Главная стр 1

МОУ СОШ


пгт Новокручининский

Урок по теме

«Различение частиц НЕ и НИ»

7 класс



Учитель: Вазанова Н.В.

2009-2010 учебный год
Тема урока: Различение частиц НЕ и НИ

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-посещение картинной галереи

Технология: элементы технологии проблемного обуче­ния

Цель: отработка навыка различия частиц НЕ и НИ.

Задачи: а) воспитательная: воспитание чувства прекрасного;

б) развивающая: развитие языкового чутья, формирование орфографического навыка;

в) образовательная: знание условий выбора частиц НЕ и НИ.

Знать: условия выбора частиц НЕ и НИ

Уметь: различать и правильно писать частицы НЕ и НИ

Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения, сложное предложение

Оборудование: репродукции картин Н. Рери­ха (этюды «Гималаи») , автопортрет, карточки.
Ход урока

Лучше гор могут быть только горы,

на которых ещё не бывал….

В.В. Высоцкий


1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами продолжим изу­чение темы «Различение частиц НЕ и НИ», вспомним пунктуацию простого предложения с однородными членами и сложного предложения.
2. Актуализация опорных знаний

Цель: восстановить в памяти учащихся некоторые фраг­менты прошлого урока.

Учитель. Давайте повторим изученное на прошлом уроке с помощью таблицы. Подберите свои примеры к каждому из пунктов таблицы (устно).
Различение частиц НЕ и НИ


НЕ

НИ

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный (Не выучил - выучил)

Если опустить частицу, смысл не изменится (Ее не остановят ни горы, ни реки. — Ее не остановят горы, реки.)

В вопросительных и восклица­тельных предложениях (Кто не слышал об этом? Куда он только не обращался!)

В сложных предложениях с уступительным оттенком зна­чения для усиления утверди­тельного смысла (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест.) Придаточная часть начинается словами: что ни..., кто ни..., чего ни..., сколько ни..., куда ни..., о чем ни..., где бы ни...



С существительными в роди­тельном падеже (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)

В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т.д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера и т.д.)

Вспомните выражения, в которых надо учитывать их значение, чтобы написать правильно.



Не один- много, несколько

Ни один – никто

Не раз - много

Ни разу – никогда
3. Словарный диктант.

Цель: повторить, как запомнили выражения.

Учитель. Дома вы должны были выучить, как пишутся фразеологизмы, в которых встречаются частицы НЕ и НИ.
Ни рыба ни мясо, ни разу не был, не в себе, ни один ученик, я был не один, ни много ни мало, не по адресу, во что бы то ни стало, не раз бывал, ни свет ни заря, не под силу, откуда ни возьмись, не сегодня завтра, ни в коем случае.

Составить и записать 3 предложения с данными выражениями.
4. Работа с текстом по картине на основе раз­ноуровневых заданий

Цель: формирование речеведческих и правопис­ных навыков

Уч итель. Давайте перенесемся мысленно в картинную галерею на выставку картин Николая Рериха. Перед нами «картинки с выставки». Представьте себя гидом. Прочтем текст. Ответим на вопросы по тексту:

• Докажите, что перед вами текст.

• Определите тему текста, придумайте заголовок

• Выполните предложенные задания

Уровень А (Гапон Ю., Метелёв В., Арютина И., Распопова М., Клименко М., Самойлов И.)

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и под­сказками ©

Кто (н_) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?(© — простое вопросительное предложение)

Кто (н_) оказывался на выставке, всякий не мог ос­таться равнодушным предложение сложное, час­тицу можно опустить). (H_ )раз много раз) заме­чено, что горы, изображенные на полотнах, могут по­влиять на самочувствие, хотя (н_) разу (© — никогда) (н_) проводилось (© — если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) никаких исследований. (H_) один никто) человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н_) запретить (© — частицу можно опустить), (н_) спрятать частицу можно опустить) искусство (н_) удастся если опустить частицу, смысл изменится на противоположный) никому.

ГОРА обще­славянское; родственно древнеиндийско­му giri «гора», литовскому giria «лес»
Уровень Б (Золотарёв Н., Вингертер А., Коробко А., Першиков Р., Калашников М.)
Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-табли­цей

Кто (н_) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?

