Главная стр 1
скачать
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №4 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании методического объединения

учителей гуманитарного цикла
Протокол №1 от 02.09.2013г.

УТВЕРЖДЕНО

к использованию

в образовательном процессе ОУ

Директор ГБОУ СОШ №4 г.Сызрани

_____________________Т.А.Осипова

Приказ от 02.09.2013г. № 7/68-ОД




РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ

02.09.2013г.

Заместитель директора по УВР

________________И.П.Пигарь



Рабочая программа
ПО КУРСУ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

на 2013-2014 учебный год

составлена на основе:
- Программы учебного курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы)/ Авт. Игумен Георгий (Шестун),

Е.П. Бельчикова, Л.Н. Булкина, М.В. Захарченко, М.С. Костылева, Т.М. Сливкина, - Самара: СИПКРО, 2008 г.


для учащихся 8 –А, Б классов

Рабочую программу составил (а) _____________________________________________(С.Ю. Титова)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы)/ Авт. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Л.Н. Булкина, М.В. Захарченко, М.С. Костылева, Т.М. Сливкина, - Самара: СИПКРО, 2008 г. На изучение курса программой предусматривается 34 часа (1 час в неделю).
Целевая установка программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия.

Задачи:


  • приобщение школьников к его духовным, нравственным и культурным ценностям;

  • формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи.

Концептуальные подходы к построению данной программы основаны на духовных и природных законах развития личности. Нравственные ценности, воззрения, отношения проявляются в укладе жизни человека, семьи, общества. Поэтому основной принцип построения программы – обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций через уклад жизни ребенка, семьи, общества.

Курс “Основы Православной Культуры” базируется на основных содержательных линиях, представленных в проекте федерального стандарта курса “Основы Православной культуры”. Ее содержание раскрывается и конкретизируется в логике культуроведческого, исторического, нравственного, библейского, катехизационного аспектов. При подборе содержания учитывался школьный программный материал, изучаемый в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).

Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).

Программа построена по принципу концентричности, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний о православной культуре. В соответствии с этой установкой были разработаны сквозные событийные линии.



Событийные линии:

  1. Великая радость ученья книжного (первая неделя сентября).

  2. Рождество Богородицы – Успение Богородицы. Круг жизни. Промысел Божий. Божественное домостроительство (3 неделя сентября).

  3. Монашество: история возникновения, монашеская культура (2 неделя октября).

  4. Хлеб жизни. Плоды земные. Поле – образ, понятие, символ (4 неделя октября).

  5. Защита Отечества – Казанская. Родина, родной дом. Служение Отечеству (2 неделя ноября).

  6. Рождество – Крещение. (Пост — путь-дорога; обновление Бытия) (с 4 недели ноября по 2 неделю января).

  7. Перемена (метанойя – покаяние). Масленица - Прощеное воскресение. Усилие к обновлению – пост. Позитивная аскеза (февраль, март).
  8. Пасха (апрель - май).

  9. Радоница – Вселенская Пасха. Вечная жизнь. “Зеленые святки”. Вознесение-Троица.

  10. День славянской письменности и культуры (четвертая неделя мая).

Каждая сквозная линия отражает развитие рассматриваемой темы в соответствии с возрастными особенностями учащихся.


Учащиеся должны:


  • Знать: историю возникновения раннехристианской церкви, особенности православной богослужебной культуры, причины разделения церквей, становление и развитие православной религии на Руси, библейские источники, святоотеческую литературу, древнерусскую литературу, традиции проведения православных праздников.




  • Уметь: охарактеризовать особенности язычества, мировых религий, различных тоталитарных сект, читать символику икон, храмов, отличать различные школы иконописи и зодчества, объяснять смысл православных праздников, сопоставлять особенности православной культуры и культур других религий, объяснять влияние проводимых государственных реформ на различные сферы жизни общества.




