Главная стр 1
скачать
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №4 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании методического объединения

учителей гуманитарного цикла
Протокол №1 от 10.01.2013г.

УТВЕРЖДЕНО

к использованию

в образовательном процессе ОУ

Директор ГБОУ СОШ №4 г.Сызрани

_____________________Т.А.Осипова

Приказ от 02.09.2013г. № 7/68-ОД




РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ

10.01.2013г.

Заместитель директора по УВР

________________И.П.Пигарь



Рабочая программа
ПО КУРСУ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

на 2013-2014 учебный год

составлена на основе:
- Программы учебного курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы)/ Авт. Игумен Георгий (Шестун),

Е.П. Бельчикова, Л.Н. Булкина, М.В. Захарченко, М.С. Костылева, Т.М. Сливкина, - Самара: СИПКРО, 2008 г.


для учащихся 9 –А, Б классов

Рабочую программу составил (а) _____________________________________________(С.Ю. Титова)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы)/ Авт. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Л.Н. Булкина, М.В. Захарченко, М.С. Костылева, Т.М. Сливкина, - Самара: СИПКРО, 2008 г. На изучение курса программой предусматривается 34 часа (1 час в неделю).
Целевая установка программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия.

Задачи:


  • приобщение школьников к его духовным, нравственным и культурным ценностям;

  • формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи.

Концептуальные подходы к построению данной программы основаны на духовных и природных законах развития личности. Нравственные ценности, воззрения, отношения проявляются в укладе жизни человека, семьи, общества. Поэтому основной принцип построения программы – обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций через уклад жизни ребенка, семьи, общества.

Курс “Основы Православной Культуры” базируется на основных содержательных линиях, представленных в проекте федерального стандарта курса “Основы Православной культуры”. Ее содержание раскрывается и конкретизируется в логике культуроведческого, исторического, нравственного, библейского, катехизационного аспектов. При подборе содержания учитывался школьный программный материал, изучаемый в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).

Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).

Программа построена по принципу концентричности, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний о православной культуре. В соответствии с этой установкой были разработаны сквозные событийные линии.



Событийные линии:

  1. Великая радость ученья книжного (первая неделя сентября).

  2. Рождество Богородицы – Успение Богородицы. Круг жизни. Промысел Божий. Божественное домостроительство (3 неделя сентября).

  3. Монашество: история возникновения, монашеская культура (2 неделя октября).

  4. Хлеб жизни. Плоды земные. Поле – образ, понятие, символ (4 неделя октября).

  5. Защита Отечества – Казанская. Родина, родной дом. Служение Отечеству (2 неделя ноября).

  6. Рождество – Крещение. (Пост — путь-дорога; обновление Бытия) (с 4 недели ноября по 2 неделю января).

  7. Перемена (метанойя – покаяние). Масленица - Прощеное воскресение. Усилие к обновлению – пост. Позитивная аскеза (февраль, март).
  8. Пасха (апрель - май).

  9. Радоница – Вселенская Пасха. Вечная жизнь. “Зеленые святки”. Вознесение-Троица.

  10. День славянской письменности и культуры (четвертая неделя мая).

Каждая сквозная линия отражает развитие рассматриваемой темы в соответствии с возрастными особенностями учащихся.


Учащиеся должны:


  • Знать: историю возникновения раннехристианской церкви, особенности православной богослужебной культуры, причины разделения церквей, становление и развитие православной религии на Руси, библейские источники, святоотеческую литературу, древнерусскую литературу, традиции проведения православных праздников.




  • Уметь: охарактеризовать особенности язычества, мировых религий, различных тоталитарных сект, читать символику икон, храмов, отличать различные школы иконописи и зодчества, объяснять смысл православных праздников, сопоставлять особенности православной культуры и культур других религий, объяснять влияние проводимых государственных реформ на различные сферы жизни общества.




  • Понимать: православную трактовку понятия “свобода”, доброделание как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей, православные нравственные основы, правовой культуры и гражданственности личности и общества, содержательные и смысловые особенности художественной культуры.

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление оценок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть уроки в виде семинара, конференции, дис­пута, выставки творческих работ, экскурсии.


Поурочное планирование


Сроки изучения темы

урока

Тема урока

Тип

учебного занятия

Основные понятия

Домашнее задание

ЦОР

Повторение




1

Истина в слове.


