Главная стр 1
скачать
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ № 1360


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ №1360

________________

Синченко Л.А.

«__» ______________2012 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по МВР _____________________

Суханина В.Н.

«__»______________2012 г.



РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

естественных наук

«__»______________2012 г.

_________________

Курганова С.В. (зав. кафедрой)




Рабочая учебная программа
Химия
10 класс
2012 -2013 учебный год





Составитель:

Иванцова Я.И.

учитель химии

ГБОУ СОШ №1360


Москва

2012
Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.

Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.

В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.


Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;



- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;



Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;



- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:


  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления

причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Программа предлагается для работы по учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 – 2013 учебный год.


Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: 10 класс. М.: Просвещение, 2010

  2. Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Тематическое планирование. Химия 8-11 классы по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе. М.: Просвещение, 2009.

  4. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.

Распределение часов по разделам программы при 1 часе в неделю:




Тема раздела

Количество часов




10 класс




1

Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей

4

2

Углеводороды

14

3

Кислородсодержащие органические вещества

11

4

Азотсодержащие соединения

2

5

Обобщение знаний по органической химии

3







Всего: 34

Программой предусмотрены:

3 практические работы

3 контрольные работы


Содержание учебной дисциплины
Тема 1: Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей (4 часа)

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.

Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.

Демонстрации

1. Образцы органических веществ, изделия из них.

2. Шаростержневые модели молекул.
Тема 2: Углеводороды (14 часов)

Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические).

Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.

Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.

Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен­1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Синтез С. В. Лебедева.

Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.

Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.

Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.

Генетическая взаимосвязь углеводородов.

Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

Демонстрации

1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)

2. Схема образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях.

3. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

4. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.

5. Видеоопыты: Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана к бромной воде.

6. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

7. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.

8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

10. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.

11. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.

12. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

13. Модели молекулы бензола.

14. Отношение бензола к бромной воде.

15. Горение бензола.

16. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

Лабораторные опыты


  1. Сборка шаростержневых моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных

  2. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.

  3. Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.


Практическая работа

Качественный анализ органических веществ.



Расчетные задачи

Решение задач на нахождение формулы вещества.


Тема 3: Кислородсодержащие органические соединения (21 час)

Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты.

Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.

Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.

Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.

Сравнение свойств неорганических и органических кислот.

Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

Мыла — соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.

Полифункциональные соединения

Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.

Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.

Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.

Демонстрации


  1. Растворимость спиртов в воде.

  2. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.

  3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.

  4. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

  5. Качественная реакция на фенол.

  6. Свойства метиламина: горение, взаимодействие с водой и кислотами.

  7. Модели молекул метаналя и этаналя.

  8. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).

  9. Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».

  10. Образцы различных карбоновых кислот.

  11. Отношение карбоновых кислот к воде.

  12. Качественная реакция на муравьиную кислоту.

  13. Получение уксусноэтилового эфира.

  14. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.

  15. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.

  16. Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.

  17. Гидролиз сахарозы.

  18. Гидролиз целлюлозы и крахмала.


Лабораторные опыты

  1. Моделирование молекул этилового спирта и его гомологов.

  2. Окисление спиртов оксидом меди(II).

  3. Свойства глицерина.

  4. Окисление формальдегида гидроксидом меди(II).

  5. Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.

  6. Свойства моющих средств.

  7. Взаимодействие крахмала с иодом.

Практическая работа

Получение и свойства карбоновых кислот.


Тема 4: Азотсодержащие соединения (7 часов)

Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.

Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.



Демонстрации

1. Образцы аминокислот.

2. Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.

3. Щелочные свойства метиламина. Образование солей.



4. Качественные реакции на белки.
Тема 5: Обобщение знаний по органической химии (3 часа)

Генетическая связь классов органических веществ.



Практическая работа

Решение экспериментальных задач по органической химии.



Тематическое планирование уроков

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД: 34

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1

ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ: 3

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ: 3

УЧЕБНИК: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. Органическая химия. 10 кл. – М.: Просвещение, 2010.




