Главная стр 1
скачать

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей (русского языка)

МОУ «Удачинская СОШ»

от«30»августа2008 г.

№ 2



Рассмотрено

на заседании муниципального экспертного совета (полное название МЭС)

от «__» _______200… г.

№ ___






Утверждено

решением педагогического совета МОУ «Удачинская СОШ»

от «__» _______200… г.

№ ___




Программа

элективного курса

по русскому языку

«Культура речи. Языковая норма»

в 9-м классе

Автор: учитель русского языка

и литературы

Степанова Н.В.


с. Удачное

2008 г.



Пояснительная записка

В соответствии с Государственным образовательным стандартом изучение русского языка направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

Цель курса: содействовать формированию открытой для общения личности, владеющей навыками деловой коммуникации.

Задачи курса:



  • Развитие и формирование коммуникативных способностей, готовности к деловому общению.

  • Формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.

Планируемые результаты обучения:

  • Вступать в контакт, определяя целевую обстановку общения.

  • Отбирать языковые средства, учитывая ситуацию и цель деловой коммуникации.

  • Ориентироваться в речевой ситуации, определяя коммуникативную стратегию и тактику речевого поведения.

  • Высказываться целостно, логично, связно, как того требуют деловая коммуникация и правила культуры речи.

Образовательный продукт: публичные выступления учащихся с показом презентации.

Учебно-тематический план



Название темы

Количество часов

Форма проведения

Ожидаемый

результат



Всего

Теория

Практика

1

Культура речи, её предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуника-тивный, эстетический.

1

1




Лекция

Подготовка к семинару



Учащиеся должн.знать, что под культурой речи понимается владение нормами литературного языка; понимать, что в современном обществе важно владеть куль-турой речи, уметь грамотно выразить свои мысли

2

Основные понятия куль-туры речи. Язык как система. Язык и речь. Функции языка. Культура речи.

1

0,5

0,5

Лекция

Семинар


Закрепить представле-ние о составляющих культуры речи, фор-мировать умения стро-ить аргументированное высказывание и защи-щать свою позицию

3

Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы.

1

0,5

0,5

Лекция

Практикум



Актуализировать зна-ния о языковой норме языка.

4

Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматичес-кие нормы

1

0,5

0,5

Лекция

Практикум



Закрепить умения различать орфоэпии-ческие, лексические, грамматические нормы; формировать навыки использования норма-тивной речи

5-6

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство

2

1

1

Лекция

Практикум



Дать представление о коммуникативных каче-ствах речи, углубить знания о системе языка и речи, развивать уме-ние производить лин-гвистич. анализ текста

7-8

Этико-социальные аспекты культуры речи

2

1

1

Лекция

Практикум



Дать представление об этических нормах рече-вой культуры, учить отбирать этикетные формулы в зависимости от условий речевого общения

9-10

Культура монологической речи

2

1

1

Лекция

Ролевые игры



Обозначить компози-ционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи ри-торических фигур и приёмов, аргументации

11

Виды речи. Приветствен-ная речь

1

0,5

0,5

Лекция

Ролевые игры



Познакомить с класс-сификацией видов речи, научить учащихся стро-ить собственное моно-логическое высказы-вание, грамотно отби-рать языковые средства

12

Виды речи. Информа-ционная речь

1

0,5

0,5

Лекция

Практикум



Дать представление о признаках информа-ционной речи, форми-ровать умение строить собственное речевое высказывание,отбирать языковые средства

13

Виды речи. Агитационная речь

1

0,5

0,5

Лекция

Ролевые игры



Дать представление о признаках агитацион-ной речи; формировать умение строить собст-венное монологическое высказывание, отбирать языковые средства

14-15

Анализ текста

2

1

1

Практикум

Уметь находить в тексте риторические фигуры речи и приёмы аргументации

16

Фигуры речи

1

0,5

0,5

Лекция

Практикум



Уметь находить в тексте фигуры речи; уметь использовать их, создавая текст

17

Публичные выступления учащихся с показом презентации

1




1

Ролевые игры

Контроль


Подвести итог работы по теме курса; систематизировать и обобщить полученные знания; выявить степень сформирован-ности умения сос-тавлять письменное или устное высказывание

скачать


Смотрите также:
Решением педагогического совета моу «Удачинская сош» от 200… г. № Программа
55.28kb.
Решением моу «Удачинская сош»
141.24kb.
Решением моу «Удачинская сош»
101.65kb.
Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №12 зато шиханы Саратовской области»
4137.55kb.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета моу «сош №14» от 2011 г
1106.71kb.
Решением педагогического совета моу дод дюсш г. Сорочинска В. А. Макарычев 20 г
1368.37kb.
Решением педагогического совета моу дод дюсш г. Сорочинска В. А. Макарычев 20 г
1253.51kb.
Программа одобрена на заседании педагогического совета школы, от 200 г
339.24kb.
Программа одобрена на заседании педагогического совета школы, от 200 г
321.5kb.
Решением педагогического совета мкоу «Алексеевская сош»
119.98kb.
Утверждено: Решением педагогического совета мбоу сош 31
9822.71kb.
Решением педагогического совета моу «Ивнянская сош №1» от 2011 г. Приказ № Элективный курс
343.46kb.