Главная стр 1
скачать
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №4 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании методического объединения

учителей гуманитарного цикла
Протокол №1 от 02.09.2013г.



УТВЕРЖДЕНО

к использованию

в образовательном процессе ОУ

Директор ГБОУ СОШ №4 г.Сызрани

_____________________Т.А.Осипова

Приказ от 02.09.2013г. № 7/68-ОД




РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ

02.09.2013г.

Заместитель директора по УВР

________________И.П.Пигарь



Рабочая программа
ПО КУРСУ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

на 2013-2014 учебный год

составлена на основе:
- Программы учебного курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы)/ Авт. Игумен Георгий (Шестун),

Е.П. Бельчикова, Л.Н. Булкина, М.В. Захарченко, М.С. Костылева, Т.М. Сливкина, - Самара: СИПКРО, 2008 г.


для учащихся 7 –А, Б классов

Рабочую программу составил (а) _____________________________________________(С.Ю. Титова)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы)/ Авт. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Л.Н. Булкина, М.В. Захарченко, М.С. Костылева, Т.М. Сливкина, - Самара: СИПКРО, 2008 г. На изучение курса программой предусматривается 34 часа (1 час в неделю).
Целевая установка программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия.

Задачи:


  • приобщение школьников к его духовным, нравственным и культурным ценностям;

  • формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи.

Концептуальные подходы к построению данной программы основаны на духовных и природных законах развития личности. Нравственные ценности, воззрения, отношения проявляются в укладе жизни человека, семьи, общества. Поэтому основной принцип построения программы – обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций через уклад жизни ребенка, семьи, общества.

Курс “Основы Православной Культуры” базируется на основных содержательных линиях, представленных в проекте федерального стандарта курса “Основы Православной культуры”. Ее содержание раскрывается и конкретизируется в логике культуроведческого, исторического, нравственного, библейского, катехизационного аспектов. При подборе содержания учитывался школьный программный материал, изучаемый в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).

Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).

Программа построена по принципу концентричности, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний о православной культуре. В соответствии с этой установкой были разработаны сквозные событийные линии.



Событийные линии:

  1. Великая радость ученья книжного (первая неделя сентября).

  2. Рождество Богородицы – Успение Богородицы. Круг жизни. Промысел Божий. Божественное домостроительство (3 неделя сентября).

  3. Монашество: история возникновения, монашеская культура (2 неделя октября).

  4. Хлеб жизни. Плоды земные. Поле – образ, понятие, символ (4 неделя октября).

  5. Защита Отечества – Казанская. Родина, родной дом. Служение Отечеству (2 неделя ноября).

  6. Рождество – Крещение. (Пост — путь-дорога; обновление Бытия) (с 4 недели ноября по 2 неделю января).

  7. Перемена (метанойя – покаяние). Масленица - Прощеное воскресение. Усилие к обновлению – пост. Позитивная аскеза (февраль, март).
  8. Пасха (апрель - май).

  9. Радоница – Вселенская Пасха. Вечная жизнь. “Зеленые святки”. Вознесение-Троица.

  10. День славянской письменности и культуры (четвертая неделя мая).

Каждая сквозная линия отражает развитие рассматриваемой темы в соответствии с возрастными особенностями учащихся.


Учащиеся должны:


  • Знать: историю возникновения раннехристианской церкви, особенности православной богослужебной культуры, причины разделения церквей, становление и развитие православной религии на Руси, библейские источники, святоотеческую литературу, древнерусскую литературу, традиции проведения православных праздников.




  • Уметь: охарактеризовать особенности язычества, мировых религий, различных тоталитарных сект, читать символику икон, храмов, отличать различные школы иконописи и зодчества, объяснять смысл православных праздников, сопоставлять особенности православной культуры и культур других религий, объяснять влияние проводимых государственных реформ на различные сферы жизни общества.




  • Понимать: православную трактовку понятия “свобода”, доброделание как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей, православные нравственные основы, правовой культуры и гражданственности личности и общества, содержательные и смысловые особенности художественной культуры.

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление оценок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть уроки в виде семинара, конференции, дис­пута, выставки творческих работ, экскурсии.