п/п

Тема урока

Основные понятия,

изучаемые на уроке

Химический

эксперимент

Домашнее задание

Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей. – 4 часа




1

Формирование органической химии как науки

Органическая химия. Органические вещества. Структурная формула. Углеродный скелет.




§1, в. - с.10 №№1-6

2

Основные положения теории химического строения органических веществ

Основные положение теории химического строения А.М. Бутлерова и ее значение для развития науки. Химическое строение. Изомерия.

Л.О.1. Моделирование молекул органических веществ

§2, в. - с.10 №№7-12

3

Электронная природа химических связей

π- и σ-связи. Механизмы разрыва ковалентной связи. Радикалы. Свободнорадикальные реакции. Электрофилы. Нуклеофилы.




§3, в. - с.13 №№1-5

4

Классификация органических соединений

Углеводороды. Производные углеводородов. Функциональная группа.




§4

Углеводороды – 14 часов

1 (5)

Алканы. Структура, строение, , номенклатура.

Насыщенные углеводороды. SP3- Гибридизация. σ-связь. Гомология, гомологический ряд. Общая формула. Систематическая номенклатура. Линейные и разветвленные углеводороды.

Л.О.2. Моделирование молекул углеводородов ряда метана

§5,6; в. - с.27 №№1,2,5-11

2 (6)

Получение, свойства и применение алканов

Нахождение в природе. Получение алканов в лаборатории. Физические и химические свойства. Взаимодействие с галогенами. Реакции замещения, изомеризации. Взаимодействие с кислородом. Хлорпроизводные алканов. Применение алканов и их хлорпроизводных.

Видеоэксперимент

Д.1. Определение качественного состава метана по продуктам сгорания.

Д.2. Отношение предельных углеводородов к растворам перманганата калия, кислот и щелочей.


§7; в. - с.28 №№13-15; з. – с.28 №4

3 (7)

Циклоалканы

Циклопарафины. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Задача (тип 1): Вывод молекулярной формулы органического вещества по данным элементного анализа.




§8; в. - с.31 №№1-4; з. – с.28 №6

4 (8)

Практическая работа №1. Качественный анализ органических соединений







в. - с.28 №№16,17

5 (9)

Алкены. Строение и номенклатура

Непредельные углеводороды. SP2- Гибридизация. Двойная связь. σ- и π- связи. Изомерия углеродного скелета, положения двойной связи. Номенклатура алкенов.

Л.О.3. Изготовление моделей молекул углеводородов ряда этилена.

§9; в. - с.43 №№2-9

6 (10)

Химические свойства алкенов

Реакции присоединения (водорода, галогенов, галогеноводородов, воды). Правило Марковникова, качественные реакции (взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия), полимеризация.

Видеоэксперимент

Д.3. Горение этилена, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия.



§10; в. - с.43 №№12,13,15

7 (11)

Применение и получение алкенов

Крекинг, дегидрирование, дегидратация спиртов, применение алкенов (на примере этилена) для органического синтеза.

Решение расчетных задач по уравнению реакции.




§10; в. - с.43 №14; з. – с.43 №№1(б), 4

8 (12)

Алкадиены. Каучук. Резина

Строение, сопряженные двойные связи, химические свойства (галогенирование, гидрогалогенирование, полимеризация), способы получения (дегидрирование). Эластичность, каучук, резина, вулканизация, полимеризация диеновых углеводородов.

Д.4. Коллекция каучука.

§11,12; в. - с.49 №№2,6-8; з. – №2

9 (13)

Ацетилен

Кратные связи (тройные). SP- Гибридизация. Сходство с алкенами: реакции присоединения (водорода, галогенов, галогеноводородов), качественные реакции (взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия).

Взаимодействие с водой (реакция Кучерова).

Получения ацетилена (карбидный метод, разложение метана).


Видеоэксперимент

Д.5. Получение ацетилена карбидным методом, горение ацетилена, взаимодействие с бромной водой и перманганатом калия.



§13; в. - с.54 №№1,3,5,6,9(б)

10 (14)

Бензол. Строение, физические свойства, способы получения.

Строение бензола, единая π-электронная система. Физические свойства бензола.

