Главная стр 1стр 2 ... стр 6стр 7
скачать

МДОУ детский сад № 5 комбинированного вида г.Валуйки Белгородской области




Содержание
Раздел 1: Обязательная часть программы

1.Пояснительная записка

1.1. Введение………………………………………………………………………4

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей…………6

1.3. Приоритетные направления деятельности образовательного

учреждения…………………………………………………………………16

1.4. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования……17

1.5.Особенности осуществления образовательного процесса………………..18

1.6. Принципы и подходы к формированию Программы…………………..…20



2.Организация режима пребывания детей в образовательном

учреждении

2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей……....22

2.2.Проектирование воспитательно – образовательного процесса…………..28

3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми

образовательных областей

3.1. Образовательная область «Физическая культура»………………………..32

3.2. Образовательная область «Здоровье»……………………………………..40

3.3. Образовательная область «Безопасность»………………………………...44

3.4. Образовательная область «Социализация»………………………………..48

3.5. Образовательная область «Труд»………………………………………….53

3.6. Образовательная область «Познание»……………………………………..59

3.7. Образовательная область «Коммуникация»………………………………67

3.8. Образовательная область «Чтение художественной литературы»……

3.9. Образовательная область «Художественное творчество»……………

3.10. Образовательная область «Музыка»………………………………

4. Содержание коррекционной работы………………………………………

5. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования…………………………………

6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы……………………………………..
Раздел 2: Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса

2.1.Ранне изучение английского языка……………………………………..

2.2. Содержательный модуль «Духовно – нравственная культура»
Приложения

Приложение 1.Сведения о педагогических кадрах……….

Приложение 2.Сведения о родителях воспитанников……………………

Приложение 3. Расписание непосредственно образовательной деятельности..

Приложение 4.Режим пребывания воспитанников……………

Приложение 5.Схема взаимодействия педагогического коллектива…..

Приложение 6.Комплексно – тематическое планирование образовательного

процесса………………………

Приложение 7.Схема взаимодействия с семьями воспитанников……………


Заказчики программы: родители муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области.
Разработчики программы: заведующая МДОУ д/с № 5 М.В.Линиченко

ст. воспитатель Л.В.Павлова

учитель английского языка Е.А.Дмитриева

музыкальный руководитель М.Н.Шарикова

воспитатель И.А.Белкина
Исполнителем программы является педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области.


Раздел 1: Обязательная часть программы

1.Пояснительная записка

1.1. Введение

Образовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от двух до семи лет и является документом, на основе которого дошкольное образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную образовательную программу дошкольного образования.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида г. Валуйки является дошкольным образовательным учреждением, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей. Дошкольное учреждение функционирует и осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом ДОУ, Законом РФ «Об образовании»», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребёнка», «Семейным Кодексом».

Деятельность МДОУ детский сад № 5 комбинированного вида г. Валуйки по осуществлению дошкольного образования, дополнительных образовательных услуг бесплатного характера регламентируется лицензией № РО 027732 регистрационный номер 4860 от 26.08.2011г, выданной Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области; свидетельством об аккредитации АА 101041 регистрационный № 2277 от 30.10.2008г.

Образовательная программа МДОУ детский сад № 5 комбинированного вида г. Валуйки обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от двух до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе.

Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнение и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.



Сведения о квалификации педагогических кадров
Реализация основной общеобразовательной программы в детском саду осуществляется квалифицированными педагогическими кадрами. Кадровый потенциал педагогов позволяет грамотно выстраивать работу детского сада согласно требованиям нормативных документов ДОУ и законодательства РФ.

Образовательный процесс в МДОУ детский сад № 5 комбинированного вида г. Валуйки осуществляют 16 педагогов, из них 10 человек (62%) имеют высшее образование, 4 человека (25%) среднее специальное образование, 2 педагога (13%) обучаются заочно в высшем учебном заведении. По результатам аттестации 7 педагогов имеют первую квалификационную категорию, 7 педагогов соответствуют занимаемой должности, 2 педагога – вновь прибывшие, не аттестованы.

Дошкольное учреждение полностью укомплектовано кадрами. В настоящее время в ДОУ работают 16 педагогов. Из них: старший воспитатель - 1, воспитателей - 10, музыкальный руководитель - 2, учитель-логопед - 2, педагог-психолог - 1, инструктор по физической культуре – 1, учитель иностранного языка – 1.

Образование и квалификацию педагогического коллектива, а также их педагогический стаж представлены в диаграммах. (Приложение 1)



Сведения о семьях воспитанников

Характеристика социального состава семей

Количество

Количество полных семей

122

Количество неполных семей

19

Дети-инвалиды

2

Матери-одиночки

4

Многодетные семьи

10

Дети под опекой

-

Малообеспеченные семьи

3

Образовательный уровень семей высокий: 47% из общего числа родителей, имеют высшее образование; 35% - среднее специальное; 18% среднее (Приложение 2).