ОСМ

Библия как сокровищница исторического опыта и духовных законов жизни (урок – семинар).


Миниатюра «Выбор веры».

Письмо другу, моей семье.



http://school-collection.edu.ru

Современные библиотеки. Различные информационные носители.

Современная православная книга.





2


Свобода выбора: нравственные и духовные

ориентиры.


ИНМ

Потомки Ирода Великого: последствия греха.

Усекновение главы Иоанна Крестителя Господня: нравственная смерть семьи Ирода Антипы.




В.И. Суриков. “Саломея приносит голову Иоанна Предтечи” (1872).

http://school-collection.edu.ru






3


Рождество Богородицы – Успение Богородицы”.

Круг жизни.


ОСМ

Деяние апостолов: Успение Божией Матери.

Проповеди священника (фрагмент)




Сообщение о любимой иконе Пресвятой Богородицы.

http://school-collection.edu.ru

Православные иконы: Владимирская, Почаевская, Знамение – Курская



4


София Премудрость Божия.


ИНМ

Духовный смысл понятия софийности.

Православное зодчество: Софийные храмы и иконы на Руси. Чтение символики софийных икон и храмов.

Храмы св. Софии в Царь-граде и на Руси.





Православная икона “Воздвижение Креста Господня”.




5


Монашество как благодатная твердыня.


ОСМ

Русская Голгофа: Разорения монастырей в ХVIII и ХХ веках. Судьба Троице – Сергиевой Лавры в годы революции. Попытки патриарха Тихона спасти Лавру.


Современное монашество. Восстановление монастырей. Строительство новых обителей. Троице – Сергиева Лавра, Оптина Пустынь, Дивеевская обитель (заочное путешествие).

Документальная хроника: Современные мученики

Н.А. Павлова «Красная пасха».







География и хронология распространения монашества: Киево-Печерская Лавра (1073 г.), Валаамский монастырь (конец IХ века), Чудов монастырь (1354 г.) Соловецкий монастырь (1429 г), Троице – Сергиева Лавра (1335 г.), Почаевская Лавра (1597 г.), Новодевичий монастырь (1524 г.) и другие.

Православная икона: прп. Антоний и Феодосий Печерские.



6


Духовно-нравственный смысл праздника

Покров Пресвятой Богородицы


ИНМ

Покров Пресвятой Богородицы: исторический и духовно-нравственный смысл.

Шестопсалмие (всенощное бдение).




Покров Богородицы над Россией, над Сызранью, над моим домом, над моей семьёй, надо мной. /Словесное или художественное рисование./

Заочное путешествие по византийским храмам (Храм святой Софии в Константинополе и другие).

Использование лексических оборотов Псалтири в русской классической поэзии.





Взаимодействие византийской и русской культуры.




7


Я есмь хлеб жизни”.


ОСМ

Новозаветная история: “Я есмь хлеб жизни” (Иисус – хлеб жизни, Ин. 6: 35-40).


Духовные источники культуры: Оптина пустынь и русская классическая литература. Мемуары. Особенности жанра.

С.А. Нилус и оптинские старцы.

О посещении Оптиной пустыни русскими писателями, философами.


http://school-collection.edu.ru


Слово – образ – символ: колос, жатва, хлеб.



8


Духовная сущность греха и его последствия для

телесной, душевной и духовной жизни человека и

общества.


ИНМ

Дух, душа и тело (по материалам святоотеческой литературы): поучения и беседы преподобного Серафима Саровского; св. Лука (Войно-Ясенецкий) эссе: “Дух, душа, тело”.

Святоотеческая литература: стадии развития греха (св. Варсонофий Оптинский “Духовное наследие” и другие.


Художественная литература: на примерах классической литературы (Лермонтов М.Ю. “Герой нашего времени”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”, «Портрет», А.С. Пушкин “Евгений Онегин”), а также материалах СМИ рассмотреть рождение помысла (прилога) и отношение человека к нему.


Фрагмент фильма «Православная цивилизация».






9


Церковь в период смуты начала ХХ века.



УКПЗ

Церковь и октябрьский переворот 1917 года.

Отделение государства и школы от Церкви.

Гонения и массовые репрессии против Церкви.

Сохранение централизованного управления Церкви, разделение Церкви (обновленчество).



