Главная стр 1
Тема: Религия  древних греков

Класс: 5 «Б» дата______________

Ожидаемые результаты. После занятия  учащиеся смогут:

знания:

-давать определения (религия, пантеон)



-называть имена греческих богов:

-сравнивать  верования  греков и египтян, объяснять сходства и различия в них ;

умение и навыки:

-работать с документами;

-работать в группе;

-выступать с сообщениями;

-представлять результаты поиска исследования;

отношения, ценности, внутренние установки:

-составить себе представление о роли религии в жизни греков;

-высказывать  свое отношение  к героям мифов, оценивать  отрицательные  и положительные черты характера героев божества, их поступков.



Ресурсы:

История древнего мира. Т.П. Андреевская, Вентана- Граф.

Плакат –схема «Боги Древней Греции»                                                                             Презентация «Религия Древней Греции» (http:/fcior.edu.ru)

Иллюстрации  http://www.hellados.ru/ill.php?page=0&letter=

Н.А.Кун. Легенды и Мифы Древней Греции.

План занятия:

1.Мотивация. Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги.

От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы древних греков.  Вопрос:  

Почему древние греки верили в существование олимпийских богов, а современные люди – нет? Почему ученые и мы изучаем мифы ?

2. Постановка цели и задачи. Целеполагание осуществляют учащиеся. Учитель:сегодня мы будем изучать религию древних греков .Как вы думаете, на какие вопросы мы сможем ответить в конце урока? Ученики формулируют вопросы, учитель корректирует.

3. Новый материал. Презентация «Религия Древней Греции» (2-3 слайда).

Возвышается гора Олимп -самая высокая из всех гор Эллады. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. Там в вышине- золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном.

На высоком  золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера, дети. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

Работа с классом :   выписать термины и дать им определения ,внимательно рассмотреть рисунок «Боги  древней  Греции» и начать заполнять таблицу



4.Интерактивная часть урока. Работа в группах.

      Класс делится на три группы, каждая группа получает раздаточный материал.          

Задания:1. прочтите  миф о Деметре и Персефоне и ответьте на вопросы:  в каком мифе древних египтян отразились аналогичные явления природы? Сравните верования греков и египтян, чем объясните сходства и различия в них? (приложение №1)

2.Что можно узнать из мифа о Дионисе о жизни древних греков? (приложение №2)

3.что в поступке Прометея вызывает наибольшее уважение? (приложение №3)

5.Подведение итогов:

-назовите имена богов(заполненная таблица);

-почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона , а в религии египтян подобных богов не было?

-кто из богов или богинь нравится больше всего и почему? Каким занятиям они покровительствовали , чем прославились?

-перед вами изображены сюжеты различных  мифов(иллюстрации) .Напишите названия мифов и имена их героев;

-мифы создавали многие народы мира .Почему именно мифы древних греков легли в основу общечеловеческой культуры?

Выводы по занятию, оценивание работы в группе(приложение№4): олимпийские боги, как и люди,  равнодушны      и безжалостны, завистливы, жестоки и  коварны .От веры в олимпийских богов остались только мифы.

Изучая мифы древних греков ,ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.

Рефлексия: дети оценивают урок (свою работу, качество полученных знаний на уроке) с помощью цветных жетонов: белые – «неудовлетворительно» , желтые – «удовлетворительно» , зеленые – «хорошо» , красные – «отлично».

Домашнее задание:

базовый

повышенный

высокий

Называть термины и давать им определения

Придумать рассказ о том, как грек(мореход, земледелец) обращался к богам за помощью.

Составить сравнительную таблицу: «Боги Древней Греции и боги Древнего Египта» (найти 2-3 линии сравнения)

 Приложение 1.

    Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин – жена его Персефона, дочь богини плодородия Деметры. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, беззаботно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал её на колеснице, запряжённой чёрными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала Деметра. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и тёмными ночами. На десятый обратилась Деметра к всевидящему богу Солнца – Гелиосу и от него узнала, что дочь её по воле Зевса находится в царстве мёртвых……………



Приложение 2.

     По горным долинам под звуки флейт и свирелей движется веселое и шумное шествие. Впереди – юноша небывалой красоты. Это – бог Дионис (его другое имя Вакх). Он научил людей разводить виноград и делать вино из его гроздей. Прыгают и скачут неизменные спутники Диониса – сатиры. Это лесные боги с козлиными рогами, с лошадиными ушами, хвостами и копытами. Они проказливы, привержены к вину, весельчаки и забияки. С пением кружатся в неистовом танце юные спутницы Диониса – менады. В безумном восторге  взывают они к богу……….



