Главная стр 1
скачать
Тема: Развитие УУД на предметном содержании конкретных дисциплин.

Цель: Обеспечение развития УУД как собственно психологической составляющей образования.


Задачи:
1. Составить краткую характеристику УУД;
2. Как понимаем связь УУД с содержанием учебного предмета?
3. Составить и заполнить таблицу: УУД – соответственно примеры заданий, направленные на развитие определенного УУД (выбрав учебный предмет относительно класса, в котором работает учитель).
1. Понятие «универсальные учебные действия»

Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе.


Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

-лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.



Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями

  1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

  2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

  3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, общепознавательными и логическими; коммуникативными, знаково-символическими действиями) происходит в контексте разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.



При формировании универсальных учебных действий необходимо исходить из специфики учебного предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты. Так, например, главной функцией учебного предмета «Литература» является художественное познание действительности, трансляция и присвоение социо-культурного нравственного опыта, воплощенного в системе личностных смыслов (А.Н.Леонтьев, 1979). Формирование читательской позиции предполагает развитие способности учащегося воссоздавать в воображении картины жизни, нарисованные писателем, мир чувств и переживаний литературных героев, «прослеживать судьбу героя» (П.Я.Гальперин), видеть авторскую позицию и оценку, осмысливать логико-понятийную сторону произведения искусства (устанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи, отбирать материал для характеристики героев, делать выводы и обобщения), умение давать собственную самостоятельную оценку всем элементам произведения в их единстве. Очевидно, что литература как учебный предмет открывает зону ближайшего развития для широкого круга УУД – личностных, логических, регулятивных, знаково-символических и пр. Однако развитие личностных универсальных действий (смыслообразования и нравственнро-этического оценивания) составляет центральную линию развития.
2. Связь УУД с содержанием учебных предметов.
1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.
2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся.
4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
5. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
6. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио ), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.


  1. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

3. Таблица

УУД

Примеры заданий (УМК «Школа России»)

Коммуникативные универсальные действия. Чтение.





  1. Ребята получают конверт с заданием.

Отгадай загадку и составь рассказ об этом.

Маленького роста я

Тонкая и острая

Носом путь себе ищу

За собою хвост тащу (иголка с ниткой)

3 . Пакет для менее успешных учеников.

Дана иллюстрация «Путешествие на корабле». Составить рассказ.

Консультант – более успешный ученик.


Универсальные логические учебные действия. Математика.


1.Сравним разные кубики. (Например, маленький синий пластмассовый, большой деревянный красный, разноцветный стеклянный, кубик с блестящей поверхностью, кубик из поролона). Учитель предлагает поочередно сравнивать кубики, выделяя признаки, которыми они отличаются друг от друга. Эти признаки отличительные. Также цилиндр, блестящий елочный шар и стекло в виде прямоугольника).

  • - Назовите те признаки, которыми кубики отличаются друг от друга.

  • Найдите признаки, которыми все кубики похожи друг на друга. Сначала детям предлагается сравнить два (первый и второй) кубика и выделить общие, одинаковые признаки, затем сравнить первый и третий, первый и четвертый. Таким образом, будут выделены и записаны общие признаки кубиков.



Универсальные логические учебные действия. Русский язык.




Игра « Почтальон»


Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.



Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка




Задания:

  • Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

  • Составить предложения, используя данные слова.

скачать


Смотрите также:
Развитие ууд на предметном содержании конкретных дисциплин
71.23kb.
Приложение 1 Механизмы формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования
907.46kb.
Методическое погружение в содержание фгос ноо: формирование и развитие регулятивных ууд
162.77kb.
Анализ работы кафедры естественных дисциплин за 2012-2013 учебный год
111.42kb.
Исследование на предметном, второй на вербальном материале
32.36kb.
4. Программа формирования ууд
2873.59kb.
«Интегративная система гуманитарных дисциплин»
135.22kb.
Программа «Механизмы формирования универсальных учебных действий через учебные предметы на ступени начального общего образования»
1007.84kb.
Модуля пз овладение навыками использования теоретических знаний при решении конкретных задач воспитания учащихся
51.97kb.
Об итогах проведения стартовой диагностики в 1-х классах
212.88kb.
«Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования»
266.04kb.
П зооветеринарных дисциплин ц п педагогический коллектив Общеобразовательных дисциплин к социально-эконоических дисциплин
927.23kb.