Заочное путешествие по католическим храмам (Собор Святого Петра в Риме, костелы и другие).

Словарная работа: католический, костел.

Краеведение: Мартиролог жертв революционной смуты (материал по региону).

http://school-collection.edu.ru

Музыкальные произведения: Органное произведение Баха.




10


Межрелигиозные взаимоотношения в

современном мире


ОСМ

Экуменизм. Религиозный экстремизм.

Межрелигиозный диалог, его возможности и ограничения.

Неоязычество в христианском мире.


Поучение князя Владимира Мономаха.

Исторические исследования: митрополит Иоанн (Снычев) “ О смуте”.





Изобразительное искусство: картины художников на библейские темы.



11


Мистический смысл наступления на православие


ОСМ

Инославная и иноверческая духовная агрессия: от гонения на первых христиан до современного терроризма.


Художественная литература: послание, поучение, Слово как жанр древнерусской литературы;

образ Чудова монастыря в трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”.







Музыкальное искусство: опера “Борис Годунов”.




12


Взаимоотношения мужчины и женщины:

духовно-нравственный смысл.


УКПЗ

“Не прелюбы сотвори” (7 заповедь).

Ответственность взаимоотношений между мужчиной и женщиной (заповеди Божьи, нравственные критерии общества).

Духовно-нравственные и психосоматические последствия нарушения седьмой заповеди.


Жития святых: житие прп. Марии Египетской.

Художественная литература: Н.С. Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”.


http://school-collection.edu.ru

Словарная работа: свобода, эгоизм, суицид.



13


Сила физическая и духовная. Антиномия

безобразного и прекрасного.


УКПЗ

Народные русские и западные образы формирования прекрасного тела: игры, хореография, культуризм, фитнесс, самбо и другие виды единоборств.

Взгляд православной церкви на заботу о теле. Аскетизм (чувство меры) как путь к красоте. Пример жизни святых.



Исторический экскурс: Начало разгрома фашистских войск под Москвой: силы, явленные победителям. Объединение сил духовных и физических как необходимое условие победы.


http://school-collection.edu.ru

Художественная литература: о значении русского языка (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, В. Иванов) А.Ахматова «Мужество».




14


Проблемы отношений славянских государств в

современном мире.


УКПЗ

Положение православных в странах бывших республик СССР.

Положение православных в странах бывшего СНГ.

Церковный раскол на Украине.

Современная деятельность православной церкви на канонической территории Московской Патриархии и за ее пределами.




Иерархия Православной церкви.

Изобразительное искусство: Б.И. Мухин “Патриархи Всероссийские” (XX в.).


http://school-collection.edu.ru

Православная икона: Икона “Знамение Божией Матери” и ее роль в истории русского народа и государства.




15


Любовь – многогранность ее проявления.


УКПЗ

Первая заповедь Закона: любовь к Богу, к ближнему. Страх и любовь – совместимы ли они?

Страх Божий как деятельность Богопознания.



Эссе «Страх и любовь – совместимы ли они? »



http://school-collection.edu.ru

Исторический экскурс: Подвиг священномученика патриарха Ермогена.




16


Рождество Христово.


УКПЗ

Мистический, исторический, духовный смысл в судьбе человечества.


Духовное песнопение: С. В. Рахманинов “Единородный сыне”.


Фрагмент фильма «Волхвы»






17


Изменение образа мира с явлением Христа.


УКПЗ

Изменение образа мира с явлением Христа (конференция).


Сообщение: А. Иванов “Явление Христа народу”. Размышление о содержании. “Блаженный старец иеромонах Серафим Саровский завещает новоначальному по прежде существовавшему общему обычаю в Саровской пустыне творить непрестанно молитву: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного” (Свт. Игнатий (Брянчанинов)).


Отрывки из фильма «Великий пост»

Двунадесятые праздники




18

Монотеистические религии мира в контексте

современной истории России.


ИНМ

Буддизм: сущность, отличия от православия.

Культура и традиции буддизма.




Размышление о содержании. Почему православная религия называется ортодоксальной?

Сообщение:

Полковые священники. Походные церкви. Полковое знамя. Присяга. История и современные реалии.

Святитель Филипп Московский (Колычев) – образ истинного христианина, воина Христова. Региональный обзор событий по теме “Церковь и армия”.



http://school-collection.edu.ru

Полковые священники, герои-защитники России.