Приложение 3.

      Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?



Приложение №4

Оценивание занятия и своего личного участия



критерии

оценка

Доступность изучения нового материала оценка своего личного участия на занятии и его полезность

Низкая-1 балл

Средняя-3 балла

Высокая-5 баллов


Объем нового материала

Недостаточный-1 балл

Достаточный-3 балл

Можно увеличить-5 баллов


Полученные знания

Останутся невостребованными-1 балл

Смогу применить на занятиях-3 балла

Смогу применить на практике-5 баллов


Свое личное участие в работе группы оцениваю как

Не достаточное-1 балл

Достаточное-3 балла

Активное-5 баллов


Работа в группе

Мешала-1балл

Не имела значение-3балла

Помогала-5 баллов


5-9 баллов-не высокий уровень участия и полезности

10-19 баллов-средний уровень

20 и выше-высокий уровень
Конспект урока истории

в 5 классе

на тему: «Древняя Спарта».
Лариса Владимировна Костюченко,

учитель истории

МБОУКраснопоймская СОШ.
Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством. Изучить особенности спартанского образа жизни; отрабатывать умение работы с документами; учить рассуждать и высказывать своё мнение; воспитывать уважение  к другому  образу  жизни.
Задачи:
Образовательные:


  • формирование репродуктивных знаний о природе, занятиях и населении Спарты;

  • формирование конструктивных знаний о военизированном олигархическом государственном устройстве Спарты, ее армии и особенностях воспитания;

  • показать, что основа могущества Спарты базировалась на ее армии;




  • продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий.

Развивающие:




  • учить различать и оценивать альтернативные суждения, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы;

  • развитие памяти во время дидактических игр по истории.

Воспитательные:




  • подвести к пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны;

  • воспитывать уважение к другому образу жизни.


Тип урока: комбинированный урок.
Технологии: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированное обучение.
План урока:


  1. Возникновение спартанского государства.

  2. Воспитание детей и молодежи.

  3. Государственный строй Спарты.

  4. Спартанская армия.


Оборудование урока:

Проектор или интерактивная доска, авторские рабочие тетради, иллюстрации: спартанские воины, Ликург.



С целью активизации мыслительных процессов можно предложить в начале урока учащимся отгадать исторические загадки по пройденному материалу:

1. Он написал про Илион и Одиссея,


И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)

2. Как в Греции звать


Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)

3. Для всех свободных афинян –


И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)

4. Как называли власть такую,


Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)

5. Знать совет свой создала,


Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

6. Что за камень появился


На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал


За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)

Вопросы для устных ответов:

1. Какие категории населения афинского государства вы знаете?


2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?
3. Вспомните и расскажите, как управлялись Афины до Солона?
4. Кто отменил долговое рабство и почему?
5. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона?
6. Что означает слово “демократия” в переводе с греческого?

В целях активизации познавательной деятельности учащихся целесообразно предложить для начала решить кругограмму в парах. (Слайд 3) Расшифрованное слово записать в словарь: лаконика – это область, где проживали спартанцы.



http://festival.1september.ru/articles/416037/img1.gif

1. Спартанцы (спартиаты) и илоты. (Слайд 4)
Ход урока:
Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из известнейших полисов Древней Греции – Спарте: его возникновении и расцвете, особенностях управления, о воспитании юных спартанцев. Сравним  условия жизни жителей Спарты и Афин.
Ученики имеют на партах приложения с документами.
И сейчас часто можно слышать: спартанский образ жизни. Что это такое? Как жили в Спарте? Сегодня мы об этом узнаем.

Найдём на карте Южную Грецию-полуостров причудливой формы со звучным названием Пелопоннес. Лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Сначала здесь жили греки-земледельцы. Найдём на карте области Мессения и Лаконика. Земли здесь очень плодородные, особенно в долине реки Еврот. Условия для мореплавания здесь не столь благоприятные, как в Аттике. Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновали своё поселение в долине реки Еврот, назвали его Спартой. Всю землю спартанцы поделили на равные участки, но работать на этой земле заставили местных греков, обращённых в рабов и названных илотами. Посмотрим на рисунок. Участки -_это земли спартанцев. Обрабатывая землю, илоты отдавали часть урожая спартанцам: зерно, оливки, овощи и т.д. 