Поурочное планирование



Сроки изучения темы

урока

Тема урока

Тип

учебного занятия

Основные понятия

Домашнее задание

ЦОР

Повторение




1

Книжное искусство на Руси.


УКПЗ

Древнерусская книжность. Книжники.

Библиотеки домашние княжеские и монастырские.

Народная книга. Изборники. Хождения.

Публичные и государственные библиотеки.




Миниатюра «Выбор веры».

Письмо другу, моей семье.



http://school-collection.edu.ru

Современные библиотеки. Различные информационные носители.

Современная православная книга.





2


Силы внутренней свободы ради защиты Веры и

Отечества.


ИНМ

Исторический экскурс: Куликовская битва (1380 г.).

Пожар Москвы. Духовный смысл Бородинской битвы (1812 г.).

Оборона Севастополя (1855 г., 1941 – 43 гг.)

Завоевание Кавказа. Завещание Шамиля (1859 г.).




Художественная литература: Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”, “Хаджи-Мурат”.

Изобразительное искусство: Севастопольская панорама.


http://school-collection.edu.ru






3


Богородица – заступница рода человеческого.


ОСМ

Повторение: Рождество Богородицы.

.


Сообщение о любимой иконе Пресвятой Богородицы.

http://school-collection.edu.ru

Православные иконы: Владимирская, Почаевская, Знамение – Курская



4


Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте

осподень”


ИНМ

Воздвижение Креста Господня. Крест – основной символ Православия.

Историческое и духовное значение путешествия святых равноапостольных Елены и Константина на Святую Землю.



Заочное путешествие по православным храмам Израиля (Храм Гроба Господня, храм Георгия Победоносца, храм Благовещения в Назарете и т.д).





Православная икона “Воздвижение Креста Господня”.




5


Распространение монашества на Руси. Первые

монастыри.


ОСМ

Исторический экскурс: Древняя Фиваида и Северная Фиваида. Основоположники монашества: от Антония Великого до преподобных Антония и Феодосия Печерских. Виды монашеского жительства. Лесные и пещерные монастыри. Устройство монастыря. Быт монастыря (красота и ухоженность – дом Пресвятой Богородицы). Иерархия монашеской братии. Соборная икона.

Изобразительное искусство: А.М. Васнецов “Скит” (1897). А.М. Васнецов “Монастырь в Московской Руси” (1910). К.В. Лебедев “Монах с книгой” (1898). Миниатюры из лицевого жития пр. Сергия Радонежского (XVI В). М.В. Нестеров “Триптих’ (1896-1897). Труды пр. Сергия Радонежского.

Словарная работа: пустынь, игумен, архимандрит, схимонах.


Преподобный Сергий Радонежский – государственный деятель, собиратель русских земель (соборность).

Преподобный Даниил Московский – православный основоположник объединения Руси.

Влияние Троице-Сергиевой Лавры на расцвет культуры в России.

Православная икона: иконы преп. Сергия Радонежского и преп. Даниила Московского

Церковнославянский язык: практика чтения и размышление о содержании: Канон всем святым.





География и хронология распространения монашества: Киево-Печерская Лавра (1073 г.), Валаамский монастырь (конец IХ века), Чудов монастырь (1354 г.) Соловецкий монастырь (1429 г), Троице – Сергиева Лавра (1335 г.), Почаевская Лавра (1597 г.), Новодевичий монастырь (1524 г.) и другие.

Православная икона: прп. Антоний и Феодосий Печерские.




6


История православия и расцвета православной

культуры в России.


ИНМ

Раннее христианство - Византийское православие- Святая Русь.

Строительство храмов: сравнение архитектуры храмов Новгородского и Византийского стилей.

Сравнение византийской и русской иконописи (византийская и новгородская, киевская, псковская).


Покров Богородицы над Россией, над Сызранью, над моим домом, над моей семьёй, надо мной. /Словесное или художественное рисование./

Заочное путешествие по византийским храмам (Храм святой Софии в Константинополе и другие).







Взаимодействие византийской и русской культуры.




7


Таинство Евхаристии.


ОСМ

Преломление хлеба Иисусом Христом.

Православная икона: икона “Тайная вечеря”.

Духовное песнопение: А. Львов. “Вечери твоея”.


Пословицы, стихи, миниатюры о хлебе.

