностей.

Цель обучения обществознания в 7 классе – содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом.

Задачи:

1.Ввести основные понятия: «личность», «субъектность», «общество», «действие», «взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление».



2.Показать ценность взаимопонимания как основы для эффективного взаимодействия, роль контроля в этом процессе.

3.Организовать опыт анализа и самоанализа, показывая значимость выявления социальных закономерностей

4.Способствовать развитию первоначальных навыков самостоятельного критического аргументированного диалога и спора.

При реализации программы используются элементы технологий:

• - личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

• - развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

• - объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.

• - формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

• - учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель.

• - технология проблемного подхода.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся; обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, проектная работа, составление презентаций, публикаций.

Формы работы с учащимися: комбинированный урок, урок – беседа, урок – путешествие, урок – суд, урок – практикум, «круглый стол», обобщающий урок.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения предмета:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

В процессе реализации программы формируются и развиваются следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловая компетенция (использование исследовательского метода обучения), общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п


Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)


Кол-во часов


Использование ИКТ


Использование проектной деятельности


Использование исследовательской деятельности



1

Раздел I. Личность подростка

10

1

2

1

2

Раздел II. Подросток в социальной среде

7

1

2

1

3

Раздел III. Подросток и закон

5

1

1

1

4

Раздел IV. Образ жизни подростка

6

1

2

1

5

Раздел V. Подросток и его жилая среда

5

1




1

6

Итоговое повторение

1













Итого

34

5

7

5


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА





Тематический блок, тема учебного занятия

Кол-во часов




Раздел I. Личность подростка

10

1

Переходный возраст

1

2

Задачи и трудности подросткового возраста

1

3

Быть взрослым

1

4

Физические изменения у подростков

1

5

Психологический портрет личности: темперамент и характер

1

6

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

1

7

Самооценка подростка

1

8

Выдающаяся личность

1

9

Лидер и его качества

1

10

Повторительно-обобщающий урок

1




Раздел II. Подросток в социальной среде

7

11

Социальная среда подростка

1

12

Подросток в группе

1

13

Межличностные отношения

1

14

«Мы» и «они»

1

15

Мир знакомых и незнакомых людей

1

16

Социальный портрет молодежи

1

17

Повторительно-обобщающий урок

1




Раздел III. Подросток и закон

5

18

Юридические границы подросткового возраста

1

19

Подросток как гражданин

1

20

Подросток и его права

1

21

Опасный путь преступной жизни

1

22

Повторительно-обобщающий урок

1




Раздел IV. Образ жизни подростка

6

23

Подросток в обществе риска

1

24

Проблема одиночества

1

25

Подростковая культура

1

26

Образ жизни

1

27

Досуг и отдых

1

28

Спорт

1




Раздел V. Подросток и его жилая среда

5

29-30

Город и село

2

31-32

Мой дом, мое жилище

2

33

Повторительно-обобщающий урок

1

34

Итоговое повторение

1



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока



Наименование

тем уроков




Кол-во

час.



Дата проведения


Основные

понятия и

термины


Самостоятельная творческая деятельность обучающихся

Домашнее задание

по плану

по факту

Раздел I. Личность подростка- 10 ч

1

Переходный возраст

1

1 неделя

02.09.13-07.09.13






возраст, возрастная периодизация, подростковый возраст, тинейджеры, юность.

Написать памятку «Ступени самовоспитания»

§ 1, заполн. РТ, практикум 1,2

2

Задачи и трудности подросткового возраста

1

2 неделя

09.09.13-14.09.13






эмоциональная независимость, система ценностей

сочинение «Как меня воспитывают»

§ 2, заполн. РТ,

практикум 1



3

Быть взрослым

1

3 неделя

16.09.13-21.09.13






взрослый.




§3, заполн. РТ,

практикум 1



4

Физические изменения у подростков

1

4 неделя

23.09.13-28.09.13






самооценка, комплекс неполноценности.

Подготовить проект на тему «Особенности проявления темперамента у подростков»

§4, заполн. РТ


5

Психологический портрет личности: темперамент и характер

1

5 неделя

30.09.13-05.10.13







личность, темперамент, характер

Определить тип темперамента у членов своей семьи

§5, практикум 2,

заполн. РТ



6

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

1

6 неделя

07.10.13-12.10.13






способности человека, интеллект, настроение, стресс, эмоции.