СХЕМА ЗЕМЕЛЬ.
Вопросы к ученикам:

1.Кому принадлежат земли?

2.Кто на них работал?

        


Изучение нового материала:
Рассказ учителя:

Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Давайте обратимся к видео-эпиграфу сегодняшнего урока, попробуйте ответить на вопрос: «Чем отличалась Спарта от Афин?».

Действительно спартанцы (спартиаты) окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей – воинов.


  1. Возникновение спартанского государства.


Рассказ учителя (Работа с картой на рабочих листах и на доске):

«Спарта была вторым значительным полисом Греции. Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. Имелись запасы железной руды.

О возникновении Спарты в литературе есть две версии: 1 – город существовал при ахейцах, был разрушен и заново отстроен дорийцами, 2 – дорийцы основали новый город, объединив ряд небольших поселений».

Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург. Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа? Согласно сохранившимся данным он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными.


Давайте обратимся к документу, который характеризует общественный строй Спарты. Ученики получают задание прочитать документ в рабочих листах, ответить на вопросы к документу.
«Дорийцы являлись гражданами Спартанского государства. Большую часть местного населения спартанцы поработили, их стали называть илотами. Спартанцы завоевали соседнюю область Мессению. Часть ее населения они тоже превратили в илотов. Жители Мессении несколько раз восставали против поработителей. Спартанцы понимали, что только сильная армия сможет удержать в повиновении покоренных и защитит Спарту от врагов.

Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов.

Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.

Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты.

Жителей небольших городков, разбросанных на некотором удалении от Спарты, вдоль границ, называли периэками ("живущими вокруг"). Они были свободными, но не имели гражданских прав. Периэки имели наделы земли. Они занимались также ремеслом и торговлей. Ремесленники изготавливали только самые простые и необходимые вещи: посуду, одежду, и оружие для воинов.

Переход из одной группы в другую был невозможен. За преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также, ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов - спартанцев.  

Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»».


Вопросы к документу:


  1. Какую категорию населения относили к спартиатам?

  2. Кого называли периэками?

  3. Кто такие илоты?

  4. Какие обязанности существовали у илотов?

  5. Как спартанцы обращались с илотами. 

Мы уже знакомы с таким городом Греции, как Афины. Насколько красив этот город? Поделитесь своими впечатлениями. В центре – великолепный храм в честь богини Афины, много красивых зданий, храмов, театр, памятники, статуи. На главной площади в рыночные часы всегда было шумно и многолюдно. На улицах много ремесленников,               торговцев. (Используем иллюстрации, фото)


Что же представлял город Спарта?   

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ №2.
В Спарте никто не мог жить, как он хочет. Ручной труд презирался. Заниматься ремёслами и торговлей спартанцы не могли: запрещали законы. Среди них не было искусных строителей, художников, писателей. Спартанцы преуспели только в одном -  в военном деле. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Самим жителям Спарты запрещалось ездить за границу, как бы они не стали подражать чужой жизни.
ЗАДАНИЕ. Закройте глаза. Попробуйте мысленно оказаться в Спарте.

Каким вы себе представляете город Спарту? Опишите, что вы там могли увидеть? 
А теперь посмотрим на рисунок. Какие отличительные черты города мы здесь находим? Отсутствие стен; дома-казармы, отряды воинов, отсутствие красивых зданий, статуй и т. д. Можно было ещё изобразить длинный деревянный стол, за которым спартанцы обедали под открытым небом. Обратимся к документу.
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ №3. Вопросы: Какие основные продукты питания? Почему было такое отношение к пище?
Выслушав высказывания детей, учитель подводит к мысли, что спартанцы уходили воевать в дальние походы. А там их ожидала суровость быта, строгость распорядка, режима. Воспоминания о доме? Стремление быстрее вернуться домой? К изысканной пище? Строгость быта подчёркивала необходимость везде и во всём оставаться воином, быть начеку, не расслабляться, не избаловываться, не изнеживаться. Выделяем черты спартанца: неприхотливость, умение довольствоваться малым.
2.Воспитание детей и молодежи.

Особым в Спарте было и воспитание детей.  В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей.


ВОПРОС К ДЕТЯМ. МОЖЕТЕ ОТВЕТИТЬ: ПОЧЕМУ? ЕСЛИ «НЕТ», ТОГДА СЛУШАЕМ РАССКАЗ О ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ.    СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.
Мальчиков с 7 лет отбирали у родителей и воспитывали в военных отрядах. Спали они на подстилках из колючего тростника, ходили босиком. Раз в год выдавался плащ, который одевали на голое тело. Волосы стригли наголо. Взрослые следили за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закалялся характер и появлялось мужество. Их обучали стойко переносить лишения и голод, кормили плохо, поощряя воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радовался: «Молодцы, они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не испугают трудности!» Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не пожалуются, тот тоже изобьёт. За что? (Как ответят дети?) Добавить: не за воровство, а за то, что попались.