Изобразительное искусство: Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”.



http://school-collection.edu.ru


Слово – образ – символ: колос, жатва, хлеб.



8


Лжеучения нашего времени.

ИНМ

Сравнение традиционных религий и деструктивных религиозных организаций. Причины и следствия деятельности деструктивных религиозных организаций. Их действия по вовлечению молодежи в секту. Техника религиозной безопасности.

Словарная работа: секта, деструктивная организация.

Практика чтения и размышление о содержании. “Воспитай, Владычице, чада моя твердо исповедующа Истину Православия. Воспитай чада моя крепко стоящия противу богоненавистных учений. Воспитай чада моя ложная наставления неверующих учителей отвергающа” (Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворного Ея образа “Воспитание” (Икос 2).


Фрагмент фильма «Православная цивилизация».






9


Католицизм.


УКПЗ

Католицизм: сущность и отличие от православия.

Государство Ватикан: история, взаимоотношения с инославными. Попытки расширения сферы влияния на протяжении всей истории на российские земли.

Сравнительный анализ культур.


Заочное путешествие по католическим храмам (Собор Святого Петра в Риме, костелы и другие).

Словарная работа: католический, костел.


http://school-collection.edu.ru

Музыкальные произведения: Органное произведение Баха.




10


Православие и протестантизм: анализ культур.


ОСМ

Протестантизм: сущность и отличие от православия.

Сравнительный анализ культур.




Словарная работа: протестантизм, кирха.

Размышление о содержании. Поучение князя Владимира Мономаха.





Изобразительное искусство: картины художников на библейские темы.



11


Роль Православия в государственном устройстве.


ОСМ

Распространение христианства на Руси.

Основание Чудова монастыря в Кремле г. Москвы.



Изобразительное искусство: картина В. Сурикова “Завоевание Ермаком Сибири”.


Художественная литература: послание, поучение, Слово как жанр древнерусской литературы;

образ Чудова монастыря в трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”.







Музыкальное искусство: опера “Борис Годунов”.




12


Свобода – ведущий догмат православия.


УКПЗ

Православное понимание свободы воли.

Могу ли распорядиться сам собой?

Суицид – как следствие болезненного эгоизма, неверия в милосердие Божие.

Ответственность человека за свою жизнь и здоровье.



Художественная литература: И. Бунин “Митина любовь”. В. Липатов “И это все о нем”(фрагмент).


Ответственность человека за свою жизнь и здоровье.


http://school-collection.edu.ru

Словарная работа: свобода, эгоизм, суицид.



13


Секулярный дух реформ русского языка (круглый стол).


УКПЗ

Реформы русского языка и их разрушительные последствия для национального самосознания.

Библейское и святоотеческое наследие о грехе языка (апостол Иаков, св. Тихон Задонский).

Секулярный дух культуры.


Размышление о содержании. Послание апостола Иакова о языке, гл.3.

Словарная работа: секулярный, секуляризация.


http://school-collection.edu.ru

Художественная литература: о значении русского языка (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, В. Иванов) А.Ахматова «Мужество».




14


Культура славянских народов.


УКПЗ

Отражение духовности славянского братства в живописи и поэзии. Труды святителя Николая Велимировича. “Мир вам, славяне”.

Духовное песнопение: П.И. Чайковский “Достойно есть”.

Чтение и размышление о содержании. “Достойно есть”.


http://school-collection.edu.ru

Православная икона: Икона “Знамение Божией Матери” и ее роль в истории русского народа и государства.




15


Самоотверженная любовь русского народа к Богу

и Отечеству.


УКПЗ

Централизация власти на Руси. Правление Василия III и перемещение центра православия в Россию. Москва – третий Рим.

Источники смуты. Борьба Иоанна Грозного с латинянами.




Словарная работа: образ кротости, учитель воздержания, высота смирения, блаженство нищеты, прозелитизм, униатство.

Смутное время на Руси (XVII): латинский прозелитизм, униатство.



Исторические исследования: митрополит Иоанн (Снычев) “ О смуте”.

Изобразительное искусство: Б.И. Мухин “Патриархи Всероссийские” (XX в.).



http://school-collection.edu.ru

Исторический экскурс: Подвиг священномученика патриарха Ермогена.