Подготовить устные сочинения.

§6, практикум 1,

заполн. РТ



7

Самооценка подростка

1

7 неделя

14.10.13-19.10.13






самооценка, самовоспитание




§7, практикум,

заполн. РТ



8

Выдающаяся личность

1

8 неделя

21.10.13-26.10.13






выдающаяся личность, одаренность, одаренные дети.




§8, практикум

заполн. РТ



9

Лидер и его качества

1

9 неделя

28.10.13-02.11.13







лидер, искусство общения.

Проект на тему: «Как стать лидером»

§9, заполн. РТ

10

Повторительно-обобщающий урок

1

10 неделя

11.11.13-16.11.13












Повторить §1-9

Раздел II. Подросток в социальной среде – 7 ч

11

Социальная среда подростка

1

11 неделя

18.11.13-23.11.13






социальная среда

Проект на тему: «Влияние окружающего мира на подростка»

§ 10, заполн. РТ

12

Подросток в группе

1

12 неделя

25.11.13-29.11.13






группа, конформизм, «значимые другие»




§ 11, практикум 2, заполн. РТ

13

Межличностные отношения

1

13 неделя

02.12.13-07.12.13






межличностные отношения, взаимопонимание




§ 12, практикум 1, заполн. РТ

14

«Мы» и «они»

1

14 неделя

09.12.13-14.12.13






«мы», «они», «свои», «чужие», «другие», «иные».




§ 13, практикум 3, заполн. РТ

15

Мир знакомых и незнакомых людей

1

15 неделя

16.12.13-21.12.13






знакомые, незнакомые, «я», «чужаки»




§ 14, практикум 1, заполн. РТ

16

Социальный портрет молодежи

1

16 неделя

23.12.13-27.12.13






молодежь

Проект на тему: «Проблемы молодежи»

§ 15

17

Повторительно-обобщающий урок

1

17 неделя

09.01.14-11.01.14












Повторить §10-15

Раздел III. Подросток и закон - 5 ч

18

Юридические границы подросткового возраста

1

18 неделя

13.01.14-18.01.14






права, обязанности, ответственность




§ 16, практикум 1, заполн. РТ

19

Подросток как гражданин

1

19 неделя

20.01.14-25.01.14







паспорт, гражданство, гражданин, гражданские права и свободы, политические права граждан, обязанности граждан.

Проект на тему: «Как подросток может пользоваться своими правами»

§ 17, заполн. РТ

20

Подросток и его права

1

20 неделя

27.01.14-01.02.14






права ребенка




§ 18, практикум 1, заполн. РТ

21

Опасный путь преступной жизни

1

21 неделя

03.02.14-08.02.14






преступление, уголовная ответственность, административные нарушения.




§ 19, практикум, заполн. РТ

22

Повторительно-обобщающий урок

1

22 неделя

10.02.14-15.02.14












Повторить §16-19

Раздел IV. Образ жизни подростка – 6 ч

23

Подросток в обществе риска

1

23 неделя

17.02.14-22.02.14






здоровье, алкоголизм, наркомания

Проект на тему: «Источники риска в нашем городе»

§ 20, заполн. РТ

24

Проблема одиночества

1

24 неделя

24.02.14-28.02.14






одиночество, подростковая депрессия




§ 21, практикум, заполн. РТ

25

Подростковая культура

1

25 неделя

03.03.14-08.03.14






формальные группы, неформальные группы, подростковая культураформальные группы, неформальные группы, подростковая культура




§ 22, практикум 3, заполн. РТ

26

Образ жизни

1

26 неделя

10.03.14-15.03.14






образ жизни




§ 23, практикум 2, заполн. РТ

27

Досуг и отдых

1

27 неделя

17.03.14-22.03.14






досуг, отдых, свободное время, культурный досуг, библиотека, музей.

Проект на тему: «Мой выбор заниматься физкультурой и спортом»

§ 24, заполн. РТ

28

Спорт

1

28 неделя

01.04.14-05.04.14






спорт, профессиональный спорт, любительский спорт.




§ 25, практикум 1, заполн. РТ

Раздел V. Подросток и его жилая среда – 6 ч

29-30

Город и село

2

29-30 неделя

07.04.14-12.04.14

14.04.14-19.04.14





город, урбанизация, мегаполис, село, качество жизни, пригородные зоны, город – спутник.