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Основная общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям деятельности – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.

В детском саду функционирует 6 групп общеразвивающей направленности:

Первая младшая группа для детей от 2 до 3 лет;

Группа младшего дошкольного возраста для детей от 3 до 4 лет;

Группа среднего дошкольного возраста для детей от 4 до 5 лет;

Группа компенсирующей направленности (логопедическая) для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет;

Группа компенсирующей направленности (логопедическая) для детей подготовительной к школе группы от 6 до 7 лет.

Группа

Возраст детей

Количество групп

Количество детей

Мальчики / девочки

Раннего возраста

2 – 3

года


1

22

13 / 9

Дошкольные

3 – 4

года


2

46

19 /27

4 – 5

лет


1

26

9 / 17

5 – 6

лет


1

25

17 / 8

6 – 7

лет


1

22

11 / 11

ИТОГО:

2 – 7

лет


6

141

69 / 72

Особенности развития детей третьего года жизни.

К концу третьего года рост ребенка может составлять от 99 до 101 см, а вес — от 14 до 16 кг. Ребенок меняется и внешне. Исчезает округлость тела, ноги становятся длиннее. На третьем году время бодрствования ребенка увеличивается до 6—6,5 ч. Однако надо помнить, что нервная система ребенка еще не отличается выносливо­стью и он быстро утомляется.

Продолжается развитие ребенка в предметной дея­тельности. В условиях предметной и других видов дея­тельности ребенок выявляет отдельные признаки пред­метов, сравнивает их между собой, обобщает по данному признаку наглядно-действенным способом. Наглядно-действенное познание окружающего способствует разви­тию памяти, воображения и других психических процес­сов, важнейших умственных действий: анализа, синтеза, сравнения. Содержание предметной деятельности обога­щает пассивный и активный словарь. У ребенка разви­вается самостоятельность в познании предметов быта, природных, дидактических материалов, продолжается сенсорное развитие малыша.

В условиях моделирующих видов деятельности (игре, изобразительной деятельности) ребенок активно репро­дуцирует и преобразует знания, проявляет предпосылки творчества.

Общение становится средством взаимодействия с взрослыми и детьми в разных видах и сферах деятельно­сти. Под влиянием оценки взрослого возникает недиф­ференцированная самооценка («Я хороший», «Я пло­хой»), изменяется отношение ребенка к взрослому как образцу для подражания, интенсивно развивается стрем­ление к самостоятельности, оформляется позиция «я сам». Ребенок знает и выполняет элементарные правила взаимодействия с взрослым и со сверстниками.

Ребенок способен проявлять интерес к предметам изобразительного искусства, замечает, понимает изобра­жение знакомых предметов, явлений. Малыш способен эмоционально откликаться на содержание художествен­ного образа, на эстетические особенности предметов, его окружающих, осознавать и выражать свои чувства. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятель­ности, увлеченно использует разнообразные материалы (карандаши, фломастеры, краски).

У него появляются любимые музыкальные произведе­ния. Малыш проявляет активность в музыкально-игро­вой деятельности, участвует в спектакле.
Особенности развития детей четвертого года жизни.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять не­терпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.

Младший дошкольник стремится получить эмоциональную оценку взросло­го — одобрение, похвалу, ласку.

Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грам­матический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть сло­вами, проявляют «словотворчество».

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться по­требность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразны­ми способами обследования формы, цвета, величины и других при­знаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).

Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепри­нятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).

У младших дошкольников возрастает целенаправленность дейст­вий. Речь сопровождает практические действия ре­бенка, но еще не выполняет планирующей функции. В четыре года дети способны представить ход практического действия, но все еще не могут заранее рассказать о действии, которое нужно произвести.

На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверс­тниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе ин­тереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Дети активно овладевают способами игровой деятельности — иг­ровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, при­обретают первичные умения ролевого поведения.

Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила по­ведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведе­ния другого ребенка нормам и правилам поведения. Следует учиты­вать, что взаимоотношения детей отличаются нестабильностью, зави­сят от ситуации и требуют постоянного внимания воспитателя.

Младшие дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.


Особенности развития детей пятого года жизни.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значи­тельно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испыты­вают острую потребность в движении.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстника­ми. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

Новые черты появляются в общении детей 4—5 лет с воспитате­лем. Дошкольники охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к позна­вательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мыш­ление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отно­шения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающе­му миру. Нереализованная потребность общения с взрослым приводит к нега­тивным проявлениям в поведении ребенка.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способст­вует освоение детьми системы разнообразных обследовательских дей­ствий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать и сравнивать объекты одновременно по 2—3 при­знакам.

У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложня­ется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уве­ренно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Для возникнове­ния и развития игры детям необходимы соответствующие игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы формен­ной одежды.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к прави­лам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заяв­ления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оцен­кам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индиви­дуальности, а особенность возраста.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности .

Развиваются эстетические чувства детей. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и бы­стро запоминают прочитанное.

Развиваются творческие способностей детей - в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-испол­нительской деятельности.
Особенности развития детей шестого года жизни.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло­гические механизмы деятельности и поведения.

Данный возраст характеризуется активизацией ростового процес­са. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и ус­тойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении боль­шинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конеч­ностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявля­ются эпизодически.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В тече­ние шестого года жизни совершенствуются основные нервные процес­сы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом воз­расте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируют­ся социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собствен­ного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает уста­навливать причинно-следственные связи между ними, пространствен­ные, временные и другие отношения.

Расширяется общий кругозор детей. Старший до­школьник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию.

Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятель­ность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых яв­лений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памя­ти, возникает намеренное запоминание в целях последующего вос­произведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропор­ций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивает­ся на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных разли­чий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рас­сказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем кото­рых он был. Правильно пользуется многими грамматическими фор­мами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п.

Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возник­новению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом опре­деляется оценкой его воспитателем

В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются пер­вые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопо­нимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во вза­имоотношениях и общении, все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместно­му решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению с взрослым не ослабева­ет. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечат­лениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

Особенности развития детей седьмого года жизни.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность про­странственной ориентировки, заметно увеличились проявления воле­вых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление до­биться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое от­ношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и де­вочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста стано­вятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятель­но следить за своим внешним видом.

Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ре­бенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, своих пере­живаний, самосознания.

Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, ста­новятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.

У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступ­ков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвое­ние норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность.

Формируются достаточно устойчивая самооценка (представления о себе — «Кто я?» и оценка — «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним детям свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Ближе к концу дошкольного возраста общение детей с взрослыми приобретает неситуативно – личностную форму, максимально приспо­собленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мо­тивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особен­ностям их взаимоотношений.

Характерной особенностью старших дошкольников является появ­ление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоот­ношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную дея­тельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой вза­имной симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками.

В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваи­вают разные формы сотрудничества. В процессе совмест­ной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимо­понимания.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструк­тивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музы­кальные игры.

Старшие дошкольники выдвигают разнообразные игровые замыс­лы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в приду­мывании игровых событий, используют сюжетосложение для постро­ения игры. В игре дети вступают в ролевой диалог со сверстником, стремятся ярко передать игровую роль.

Постепенно игра становится интегративной деятельностью, кото­рая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, создан­ная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (например, игрушек-самоделок, деталей костюмов).

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, ини­циативы, творчества.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми уни­версальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Зада­ча воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, теат­ральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития само­стоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многооб­разие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, син­тез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания ин­формации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторе­нию, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или дей­ствий, наглядно-образные средства.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников. Главное — связать развивающийся интерес детей с новой социальной позицией («Хочу стать школьником»), с ощущением роста их достиже­ний, самостоятельности, с потребностью познания и освоения нового. В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения.
1.3. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Содержание образовательного процесса, выстроенного в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.: Мозаика – Синтез , 2012 год).


Приоритетные направления деятельности детского сада определяются в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

- обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования;

- оказание коррекционных услуг детям, имеющим речевые нарушения в логопедической группе.
Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:


  • Физическое (физическая культура, здоровье)

  • Познавательно-речевое (познание, коммуникация, чтение художественной литературы)

  • Художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество)

  • Социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность)


1.4. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Стратегической целью деятельности МДОУ является: изменение образовательного процесса и технологий для обеспечения всестороннего развития детей, на основе воздействия среды обитания и организации воспитательно-образовательного процесса в МДОУ на состояние здоровья, течение биологической и социальной адаптации детей.



Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

- обеспечить преемственность в содержании и организации образовательного процесса на всех этапах пребывания детей в детском саду;

- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей за счёт здоровьесберегающей организации образовательного процесса;

- обеспечить психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

- обеспечить включенность ребёнка как субъекта деятельности в образовательный процесс с опорой на его познавательные потребности, поисковую активность, самостоятельность, позитивное эмоциональное восприятие ситуации;

- обеспечить развитие дополнительного образования для более полной реализации творческого потенциала и образовательных потребностей детей с учётом их индивидуальных способностей и желаний;

- создать систему мониторинга качества образования, основным индикатором которого является уровень воспитанности и образованности, а так же степень удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг;

- усилить воспитательную функцию образовательного процесса по формированию гражданственности, трудолюбия, нравственности, патриотизма, любви к семье, окружающей природе у детей дошкольного возраста в условиях поликультурного общества;

- создать условия для взаимодействия в образовательном процессе с общественностью и семьями детей;

- обеспечить высокий профессиональный уровень всех категорий работников детского сада.

Цели и задачи деятельности ДОУ на текущий учебный год определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение и отражаются в годовом плане ДОУ.