16


Рождество Христово.


УКПЗ

Празднование Рождества у народов мира.

Дары волхвов: спустя 2000 лет (видеоряд).



Духовное песнопение: Ф. Степанов “С нами Бог”.


Размышление о содержании. Акафист иконе Пресвятой Богородицы “Нечаянная Радость” (Кондак 4).

Словарная работа: Нечаянная Радость.


Фрагмент фильма «Волхвы»






17


Крещение Спасителя.


УКПЗ

Крещенские торжества.

Зачем крестился Иисус Христос?




Сообщение: А. Иванов “Явление Христа народу”. Объединение России с православными странами. Переяславская рада. Присоединение Украины к России.

Добровольное вхождение Грузии в состав Российской империи.



Фильм «Вода»

Двунадесятые праздники




18

Церковь и армия.


ИНМ

Социальная концепция Русской Православной Церкви: Церковь и Армия.

Словарная работа: догмат, догматика, ортодокс.


Размышление о содержании. Почему православная религия называется ортодоксальной?

Сообщение:

Полковые священники. Походные церкви. Полковое знамя. Присяга. История и современные реалии.

Святитель Филипп Московский (Колычев) – образ истинного христианина, воина Христова. Региональный обзор событий по теме “Церковь и армия”.



http://school-collection.edu.ru

Полковые священники, герои-защитники России.




19

Заповеди Блаженства как путь духовного

совершенства.



ОСМ

Законы Моисея и заповеди Блаженства: сходство и различия.

Словарная работа: юродивый, нищие духом.

Сообщение: Древнерусская литература: Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати».

Духовное песнопение: “Заповеди Блаженства”.

Музыкальные произведения: Н.А. Римский – Корсаков “Борис Годунов” (фрагмент встречи Бориса Годунова с юродивым).

http://school-collection.edu.ru

Полковые священники, герои-защитники России.




20

Нравственные основы жизни человека.


ИНМ

Перенесение злословия и клеветы без вины.

Словарная работа: злословие, клевета.


Сообщение: Жития святых: св. Евгения и Марины, св. Дионисий.

Изобразительное искусство: Н.Н. Ге “Что есть истина” (Пилат и Иисус).










21

Нравственные основы жизни человека.


ОСМ

Кротость или безропотная покорность Божьему Проведению.

Словарная работа: кротость, блаженная, молебен.

Сообщения: О подвиге прп. Серафима Саровского; св. блаженной Матроны Московской, св. блаженной Ксении Петербургской.




Гордыня, тщеславие, зависть, эгоизм.




22

Нравственные основы жизни человека.


ИНМ

Жажда праведности.

Духовное руководство в аскетической практике.

Добротолюбие – книга духовного руководства.

Словарная работа: духовник, старец, старчество.


Сообщения: О подвиге прп. Серафима Саровского; св. блаженной Матроны Московской, св. блаженной Ксении Петербургской.










23

День защитника Отечества.


ОСМ

Отечество, сын, подвиг.

Сообщения: А.В. Суворов и “Наука побеждать”.

Призыв Суворова бороться за Россию как за “дом Богородицы”.

Военачальники Великой Отечественной войны.

Музыкальные произведения: П.И. Чайковский. Марш солдатиков из балета “Щелкунчик”.


http://school-collection.edu.ru


Герои ВОВ




24

От древа познания к древу жизни.


ИНМ

Крестопоклонная неделя.

Крест – орудие спасительной смерти Господа Иисуса Христа, избавившей, искупившей человечество от рабства диаволу, и греху, от обреченности на вечную гибель.



  1. Четырехконечный.

  2. Шестиконечный.

  3. Восьмиконечный.

  4. Андреевский.

Бриллиантовый запрестольный (выносной).

Сообщение о Храмах императоре Константине и его матери Елене.

Фрагмент фильма «Православная цивилизация».

Заповеди блаженства




25

Наука и религия.


УКПЗ

Наука и религия: противостояние или сопряжение. Православные ученые и священнослужители-ученые о вере и науке.

Словарная работа: открытие, собеседник, сотрудник


Сообщения: О жизни М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, Луки Воина-Ясенецкого и других учёных.

http://school-collection.edu.ru

Проповедь Христа на Елеонской горе.




