Главная стр 1
скачать


Религия древних египтян
Цели урока:

1. Образовательные:

А) эмпирический уровень:

  • Сформировать у учащихся представление о религии древних египтян, их богах и культах;

  • Сформировать у учащихся представление о храмах Древнего Египта;

* Сформировать у учащихся представление об обряде мумификации;

Б) теоретический уровень:

  • Сформировать у учащихся новые понятия: «жрецы», «миф», «мумия», «саркофаг»;

  • Продолжить работу над понятиями: «религия», «бог»;

  • Подвести учащихся к выводу о том, что египтяне отождествляли те явления окружающего мира, которые не могли объяснить;

  • Подвести учащихся к выводу о том, что многое из того, что считалось дурным поступком, подлостью или преступле­нием в Древнем Египте (ложь, сквернословие, воровство, грабеж, убийство), считается таковым и поныне.

2. Развивающие:

  • Продолжить работу над формированием понятийного аппарата учащихся;

  • Продолжить работу над развитием умения анализировать исторические факты на элементарном уровне,

  • Продолжить работу над развитием творческого воображения учащихся;

  • Продолжить работу над развитием образного мышления учащихся;

  • Продолжить работу над развитием умения пересказывать содер­жание текста учебника;

  • Продолжить работу над развитием умения сопоставлять события истории древнего мира;

  • Продолжить работу над развитием умения фор­мировать несложные выводы;

  • Продолжить работу над развитием четкой монологичной речи.

3. Воспитательные:

  • Продолжить работу по эстетическому воспитанию учащихся;

  • Продолжить работу по нравственному воспитанию учащихся;

  • Продолжить работу по этическому воспитанию учащихся;

  • Продолжить работу по воспитанию толерантной личности.


Средства обучения: карта «Древний Египет», презентация «Религия древних египтян».

Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока:

  1. Оргмомент (1 минута):

Учитель: успокаивает класс, проверяет отсутствующих, говорит о плане урока.

Учащиеся: готовятся к уроку, садятся.


  1. Опрос (8 минут):


1. Подготовка устного ответа по карточке № 12
КАРТОЧКА № 12

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Для этого вспомни:



  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачаль­ника и рядовых воинов?

Сделай вывод. .

Примерный ответ учащегося: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войс­ко фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечни­ки этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из похо­дов привозили все ценное, а главное — рабов. Таким образом, фараоны, вельмо­жи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

2. Работа с классом по карте.

  • Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)

  • В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим вой­ском? {Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину Сирию, Фи­никию.)

3. Беседа по вопросу.

— Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приво­дили к ослаблению царства. (У. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране — это ис­точник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)



4. Познакомьте нас с рассказом, который вы придумали от
имени египетского воина о походе в чужую страну.


  1. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг и т.д. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы мож­но сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.




  1. Изучение нового материала

План:

  1. Поклонение священным животным и растениям.

  2. Храмы и жрецы.

  3. Отражение явлений природы в религии древних египтян.

  4. Мифы о царстве мертвых и суде Осириса.

Внимание учащихся привлекается к теме урока. «Вы помните, что религиозные верования зародились у первобытных людей. Какие именно верования?» — может спросить учитель.



  1. Поклонение священным животным и растениям. Религиозные верования зародились у египтян, как и у других народов, еще в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям (напри­мер, льву, собаке, кошке), птицам (например, коршуну, соколу, ибису), крокодилам, лягушкам, змеям, жукам (слайд 1).

Геродот «История»

(культ животных) ~ 66.... Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все сгригут себе волосы на теле и голове. - 67. ...Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гроб­ницах...

69. ...Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священны­ми. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он жи­вет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погреба­ют в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными, и даже употребляют их в пищу...



Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего Мира. - М.,1987. С. 49.

— Культ, каких животных существовал в Древнем Египте? (Кошек, со­бак, крокодилов.)


Они наделяли сверхъестественными свойствами растения (например, пальму, тростник папирус). Эти верования сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в могущественных богов, которых часто изображали с туловищем человека и головой зверя, птицы или змеи. Последнюю мысль иллюстрируют рисунки, например «Бог Тот...» (с. 52).

Учитель объясняет: «Перед вами древнеегипетская статуэтка бога по имени Тот. У него голова птицы ибиса, на голове поло­сатый платок. Египтяне почитали Тота как бога мудрости, спра­ведливого суда, изобретателя письма».



2. Храмы и жрецы. Египтяне считали, что жилища нужны не
только людям, но и богам. В глубокой древности храмы — «жилища богов» — строились из тростника и глины, как и хижины
людей. Эти храмы не сохранились: тростник сгнил, а глина рас-
сыпалась.