§ 26-27, практикум 4, заполн. РТ

31-32

Мой дом, мое жилище

2

31-32 неделя

21.04.14-26.04.14

28.04.14-08.05.14











§ 28-29, практикум 5, заполн. РТ

33

Повторительно-обобщающий урок

1

33 неделя

12.05.14-17.05.14






дом, жилище, среда обитания, соседи.




Повторить §20-29

34

Итоговое повторение

1

34 неделя

19.05.14-24.05.14

















ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическая литература:

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово - РС, 2009.

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание». 7 класс . М: ООО «Русское слово- учебник», 2013.
Литература для учителя:

Аминов А.М. Деловая игра «Права ребенка» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. - № 9. С. 31-34.

Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 8. С. 40-44.

Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву

Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

Алтухов В. Политика и видение будущего // Обществазовенные науки сегодня. 1992. - №3.

Амелин В. Многомерная модель политической власти // Общественные науки сегодня. 1991. - №2.

Антропология (Общая теория человека) /Под ред. Л.А. Зеленова. Новгород, 1991.



Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.

Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.

Беляев А.А. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-политические науки. 1991. - №9.

Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.

Демократия и тоталитаризм: Материалы дискуссии // Свободная мысль. – 1991. - №5.

Деятельность: теория, методология, проблема. М., 1990.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М., 2000.

Зобов Р.А., Обухов В.Л., Сугакова Л.М. Основы человековедения: человек как микрокосм. М., 1999.

Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М. - Новосибирск, 1997.

Косарев Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М., 1989.

Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М., 1995.



Красин Ю.А. Взаимодействие общественных систем в целостном мире // Вопросы философии. 1990. - №8.

Маленкова Л.И. Вопросы человековедения. М., 1993.

Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимиров И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.

Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.

Феномен человека: Антология / Сост. П.С. Гуревич. М., 1988.



Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.

Ястребицкая А.Л. Европейский город. М., 1993.

Аминов А.М. Деловая игра «Права ребенка» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. - № 9. С. 31-34.

Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 8. С. 40-44.

Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 4. С. 17-24.

Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 2. С. 22-26.

Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.

Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3-х ч. М., 2001.



Дыдко С.Н. Использование схем и таблиц на уроках обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 39-44.

Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 3. С. 40-48.

Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 26-32.

Козленко С.И. Региональный компонент обществознания: вопросы теории и методики преподавания. М., 2000.

Костина Л.М. Урок «Российская государственная символика. История и современность» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 70-72.

Култыгин В.П. Как зарождались знания об обществе. Материалы к урокам //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 7. С. 3-7.

Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2002.

Максимова Е.Г. Интеллектуальная игра «Государственные символы в судьбе» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 67-70.

Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М., 2001.

Морозова С.В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 8. С. 36-40.

Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.



Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 2. С. 38-41.

Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999.

Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год /Под ред. С.И. Козленко. М., 2002.

Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год /Под ред. С.И. Козленко. М., 2003.

Справочник преподавателя общественных дисциплин /Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 1998.



Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. М., 2003.

Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 1.

Адреса сайтов

Ресурс Интернет:

http://www.peacecorps.gov/wws.

http://lesson-history.narod.ru 

http://www.ycen-tre.org/0300.html.

http://fund.citytlt.ru/bibL.

http://som.fio.ru/subject.asp?id=10000190

http://www.religare.ru.

http://school-sector.relarn.ru/prava/in dex.html 

http://www.spros.ru 

http://www.fnsg.com 

http://russian-sign.h1.ru.

http://subculture. narod.ru/.

http://econo micus.ru

http://basic.economicus.ru.

http://www.tolerance.ru/.
скачать


Смотрите также:
Рабочая учебная программа по учебному предмету «обществознание» для обучающихся 7 а, б, в, д классов мбоу
208.94kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «история» для обучающихся 7 а, б, в, д классов мбоу
310.44kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «обществознание» для обучающихся 8 класса
216.67kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «история» для обучающихся 5 «Д» класса мбоу
270.65kb.
Рабочая программа по учебному предмету «География янао» для обучающихся 8 классов
240.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по учебному предмету «Музыка» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов
280.7kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
100.6kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована на обучающихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих документов
857.66kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Музыка» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов
340.11kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Музыка» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов
206.3kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Музыка» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов
147.85kb.