  • Понимать: православную трактовку понятия “свобода”, доброделание как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей, православные нравственные основы, правовой культуры и гражданственности личности и общества, содержательные и смысловые особенности художественной культуры.

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление оценок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть уроки в виде семинара, конференции, дис­пута, выставки творческих работ, экскурсии.


Поурочное планирование


Сроки изучения темы

урока

Тема урока

Тип

учебного занятия

Основные понятия

Домашнее задание

ЦОР

Повторение




1

Книга как источник нравственного воспитания.

УКПЗ

Духовное наставление и проповедь – жанры духовного искусства.

Гомилетика.



Миниатюра «Выбор веры».

Письмо другу, моей семье.



http://school-collection.edu.ru

Современные библиотеки. Различные информационные носители.

Современная православная книга.





2


Православное времясчисление.


ИНМ

Григорианский и юлианский календарные системы: особенности построения и назначение.

Реформа церковного календаря: аргументы и факты.



Художественная литература: Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”, “Хаджи-Мурат”.

Изобразительное искусство: Севастопольская панорама.


http://school-collection.edu.ru






3


Рождество Богородицы как Промысел Божий.

ОСМ

Прообразы Девы Марии в ветхозаветной истории и художественной литературе.

Богородица – “Лествица небесная”:



Сообщение о любимой иконе Пресвятой Богородицы.

http://school-collection.edu.ru

Православные иконы: Владимирская, Почаевская, Знамение – Курская



4


Образ Креста в ветхозаветной, новозаветной и

святоотеческой литературе.


ИНМ

Прообраз Креста в ветхозаветной истории: выход евреев из египетского плена (нападение змей); благословение Иаковом детей Иосифа.

Святоотеческое наследие о Кресте. Крест свой и Крест Христов. Крестный путь человеческой жизни.

Исторический экскурс: Жизнь и подвиг М. Тучковой - настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря (ХIХ в.).

Заочное путешествие по православным храмам Израиля (Храм Гроба Господня, храм Георгия Победоносца, храм Благовещения в Назарете и т.д).





Православная икона “Воздвижение Креста Господня”.




5


Симфония церковной и государственной власти

Московской Руси.


ОСМ

Афон, его значение для России.

Монастыри – оплот духовной, ратной и трудовой жизни народа. Монастырский устав. Обеты. Молитва за весь мир. Монашеские наставления и попечение о душе. Наставления св. аввы Дорофея. Преподобный Серафим Саровский: наставления и исцеления.

Преподобный Сергий Радонежский – государственный деятель, собиратель русских земель (соборность).

Преподобный Даниил Московский – православный основоположник объединения Руси.

Влияние Троице-Сергиевой Лавры на расцвет культуры в России.


Преподобный Сергий Радонежский – государственный деятель, собиратель русских земель (соборность).

Преподобный Даниил Московский – православный основоположник объединения Руси.

Влияние Троице-Сергиевой Лавры на расцвет культуры в России.

Православная икона: иконы преп. Сергия Радонежского и преп. Даниила Московского

Церковнославянский язык: практика чтения и размышление о содержании: Канон всем святым.





География и хронология распространения монашества: Киево-Печерская Лавра (1073 г.), Валаамский монастырь (конец IХ века), Чудов монастырь (1354 г.) Соловецкий монастырь (1429 г), Троице – Сергиева Лавра (1335 г.), Почаевская Лавра (1597 г.), Новодевичий монастырь (1524 г.) и другие.

Православная икона: прп. Антоний и Феодосий Печерские.



6


Покров Пресвятой Богородицы.


ИНМ

Повторение: история явления Божьей Матери во Влахернском храме.

Богослужение: всенощное бдение: духовный смысл, содержание таинства.


Покров Богородицы над Россией, над Сызранью, над моим домом, над моей семьёй, надо мной. /Словесное или художественное рисование./

Заочное путешествие по византийским храмам (Храм святой Софии в Константинополе и другие).






Взаимодействие византийской и русской культуры.




7


Голод духовный и телесный.


