Главная стр 1
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Селинская средняя общеобразовательная школа»

Дмитриевского района Курской области

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Селинская СОШ

___________/Басенко Н.А./ ______________/Воробьёва В.В./

Приказ №________

«____»______________2013г. От «____»________________2013г
Рабочая программа педагога

(II квалификационной категории)

Родомановой Ольги Григорьевны

учителя начальных классов

по предмету «Основы православной культуры и светской этики».


2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка
Настоящая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики
При разработке учебных программ и пособий по основам православной культуры были использованы книги К.Д.Ушинского, а также учебник К. Лукашенко. Почему так важно возрождение родной педагогики?

Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14, которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграции личности. Не случайно интеграция личности в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.


Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного федерального стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ « Об образовании»). Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета « Основы православной культуры» - одного из модулей комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики».
Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культурыи светской этики».
В учебно-методический комплект входят:

Учебное пособие для учащихся

Книга для учителя

Книга для родителей



Книга для семейного чтения
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчёркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества в глубь времён. Обучающиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы в последствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Основные задачи учебного предмета осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
- усвоение ими понятий «священный», «святой», «заветный» (« Россия-священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
- привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну );
- ознакомление с важнейшими священными страницами родной истории - Великими Днями Побед, принёсшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов и другие);
- привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
- ознакомление с именами и подвигами выдающихся правителей Руси ( святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской ), национальных героев ( Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов , Ушаков ), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
- ознакомления со всемирными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами ( Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра );
- усвоения основных духовно нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях. Сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
- усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это - социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, Честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
- формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
- воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
- формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Основные содержательные линии учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики »


Изучение основрелигиозных культур и светской этики учащимися 4класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:

Понятие «Священный» В отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине.

Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.

Всемирно известные памятники православной культуры России - храмы, иконы, книги, монастыри.

Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.

Православные традиции патриотического социального служения в современной России.

Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.

Возрождение православной культуры России в конце XX - начале XXI века.

Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.

Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.


Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении этих качеств надо прежде всего заботиться как родителям, так и школьным педагогам.

Принципы построения учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»
Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», кратко может, выражена словами замечательного русского писателя В.А.Жуковского: «Образование - это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.
При построении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.

Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4класса, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы известны из других учебных предметов.

Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики » призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип признан способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.


Нравственное воспитание учащихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4 класса по основам религиозных культур и светской этики не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, - говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <...>Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте - тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к осознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока. Период обучения ребёнка в школе - это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение е старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и др. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытия мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.
В процессе изучения модуля «Основы православной культуры» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе
Планируемые результаты освоения учащимисямодуля«Основы православной культуры»

комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».


Личностные результаты изучения учебного модуля

"Основы православной культуры" 4 класса:


-осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
-развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
-знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
-осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба. Ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
-умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.
Метапредметные результаты изучения модуля«Основ православной

Культуры» учащимися 4 класса:

Развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

Любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

Умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

Умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи;


Предметные результаты изучения модуля «Основ православной культуры» в начальной школе:
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории( к примеру, Александр Невский - Ледовое побоище);
- умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
-умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей ), знание причины расхождения этих календарей;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культуры России, имеющей особое значение в истории России в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро-зло, правда-ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
-формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Учебно - тематическое планирование

по предмету основы религиозных культур и светской этики

Класс:_____4

Количество часов неделю ____1_, количество учебных недель____34_,

количество часов в год _____34__

Плановых контрольных работ:___0___, самостоятельных и практических работ: _____0__, тестов:______0___

Планирование составлено на основе _ Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков

Учебник: для 4 классаКураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.:Просвещение, 2012.

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»

комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»




п/п

Тема

урока

Основные

понятия

Методика, виды

работ

Методы и формы контроля, рефлексии

Требуемые

Ресурсы

Домашнее задание,

Привлечение родителей

Дата



Россия – наша Родина

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия дляобучающихся.

Подготовка обучающихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к обучающимся:

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.




Выставка книг о России. Флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.

Задание на дом (по выбору обучающихся):

1) Расскажи членам семьи об известных тебе людях России. Какие книги о на-шей родине России они посоветовали бы тебе прочитать?