1.5.Особенности осуществления образовательного процесса (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
В ДОУ существуют следующие особенности осуществления образовательного процесса:

1) соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% и 20 %;

2) общий объем обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников - для групп общеразвивающей направленности – 80%.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

В детском саду функционирует логопедические группы для оказания коррекционно-речевой помощи детям. В логопедические группы зачисляются дети из разных возрастных групп со следующими логопедическими заключениями: ФНР, ФФНР, ОНР.

Созданы необходимые условия для работы психологической службы. Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога не входят в учебный план, так как малая коррекционная группа формируется на основе диагностики и по заявкам педагогов и родителей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами либо индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.

Подгруппы формируются на основе анализа диагностических данных на основе сходства проблем. Такие временные группы функционируют ограниченный срок (2 - 5 месяцев), предусмотренный разработанной программой психологической коррекции. Занятия педагога-психолога направлены на развитие эмоционально-волевой сферы детей и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, развитие регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации.

Летняя оздоровительная работа основана на принципах комплексно-тематического планирования и предусматривает работу по всем направлениям развития детей.

Образовательный процесс в ДОУ осуществляется с учётом культурных, демографических, экологических, национальных особенностей.

Климатические особенности региона учитываются при организации режима пребывания воспитанников, системы  физического воспитания дошкольников. Образовательный процесс выстраивается с выделением двух периодов: холодный период (сентябрь-май), теплый период (июнь-август). Для каждого периода составляется свой режим пребывания воспитанников, в теплый период планируются мероприятия в игровой и развлекательной форме в основном на свежем воздухе.

При составлении перспективно-тематического годового плана психолого-педагогической работы в ДОУ также учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится Белгородская область, - средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия.

ДОУ расположен вблизи таких экосистем как: луг, лес, парк, река Валуй, меловые горы, что позволяет расширить образовательные возможности развития детей в окружающей действительности.

Нахождение детского сада вблизи крупных предприятий города: ООО «Востокгаз», ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ», Теплоэнергетическая компания позволяет при реализации образовательной области «Социализация» ввести темы, направленные на ознакомление воспитанников с профессиональной деятельностью взрослых: «Профессия - врач, медсестра», «Для чего нам нужен газ?», «Кто дает нам тепло?».

Содержание дошкольного образования в детском саду включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.

Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников детского учреждения. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской национальной культуры, представителями которых являются участники образовательного процесса (знакомство с народными играми, народными игрушками и национальными куклами; приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и живописи разных народов и т.д.).

Ежегодное обследование социального статуса семей воспитанников позволяет определить специфику образовательных потребностей социальных заказчиков. Программа учитывает культурные и образовательные потребности населения, что отражено в общей организации работы МДОУ, повышении качества образования детей, в оказании конкретных видов образовательных услуг.

1.6.Принципы и подходы к формированию Программы

Общеобразовательная программа базируется на личностно-ориентированном подходе. Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса.


Личностный подход это:

  • помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью;

  • выявление, раскрытие их возможностей;

  • становление самосознания;

  • осуществление личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

В основе организации образовательного процесса заложен деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Образовательный процесс осуществляется на основе компетентностного подхода, который предполагает успешное действие в конкретной ситуации, достижение положительного результата.
Деятельность МДОУ строится с учетом основных дидактических принципов:

1.Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; интеграция образовательного

процесса во все основные направления развития ребёнка (физическое, интеллектуальное, личностное, эстетическое).

3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

4. Принцип природосообразности предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребёнком необходимо на основе целостного знания о ребёнке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).

5. Принцип культуросообразности реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму.

6. Принцип дифференциации и индивидуализации

- по уровню развития;

- состоянию здоровья (физического, психического);

- возрастным особенностям;

- интересам и творческому потенциалу;

- половому признаку.

7. Принцип здоровьецентризма, включающий в себя целевую ориентацию участников педагогического процесса на здоровье ребенка.

8. Принцип открытости, направленной на организацию взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, предполагает изменение взаимоотношений между участниками процесса, организации конструктивного взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, администрацией ДОУ.

В ходе построения программы обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Раздел 1: Обязательная часть программы
2799.43kb.
I часть. Обязательная часть программы
1578.58kb.
Часть Обязательная Раздел
2166.14kb.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса
2073.1kb.
Обязательная часть
855.63kb.
Инвариантная (обязательная) часть
163.45kb.
Обязательная часть – на
41.05kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования мбоу оош с. Малая боевка елецкого муниципального района на 2013-2014 учебный год Содержание. Обязательная часть
1579.51kb.
Обязательная часть
1923.92kb.
Пояснительная записка 3 стр. Содержание программы Раздел 1
389.44kb.
Mod в этой папке лежит обязательная папка Archives
24.18kb.
Лекция Обязательная сертификация
81.45kb.