Кто (н__) оказывался на выставке, всякий (н_) мог ос­таться равнодушным. (Н_) раз замечено, что горы, изоб­раженные на полотнах, могут повлиять на самочувствие, хотя (н_) разу (н_) проводилось никаких исследо­ваний. (Н_) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (h_) запретить, (н__) спрятать ис­кусство (н_) удастся никому.

ГОРА обще­славянское; родственно древнеиндийско­му giri «гора», литовскому giria «лес»
Уровень В (Фокин Д., Васильцов Д., Помигалова А., Волкова А.)

Вставьте пропущенные буквы, рас­ставьте знаки препинания

Кто (н_) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?

Кто (н_) оказывался на выставке всякий (н_) мог остаться равнодушным. (Н_) раз замечено что горы изображенные на по­лотнах могут повлиять на самочувствие хотя (н__) разу (h_) проводилось никаких исследований. (Н_) один чело­век заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н_) запретить (h_) спрятать искусство (н_) удастся нико­му.

ГОРА обще­славянское; родственно древнеиндийско­му giri «гора», литовскому giria «лес»

5. Самостоятельная работа с тестами.

Цель: проверить уровень усвоения темы

Учитель. А теперь продолжим знакомство с картина­ми Рериха и выполним тесты, которые позво­лят очень быстро выявить уровень усвоения темы «Различение частиц НЕ и НИ»
Тесты по теме «Правописание частиц»

Вариант 1

Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. Горы производят (н_) забываемое впечатление.

2. (Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

3. (Н_) одного мгновения не хочется терять.

4. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

5. Что (н_) говори, горы всегда прекрасны.

6. Сколько (н_ ) смотри на это чудо, оно никогда не надоест.

7. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.

8. И (н_) разу восхождение не было легким.

9. В горах на многие километры вокруг (н_) души.

10. Равнодушно относиться к горам не могут (н_) начинающие, (н_) опытные альпинисты.
Вариант 2

Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. В предрассветной тишине не слышно (н_) шороха.

2. Ощутить себя частичкой мироздания дано (н_ ) каждому.

3. (Н_) славы, (н_) денег не требуют отважные путешественники.

4. (Н_) раз художники пытались изобразить горы.

5. Но (н_ ) один из них не смог превзойти своим мастерством Н.Рериха.

6. Разве вы (н_) мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

7. Как (н_) трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.

8. На подготовку к восхождению уходит (н_) один день.

9. Тот, кто побывал в горах, (н_ ) разу не пожалеет о проведен­ном времени.

10. Мы должны добраться во что бы то (н_ ) стало.
6. Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошиб­ки, связанные с неправильным образованием и употреб­лением причастий

Учитель. Чуть позже вы будете сами описывать горы. Мне еще предстоит познакомиться с ваши­ми текстами, а сейчас мы попробуем обнаружить и исправить речевые и грамматические ошибки в пред­ложениях на ту же тему. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Нельзя не восхититься восторжествованием красоты. (Подсказка: нарушение словообразования; несуществующее слово)



КЛЮЧ

Нельзя не восхититься торжеством красоты.

2. Ни один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.



(Подсказка: нарушение связи подлежащего и сказуемого)

КЛЮЧ

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неиз­веданному.

3. Рассматривая картины Николая Константиновича Рериха, нас не покидает желание оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.



(Подсказка: ошибка в построении предложения с деепричас­тным оборотом)

КЛЮЧ

Рассматривая картины Николая Константиновича Рери­ха, мы мечтаем оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.
7. Работа по составлению текста на основе картины

Цель: формирование умения самостоятельно строить пись­менное высказывание

Учитель. Легко ли описать картину, на которой изоб­ражены горы? Сейчас каждый из вас сможет отве­тить на этот вопрос. Допишите текст об этом пре­красном явлении природы, вдохновлявшем и худож­ников и поэтов.
Составьте текст.

Когда я вижу горы, то не могу _____________________________________

____________________________________________________________ .

Не одно столетие ___________________________________________________

___________________________________________. Ни ветер, ни солнце не властны __________________________________________________________.