2) Придумай вопросы для интервью с известным человеком на одну из тем: «Любовь к Родине», «Духовные ценности», «Что такое патриотизм».






Культура и религия

Христианство. Православие. Культура. Религия.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами христианство, православие, культура, религия.Обсуждение результатов самостоятельной работы.



Фотографии и изображения православныхрамов, книг. Креста.

Электронное приложение к учебнику.



Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:

1.Что такое культура?

2.Что такое религия?

3.Какие слова благодарности вы знаете?

4.Какие черты православной культуры 17 в. так поразившие арабского путешественника живы до сих пор?






Человек и Бог в православии

Бог. Разум. Свобода. Совесть. Доброта. Любовь.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.


Самостоятельная работа обучающихся. Задание: выписать 2-3 предложения из пособия, в которых идет речь о Священном Писании. Объяснить правописание словосочетания Священное Писание.

Картины «Дорога к храму», Деревянные храмы. Кижи. Карелия.

Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:

1.Почему Бога называют Творцом?

2.Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»






Православная молитва

Молитва. Православие. Благодать. Святые. Священное Предание.

Беседа, работа в группах, взаимооценивание, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Как вы объясните разницу между Священным Писанием и Священным Преданием?

Книга Священного Писания, Иллюстративный материал- фотографии старинных рукописных и печатных книг Священного Писания

Расскажи членам семьи и друзьям, в чем разница между Священным Писанием и Священным Преданием. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).





Библия и Евангелие

Священное Писание. Православие. Библия. Пророки. Евангелие.

Священное Писание. Откровение.



Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Самостоятельная работа обучающихся. Задание: выписать из текста 2-3 предложения, в которых говорится о вере, православных христианах.

Картины.

Электронное приложение к учебнику.



Расскажи членам семьи и друзьям, во что верят православные христиане.





Проповедь Христа

Нагорная проповедь.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Самостоятельная работа обучающихся. Задание: выписать 2-3 предложения, в которых говорится о боге и мире. Объяснить, как вы поняли эти предложения.

Репродукция И. Макарова «Нагорная проповедь».

Электронное приложение к учебнику.



Подготовь рассказ на тему «Что говорит о Боге и мире православная культура».





Христос и Его крест

Воплощение. Распятие.

Самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Выписать 2-3 предложения, в которых говорится о человеке в православной культуре. Объяснить, как поняли эти предложения.

Репродукции икон с изображением Христа- спасителя. Икона Дионисия «Распятие».

Подготовь рассказ на тему «Что говорит о человеке православная культура».





Пасха

Пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн.

Участие в учебном диалоге. Самостоятельная работа с источником информации.

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картин «Моление о чаше», фотография плащаницы «Положение во гроб».

Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:

1.Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2.Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?






Православное учение о человеке

Душа. Внутренний мир человека. Тело.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге.


Ответы на подготовленные вопросы.Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

В. Васнецов «Иван Грозный».

Электронное приложение к учебнику.



Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:

1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?







Совесть и раскаяние

Добро. Зло. Грех. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Раскаяние.

Работа с текстом, работа с понятиями, работа с иллюстрациями

Фронтальный опрос.

Учебное пособие. Электронное приложение к учебнику.

Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе»».






Заповеди

Заповеди.

Работа с текстом и презентацией

Анализ ситуации, связанной с нарушением заповедей

Учебное пособие, электронное приложение.

Написать мини-эссе на тему «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки».






Милосердие и сострадание

Милосердие. Сострадание. Ближний. Любовь к врагам. Милостыня.

Участие в учебном диалоге, устный рассказ на тему.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

Картины по теме урока, электронное приложение.

Проведение интервью с членами семьи.





Золотое правило этики

Золотое правило этики. Неосуждение.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.


Картины по теме урока из диска.

Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.







Храм

Храм. Икона. Благословение. Иконостас. Царские ворота. Алтарь.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

Картины по теме урока из диска, электронное приложение.

Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:

Что такое иконостас?Какие иконы в нём присутствуют всегда?

Может ли православный христианин молиться без иконы?






Икона

Икона. Нимб. Воскресение. Спаситель. Пасха христова. Великий пост.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Картины по теме урока из диска.

Электронное приложение к учебнику.



Подберите, вместе с членами семьи.пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. Чем они схожи и чем отличаются?





