Главная стр 1
скачать
МОУ «Мехонская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока


«Роль религии в современном мире»

Учитель обществознания: В.А. Сивяков


2007 г.
Учитель читает стихотворение

Без Бога нация–толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней–жестока.


И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

Итак, как вы поняли речь пойдет о религии, а точнее о религии в современном обществе.

Вопрос: В чем по мнению автора стихотворения заключается роль религии?

Цель нашего урока: выяснить роль религии на протяжении развития общества.

Учитель говорит:  Религия, являясь неотъемлемой частью духовной культуры, оказала громадное влияние на развитие общества. Религией дарованы человечеству «священные книги» (Веды, Библия, Коран) — источники мудрости, доброты. Особенно огромную роль на развитие общества религия оказала в период средневековья. Европейская «архитектура и скульптура Средних веков, — пишет известный социолог Питирим Сорокин, — были „Библией в камне“». Музыка носила почти исключительно религиозный характер. Живопись в значительной части была построена на религиозных сюжетах; византийские и древнерусские школы иконописи явились заметным явлением в истории мировой культуры. Ярким примером цельности культуры, проникнутой единым религиозным смыслом, может служить культура Древней Руси, ценности которой были общими для всех социальных групп.

И вместе с тем, религия имеет сложный характер, представляет собой феномен общественного сознания. Религия имеет свои корни в глубинах жизни человека, в потребностях людей и включает в себя веру в высшие по отношению к человеку силы, нравственные законы («заповеди»), деятельность просветительного, социального и психологического характера. Как любое сложное явление, она не имеет однозначной оценки. Роль религии в обществе велика и должна быть тщательно учтена при любых социальных преобразованиях и в повседневной жизни.

Степень влияния религии на общество зависит от позиции государства. Государство определяет допустимые границы влияния религии на сознание людей.

Официальная позиция государства в отношении религии выражена в статье 14 Конституции РФ: « Российская Федерация–светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».



Задание учащимся: прокомментируйте эту статью.

Глава Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркивал: «Мы должны строить наше общество на основе веротерпимости, особенно актуальной в нашей столь богатой конфессиями и религиями стране».



Задание учащимся: Сравните высказывание представителя религиозной власти с официальной позицией государства (С одной стороны обе позиции допускают существование разных религиозных верований, с другой стороны обе позиции дополняют одна другую 1–предполагает существование разных религий,2–разъясняет принципы сосуществования разных вероисповеданий).

Такая позиция государства в отношении религии стала возможной благодаря демократическим преобразованиям, отхода от тоталитарной системы управления обществом. Поэтому больше людей стали обращаться к религиозной вере.

Ситуацию в современной России по вопросу отношения к религии известный поэт А. Вознесенский охарактеризовал так:

Стал народ — как Христос коллективный,


Мы, некрещеные дети империи,
Веру нащупываем от противного.

Задание учащимся: Как вы понимаете эти строки?

Т.е., мы находимся в поисках веры или это противная реакция на существовавший долгие годы запрет религии.

А как к религии относитесь вы? В течение последней недели по выявлению позиции выпускников в отношении религии было проведено анкетирование.

Вопросы:

1.Как относятся к религии в твоей семье?

а) родители верят в бога б) отрицательно относятся к религиозной вере в) безразлично

2) Как ты относишься к религии?

а) Я, истинно верующий б) критически отношусь к любой религиозной вере в) мне все равно.

3) Считаешь ли ты, что твоих знаний недостаточно для определения отношения к религии?

а) да, недостаточно б) достаточно, больше не желаю знать

в) хотелось бы больше знать о религиях



Результаты анкетирования: На вопрос «1.Как относятся к религии в твоей семье? Ответили: Родители верят в бога 11уч–ся 64% Безразлично–6 уч-ся 36%

На вопрос: Как ты относишься к религии? Ответили: Я, истинно верующий 8– 47% ; мне все равно 9–53%

На вопрос: Считаешь ли ты, что твоих знаний недостаточно для определения отношения к религии? Ответили: да, недостаточно хотелось бы больше знать о религиях 12–70%

достаточно, больше не желаю знать 5–30%


Таким образом, результаты анкетирования показывают стремление большинства учащихся знать больше о религиях, причем учащиеся не связывают свое стремление к знанию этого вопроса с верой в Бога.

Обучающиеся были поделены на три группы: 1– группа занималась проблемами христианства; 2– занималась проблемами ислама; 3–проблемами буддизма.



Задание учащимся: Рассказать и представить слайды о особенностях и сущности трех мировых религий. По мере представления группами своих религий весь класс в тетради в форме простого плана по пунктам фиксирует « роль религии в современном мире»
Рассказ обучающихся.
Задание учащимся: В чем заключается роль религии в современном мире?
Затем сверяем то, что зафиксировали учащиеся с действительной ролью религии в современном мире.

  1. Оказывает воздействие на мораль в обществе. Обуславливает модель должного поведения.

  2. Вселяет в человека уверенность в трудные моменты жизни.

