Главная стр 1
скачать
История, 5 «Б» класс

Тема: Расцвет демократии в Афинах

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный урок

Цели:

1. Показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла и создании Афин.

2. Развивать речь, мышление, память, внимание.

3. Воспитывать интерес к демократии, чувство справедливости



Оборудование: компьютер, проектор, экран; слайд – презентация; схемы.

План

  1. Организационный момент

  2. Повторение пройденного материала

III. Изучение нового материала

  1. Закрепление пройденного материала

  2. Итог урока



Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, вы начали изучать раздел «Древняя Греция», сегодня на уроке мы повторим некоторые темы по Древней Греции и узнаем о расцвете демократии в Афинах в годы правления Перикла.

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствует Муза истории - Клио. Давайте ей предоставим слово.



Клио:

Я рада приветствовать вас, сыновья Геродота.

Меня зовут Муза Истории – Клио.

Сегодня вы узнаете много интересного,

А ваши знания станут ещё полнее.

Честно продвигайтесь вперед

Под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше.

Моя миссия заключается в том,

Чтобы помочь вам,

И проследить, как вы умеете применять свои знания.

Каждого из вас ждет поощрительный приз,

А самые активные получат

Орден Музы Истории – Клио.



Учитель: Уважаемая Клио, мы просим Вас занять почетное место и справедливо оценить нашу работу на уроке.

II. Повторение пройденного материала.

  1. Работа с картой (атласом)

- Какую территорию занимает Древняя Греция? (Юг Балканского полуострова, соседние острова, западное побережье острова Малая Азия.

- А что такое полисы?

- Какие вы знаете греческие полисы? Где они находятся?

( Афина находится в Средней Греции, в Аттике, в Южной Греции ( на Пелопоннесе) – Спарта, а на побережье Малой Азии – Милеет.




  1. Работа с понятиями

Кроссворд по теме «Древняя Греция»

















1

д

е

м

о

с













2

Г

о

м

е

р




























3

а

м

ф

о

р

а



















4

С

о

л

о

н






















5

а

к

р

о

п

о

л

ь







6

а

г

о

р

а

























7

С

п

а

р

т

а













8

М

и

л

е

т































9

А

и

д
















10

Г

р

е

ц

и

я


























































  1. Как по – гречески назывался простой народ?

  2. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»?

  3. Древнегреческий сосуд, сделанный из глины.

  4. Кого избрали в 594 году до н.э. архонтом?

  5. Холм в Афинах, где находились главные храмы города

  6. Рыночная площадь, где проводились народные собрания.

  7. В каком городе Древней Греции было два царя?

  8. Город в Древней Греции, расположенный на побережье Малой Азии.

  9. Владыка царства мертвых

  10. Эта страна находится в южной части Балканского полуострова.

III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение цели урока.

Цель нашего урока: выяснить, что в период правления Перикла демократия в Афинах достигла расцвета.

2. Работа по теме

1. Проблемный вопрос урока
? Что в Афинской демократии было положительным, а что - отрица-тельным ?
3. Система государственного управления в Афинах (Работа со схемой, схема – на слайде)

V в. до н. э. – время расцвета полисов. Во многих из них восторжествовала демократия. Все граждане-мужчины принимали участие в народном собрании, оказывая влияние на общественную жизнь города. При этом все граждане должны были быть земледельцами. Они могли жить в городе, заниматься ремеслами или торговлей, и тем не менее имели свой участок земли. Также все граждане участвовали в ополчении, составляя вооруженную силу города.

- Какие жители полиса не имели гражданских прав? ( Женщины, рабы, чужеземцы.)

Чужеземцы – метеки – составляли особую группу. Они были лично свободными, но у них не было гражданских прав. Гражданами метеки становились чрезвычайно редко и лишь за большие заслуги.





Государственное устройство Афин (ронтальная беседа, используется слайд, схема)

В Народном собрании Афин принимали участие все граждане, достигшие 20-летнего возраста. Все граждане на Народном собрании имели равные права, независимо от своего состояния. Народное собрание созывалось раз в 9-10 дней. Она избирало Совет 500, который занимался каждодневным управлением Афинами. Сроком на один год избирались и магистраты – высшие должностные лица.

Раз в год афинское Народное собрание принимало решение об остракизме, т. е. об изгнании из Афин человека, угрожавшего демократии. Обычно имя такого гражданина писалось на черепках. Если более половины Народного собрания указывало одно имя, то этот человек изгонялся из Афин.
4. Полезно знать. Работа с понятием «остракизм». Дополнительный материал – сообщения учителя, слайд.