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту мальчики учили мало. Зато напряжённо занимались бегом, гимнастикой, метанием диска и копья, показывая смелость и ловкость.


ВОПРОС: ЧЕГО ДОБИВАЛИСЬ ОТ МАЛЬЧИКОВ СТОЛЬ СУРОВЫМ ВОСПИТАНИЕМ?

КАК ВЫ МОЖЕТЕ ОБЪЯСНИТЬ ОБЫЧАЙ ПОКАЗЫВАТЬ СТАРЕЙШИНАМ НОВОРОЖДЁННЫХ МАЛЬЧИКОВ?
В конце обучения молодым спартанцам устраивали «экзамен». Им не надо было писать изложение или решать задачи. Юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город Спарту. РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ № 4.   Какой делаем вывод?

Илотов много, а значит, могут подняться на восстание. Экзамен в чём? Что в этом экзамене кажется вам странным, ужасным? Жестокость?


Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в этом городе. Страшно? Интересно? Какие у вас чувства? Понравился город Спарта? Нет? Почему? Почему художники не изображают Древнюю Спарту?

 

3.Государственный строй Спарты.


Для изучения данного вопроса предлагается использовать игру «Из уст в уста».
Текст для игры: Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом.  Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.

А предлагала решение герусия - совет старейшин. Герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов (старцев) и двух царей. Геронты избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их архагетами («предводителями»), а греки из остальных городов называли их царями.

Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.

Со второй половины V века до н.э. большую роль в управлении стали играть пять эфоров. Эфоры контролировали деятельность всех органов управления полиса.

Внимание учащихся обращается на схему в рабочей тетради. Еще раз проговариваются особенности спартанского общества.
Вывод: государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих. Такой строй называется олигархией (понятие записывается в рабочую тетрадь).

Возможный вывод:  Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства.


  1. Спартанская армия.

Рассказ учителя:

Спартанская армия была самой сильной в Греции. На первом месте для спартанца стоял родной полис, его свобода и благополучие. Один поэт писал:

Доля прекрасная - пасть в первых рядах ополчения,

Родину-мать от врагов обороняя в бою.

Спартанцы были прекрасными воинами - сильными, умелыми, храбрыми.

Спартанские воины обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившие дальнейшее развитие в римской армии. У спартанцев тренировка преобладала над обучением, что определялось характером боя того времени.

Для проверки боевой готовности периодически устраивались военные смотры. Тот, кто на смотр являлся располневшим сверх установленной для воина нормы, тот подвергался наказанию. Военные смотры заканчивались состязаниями.

Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам. Эфоры обыкновенно зачисляли в действующую армию младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были являться на службу со своим вооружением и продовольствием; исключение составляли цари и их свита, получавшие содержание в походе за счет государства.

Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, прикрепленный к шее, шлем, защищавший голову, панцирь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Такой тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу — илота, который в походе нес его защитное вооружение.

В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20—60 м, стрела поражала на дистанцию 100—200 м. Легко вооруженные воины обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка.

Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых колебалась в пределах 2— 6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.

Выполните задание на рабочих листах.

Прочитайте древнегреческую эпиграмму, посвященную гибели спартанского воина.


Мертвым внесли на щите Фрасибула в родную Питану.

Семь от аргивских мечей ран получил он в бою.

Все на груди были раны. И труп окровавленный сына

Тинних-старик на костер сам положил и сказал:

«Пусть малодушные плачут, тебя же без слез хороню я,

Сын мой. Не только ведь мой – Лакедемона ты сын».
Объясните, почему в древней надписи особо отмечено, что погибшего спартанского воина внесли на щите и что все на груди были раны?

Расскажите на основании этого текста, какой была спартанская армия, какое место занимала военная служба в жизни спартанцев и как относились жители Спарты к  своим воинам.

Провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем».

– Что хотела сказать этими словами женщина?

Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.

Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?


Мы с вами говорили о жизни в одном из известнейших полисов Греции – Спарте. Чем же отличались условия жизни жителей Спарты и Афин? Давайте обратимся к таблице:

 

Афины

Спарта

Основные занятия

Земледелие, ремесло, торговля

Военное дело

Использование

труда рабов



После реформ Солона остались только привозные рабы.