19

Монотеистические религии в контексте

современной истории России.

ОСМ

Иудаизм: смысл, отличие от православия.

Особенности культуры иудаизма, традиции празднования знаменательных дат.




Сообщение: Древнерусская литература: Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати».

Духовное песнопение: “Заповеди Блаженства”.

Музыкальные произведения: Н.А. Римский – Корсаков “Борис Годунов” (фрагмент встречи Бориса Годунова с юродивым).

http://school-collection.edu.ru

Полковые священники, герои-защитники России.




20

Нравственное признание человека и

нравственная иерархия общества.


ИНМ

Почему последние станут первыми?

Человек и власть. Испытание властью.



Размышление о содержании: фрагмент Слова св. митрополита Иллариона.


Сообщение: Жития святых: св. Евгения и Марины, св. Дионисий.

Изобразительное искусство: Н.Н. Ге “Что есть истина” (Пилат и Иисус).










21

Казачество России – защитник государственности

и веры православной.


ОСМ

Трагическая история казачества в России.


Сообщения: О подвиге прп. Серафима Саровского; св. блаженной Матроны Московской, св. блаженной Ксении Петербургской.




Гордыня, тщеславие, зависть, эгоизм.




22

Великий пост.


ИНМ

Искушение мира: хлеб, богатство, власть.


Церковнославянский язык: практика чтения, размышление о содержании: Канон Андрея Критского: смысловое значение. Отражение Ветхозаветной и новозаветной истории в каноне.











23

Торжество Православия.


ОСМ

Торжество Православия: особенности богослужения.

Православие как прославление Богом человека, истинного служителя Божья.

Анафема как борьба с оккультизмом, иноверием.


Сообщения: А.В. Суворов и “Наука побеждать”.

Призыв Суворова бороться за Россию как за “дом Богородицы”.

Военачальники Великой Отечественной войны.

Музыкальные произведения: П.И. Чайковский. Марш солдатиков из балета “Щелкунчик”.


http://school-collection.edu.ru


Герои ВОВ




24

Условия независимости России в современном

геополитическом пространстве мира.


ИНМ

Толпа и личность.

Духовная природа самодержавия и отрицание ее врагами России.




Нарушение иерархического устройства государства: свержение российской монархии.

Восстановление соборности российского народа.




Фрагмент фильма «Православная цивилизация».

Заповеди блаженства




25

Информационное поле России.


УКПЗ

Информационная агрессия: реклама и ТВ.

Апокалипсис.



Музыкальное произведение: П.И. Чайковский. 5 симфония (фрагмент).


Сообщения: О жизни М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, Луки Воина-Ясенецкого и других учёных.

http://school-collection.edu.ru

Проповедь Христа на Елеонской горе.




26

Молодежные проблемы современного мира.


ОСМ

Православные мыслители о молодежных проблемах современного мира.

Молодежные движения и организации: сущность и последствия их деятельности.




Святоотеческая литература: творения Паисия Афонского «Слова».





Смертные грехи.




27

Монотеистические религии мира в

современном контексте истории России.


ОСМ

Ветхозаветные истории: Агарь и Измаил (Быт. 21).

Ислам: сущность и отличие от православия.

Культура и традиции ислама.

Возможность диалога.




Самоотверженное служение Отечеству, соблюдение чистоты совести – залог духовного здоровья (по страницам классической и современной литературы, например, Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”, Н.С. Лесков “Левша”, “Человек на часах” и др.).




Апостолы, страстная седмица.




28

Пасхальная седмица.


УКПЗ

Пасхальный праздничный цикл.

Православная Пасхалия.



Святоотеческое наследие о Светлой Пасхе и Троице.


Сообщение: Изобразительное искусство: И.Н. Крамской “Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море” (1861); Н.Н. Ге “Вестники Воскресения” (1867).


http://school-collection.edu.ru

Двунадесятые праздники




29

На Руси родной, на Руси большой не бывать

врагу”.


УКПЗ

Духовный смысл праздника Победы.

Вклад Русской Православной церкви в дело Победы над фашизмом.




Просмотр фильмов “Отец солдата”, “Белорусский вокзал”.

Художественные произведения: В.П. Астафьев “Звездопад”, “Пастух и пастушка”.


http://school-collection.edu.ru

Двунадесятые праздники




30

Урок Славянской письменности и культуры.