ОСМ

“Не хлебом единым…” – искушения Иисуса Христа (Мк. 1;12-13).

Преп. Амвросий Оптинский «Письма духовным чадам».

Поэтика поучений. Богатство выразительных средств языка.


Пословицы, стихи, миниатюры о хлебе.

Изобразительное искусство: Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”.



http://school-collection.edu.ru


Слово – образ – символ: колос, жатва, хлеб.



8


Мир духовный и природный.


ИНМ

Причина разделения духовного и природного мира. Грехопадение прародителей.

Западноевропейский ренессанс; русский нигилизм; атеистическое мышление.



Исторический экскурс: Духовные традиции русского флота. Память святого русского флотоводца Феодора Ушакова. Дни прославления в России в 2000г.

Практика чтения и размышление о содержании. “Воспитай, Владычице, чада моя твердо исповедующа Истину Православия. Воспитай чада моя крепко стоящия противу богоненавистных учений. Воспитай чада моя ложная наставления неверующих учителей отвергающа” (Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворного Ея образа “Воспитание” (Икос 2).

Фрагмент фильма «Православная цивилизация».






9


Молитвенный и жертвенный подвиг.

УКПЗ

Великомученица Елизавета Федоровна Романова – образец молитвенного, благотворительного и жертвенного подвига.

Семейная хроника Романовых.



Исторические документы: фотографии семьи Романовых.

Заочное путешествие по католическим храмам (Собор Святого Петра в Риме, костелы и другие).

Словарная работа: католический, костел.


http://school-collection.edu.ru

Музыкальные произведения: Органное произведение Баха.




10


Раскол раннехристианской церкви: причины и

следствия.

ОСМ

Появление ереси: история. Отделение монофизитских церквей.

Вселенские Соборы и их роль в сохранении чистой веры.




Словарная работа: протестантизм, кирха.

Размышление о содержании. Поучение князя Владимира Мономаха.





Изобразительное искусство: картины художников на библейские темы.



11


Сектанство как еретическое воззрение.


ОСМ

Виды тоталитарных сект и их опасное воздействие на сознание.

Сравнительный анализ традиционных религий и тоталитарных сект.

Техника религиозной безопасности.


Художественная литература: послание, поучение, Слово как жанр древнерусской литературы;

образ Чудова монастыря в трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”.







Музыкальное искусство: опера “Борис Годунов”.




12


Понимание войны в православной

апологетике

УКПЗ

Война – неизбежное зло в искаженной человеческой природе: ненависть, любовь, боль, страдания, гнев…


Ответственность человека за свою жизнь и здоровье.


http://school-collection.edu.ru

Словарная работа: свобода, эгоизм, суицид.



13


Красота самопожертвования.


УКПЗ

Самопожертвование: многообразие проявления.

Оборона Севастополя: Крымская и Великая Отечественная война.

Материнское самопожертвование (на литературных примерах: крестьянские образы в творчестве Н.А. Некрасова, в творчестве народов России).


Размышление о содержании. Послание апостола Иакова о языке, гл.3.

Словарная работа: секулярный, секуляризация.


http://school-collection.edu.ru

Художественная литература: о значении русского языка (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, В. Иванов) А.Ахматова «Мужество».




14


Христос как идеал жизни православных народов


УКПЗ

Премудрость Божия в организации жизни этноса (славяне, болгары, сербы): язык, идеалы, способ чувствования.

Болезни этноса и их преодоление (по материалам книг старца Паисия Святогорца, В.Н. Тростникова).

Воля к объединению – залог безопасности и спасения православных народов.


Чтение и размышление о содержании. “Достойно есть”.


http://school-collection.edu.ru

Православная икона: Икона “Знамение Божией Матери” и ее роль в истории русского народа и государства.




15


Страх Божий как Премудрость.






УКПЗ

Страх Божий: этапы восхождения к Любви (раб, наемник, сын).

Благотворительность русского народа: история создания Третьяковской галереи, строительство и восстановление храмов (храм Христа Спасителя).



