Главная стр 1
скачать
Методическая разработка урока по теме

«Совесть, стыд, извинение» (модуль «Основы светской этики)



Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки                             

Цель: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

  1. воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;

  2. ознакомить обучающихся с нравственными понятиями:  совесть, стыд, извинение;

  3. развивать ответственность за свои поступки.

Актуальность данного урока: тема совести, стыда и извинения всегда сложна  для восприятия, ведь нелегко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.      

Оборудование: репродукция картины А.Ф.Решетникова «Опять двойка»; фрагменты мультипликационного фильма «Фунтик и огурцы»,  мультимедиапроектор.

Основные понятия и термины: совесть, стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.



Ожидаемые результаты:

1.Уважительное отношение к окружающим.

2.Знакомство со значением понятий: совесть, стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

3.Умение просить прощение, прощать других.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, словарная работа, рефлексия.

Ход урока



I Организационный момент

II Актуализация знаний

Обращение к золотому правилу нравственности, изученному на прошлом уроке.

Обучающие комментируют его, приводя примеры поступков героев из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик» (Слайд 1)

III Постановка цели и задач урока.

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Фунтик и огурцы» (эпизод кражи огурцов с огорода, неприятный разговор с бабушкой)

-Как вы думаете, почему бабушка осталась недовольна поступком своего внука? (Взял чужое без разрешения)

-Как можно оценить его поведение с точки зрения золотого правила нравственности? (Совершил безнравственный поступок)

-Почему Фунтик с неохотой отправляется возвращать огурцы» (Ему страшно, стыдно)

-Что заставляет его испытывать эти неприятные чувства (В нём заговорила совесть)

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (О стыде и совести)

-Запишите тему нашего занятия в тетрадь (Слайд 2)

-Цель нашего урока – научиться поступать так, чтобы не было стыдно за свои поступки (Слайд 3)

IV Усвоение новых знаний

Работа с репродукцией Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (Слайд 4). Беседа по вопросам:

   - Кто является главным героем? (мальчик)

   - Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду)

   - Как вы думаете, почему? (он получил двойку, долго гулял, ...)

   - Какие чувства выражают лица родных мальчика, чем они вызваны? (Укоризна, расстройство, насмешка)

   - Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (серые, тёмные, мрачные) Зачем? (Чтобы выразить чувства стыда и муки совести)

   -Ребята, наверняка ситуация, изображённая на репродукции, вам всем хорошо знакома. Попробуйте самостоятельно сформулировать такие понятия как стыд и совесть (Слайд 5)

Учитель выдаёт по листу бумаги на каждый ряд. Обучающиеся формулируют на них одно из понятий и складывают лист в виде свитка. После того, как работа закончена, учитель зачитывает все ответы.

-Молодцы, все постарались и хорошо справились с этим трудным заданием. А теперь давайте обратимся к мнению знаменитых лингвистов, авторам известных толковых словарей и посмотрим, насколько вы были правы в своих ответах. (Слайд 6) Комментирование и запись определений в тетрадь.

-А чем же различаются стыд и совесть? (Стыд - тяжёлое переживание чувства вины перед окружающими людьми за свои поступки. Совесть-это стыд перед самим собой) (Слайд 7)

-Обращение к этимологии слов «совесть» и «стыд», комментирование их происхождения (Слайд 8)



-Объяснение смысла общеизвестных выражений со словом «совесть» (Слайд 9)

-Что же делать, когда муки совести становятся невыносимыми (просить прощение) (Слайд 10)

-Ребята, что такое, на ваш взгляд, извинение? (Слайд 11) Комментирование, запись в тетрадь

-Давайте вновь обратимся к репродукции Ф. П. Решетникова и попробуем её оживить. Какие слова должен произнести её главный герой, чтобы избавить себя от чувства стыда и мук совести (Слайд 12). Как вы думаете, простят ли его родные за проступок?

-Подводя небольшой итог, давайте восстановим все те чувства, которые пришлось пережить нашему герою, и соберём схему (Слайд 13)

-А теперь немного об этикете. Существуют специальные этикетные слова, которые помогут вам не только правильно попросить прощения, но и дружелюбно ответить провинившемуся. (Слайд 14, 15, 16)



V Закрепление новых знаний

Работа с рассказом В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (Слайд 17)

Беседа по вопросам:

-Где гуляли девочки? Что их очаровало?

-Что сделали девочки?

-Кто из них поступил правильно?

-Почему Лида сказала, что оставлять в лесу мусор стыдно…перед соловушкой?

-Представь себя на месте Оли. Как бы ты поступил?

Игровые задания «Доскажи словечко», «Собери пословицы» (Слайд 18, 19)

VI Рефлексия

А как же наш герой Фунтик? Давайте посмотрим, чем закончилась история с огурцами

(демонстрация заключительного фрагмента мультипликационного фильма)

Беседа по вопросам:

-Как исправил Фунтик свою ошибку?

- Какой урок усвоил наш герой?

-Давайте подведём итог нашего занятия?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что показалось трудным? Что запомнилось?

VII Домашнее задание (Слайд 20)


  • Напишите мини-сочинение о том, какое продолжение может быть у истории с героем картины Решетникова «Опять двойка»;

  • Подберите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях ;

  • Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.

Используемая литература:

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 кл. [Текст] Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.

2. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. [Текст] – М. Русский язык, 1985 г. -795 с.

3. http://poslovicy-pogovorki.ru/index/o_styde/0-65    Пословицы и поговорки о стыде и вине.

4. http://vidabonito.ru/samorazvitie/kak-pravilno-izvinyatsya


5. http://wikikurgan.orbitel.ru/ Сообщество педагогов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики
скачать


Смотрите также:
Разработка урока по теме «Совесть, стыд, извинение» (модуль «Основы светской этики) Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки
49.63kb.
Конспект открытого урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема:
86.09kb.
Разработка урока в 4 классе по орксэ, модуль «Основы светской этики» по теме «Терпение и труд»
90.07kb.
Разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение» (модуль осэ) Концова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
124.69kb.
Разработка урока по теме «Защита Отечества» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
204.99kb.
Разработка урока по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур»
82.23kb.
Урок Россия наша Родина. Блок Основы религиозных культур и светской этики. Часть (16 часов)
25.2kb.
Образовательная программа по курсу «основы религиозных культур и светской этики» (орксэ) модуль «Основы светской этики»
410.64kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»
204.19kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»
221.58kb.
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
326.92kb.
«основы светской этики» 4 класс 34 часа \ Составитель
109.04kb.