Даже человек, сколько бы не пытался_________________________________

___________, не способен _________________________________. Горы- это непостижимая тайна, и ни один из нас не _____________________________

_______________________________________________________________.



8. Подведение итогов урока

Учитель. Итак, подведем итоги нашего урока. Сегод­ня мы не только потренировались в различении и пра­вописании частиц НЕ и НИ. Мы словно побывали в картинной галерее и познакомились с картинами Н.Ре­риха. Описывая горы, мы часто прибегаем к исполь­зованию частиц НЕ и НИ. Действительно, ни один человек не забудет это чудо природы. Он еще не раз вспомнит о нем. И сколько бы мы ни смотрели на горы, они все равно останутся для нас загадкой.

Отметки за урок выставляются после проверки выполненных упражнений
Домашнее задание.

Учитель. Часто ли в своей речи вы употребляете час­тицы НЕ и НИ? Если вы знаете пословицы и пого­ворки, то, конечно, часто. Дома я предлагаю вам вспомнить эти сокровищницы народной мудрос­ти и записать пословицы, в которых есть частицы НЕ и НИ. Если задание окажется не под силу, выполните упр. 460.
Анализ урока.


Вопросы

Ответы

1. Каково место урока в теме, разделе?

Данный урок продолжает тему «Правописание частиц» и является вторым уроком в теме «Правописание частиц НЕ и НИ».

2. Связан ли этот урок с предыдущими, на что он опирается?

Этот урок связан с предыдущим, на котором учащиеся познакомились с блоком «Правописание частиц НЕ и НИ», а потом идут уроки по отработке отдельных блоков.

3. Как этот урок работает на последующие?

Данный урок эмоционально воздействует на сознание учащихся и призван повысить интерес к предмету.

4. Как были учтены особенности учащихся при планировании урока?

При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:

• потребность в ярком и образном объяснении нового материала;

• стремление приобщиться к культурным ценностям;

• разные уровни способностей учащихся;

• разный темп выполнения работы;

• интерес к этимологии слов;

• пополнение лексического запаса.


5. Какие задачи были решены на уроке?

а) воспитательная: воспитание чувства прекрасного;

б) развивающая: развитие языкового чутья, формирование орфографического навыка;

в) образовательная: знание условий выбора частиц НЕ и НИ.


6. Как реализовывался принцип доступности?

Повторение строилось на основе таблицы, использовались разноуровневые задания

7. Какие способы организации познавательной деятельности использовались?

1) коллективная работа

2) индивидуальная работа



8. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся?

Высокая работоспособность учащихся обеспечивалась за счет привлечения интересного дидактического материала.

9.Какие умения учащиеся могут продемонстрировать?

  • Умение анализировать содержание таблицы; устно строить предложения по ключевым словам;

  • Речеведческие умения (определять тему текста, доказывать , что перед ними текст

  • Умение различать частицы НЕ и НИ.

  • Умение концентрировать внимание и быстро решать орфографические задачи.

  • Умение самостоятельно строить письменное высказывание, используя предложенные учителем конструкции.




10. В чем заключается нестандартность данного урока?

• урок построен с учетом психологических особенностей школьников;

• идет опора на межпредметные связи;

• используются возможности личностно-ориентированного обучения;

• этапы урока связаны логически и теоретически;

• прослеживается работа по развитию речи и предупреждению речевых и грамматических ошибок;

• домашнее задание направлено на закрепление материала.




Смотрите также:
Различение частиц не и ни
114.29kb.
Масса и строение частиц
198.61kb.
1. Методы регистрации заряженных частиц
25.26kb.
Николай сергеевич акулов
66.15kb.
Разработка урока русского языка в 7 классе Правописание частиц (урок-закрепление) Учитель русского языка и литературы Посталюк Ирина Сергеевна
42.38kb.
Правописание частиц не и ни
62.66kb.
3. Пропорциональный счетчик, основные характеристики, область применения
29.32kb.
11. эффективная масса и эффективный импульс частиц в эфире
84.06kb.
Обменное взаимодействие в синхронно связанной паре релятивистских магнитных ротаторов
118.2kb.
Молекулярная физика и термодинамика
557.78kb.
Атом и атомное ядро
523.78kb.
5. взаимодействие частиц и излучения с веществом
139.27kb.