Краеведение: строительство и восстановление храмов в родном городе (поселке, селе).

Словарная работа: образ кротости, учитель воздержания, высота смирения, блаженство нищеты, прозелитизм, униатство.

Смутное время на Руси (XVII): латинский прозелитизм, униатство.



Исторические исследования: митрополит Иоанн (Снычев) “ О смуте”.

Изобразительное искусство: Б.И. Мухин “Патриархи Всероссийские” (XX в.).


http://school-collection.edu.ru

Исторический экскурс: Подвиг священномученика патриарха Ермогена.




16


Рождество Христово - Начало жизни.



УКПЗ

Рождество Христово – духовный смысл Вселенского события.

Рождественское послание Патриарха и архиерея местной епархии (за предыдущие годы).



Размышление о содержании. Акафист иконе Пресвятой Богородицы “Нечаянная Радость” (Кондак 4).

Словарная работа: Нечаянная Радость.


Фрагмент фильма «Волхвы»






17


Крещение Господне.


УКПЗ

Крещение. Таинство Крещения. “Одним миром мазаны” (таинство миропомазания).

Праведный Иоанн Кронштадтский – молитвенник Земли Русской.



Сообщение: А. Иванов “Явление Христа народу”. Объединение России с православными странами. Переяславская рада. Присоединение Украины к России.

Добровольное вхождение Грузии в состав Российской империи.



Фильм «Вода»

Двунадесятые праздники




18

Реформы Петра Первого.


ИНМ

Исторический экскурс: Влияние реформ Петра I на распространение православной культуры в России.

Петр I – строитель или разрушитель?

Проникновение протестантизма в Россию. Упразднение патриаршества.


Размышление о содержании. Почему православная религия называется ортодоксальной?

Сообщение:

Полковые священники. Походные церкви. Полковое знамя. Присяга. История и современные реалии.

Святитель Филипп Московский (Колычев) – образ истинного христианина, воина Христова. Региональный обзор событий по теме “Церковь и армия”.



http://school-collection.edu.ru

Полковые священники, герои-защитники России.




19

Наука и церковь.


ОСМ

Открытие Московского Университета как знаковое явление в культуре, научной жизни России.

Освящение храма науки именами святой великомученицы Татианы и великого русского ученого М.В. Ломоносова.



Духовный и научный посев: священники – ученые (св. Лука (Войно-Ясенецкий), священник Павел Флоренский), ученые – верующие (И.П. Павлов, Н.И. Пирогов).

Сообщение: Древнерусская литература: Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати».

Духовное песнопение: “Заповеди Блаженства”.

Музыкальные произведения: Н.А. Римский – Корсаков “Борис Годунов” (фрагмент встречи Бориса Годунова с юродивым).

http://school-collection.edu.ru

Полковые священники, герои-защитники России.




20

Славянофилы и западники.



ИНМ

Западноевропейское масонство против духовных ценностей России.

Личность митрополита Филарета (Дроздова). Духовное сотрудничество с А.С. Пушкиным.

Восстание декабристов: исторический, духовный и нравственный аспекты.


Сообщение: Жития святых: св. Евгения и Марины, св. Дионисий.

Изобразительное искусство: Н.Н. Ге “Что есть истина” (Пилат и Иисус).










21

Православие и мода.


ОСМ

Православие и мода (дискуссионный клуб).


Сообщения: О подвиге прп. Серафима Саровского; св. блаженной Матроны Московской, св. блаженной Ксении Петербургской.




Гордыня, тщеславие, зависть, эгоизм.




22

Православие и философия гуманизма.

ИНМ

Понятия: гуманизм, антропоцентризм, теоцентризм. Православие и философия гуманизма.


Сообщения: О подвиге прп. Серафима Саровского; св. блаженной Матроны Московской, св. блаженной Ксении Петербургской.










23

День Защитника Отечества (семинар).


ОСМ

Локальные войны: подвиг или выполнение долга. По материалам публицистической, художественной литературы и на примере жизненного опыта.