«Рассмотрите рисунок (с. 49), — предлагает учитель. — Так мог выглядеть один из древнейших храмов — храм богини войны и охоты Нейт. Во дворике перед храмом изображен знак этой боги­ни — щит с двумя перекрещенными стрелами. Позже храмы в Египте стали строиться из камня». (слайд 2, 3)

При храмах жили жрецы, или «служители богов», как они себя называли. «Только нам, — утверждали жрецы, — боги открывают свою волю. И только мы знаем, как правильно молиться богам. Не скупитесь на подарки богам — несите в храм жертвы!» Бога­тейшие подарки храмам делали фараоны — плодородные земли, скот и рабов, предметы из золота и серебра. (слайд 5)

3. Отражение явлений природы в религии древних египтян. Речь на
уроке пойдет о восходе и заходе солнца (мифы об Амоне-Ра и
Апопе), движении звезд по ночному небу (мифы о Гебе и Нут),
смене времен года: после сезона засухи, когда вся растительность
будто умирает, начинается разлив Нила и природа оживает вновь
(миф о смерти и воскресении Осириса).

«Древние египтяне создали много мифов — сказаний о бо­гах, — говорит учитель. — Познакомьтесь с некоторыми из них». В учебнике мифы изложены достаточно полно и могут быть пе­ресказаны учителем (ознакомление с мифами может быть частично осуществлено путем громкого чтения учебника). По ходу рассказа учащиеся рассматривают рисунки.

«Бог солнца Ра...» (с. 49). Амон-Ра изображен с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Благодаря своему высокому полету сокол с древнейших времен сопоставлялся с солнцем и считался священной пти­цей бога солнца. В руках Амон-Ра держит знак жизни («анх»).

«Бог Амон-Ра и бог тьмы Апоп» (с. 49). Амон-Ра в борьбе со змеем по имени Апоп принял облик огромного огненно-рыжего кота. («В оборотничество верили еще первобытные люди», — напоминает учитель.)

«Нут и Геб» (с. 50). Рисунок иллюстрирует слова учебника: бога земли изображали «в виде человека с головой змеи», богиню неба «представляли огромной коровой».

«Богиня Исида...» (с. 51). Исида — покровительница матерей и детей; богиня изображена кормящей грудью младенца Гора. На головном уборе Исиды коровьи рога с солнечным диском посередине.

«Бог Гор... побеждает Сета...» (с. 51). Сын Осириса и Исиды Гор во многих областях Египта почитался как бог неба, изображался с головой сокола. Злой и завистливый бог пустыни Сет изображался человеком с головой осла, а иногда в облике зайца. (слайд 6); (слайд 7, 8)

4. Мифы о царстве мертвых и суде Осириса. В этих мифах отраже­на возникшая в Египте вера в загробное воздаяние (получение человеком после смерти в зависимости от его поведения в земной жизни награды или наказания).

В мифах рассказывается, что воскресший Осирис (слайд 9) не пожелал остаться на земле. Он стал царем и судьей в царстве мертвых. Египтяне верили в то, что после смерти они, подобно Осирису, оживут. Рассматривается рисунок «Суд Осириса» (с. 52).

Учитель рассказывает о том, как египтяне представляли себе судьбу умершего. На высоком троне в белых одеждах восседает владыка и верховный судья царства мертвых. За ним стоят супруга его Исида и сестра Пефтида. Перед Осирисом на цветке лотоса видны фигурки четырех сыновей бога Гора.

Бог мертвых Анубис с черной головой шакала держит за руку умершего, который должен убедить богов в том, что прожил жизнь достойно. «Привет тебе, великий бог, владыка справедливости!» — говорит умерший и произносит слова клятвы.



Учитель читает эту клятву по учебнику, с. 51,или

Книга мертвых

(вера в загробную жизнь) «Слава тебе, бог великий, владыка обогодной правды. Я пришел к тебе, госпо­дин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, ко­торые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью вдень отчета перед лицом Бла­гого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал... Я не делал зла. Неделаля того, что для богов мерзость... Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи бо­гов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей... Я чист, я чист,я чист, я чист...»

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего Мира. — М., 1987. С. 47.

  • Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

  • Где человек произносил подобную клятву? (на суде Осириса).

  • Для чего нужна была эта клятва? (для того, чтобы попасть на чудес­ные поля царства мертвых).

Учитель продолжает: «Писец богов — бог Тот с длинным птичьим клювом записы­вает слова умершего. Анубис (он изображен на рисунке дважды — второй раз стоящим на коленях около весов) проверяет истинность клятвы. На одну чашу больших весов кладет он сердце умершего, на другую — легчайшее перо — знак богини правды Маат (слайд 11). Солгавшего сожрет чудовище Амамат (оно изображено рядом с весами и имеет пасть крокодила, тулови­ще льва и зад бегемота). Но если Правда и сердце весят одинаково (именно так и изображено на древнеегипетском рисунке), бог Гор подведёт умершего к трону отца своего Осириса. И тот дарует ему бессмертие. Отныне правед­ник будет жить в подземном царстве, где плодородные поля и полноводные каналы, пшеница в рост человека, много разной еды и напитков. Однако в загробном мире все должны трудиться».