26

Борьба русского народа за веру Православную.



ОСМ

Словарная работа: уния, православие, инославие, иноверие.


Сообщение: Правление Василия (Темного).

Флорентийская уния (1439 г.).



Православная икона: икона “Тайная вечеря”.

Изобразительное искусство: Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”; Р.А. Бруни “Тайная вечеря”; Н.Н. Ге “Омовение ног”.





Смертные грехи.




27

Страстная седмица.


ОСМ

Омовение ног как символ смирения (Мф. 26, 17-29: 13; 1-11).

Установление таинства причастия (Евхаристия).



Словарная работа: чаша, копие, лжица.


Самоотверженное служение Отечеству, соблюдение чистоты совести – залог духовного здоровья (по страницам классической и современной литературы, например, Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”, Н.С. Лесков “Левша”, “Человек на часах” и др.).




Апостолы, страстная седмица.




28

Пасхальная седмица.


УКПЗ

Прообраз Пасхи в Ветхозаветной истории.

Евангельские притчи: Проблема духовной бдительности в православной традиции: притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13).


Сообщение: Изобразительное искусство: И.Н. Крамской “Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море” (1861); Н.Н. Ге “Вестники Воскресения” (1867).


http://school-collection.edu.ru

Двунадесятые праздники




29

Духовный мир в материальном мире.


УКПЗ

Преображение – духовный смысл.

Словарная работа: преображение.


Сообщение: Явление свв. Бориса и Глеба на помощь князю Александру Невскому (первые святые Руси св. Борис и Глеб). Явление Анны Кашинской.

Жития святых: жития свв. Бориса и Глеба.

Православная икона: икона “Преображение Иисуса Христа”.

*Художественная литература: рассказ священника Н. Агафонова “Нерушимая стена”.



Духовное песнопение: С.В. Рахманинов Псалом 102.

Изобразительное искусство: Н.Н. Ге “Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом” (1864).

http://school-collection.edu.ru

Двунадесятые праздники




30

Урок Славянской письменности и культуры.


УКПЗ

Святые преподобные Кирилл и Мефодий, равноапостольные кн. Ольга и кн. Владимир и др.


Сообщение: Гимн свв. Кириллу и Мефодию (сл. М.Розенгейма, муз. В. Главача).


http://school-collection.edu.ru







31

Экскурсия в государственный дарвинский

музей.


УКПЗ

Словарная работа: эволюция, теория, аксиома, трактат.

Сообщение: Вопросы Ч. Дарвина и ответы современного эволюциониста, комментарии православного ученого.

Почему среди ископаемых останков совсем нет “промежуточных” видов?

Как объяснить резкое изменение типа глаза насекомых и глаз позвоночных со сложной фокусировкой?

Зачем павлину необыкновенный по окраске хвост, создающий массу неудобств при движении, и как можно представить историю павлиньего хвоста?



http://school-collection.edu.ru

Двунадесятые праздники




32

Молитвенный и жертвенный подвиг.


УКПЗ

Словарная работа: вера, выносливость, сила духовная



Сообщения: Великомученица Елизавета Федоровна Романова – образец молитвенного, благотворительного и жертвенного подвига.

Семейная хроника Романовых.



Исторические документы: фотографии семьи Романовых.

Православные иконы: свв. Николая II, Александры, Елизаветы, Варвары.

Фрагменты из фильма «Великая княжна»

Двунадесятые праздники




33

Паломничество по святым местам Самарской области.


ПР

Паломнические поездки по Святой Земле (заочное путешествие).


Отзыв о поездке.

Фильм «Святая Земля»

Устройство храма.




34

Паломничество по святым местам России.


ПР

Паломнические поездки по Святой Земле (заочное путешествие).


Отзыв о поездке.

Фильм «Святая Земля»

Устройство храма.

Информационные источники для учащихся


  1. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Издательский дом «Покров», 2003.

  2. Литература и культура Древней Руси. 10-11 классы: Учебное пособие/ Под ред. Г.А. Обернихиной.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2006.

  3. Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Береснева. Уроки добротолюбия: Учебное пособие для среднего школьного возраста.-С.-Петербург, 2004.