Сообщения: А.В. Суворов и “Наука побеждать”.

Призыв Суворова бороться за Россию как за “дом Богородицы”.

Военачальники Великой Отечественной войны.

Музыкальные произведения: П.И. Чайковский. Марш солдатиков из балета “Щелкунчик”.


http://school-collection.edu.ru


Герои ВОВ




24

Нравственная природа человека.



ИНМ

“Нехорошо быть человеку одному” (Быт. 6).

Пол человека. Таинство брака.

Восполнение человека в браке.


Сообщение о Храмах императоре Константине и его матери Елене.

Фрагмент фильма «Православная цивилизация».

Заповеди блаженства




25

Нравственная природа человека (продолжение).

УКПЗ

Одиночество. Духовный опыт преодоления (святоотеческая литература, встречи со священником).


Сообщения: О жизни М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, Луки Воина-Ясенецкого и других учёных.

http://school-collection.edu.ru

Проповедь Христа на Елеонской горе.




26

Нравственная природа человека (продолжение) – круглый стол.

ОСМ

Праздник и развлечения: антиномия освобождения и пленения.

Плен современных развлечений.




Сообщение: Правление Василия (Темного).

Флорентийская уния (1439 г.).



Православная икона: икона “Тайная вечеря”.

Изобразительное искусство: Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”; Р.А. Бруни “Тайная вечеря”; Н.Н. Ге “Омовение ног”.




Смертные грехи.




27

Нравственные проблемы предательство и

покаяние.

ОСМ

Почему Господь простил отречение Петра?

Почему погиб Иуда?




Самоотверженное служение Отечеству, соблюдение чистоты совести – залог духовного здоровья (по страницам классической и современной литературы, например, Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”, Н.С. Лесков “Левша”, “Человек на часах” и др.).




Апостолы, страстная седмица.




28

Пасхальная седмица.



УКПЗ

Тайна Благодатного огня.

Жены – мироносицы и женщины Ветхозаветной истории (Ева, Рахиль, Девора, Сусанна, Далила, Юдифь).



Сообщение: Изобразительное искусство: И.Н. Крамской “Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море” (1861); Н.Н. Ге “Вестники Воскресения” (1867).

http://school-collection.edu.ru

Двунадесятые праздники




29

Радоница – Вселенская Пасха.


УКПЗ

Всеобщее воскресение и Страшный суд.


Сообщение: Явление свв. Бориса и Глеба на помощь князю Александру Невскому (первые святые Руси св. Борис и Глеб). Явление Анны Кашинской.

Жития святых: жития свв. Бориса и Глеба.

Православная икона: икона “Преображение Иисуса Христа”.

*Художественная литература: рассказ священника Н. Агафонова “Нерушимая стена”.



Духовное песнопение: С.В. Рахманинов Псалом 102.

Изобразительное искусство: Н.Н. Ге “Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом” (1864).

http://school-collection.edu.ru

Двунадесятые праздники




30

Естественные науки и христианская апологетика. Непознанный мир Веры.


УКПЗ

Исторические свидетельства об Иисусе Христе.

Достоверность научного познания: типы и уровни.

Наблюдение и эксперимент (чудеса в современном мире).

Построение моделей и гипотез (научный кризис и построение теорий).

Философское осмысление результатов научного познания и представление в виде научной картины мира.


Сообщение: Гимн свв. Кириллу и Мефодию (сл. М.Розенгейма, муз. В. Главача).


http://school-collection.edu.ru







31

Урок славянской письменности и культуры.



УКПЗ




Сообщение: Вопросы Ч. Дарвина и ответы современного эволюциониста, комментарии православного ученого.

Почему среди ископаемых останков совсем нет “промежуточных” видов?

Как объяснить резкое изменение типа глаза насекомых и глаз позвоночных со сложной фокусировкой?