Анализируя миф о суде Осириса, учитель объясняет, что зем­ледельцы и ремесленники Египта надеялись после смерти попасть в «страну мертвых», где существует полное изобилие. Они верили, что их обидчики будут наказаны. Ведь на суде Осириса каждый умерший (в том числе фараон, его вельможи, судьи, сборщики налогов) должен поклясться, что «не делал зла людям... не под­нимал руку на слабого...». В то же время надежда простых людей на лучшую жизнь после смерти способствовала укреплению власти фараона. Умерший клялся, что «не говорил зла против царя» (видимо, подразумевались любые высказывания против фараона, неповиновение его приказам, участие в мятеже). Однако при раз­боре текста клятвы еще более важен следующий вывод: многое из того, что считалось дурным поступком, подлостью или преступле­нием в Древнем Египте (ложь, сквернословие, воровство, грабеж, убийство), считается таковым и поныне.

О мумификации учащиеся могут узнать путем громкого чтения, с. 52 (вводятся понятия мумия и саркофаг). Представление о гробнице вельможи, саркофаге и мумии священного животно­го — крокодила дает рассмотрение рисунков (с. 58). (слайд 12, 13)

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его про­славляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью счита­лось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. (слайд 14)

— О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца — царь среди богов, фараон (его сын) - царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия — важнейшая опора государственной власти в Египте.)


Дополнительная информация.

В связи с заупокойным культом в древнем Египте были распространены уче­ние о «загробном мире», мумификации, строительстве гробниц. Поэтому поме­щенный материал из труда Герода «История в девяти книгах» может стать дополнительной информацией к уроку.



Бальзамирование покойников

Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются ре­меслом бальзамирования. Когда к ним приносят покойника, они показывают род­ственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования... Затем они пред­лагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец третий - самый деше­вый. Потом опрашивают (родных), за каких цену (и каким способом), те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимают­ся за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания (растворяющих) снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой (ароматичес­кая смола), касией (дикая корица, ароматическое растение) и прочими благовони­ями (кроме ладана),... (его) снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По ис­течении же 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают (его) повязкой из разрезан­ного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготавливают деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене.



Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего Мира. - М., 1987. С. 49-50.
По ходу урока делаются записи на доске и в тетради.

Религия древних египтян

Храмы — жилища богов

Жрецы — служители богов

Боги и богини

Амон-Ра (солнце) Анубис (бог мертвых)

Геб (земля) и Нут (небо) Тот (изобретатель письма)
Осирис, Исида и Гор Маат (богиня истины)

Сет (пустыня)



  1. Закрепление изученного на уроке

Беседа по вопросам.

  • Дайте определение понятию «религия».

  • Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

  • Какая связь существует между религией и государственной влас­тью? (Религия — опора государственной власти.)



  1. Домашнее задание:

1. Прочитать §10 учебника Вигасина.

  1. Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религи­озные верования существовали у древних египтян?».

  2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1. Задание № 33 с. 29. Придумайте окончание сказки.


скачать


Смотрите также:
Религия древних египтян Цели урока: Образовательные
135.15kb.
«Религия древних египтян»
110.14kb.
«Религия древних греков»
85.16kb.
Сценарий урока истории в 5 классе по теме «Религия древних греков»
46.52kb.
Конспект урока по биологии в 6 классе. Тема. «Строение и функции стебля. Рост стебля». Цели урока: Образовательные
89.43kb.
Тема: Религия древних греков
63.68kb.
Разработка урока истории в 5 классе Ивонина Марина Валерьевна, учитель истории и обществознания Пангоды Тема урока: Религия древних греков
49.44kb.
Религия древних греков
287.4kb.
План-конспект урока тема урока: методы шифрования текстовой информации (8 класс) Цели урока: Образовательные
47.75kb.
Конспект урока по теме "Тип моллюски" Цели урока: Образовательные
120.67kb.
Разработка урока по обществознанию для обучающихся 10 классов. Тема урока: Социальный конфликт и пути его разрешения. Цели урока: Образовательные
151.53kb.
Конспект урока математики «Производная сложной функции» (11 класс) Учитель: Буденная Галина Николаевна 2011г. Тема урока: «Производная сложной функции» Слайд Тип урока: Урок применения знаний и умений. Цели урока. Образовательные
45.39kb.