Спартанцы держали в рабстве своих соплеменников - греков.

Достижения

В Афинах ценилось ораторское искусство, чтение, письмо, спорт, культура, архитектура.

Спартанцы были малограмотны, но очень дисциплинированы, стойкие, выносливые, военное искусство.

Выполните задание:

В одном древнем сочинении сохранилась такая история:



Однажды спартанец, приехавший в Афины, попал на судебное заседание, где какого-то афинянина осудили за безделье. Подсудимый уходил из   здания суда, низко опустив голову. Спартанец бросился к нему со словами: «Я хочу познакомиться с человеком, осужденным за любовь к свободе!».

Что может рассказать этот исторический эпизод о разнице в жизненных ценностях, устремлениях граждан Афин и Спарты?


Выводы урока: Суровый военный режим резко затормозил развитие Спарты. Постепенно захирела яркая культура, которая существовала до Ликурга. Несмотря на свою военную мощь, этот полис был самым отсталым в Греции. В Спарте не было ни литературы, ни науки.
Закрепление материала.

Игра «Найди ошибки в рассказе Мюнхаузена».
Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители, крепкие, сильные, выносливые. Правда, меня не сразу впустили в город, пришлось стучать в высокие и крепкие ворота и ждать, чтобы их открыли. Когда вышла охрана и пропустила меня, я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города и спросил: «Где у вас находятся театр, музеи, какие памятники у вас есть?» Один из спартанцев согласился стать гидом и показать свой город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Я тоже кое-что купил себе на память об этом городе. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. Я торопился в город Афины. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе.

Что в этом рассказе не соответствует действительности?


Подведение итогов урока. Запись домашнего задания.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.      Вигасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира. Просвещение, 2006.

2.      Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира.

3.      Книга для чтения по истории древнего мира. Под ред. А.И. Немировского. – М., Просвещение,1981.

 

 



                                                                                                                                                                         

      УРОК «ДРЕВНЯЯ СПАРТА». 5 КЛАСС. ДОКУМЕНТЫ.

 

1. В Спарте народу не больше, чем в трёх-четырёх деревнях. Вокруг Спарты было много деревень, где проживали илоты. Илотов было раз в десять больше, чем спартанцев.                                                                                                                                   Спартанцы, даже самые знатные, ходили в простой одежде. У них не было дорогих тканей. Золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения, расплачивались громоздкими железными прутьями. Ремеслом занимались периэки (в переводе «живущие вокруг»), свободные неспартанцы, жившие в пограничных районах. Ремесленники производили предметы первой необходимости и оружие.


ВОПРОСЫ: 1. Какие группы людей проживали в Спартанском государстве?

2.Кто в Спарте занимался ремеслом?

3.Если бы в Спарте разрешили производить предметы роскоши, то ремесленники бы всё равно покинули пределы Спарты. Почему?
2. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей – воинов.
ВОПРОСЫ: 1. Что можно было увидеть в Спарте?

2. Чем он отличался от других городов?
3.Строго соблюдая за тем, чтобы роскошь не затронула спартанцев: питались вскладчину, и позором считался отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.
ВОПРОСЫ: 1. Нужны ли были в Спарте искусные повара?

2. Почему было такое отношение к питанию?
№ 4. Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»
ВОПРОСЫ: 1. За что убивали ни в чём не повинных людей-илотов, которые работали на них?

2. Всех подряд? Зачем?








Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

в 5 классе

 на тему: «Древняя Спарта».

Лариса Владимировна Костюченко,

 учитель истории

 МБОУКраснопоймская сош.

Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством. Изучить особенности спартанского образа жизни; отрабатывать умение работы с документами; учить рассуждать и высказывать своё мнение; воспитывать уважение  к другому  образу  жизни.

Задачи:

Образовательные:



  1. формирование репродуктивных знаний о природе, занятиях и населении Спарты;

  2. формирование конструктивных знаний о военизированном олигархическом государственном устройстве Спарты, ее армии и особенностях воспитания;

  3. показать, что основа могущества Спарты базировалась на ее армии;

  1. продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий.

Развивающие:

  1. учить различать и оценивать альтернативные суждения, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы;

  2. развитие памяти во время дидактических игр по истории.

Воспитательные:

  1. подвести к пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны;

  2. воспитывать уважение к другому образу жизни.