Получение бензола тримеризацией ацетилена, дегидрированием гексана, коксованием угля (обзорно). Гомологи бензола.






§14; в. - с.66 №№1,3,4,5

11 (15)

Бензол. Химические свойства, применение.

Реакции замещения (бромирование, нитрование) и присоединения (гидрирование, галогенирование). Ядохимикаты.

Задача (тип 2): Расчеты выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Видеоэксперимент

Д.6. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.



§14; в. - с.67 №№6,8,9,12(б); з. – №3

12 (16)

Многообразие углеводородов. Основы их промышленной переработки.


Природный и попутный газы.

Нефть. Перегонка. Фракции нефти. Детонация, октановое число.



Д.7. Коллекция «Нефть и продукты переработки»

§16,17; в. - с.78 №№3,4(а,в); з. - №3

13 (17)

Обобщающий урок.

Взаимосвязь гомологических рядов углеводородов.



Единство материального мира.




в. – с.55 №9(в); с.67 №12(в); з. – №2

14 (18)

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды».







повт. §4

Кислородсодержащие органические соединения - 11 часов.




1 (19)

Предельные одноатомные спирты.

Спирты. Функциональная группа (-ОН). Общая формула. Изомерия положения гидроксильной группы. Понятие о межмолекулярной водородной связи.

Реакции замещения, дегидратации.



Д.8. Растворимость в воде спиртов с различной молекулярной массой.

Л.О.4. Моделирование молекул этилового спирта и его гомологов.

Видеоэксперимент

Д.9. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом.



§20,21; в. - с.88 №№1,5,6,7,9,11,14(а); з. - №1

2 (20)

Применение и получение спиртов. Многоатомные спирты.

Лабораторные способы получения спиртов, реакции, лежащие в основе промышленного получения метилового и этилового спиртов.

Многоатомный спирт. Качественная реакция на многоатомные спирты.



Л.О.5. Растворение глицерина в воде, взаимодействие его с гидроксидом меди (II).

§21,22; в. - с.88 №№12,13; з. - №3; в. – с.92 №№ 1,2,4(а)

3 (21)

Фенол.

Фенол: строение, химические свойства, применение.

Охрана окружающей среды от применения фенола.






§23,24; в. - с.98 №№3,7(б); з. - №3

4 (22)

Альдегиды и кетоны.

Альдегид. Кетон. Карбонильная группа, альдегидная группа.

Реакции окисления и восстановления.



Видеоэксперимент

Д.10. Окисление альдегида оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II).

Л.О.6. Окисление спирта в альдегид.


§25,26; в. - с.105 №№3,4,8,10(а)

5 (23)

Одноосновные карбоновые кислоты.

Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа. Физические свойства. Изомерия. Общие свойства карбоновых кислот с неорганическими кислотами, реакция этерификации. Особые свойства муравьиной кислоты.

Л.О.7. Химические свойства уксусной кислоты, общие с неорганическими кислотами.

Видеоэксперимент

Д.11. Получение уксусноэтилового эфира.


§27,28; в. - с.117 №№4,8(1,2),14,16

6 (24)

Применение и получение карбоновых кислот. Сложные эфиры.

Мыло как соли высших кислот. Понятие о синтетических моющих средствах. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты.

Сложные эфиры. Гидролиз, обратимость химических реакций.



Д.12. Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щелочами.

Л.О.8. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.

Видеоэксперимент

Д.13. Получение сложного эфира уксусной кислоты.



§29,30; в. - с.128 №№3,8,16

7 (25)

Практическая работа № 2. Получение и свойства карбоновых кислот.







в. – с.128 №7(б)

8 (26)

Жиры. Биологическая роль жиров.

Жиры. Гидролиз, гидрирование жиров, их значение.

Видеоэксперимент

Д.14. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера.



§31; в. - с.128 №9,; з. - №2

9 (27)

Обобщение по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»







в. – с.128 №7(а)

10 (28)

Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические соединения»







повт. §26

11 (29)

Углеводы.

Углеводы. Моносахариды. Альдегидоспирт. Брожение глюкозы.

Фруктоза.