Зачем павлину необыкновенный по окраске хвост, создающий массу неудобств при движении, и как можно представить историю павлиньего хвоста?



http://school-collection.edu.ru

Двунадесятые праздники




32

Божественная литургия.


УКПЗ

Божественная литургия: духовный смысл, символика, содержание.

Виды Божественных Литургий.




Сообщения: Великомученица Елизавета Федоровна Романова – образец молитвенного, благотворительного и жертвенного подвига.

Семейная хроника Романовых.



Исторические документы: фотографии семьи Романовых.

Православные иконы: свв. Николая II, Александры, Елизаветы, Варвары.

Фрагменты из фильма «Великая княжна»

Двунадесятые праздники




33

Паломничество по святым местам.

ПР

Паломнические поездки по Святой Земле (заочное путешествие).


Отзыв о поездке.

Фильм «Святая Земля»

Устройство храма.




34

Паломничество по святым местам.

ПР

Паломнические поездки по Святой Земле (заочное путешествие).


Отзыв о поездке.

Фильм «Святая Земля»

Устройство храма.


Информационные источники для учащихся


  1. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Издательский дом «Покров», 2003.

  2. Литература и культура Древней Руси. 10-11 классы: Учебное пособие/ Под ред. Г.А. Обернихиной.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2006.

  3. Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Береснева. Уроки добротолюбия: Учебное пособие для среднего школьного возраста.-С.-Петербург, 2004.

  4. Красота Православия. Что нужно знать современной православной девушке/Сост. Л.М. Куракина.- Сызрань: Ваш Взгляд, 2011.

  5. Справочник православного человека. Часть первая: православный храм.-М.: Даниловский благовестник, 2007.

  6. Непознанный мир веры. –М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.

  7. Шевченко Л.Л. православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й год обучения. Книга 1.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

  8. Шевченко Л.Л. православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й год обучения. Книга 2.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

  9. Бородина А.В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.-М.: Просвещённая педагогика, 2003.

  10. Скурат К.Е. православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси.-М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений (ИЭОПГКО), 2006.

  11. Заступники земли Самарской. Самара: ФГУП «Издательство «Самарский дом печати», 2005.

  12. Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. – С.-Петербург: Издательство «Статисъ», 2001.

  13. Жил человек… Сборник христианских притч/ Сост. О. Клюкина – М.: Никея, 2010.

  14. Билия и наука.-М., «ДАРЪ», 2006.

  15. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры». 1 год обучения./ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина.- Самара: СИПКРО, 2010.

  16. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры». 2 год обучения./ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина.- Самара: СИПКРО, 2009

  17. Небесны покровители Санкт-Петербурга/Сост. О.С. Надпорожская-СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕС», 2003

  18. Н.С. Лесков. Христианские предания и сказки. 2-е изд., перераб.-М.: лепта-ПРсс, 2004.

  19. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли./ Сост., вступ. Ст. и прим. В.А. Алексанрова.-М.: Правда, 1990.

  20. Протоиерей Николай Агафонов. Преодоление земного ритяжения.-Самара: ООО «Офорт», 2004.

  21. Л.С. Запарина. Непридуманные рассказы. Большое и малое. – М.: Издательство «Отчий дом», 2001.

  22. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

  23. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

  24. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru

  25. Олимпиада по ОПК http://pravolimp.ru/main/main

  26. Православный образовательный портал «Слово» http://www.portal-slovo.ru/

  27. Ежедневное интернет-СМИ http://www.pravmir.ru/


Информационные источники для учителя

  1. Базарный В.Ф. здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие.-М.: АРКТИ, 2005.

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

  3. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

  4. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru

  5. Олимпиада по ОПК http://pravolimp.ru/main/main

  6. Православный образовательный портал «Слово» http://www.portal-slovo.ru/

  7. Ежедневное интернет-СМИ http://www.pravmir.ru/

  8. Сайт Сретенского мужского монастыря http://www.pravoslavie.ru/

  9. Небесны покровители Санкт-Петербурга/Сост. О.С. Надпорожская-СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕС», 2003

  10. Н.С. Лесков. Христианские предания и сказки. 2-е изд., перераб.-М.: лепта-ПРсс, 2004.