Тип урока: комбинированный урок.

Технологии: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированное обучение.



План урока:

  1. Возникновение спартанского государства.

  2. Воспитание детей и молодежи.

  3. Государственный строй Спарты.

  4. Спартанская армия.

Оборудование урока:

Проектор или интерактивная доска, авторские рабочие тетради, иллюстрации: спартанские воины, Ликург.



Ход урока:

Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из известнейших полисов Древней Греции – Спарте: его возникновении и расцвете, особенностях управления, о воспитании юных спартанцев. Сравним  условия жизни жителей Спарты и Афин.

Ученики имеют на партах приложения с документами.

И сейчас часто можно слышать: спартанский образ жизни. Что это такое? Как жили в Спарте? Сегодня мы об этом узнаем.

Найдём на карте Южную Грецию-полуостров причудливой формы со звучным названием Пелопоннес. Лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Сначала здесь жили греки-земледельцы. Найдём на карте области Мессения и Лаконика. Земли здесь очень плодородные, особенно в долине реки Еврот. Условия для мореплавания здесь не столь благоприятные, как в Аттике. Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновали своё поселение в долине реки Еврот, назвали его Спартой. Всю землю спартанцы поделили на равные участки, но работать на этой земле заставили местных греков, обращённых в рабов и названных илотами. Посмотрим на рисунок. Участки -_это земли спартанцев. Обрабатывая землю, илоты отдавали часть урожая спартанцам: зерно, оливки, овощи и т.д. 

СХЕМА ЗЕМЕЛЬ.



Вопросы к ученикам:

1.Кому принадлежат земли?

2.Кто на них работал?

        


Изучение нового материала:

Рассказ учителя:

Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Давайте обратимся к видео-эпиграфу сегодняшнего урока, попробуйте ответить на вопрос: «Чем отличалась Спарта от Афин?».

Действительно спартанцы (спартиаты) окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей – воинов.


  1. Возникновение спартанского государства.

Рассказ учителя (Работа с картой на рабочих листах и на доске):

«Спарта была вторым значительным полисом Греции. Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. Имелись запасы железной руды.

О возникновении Спарты в литературе есть две версии: 1 – город существовал при ахейцах, был разрушен и заново отстроен дорийцами, 2 – дорийцы основали новый город, объединив ряд небольших поселений».

Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург. Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа? Согласно сохранившимся данным он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными.



Давайте обратимся к документу, который характеризует общественный строй Спарты. Ученики получают задание прочитать документ в рабочих листах, ответить на вопросы к документу.

«Дорийцы являлись гражданами Спартанского государства. Большую часть местного населения спартанцы поработили, их стали называть илотами. Спартанцы завоевали соседнюю область Мессению. Часть ее населения они тоже превратили в илотов. Жители Мессении несколько раз восставали против поработителей. Спартанцы понимали, что только сильная армия сможет удержать в повиновении покоренных и защитит Спарту от врагов.

Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов.

Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.

Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты.

Жителей небольших городков, разбросанных на некотором удалении от Спарты, вдоль границ, называли периэками ("живущими вокруг"). Они были свободными, но не имели гражданских прав. Периэки имели наделы земли. Они занимались также ремеслом и торговлей. Ремесленники изготавливали только самые простые и необходимые вещи: посуду, одежду, и оружие для воинов.

Переход из одной группы в другую был невозможен. За преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также, ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов - спартанцев.  

Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»».

Вопросы к документу:



  1. Какую категорию населения относили к спартиатам?

  2. Кого называли периэками?

  3. Кто такие илоты?

  4. Какие обязанности существовали у илотов?

  5. Как спартанцы обращались с илотами. 


Смотрите также:
Религия древних греков
287.4kb.
«Религия древних греков»
85.16kb.
Урок по теме "Религия древних греков"
69.6kb.
Сценарий урока истории в 5 классе по теме «Религия древних греков»
46.52kb.
Тема: Религия древних греков
63.68kb.
Урок истории по теме «Боги Древней Греции»
43.85kb.
Разработка урока истории в 5 классе Ивонина Марина Валерьевна, учитель истории и обществознания Пангоды Тема урока: Религия древних греков
49.44kb.
Религия древних египтян Цели урока: Образовательные
135.15kb.
«Религия древних египтян»
110.14kb.
Урок по теме «Начало Римского государства»
56.4kb.
Реферат Древнегреческая религия
193.88kb.
К уроку: Римская семья, нравы и религия (таблица) Религия
24.6kb.