Дисахариды. Сахароза.

Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. Фотосинтез. Качественная реакция на крахмал.



Д.15. Взаимодействие глюкозы с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II).

Л.О.9. Взаимодействие крахмала с йодом.



§32-35; в. - с.146 №№1,3,8(а)

Азотсодержащие органические вещества – 2 часа.




1 (30)

Амины.

Амины, органические основания, аминогруппа. Физические и химические свойства аминов. Анилин. Строение, свойства, применение.

Видеоэксперимент

Д.16. Щелочные свойства метиламина, образование солей.



§36; в. - с.157 №№1,9,; з. - №2

2 (31)

Аминокислоты – амфотерные органические соединения. Белки – природные ВМС.

Аминокислоты. Химические свойства аминокислот.

Пептид, пептидная связь.

Белки, функциональные группы в молекулах белков, первичная, вторичная, третичная структуры белка.

Гидролиз, денатурация, качественные реакции на белки.



Д.17. Цветные реакции белков. Денатурация белка куриного яйца.

§37,38; в. - с.157 №13,; з. - №3;

в. – с.162 №№3,7,8

Обобщение знаний по органической химии – 3 часа.




1 (32)

Генетическая связь важнейших классов органических веществ.

Материальное единство органических и неорганических веществ.




проиллюстрировать схему ур-ями р-ий

2 (33)

Итоговая контрольная работа №3.







повт. §1

3 (34)

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по органической химии










Литература для учителя


  1. Артеменко А.И. Органическая химия: Номенклатура. Изомерия. Электронные эффекты / А.И. Артеменко. – М.: Дрофа, 2005.

  2. Артеменко А.И. Основы теории органической химии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  3. Корощенко А.С. Изучение общеобразовательного курса органической химии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  4. Нифантьев Э.Е., Оржековский П.А. Химия. 10 класс. – М.: Мнемозина, 2009.

  5. Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия. 10 кл. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Сборник нормативных документов. Химия / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

  7. Цветков Л.А. Органическая химия. 10-11 кл. – М.: ВЛАДОС, 2007.


Литература для учащихся


  1. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии / А.И. Артеменко. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. – М.: «Издат-школа»: «Райл», 1997.

  3. Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия. 10 кл. – М.: Просвещение, 2010.


Ресурсы Интернет

Ресурсы Интернет


1

Российское образование (Федеральный портал)

www.edu.ru

2

Российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

3

Дополнительное образование детей (Федеральный портал)

vidod.edu.ru

4

Вестник образования (сайт журнала)

www.vestnik.edu.ru

5

Учительская газета

www.ug.ru

6

Первое сентября (газета)

www.1september.ru

7

ХиМиК.ру

www.xumuk.ru

8

Школьная химия

http://schoolchemistry.by.ru/

9

Фестиваль педагогических идей Открытый урок»

http://festival.1september.ru

10

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ФЦИОР

http://www.fcior.edu.ru

11

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

12

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru

скачать


Смотрите также:
Рабочая учебная программа Химия 10 класс 2012 -2013 учебный год
278.83kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 8 9 класс 2012 -2013 учебный год. Базовый уровень
541.56kb.
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 11 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
258.03kb.
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 9 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
308.81kb.
Рабочая программа по предмету «химия» Класс 10 2013 2014 учебный год Ф. И. О. учителя Потехина Н. В
324.75kb.
Программа по предмету «Химия» 10 11 класс 2013 2014 учебный год. Составитель
580.37kb.
Рабочая программа по географии предмет 8-а класс параллель литер 2012-2013 учебный год конкретный учебный год
338.53kb.
Элективный курс рабочая учебная программа основного общего образования 9 класс 2011-2012 учебный год
78.96kb.
Рабочая учебная программа по курсу «Физика» 9 класс Срок реализации программы 2011-2012 учебный год
343.47kb.
Бабынина Татьяна Ивановна, первая квалификационная категория 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
304.03kb.
Рабочая программа по химии 8 класс 2012 2013 учебный год
444.47kb.
Рабочая программа по музыке 1 класс на 2012 2013 учебный год
514.94kb.