  3. Религия является носительницей культурных ценностей и народных традиций.

Итак, мы с вами говорили в основном об положительной роли религии на уроке. Дома вы продолжите пункты о отрицательной роли религии.

Д/З п.23. продолжить пункты.

Рефлексия:

Учитель говорит: Изменилось ли ваше представление по данной проблеме после проведенного урока? Почему? Как?

Для верующего христианство есть не только божественное учение, но и реальное общение с богом в молитве. Приобщение к богу совершается через таинства и обряды. Таинства это священнодействия через которые тайным, незримым образом на человека нисходит благодать. Блаженный Августин говорил «таинство есть видимая форма невидимой благодати». В православной церкви как и в католической семь Таинств, но обрядовые выражения их заметно отличаются друг от друга. В Таинстве Креще­ния крещаемый освобождается от первородного греха и входит в более тесную связь со своим Ангелом-Хранителем. В Таинстве Евхаристии (Причащения) верующие христиане под видом хлеба и вина приобщаются Бо­жественной субстанции Тела и Крови Христовой, со­общающей человеку свойства нетления и соделывающей его причастником вечной жизни.

И Евхаристия как вечный полдень длится –

Все причащаются, играют и поют,

И на виду "у всех божественный сосуд

Неисчерпаемым веселием струитея... О. Мандельштам

Это величайшее Таинство Церкви установил Сам Христос накануне Своих крестных страданий и завещал всем апостолам.

После крещения и миропомазания христианин ос­вобожден от первородного греха, укреплен благодат­ной силой Святого Духа и призван к вхождению в духовный мир. Но он продолжает пребывать в пад­шем физическом мире, в котором «похоть плоти, по­хоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16) дей­ствуют таким образом, что человек вновь и вновь со­вершает грехи, теряя благодать, необходимую для спасения. Для очищения души от грехов и ее духов­ного возрождения православные верующие, как и католики, прибегают к таинству покаяния (исповеди), которое называется вторым крещением. «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, неви­димо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом»

Необходимым условием покаяния является осуж­дение своего греховного состояния судом совести, твердое намерение исправить свою дальнейшую жизнь согласно заповедям и предписаниям церкви. Покаянию непременно должны предшествовать говение (пост) и молитва.

Во время совершения Таинства покаяния перед царскими вратами в храме или перед иконой Христа ставится аналой, на котором кладется крест и Еванге­лие. Верующие, преклонив колена, внимают особым молитвам, которые углубляют их покаянное настрое­ние, облегчают исповедание священнику своих грехов. Возложив на голову кающегося епитрахиль, свя­щенник своими наставлениями и вопросами распола­гает его к полной и чистосердечной исповеди, после которой произносит разрешительную молитву.

Умолк простивший мне грехи,

Лиловый сумрак гасит свечи,

И темная епитрахиль

Накрыла голову и плечи.

Не тот ли голос: «Дева! встань...»

Удары сердца чаще, чаще.

Прикосновение сквозь ткань

Руки, рассеянно крестящей.

Анна Ахматова. «Исповедь»

В таинстве брака благословляется соединение мужа и жены по подобию союза Христа с Церковью для образования семьи — малой домашней Церкви — и испрашивается благодать к рождению и воспитанию детей.

Таинство это совершается торжественно и красиво, символика его глубока и поучительна. Вначале совер­шается обручение. Священник благословляет и подает кольца жениху и. .невесте для троекратного обмена, выражающего объединение, взаимную помощь, еди­нодушие и отдание себя на всю жизнь друг другу. Кольца, имея форму круга, символа вечности, изобра­жают неразрывность брачного союза..

В таинстве священства через молитвенное возложение рук епископа на кандидата во священники святой дух сообщает ему благодатную силу совершать все другие таинства.



В таинстве елеосвящения (или соборования) при помазании тела елеем, призывается благодать божия, исцеляющая немощи душевные и телесные, укрепляющая душевные и телесные силы.
скачать


Смотрите также:
Разработка урока «Роль религии в современном мире»
81.67kb.
Роль религии в жизни общества
66.96kb.
15. Место Германии в современном мире
51.71kb.
Методическая разработка урока "Семья в современном мире"
35.98kb.
Буддизм и политические конфликты в Юго-Восточной Азии
189.66kb.
Тематическое планирование № урока Тема урока Лабораторные работы Виды деятельности учащихся
236.8kb.
Конспект урока английского языка в 11 классе по теме «Роль английского языка в современном мире» Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков
52.12kb.
«Использование инновационных технологий при подготовке учащихся к егэ по математике»
34.89kb.
Билеты для проведения государственной итоговой аттестации по обществознанию в 9 классе
33.1kb.
Разработка урока литературы (10 класс) по теме «Символика в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
56.94kb.
Исследовательская работа Почему английский стал международным Научно-практическая работа Секция: иностранные языки
156.07kb.
Ответы к зачету по философии. Предмет, структура и функции философии. Ее роль в современном мире
1639.96kb.