УКПЗ

Читательская конференция “Святоотеческое наследие: Язык как отражение культуры народа”.


Эссе «Язык как отражение культуры народа»

http://school-collection.edu.ru







31

Божественная литургия.


УКПЗ

Божественная литургия: духовный смысл, символика, содержание.

Виды Божественных Литургий.




Сообщение: Вопросы Ч. Дарвина и ответы современного эволюциониста, комментарии православного ученого.

Почему среди ископаемых останков совсем нет “промежуточных” видов?

Как объяснить резкое изменение типа глаза насекомых и глаз позвоночных со сложной фокусировкой?

Зачем павлину необыкновенный по окраске хвост, создающий массу неудобств при движении, и как можно представить историю павлиньего хвоста?



http://school-collection.edu.ru

Двунадесятые праздники




32

День семьи в России.

УКПЗ

Повесть о Петре и Феврониии Муромских.

Сообщения: Великомученица Елизавета Федоровна Романова – образец молитвенного, благотворительного и жертвенного подвига.

Семейная хроника Романовых.



Исторические документы: фотографии семьи Романовых.

Православные иконы: свв. Николая II, Александры, Елизаветы, Варвары.

Фрагменты из фильма «Великая княжна»

Двунадесятые праздники




33

Паломничество по святым местам.

ПР

Паломнические поездки по Святой Земле (заочное путешествие).


Отзыв о поездке.

Фильм «Святая Земля»

Устройство храма.




34

Паломничество по святым местам.

ПР

Паломнические поездки по Святой Земле (заочное путешествие).


Отзыв о поездке.

Фильм «Святая Земля»

Устройство храма.


Информационные источники для учащихся


  1. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Издательский дом «Покров», 2003.

  2. Литература и культура Древней Руси. 10-11 классы: Учебное пособие/ Под ред. Г.А. Обернихиной.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2006.

  3. Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Береснева. Уроки добротолюбия: Учебное пособие для среднего школьного возраста.-С.-Петербург, 2004.

  4. Красота Православия. Что нужно знать современной православной девушке/Сост. Л.М. Куракина.- Сызрань: Ваш Взгляд, 2011.

  5. Справочник православного человека. Часть первая: православный храм.-М.: Даниловский благовестник, 2007.

  6. Непознанный мир веры. –М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.

  7. Шевченко Л.Л. православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й год обучения. Книга 1.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

  8. Шевченко Л.Л. православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й год обучения. Книга 2.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

  9. Бородина А.В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.-М.: Просвещённая педагогика, 2003.

  10. Скурат К.Е. православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси.-М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений (ИЭОПГКО), 2006.

  11. Заступники земли Самарской. Самара: ФГУП «Издательство «Самарский дом печати», 2005.

  12. Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. – С.-Петербург: Издательство «Статисъ», 2001.

  13. Жил человек… Сборник христианских притч/ Сост. О. Клюкина – М.: Никея, 2010.

  14. Билия и наука.-М., «ДАРЪ», 2006.

  15. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры». 1 год обучения./ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина.- Самара: СИПКРО, 2010.

  16. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры». 2 год обучения./ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина.- Самара: СИПКРО, 2009

  17. Небесны покровители Санкт-Петербурга/Сост. О.С. Надпорожская-СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕС», 2003

  18. Н.С. Лесков. Христианские предания и сказки. 2-е изд., перераб.-М.: лепта-ПРсс, 2004.

  19. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли./ Сост., вступ. Ст. и прим. В.А. Алексанрова.-М.: Правда, 1990.

  20. Протоиерей Николай Агафонов. Преодоление земного ритяжения.-Самара: ООО «Офорт», 2004.

  21. Л.С. Запарина. Непридуманные рассказы. Большое и малое. – М.: Издательство «Отчий дом», 2001.

  22. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

  23. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

  24. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru

  25. Олимпиада по ОПК http://pravolimp.ru/main/main

  26. Православный образовательный портал «Слово» http://www.portal-slovo.ru/

  27. Ежедневное интернет-СМИ http://www.pravmir.ru/


Информационные источники для учителя

  1. Базарный В.Ф. здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие.-М.: АРКТИ, 2005.