  • Один раз в год на Народном собрании опасных для демократии граждан подвергали остракизму, то есть тайному суду и изгнанию. Каждый член собрания писал на отдельном черепке ( по – гречески – остракон) имя человека, который, по его мнению, угрожал демократии. Тот, за которого голосовало больше половины собравшихся, подвергался осуждению и изгнанию.

5. Работа с историческими документами, самостоятельная работа

Задание: Внимательно прочтите документ? - Кто по закону считался гражданином ? - Какие цели преследовала проверка кандидатов

на занятие государственных должностей ?



Документ: Греческий ученый Аристотель так писал о проверке прав гражданина. Если в отношении какого-либо жителя. Афин возникают сомнения, гражданин ли он, то дело передается в суд. Если суд не признает права этого человека, то государство продает его в рабство. Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец матери?» Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?» Выслушав ответы, председательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов». После всех выступлений Совет пятисот решает голосованием, можно ли афинянина, утвердить в должности ?
6. Работа со схемой ( обобщение и закрепление изученного материала, беседы)

IV. Физминутка

V. Сообщения учащихся по теме «Золотой век Перикла»

Перикл

В 444-43 гг. до н. э. Перикл 14 раз подряд избирался стратегом. Первый стратег отвечал за безопасность полиса, возглавлял армию и флот. Перикл фактически был народным вождем, пользовавшимся безусловным уважением сограждан. Он обладал многими достоинствами, которые позволяли ему пользоваться таким авторитетом: умом, благородным происхождением, ораторским дарованием. Он многое делал из того, что нравилось демосу. При нем выдавались деньги из казны на покупку театральных билетов, организовывались общественные работы для бедных, был перестроен Акрополь, отстроен порт Пирей.




ИНИЦИАТИВЫ ПЕРИКЛА

Содержание

Значение

Закон об оплате выборных должностей

Впервые у бедняков появилась возможность на деле участвовать в управлении государством

Выдача денег беднякам для покупки билетов в театр

Забота государства о культурном развитии своих граждан

Строительство комплекса на Акрополе

Афины стали культурным центром Эллады

    1. Видеофрагмент «Выборы в Афинах».

VII/ Закрепление пройденного материала

  1. Заполните пропуски:


Решения в демократических Афинах принимались


Для того чтобы решение было принято, требовалось согласие
Иноземцы и их потомки, живущие в Афинах, назывались

- совет, собиравшийся на холме Ареса


- это своего рода афинский парламент, членами которого были потомственные афиняне мужского пола старше 20 лет


2. Тест


  • 1. Назовите самого известного политического деятеля древних Афин?

А) Сократ; Б) Перикл; В) Гомер.

  • 2. Народное собрание обычно проводилось …

А) на Акрополе; Б) на агоре; В) на холме Ареса

  • 3. В Древних Афинах мужчина, родители которого были афинянами, становился гражданином этого города по достижении …

А) 18 лет; Б) 20 лет; В) 30 лет

VIII/ Сравнительный анализ

  1. Работа по учебнику

- Cравните права и значение народного собрания в Афинах и в Спарте.
( сравнительный анализ)
IX. Подведение итогов

Заключительное слово Музы истории – Клио, оценки, д\з


Клио: Дорогие ребята, вы оправдали мои надежды. Я очень рада, что вы так хорошо знаете историю, что вы любознательны, активны. А самым активным, как я обещала, хочу вручить орден Музы Истории. Это ….

Желаю вам всем дальнейших успехов в учебе.



Латыпов Эдуард Рамильевич

скачать


Смотрите также:
Расцвет демократии в Афинах
90.3kb.
Урок по истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"
19.83kb.
Урока-мероприятия в 5 классе по истории древнего мира «В древнегреческом театре» Урок театр
74.37kb.
Миф о демократии
71.01kb.
Вариант Фамилия, имя класс Охота и собирательство возникли в
66.96kb.
«Расцвет Римской империи» необходимо задание обобщающего и систематизирующего характера
37.06kb.
Древнегреческие города-государства назывались «полисы». Одним из греческих полисов были Афины, главный город области Мессении. Власть в Афинах в VII веке до н э. принадлежала знати
16.78kb.
Сочинение История демократии- основа развития демократии ученица 9 класса Башмакова Регина
44.33kb.
Европейская неделя местной демократии
54.08kb.
Писатели активные деятели советской демократии
26.6kb.
История конституции основа демократии России
41.47kb.
Тест Основание греческих колоний
19.39kb.