Творческие работы

-

Совместно с учителем выбор темы творческой работы.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы.

-

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.





Подведение итогов

-

Презентация творческих работ.

Защита творческих работ.

-

-






Как христианство пришло на Русь

Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь.

Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге.

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Учебное пособие, электронное приложение.

Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.






Подвиг

Подвиг. Жертва Богу. Подвижник.

Групповая работа с источниками информации.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

Учебное пособие, электронное приложение.

Написать эссе.






Заповеди блаженств

Заповедь. Дух. Духовность.

Работа с текстом и презентацией.

Анализ заповеди «Блаженны кроткие»

Учебное пособие, электронное приложение.

Вместе с родными обсудить одну из заповедей.






Зачем творить добро

Добро. Зло. Святой.

Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге.

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Учебное пособие, электронное приложение.

Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.






Чудо в жизни христианства

Чудо. Троица. Добродетель.

Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

Учебное пособие, электронное приложение

Проведение интервью с членами семьи.






Православие о Божьем суде

Бессмертие.

Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

Учебное пособие, электронное приложение

Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.






Таинства Причастия

Причастие. Таинства. Литургия.

Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге.

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Учебное пособие, электронное приложение

Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.






Монастырь

Монах. Инок. Послушание. Обет.

Групповая работа с источниками

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

Учебное пособие, электронное приложение.

Написать эссе.






Отношение христианина к природе

Милосердие. Пастырь Всемирный потоп.

Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге.

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Учебное пособие, электронное приложение.

Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.






Православная семья

Семья. Тактичность. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Чтение и обсуждение фрагментов из « Домостроя», например, из глав «Поучение отца сыну», «Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём», и др.

Фотографии «Домостроя» различные издания «Домостроя» Картины по теме урока из диска.

Электронное приложение к учебнику.



Рассказать членам семьи о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.






Защита Отечества

Защитник. Справедливая война. Воин-христианин.

Групповая работа с источниками

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

Учебное пособие, электронное приложение.

Написать эссе.






Христианин в труде

Труд. Пост. Возделывание. Первый грех.







Учебное пособие, электронное приложение.

Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.






Любовь и уважение к Отечеству

Отечество. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, патриотизм, народ.

Символика России, карта России.Электронное приложение к учебнику.

Вместе с членами семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).






Подготовка творческих проектов

-

Совместно с учителем выбор темы творческой работы.

Самостоятельная работа обучающихся по составлению плана творческой работы

Электронное приложение к учебнику

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.






Подготовка творческих проектов

-

Совместно с учителем выбор темы творческой работы.

Самостоятельная работа обучающихся по составлению плана творческой работы

Электронное приложение к учебнику

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.






Выступление учащихся с творческими работами

-

Презентация творческих работ.

Защита творческих работ.

-

-






Выступление учащихся с творческими работами

-

Презентация творческих работ.

Защита творческих работ.

-

-



Рекомендуемая литература;

Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.

Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании»// Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857-1861 гг. М. Л., 1948. С. 425-488.

Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2-х тт. Т.1. М., 1953. С. 327-332.

«Молитвы русских поэтов». XI-XIX: Антология / Автор-составитель В.И.Калугин. М.: Издательский дом «Вече», [2010].



«Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии; В 4-х кН. Приложение: Методическое пособие по основам красноречия. М.: Храм Христа Спасителя, 2009.


Смотрите также:
Родомановой Ольги Григорьевны учителя начальных классов по предмету «Основы православной культуры и светской этики». 2013 2014 учебный год пояснительная записка Настоящая программа
235.61kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 4 класса
378.16kb.
Турбина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов Ханты-Мансийск 2013-2014 учебный год пояснительная записка Данная рабочая учебная программа
371.52kb.
Родителям об орксэ
39.77kb.
Ксенафонтовой Галины Александровны 2013-2014 учебный год пояснительная записка Настоящая рабочая программа
786.48kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
147.24kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
362.73kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (система «Перспектива») 4 а класс
173.34kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
138.52kb.
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры»
139.48kb.
Есиповой Ольги Анатольевны первая квалификационная категория по учебному курсу «Алгебра» 7 «А» класс Базовый уровень 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
382.64kb.
Программа по орксэ. Пояснительная записка Курс «Основы православной культуры»
177.41kb.