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

  3. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

  4. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru

  5. Олимпиада по ОПК http://pravolimp.ru/main/main

  6. Православный образовательный портал «Слово» http://www.portal-slovo.ru/

  7. Ежедневное интернет-СМИ http://www.pravmir.ru/

  8. Сайт Сретенского мужского монастыря http://www.pravoslavie.ru/

  9. Небесны покровители Санкт-Петербурга/Сост. О.С. Надпорожская-СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕС», 2003

  10. Н.С. Лесков. Христианские предания и сказки. 2-е изд., перераб.-М.: лепта-ПРсс, 2004.

  11. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли./ Сост., вступ. Ст. и прим. В.А. Алексанрова.-М.: Правда, 1990.

  12. Протоиерей Николай Агафонов. Преодоление земного Притяжения.-Самара: ООО «Офорт», 2004.

  13. Литература и культура Древней Руси. 10-11 классы: Учебное пособие/ Под ред. Г.А. Обернихиной.-М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

  14. Справочник православного человека. Часть первая: православный храм.-М.: Даниловский благовестник, 2007.

  15. Непознанный мир веры. –М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.

  16. Бородина А.В. Основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России.-М.: «Православная педагогика», 2004.



  1. Информационные источникиУчебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Издательский дом «Покров», 2003.

  2. Литература и культура Древней Руси. 10-11 классы: Учебное пособие/ Под ред. Г.А. Обернихиной.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2006.

  3. Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Береснева. Уроки добротолюбия: Учебное пособие для среднего школьного возраста.-С.-Петербург, 2004.

  4. Красота Православия. Что нужно знать современной православной девушке/Сост. Л.М. Куракина.- Сызрань: Ваш Взгляд, 2011.

  5. Справочник православного человека. Часть первая: православный храм.-М.: Даниловский благовестник, 2007.

  6. Непознанный мир веры. –М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.

  7. Шевченко Л.Л. православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й год обучения. Книга 1.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

  8. Шевченко Л.Л. православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й год обучения. Книга 2.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

  9. Бородина А.В. основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России.-М.: «Православная педагогика», 2004.

  10. Бородина А.В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.-М.: Просвещённая педагогика, 2003.

  11. Скурат К.Е. православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси.-М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений (ИЭОПГКО), 2006.

  12. Заступники земли Самарской. Самара: ФГУП «Издательство «Самарский дом печати», 2005.

  13. Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. – С.-Петербург: Издательство «Статисъ», 2001.

  14. Жил человек… Сборник христианских притч/ Сост. О. Клюкина – М.: Никея, 2010.

  15. Билия и наука.-М., «ДАРЪ», 2006.

  16. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры». 1 год обучения./ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина.- Самара: СИПКРО, 2010.

  17. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры». 2 год обучения./ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина.- Самара: СИПКРО, 2009

  18. Небесны покровители Санкт-Петербурга/Сост. О.С. Надпорожская-СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕС», 2003

  19. Н.С. Лесков. Христианский предания и сказки. 2-е изд., перераб.-М.: лепта-ПРсс, 2004.

  20. Базарный В.Ф. здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие.-М.: АРКТИ, 2005.

  21. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли./ Сост., вступ. Ст. и прим. В.А. Алексанрова.-М.: Правда, 1990.

  22. Протоиерей Николай Агафонов. Преодоление земного ритяжения.-Самара: ООО «Офорт», 2004.

  23. Л.С. Запарина. Непридуманные рассказы. Большое и малое. – М.: Издательство «Отчий дом», 2001.

скачать


Смотрите также:
Принято на заседании Рассмотрено
937.05kb.
Рассмотрено и принято собранием трудового коллектива школы
256.37kb.
Рассмотрено и принято
279.9kb.
Рассмотрено и принято
266.65kb.
Рассмотрено и принято
273.59kb.
Рассмотрено и принято
401.69kb.
Принято рассмотрено
264.43kb.
Положение о школьной библиотеке мбоу «сош с. Ездочное»
107.3kb.
Рассмотрено и принято Педагогическим советом мбоу «сош №5» нго
131.85kb.
Положение об организации горячего питания обучающихся мбоу сош с. Ездочное
100.18kb.
Рассмотрено и принято в качестве локального правового акта
337.28kb.
Основная образовательная программа начального общего образования Рассмотрено и принято
2391.67kb.