  4. Красота Православия. Что нужно знать современной православной девушке/Сост. Л.М. Куракина.- Сызрань: Ваш Взгляд, 2011.

  5. Справочник православного человека. Часть первая: православный храм.-М.: Даниловский благовестник, 2007.

  6. Непознанный мир веры. –М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.

  7. Шевченко Л.Л. православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й год обучения. Книга 1.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

  8. Шевченко Л.Л. православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й год обучения. Книга 2.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

  9. Бородина А.В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.-М.: Просвещённая педагогика, 2003.

  10. Скурат К.Е. православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси.-М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений (ИЭОПГКО), 2006.

  11. Заступники земли Самарской. Самара: ФГУП «Издательство «Самарский дом печати», 2005.

  12. Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. – С.-Петербург: Издательство «Статисъ», 2001.

  13. Жил человек… Сборник христианских притч/ Сост. О. Клюкина – М.: Никея, 2010.

  14. Билия и наука.-М., «ДАРЪ», 2006.

  15. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры». 1 год обучения./ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина.- Самара: СИПКРО, 2010.

  16. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры». 2 год обучения./ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина.- Самара: СИПКРО, 2009

  17. Небесны покровители Санкт-Петербурга/Сост. О.С. Надпорожская-СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕС», 2003

  18. Н.С. Лесков. Христианские предания и сказки. 2-е изд., перераб.-М.: лепта-ПРсс, 2004.

  19. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли./ Сост., вступ. Ст. и прим. В.А. Алексанрова.-М.: Правда, 1990.

  20. Протоиерей Николай Агафонов. Преодоление земного ритяжения.-Самара: ООО «Офорт», 2004.

  21. Л.С. Запарина. Непридуманные рассказы. Большое и малое. – М.: Издательство «Отчий дом», 2001.

  22. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

  23. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

  24. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru

  25. Олимпиада по ОПК http://pravolimp.ru/main/main

  26. Православный образовательный портал «Слово» http://www.portal-slovo.ru/

  27. Ежедневное интернет-СМИ http://www.pravmir.ru/

Информационные источники для учителя

  1. Базарный В.Ф. здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие.-М.: АРКТИ, 2005.

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

  3. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

  4. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru

  5. Олимпиада по ОПК http://pravolimp.ru/main/main

  6. Православный образовательный портал «Слово» http://www.portal-slovo.ru/

  7. Ежедневное интернет-СМИ http://www.pravmir.ru/

  8. Сайт Сретенского мужского монастыря http://www.pravoslavie.ru/

  9. Небесны покровители Санкт-Петербурга/Сост. О.С. Надпорожская-СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕС», 2003

  10. Н.С. Лесков. Христианские предания и сказки. 2-е изд., перераб.-М.: лепта-ПРсс, 2004.

  11. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли./ Сост., вступ. Ст. и прим. В.А. Алексанрова.-М.: Правда, 1990.

  12. Протоиерей Николай Агафонов. Преодоление земного притяжения.-Самара: ООО «Офорт», 2004.

  13. Литература и культура Древней Руси. 10-11 классы: Учебное пособие/ Под ред. Г.А. Обернихиной.-М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

  14. Справочник православного человека. Часть первая: православный храм.-М.: Даниловский благовестник, 2007.

  15. Непознанный мир веры. –М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.

  16. Бородина А.В. Основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России.-М.: «Православная педагогика», 2004.

скачать


Смотрите также:
Принято на заседании Рассмотрено
937.05kb.
Рассмотрено и принято собранием трудового коллектива школы
256.37kb.
Рассмотрено и принято
279.9kb.
Рассмотрено и принято
266.65kb.
Рассмотрено и принято
273.59kb.
Рассмотрено и принято
401.69kb.
Принято рассмотрено
264.43kb.
Положение о школьной библиотеке мбоу «сош с. Ездочное»
107.3kb.
Рассмотрено и принято Педагогическим советом мбоу «сош №5» нго
131.85kb.
Положение об организации горячего питания обучающихся мбоу сош с. Ездочное
100.18kb.
Рассмотрено и принято в качестве локального правового акта
337.28kb.
Основная образовательная программа начального общего образования Рассмотрено и принято
2391.67kb.