  11. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли./ Сост., вступ. Ст. и прим. В.А. Алексанрова.-М.: Правда, 1990.

  12. Протоиерей Николай Агафонов. Преодоление земного Притяжения.-Самара: ООО «Офорт», 2004.

  13. Литература и культура Древней Руси. 10-11 классы: Учебное пособие/ Под ред. Г.А. Обернихиной.-М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

  14. Справочник православного человека. Часть первая: православный храм.-М.: Даниловский благовестник, 2007.

  15. Непознанный мир веры. –М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.

  16. Бородина А.В. Основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России.-М.: «Православная педагогика», 2004.



  1. Информационные источникиУчебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Издательский дом «Покров», 2003.

  2. Литература и культура Древней Руси. 10-11 классы: Учебное пособие/ Под ред. Г.А. Обернихиной.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2006.

  3. Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Береснева. Уроки добротолюбия: Учебное пособие для среднего школьного возраста.-С.-Петербург, 2004.

  4. Красота Православия. Что нужно знать современной православной девушке/Сост. Л.М. Куракина.- Сызрань: Ваш Взгляд, 2011.

  5. Справочник православного человека. Часть первая: православный храм.-М.: Даниловский благовестник, 2007.

  6. Непознанный мир веры. –М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.

  7. Шевченко Л.Л. православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й год обучения. Книга 1.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

  8. Шевченко Л.Л. православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й год обучения. Книга 2.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

  9. Бородина А.В. основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России.-М.: «Православная педагогика», 2004.

  10. Бородина А.В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.-М.: Просвещённая педагогика, 2003.

  11. Скурат К.Е. православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси.-М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений (ИЭОПГКО), 2006.

  12. Заступники земли Самарской. Самара: ФГУП «Издательство «Самарский дом печати», 2005.

  13. Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. – С.-Петербург: Издательство «Статисъ», 2001.

  14. Жил человек… Сборник христианских притч/ Сост. О. Клюкина – М.: Никея, 2010.

  15. Билия и наука.-М., «ДАРЪ», 2006.

  16. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры». 1 год обучения./ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина.- Самара: СИПКРО, 2010.

  17. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры». 2 год обучения./ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина.- Самара: СИПКРО, 2009

  18. Небесны покровители Санкт-Петербурга/Сост. О.С. Надпорожская-СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕС», 2003

  19. Н.С. Лесков. Христианский предания и сказки. 2-е изд., перераб.-М.: лепта-ПРсс, 2004.

  20. Базарный В.Ф. здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие.-М.: АРКТИ, 2005.

  21. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли./ Сост., вступ. Ст. и прим. В.А. Алексанрова.-М.: Правда, 1990.

  22. Протоиерей Николай Агафонов. Преодоление земного ритяжения.-Самара: ООО «Офорт», 2004.

  23. Л.С. Запарина. Непридуманные рассказы. Большое и малое. – М.: Издательство «Отчий дом», 2001.

скачать


Смотрите также:
Принято на заседании Рассмотрено
937.05kb.
Рассмотрено и принято собранием трудового коллектива школы
256.37kb.
Рассмотрено и принято
279.9kb.
Рассмотрено и принято
266.65kb.
Рассмотрено и принято
273.59kb.
Рассмотрено и принято
401.69kb.
Принято рассмотрено
264.43kb.
Положение о школьной библиотеке мбоу «сош с. Ездочное»
107.3kb.
Рассмотрено и принято Педагогическим советом мбоу «сош №5» нго
131.85kb.
Положение об организации горячего питания обучающихся мбоу сош с. Ездочное
100.18kb.
Рассмотрено и принято в качестве локального правового акта
337.28kb.
Основная образовательная программа начального общего образования Рассмотрено и принято
2391.67kb.