Главная стр 1
МОУ «Голухинская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока русского языка в 7 классе


Правописание частиц

(урок-закрепление)

Учитель


русского языка

и литературы

Посталюк

Ирина Сергеевна


2009 год.




Цели: 1.Закрепление знаний о разрядах частиц и их функциях в речи; отработка навыка раздельного и дефисного написания частиц.

2.Формирование умения различать и правильно писать частицы НЕ и НИ.

3. Воспитание культуры речи.
Оборудование: мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А.Леканта, презентация в виде слайдов.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Целеполагание.

-Какую тему мы изучали на прошлых уроках, по какой теме работали?

- Какова цель сегодняшнего урока, что мы должны повторить и закрепить? (значение, разряды и правописание частиц)

Записывают дату и тему урока.



II. Закрепление изученного материала.

  1. Беседа по вопросам

-Дайте определение частицы как части речи.

-Назовите разряды частиц, приведите примеры.

2)Выполнение задания устно.

-Я вам зачитаю небольшие отрывки из стихотворения, вам нужно определить о каких частицах идёт речь, т.е. назвать частицы и разряды.

***

Что за тишь!

Не клонит ветер ни былинки, ни цветочка.

Не дождёшься ты такого благодатного денёчка! (отрицательные, модальные)

***


Только вот дождёмся ли ответа

Пусто во Вселенной, тишина…

Берегите отчую планету –

Всё-таки у нас она одна. (модальные)

***


Я сыграл бы на рояле…

Я сыграл бы, коль сумел бы,

Если мог бы, полетел бы,

Я бы съел вагон пирожных

Если только их имел бы! (формообразующие)

2) Выполнение упражнения устно.(мультимедийное приложение)

-А теперь вам нужно самостоятельно определить разряды, к которым относятся выделенные слова.

1.Тебе ли (модальная) со слоном возиться?

2. Поди-ка (модальная) принеси огоньку запечатать письмо.

3. Он бы (формообразующая) тотчас ушёл, если бы (формообразующая) не Лиза.

4. Клим рассматривал свои мысли как бы (формообразующая) издали.

5. А роман всё-таки (модальная) хорош!

6. Пускай (формообразующая) поёт о нас страна.

7. Мать ни (отрицательная) на минуту не (отрицательная) сводила глаз со своих сыновей.

8. Главное удовольствие было всё-таки (модальная) впереди, а именно (модальная) – охота.

9. Как (модальная) упоителен, как (модальная) роскошен летний день в Малороссии!

10. Вот (модальная) опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.



3) Подготовка к выполнению задания с опорой на предыдущее упражнение.

а) беседа по вопросам

- Обратите внимание на частицы в упражнении, какие пишутся через дефис?

- А какие вы ещё знаете частицы, которые пишутся через дефис?



4) Задание.

-Составьте предложения с такими частицами, которые бы писались через дефис (учащиеся называют предложения и в них частицу)

-Одно предложение запишите.

5)Подготовка к выполнению задания.

Давайте вспомним об отрицательных частицах НЕ и НИ.

- Расскажите о значении частиц НЕ и НИ.

6) Выполнение упражнения письменно, самостоятельно, затем проверка (слайд 1)

-А теперь давайте остановимся на правописании частиц НЕ и НИ и выполним упражнение.



Задание: запишите предложения, определите, какая употребляется частица НЕ или НИ?

1.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

2.Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая.

3. Ни одна звезда не озаряла трудный путь.

4.Не пугает ни дождь, ни ветер.

Проверка: 2 ученика выполняют по два предложения, вставляют пропущенные, буквы объясняют написание частиц.



7) Выполнение задания устно (слайд 2)

-А теперь давайте ещё устно поработаем над правописанием частиц НЕ и НИ.



Где я только не бывал в течение своей недолгой жизни! С кем только не встречался! Ничто не забывается: ни люди, ни природа (однородные подлежащие соединённые повторяющимся союзом ни).

III Закрепление

  1. Диктант.

Сейчас вы напишите небольшой диктант, а затем мы проверим

Настоял-таки на своём, не был ни плох ни хорош, на-ка яблоко, о нём ни слуху ни духу, с той же целью, ни разу не был на море, так-таки и не знаешь, вести себя как ни в чём не бывало, скажите-ка.

Проверка (слайд 3)

2)Работа с учебником

Выполнение упражнения 365.(самостоятельно)



Задание: выпишите слова с частицами.

Не мог, друзья-то, всё-таки, подумал ли, не вода, всё же, смог же, он же, пошёл бы, скажи-ка, не двадцать, ни то ни сё.

Проверка: 1 ученик читает выписанные слова, все проверяют.

IV. Домашнее задание

Чаще всего вы делаете ошибки на правописание частиц НЕ и НИ, поэтому

дома выполните упражнение 367 (1), запишите предложение, определите, где пишется не, а где ни, пр.27 повторить.

V. Итог урока

- Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы, считаете мы этой цели достигли?



- А что мы сделали для того чтобы достичь этой цели?

Оценивание.


Смотрите также:
Разработка урока русского языка в 7 классе Правописание частиц (урок-закрепление) Учитель русского языка и литературы Посталюк Ирина Сергеевна
42.38kb.
Урок русского языка в 11-м классе Богданова Н. В., учитель литературы и русского языка Цели урока: подготовить учащихся к выполнению части с в егэ
69.38kb.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение» Манакова Татьяна Викторовна учитель русского языка и литературы, образование высшее
189.45kb.
Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы
47.81kb.
Урок русского языка в 3 классе, проведен учителем начальных классов моу сош №150 г. Челябинска Сачковой Верой Алексеевной
68.62kb.
Урок №83 Обобщающее слово при однородных членах предложения. Технологическая карта урока русского языка Таблица №1
194.95kb.
Урок провела учитель русского языка и литературы Дин Мухаметова С. Н
57.64kb.
Урок провела учитель русского языка и литературы Дин Мухаметова С. Н
138.13kb.
Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы Учитель русского языка и литературы: Клинкова Ирина Викторовна Тамбов
295.49kb.
Конспект нестандартного урока русского языка. 7 класс (1 час)
67.52kb.
Урока русского языка в 5 классе «Б» по теме Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
81.46kb.
Урок русского языка в 7 классе. Ионов В. А., учитель русского языка и литературы моу «сош» с. Каменка Турковского района
70.56kb.