Главная стр 1
скачать
Московский Государственный Строительный Университет

Кафедра философии и социологии

Д О К Л А Д
Тема: «Роль приборов в научном познании, виды

приборов».

Аспирантка:

Афанасьева Е.В.

Москва 2007 год

Введение приборов в процесс познания обусловлено целым рядом важных обстоятельств, связанных с необходимостью:



  1. Преодоление ограниченности органов чувств.

  2. Преобразование информации об исследуемом объекте в форму, доступную чувственному отражению.

  3. Создание экспериментальных условий для обнаружения объекта.

  4. Получение количественного выражения тех или иных характеристик объекта.

Прибором можно назвать познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения о последнем полезной информации. Взаимодействие прибора и объекта должно приводить к такому состоянию регистрирующего устройства, которое может быть непосредственно зафиксировано органами чувств в виде макрообраза. Сам человек «физически, как орудие исследования, представляет собой макроскопический прибор».

Все приборы можно условно разделить на два класса – качественные и количественные. Приборы первого класса вводятся в познавательную ситуацию в тех случаях, когда исследователя интересует информация о качественной стороне объекта, причем последнее не может быть получено непосредственно с помощью органов чувств ввиду ограниченности последних.

Важнейшая познавательная функция приборов первого класса состоит в максимальном усилении и расширении познавательных возможностей органов чувств. Все они могут быть разделены на три типа: 1) усилители; 2)анализаторы; 3) преобразователи.

Приборы- усилители. Прибор усилитель (например микроскоп) должен так изменить сигнал, чтобы он стал доступен соответствующему органу чувств, при этом сохраняется инвариантной передаваемая сигналами информация. Во всех случаях техническая задача приборов – усилителей состоит в том, чтобы доставлять сигналы любым возможным способом от исследуемого объекта к органам чувств, не меняя при этом качественную определенность выходного сигнала по сравнению с сигналом на входе.

Теоретическая картина явления, которую наблюдатель воссоздает с помощью приборов-усилителей, может быть на заключительной стадии описана без всякого упоминания о самом приборе. Происходит элиминация прибора из конечного познавательного результата.



Приборы – анализаторы. В функцию прибора здесь не входит какое бы то ни было изменение сигналов, идущих от объекта; техническая задача приборов-анализаторов (например спектроскоп, хроматографическая бумага и т.п.) состоит в том, чтобы путем непосредственного воздействия на исследуемый объект ( в частности путем механического, физического или химического его разложения) преобразовать его в такую форму, что появляется возможность получить с помощью органов чувств новую дополнительную информацию.

Приборы–преобразователи. Целесообразно приборами – преобразователями в собственном смысле слова называть особый тип приборов, предназначенных для изучения класса явления, объективные свойства которых таковы, что информация о них не может быть в принципе получена посредственно с помощью органов чувств без качественного преобразования носителя информации (например электромагнитное поле, ультразвук, инфракрасное излучение и т.п.).

При конструировании приборов-преобразователей обычно используют известные простые зависимости между физическими величинами, например механическое воздействие электрического тока и магнитного потока, в расширении тел при нагревании, упругая деформация материалов под действием силы. Взаимодействие прибора и исследуемого предмета может быть эффективно использовано в целях познания лишь при наличии предварительного знания о свойствах и принципах действия прибора, так называемых титульных данных. В приборах–преобразователях сигналы о тех или иных характеристиках исследуемого объекта хотя и носит чувственно воспринимаемый характер, но не воссоздают никакого чувственного образа самого объекта познания и поэтому не доставляют какой-либо дополнительной информации, на основании которой можно было бы судить об истинности показания прибора. Воспринимается не само изучаемое явление, а его изоморфное отображение в виде некоторой структуры. На уровне восприятия показания прибора выступают как сама отраженная реальность, на уровне же интерпретации эти показания есть лишь форма кодирования идущей от отображаемого объекта информации.



Приборы-регистраторы. Их основная функция-регистрация и хранение полезной информации в форме, допускающей последующее ее восприятие, анализ, сравнение и измерение. Типичный пример - фоторегистрация на чувствительной эмульсии. Регистраторы обязательно предполагают получение показаний прибора в виде документа (фотопленки, магнитофонная лента, перфокарта и т.п.). В специальной литературе обычно используются два основных способа регистрации исследуемых явлений в виде документов – аналоговый и цифровой. Кроме двух основных способов регистрации, существует еще один способ – «аналитический». В качестве документов здесь выступают спектрограммы, хроматограммы и т.п.

Приборы-регистраторы позволяют многократно воспринимать одно и то же явление, зафиксированное на фотографии, кинопленке, осциллограмме и т.п.. Возможность длительного хранения информации, полученной с помощью регистраторов, создает ряд других преимуществ в восприятии и переработке информации.



Аналоговый способ регистрации явления в виде графической кривой позволяет исследователю непрерывно следить за динамикой процесса и переводить воспринимаемую картину на теоретический язык. Что касается цифрового способа, то он с самого начала позволяет регистрировать явление на концептуальном языке количественных данных.

Приборы 4-ого класса. Особый класс приборов составляет так называемые измерительные информационные системы (ИИС). Все чаще ИИС используются также в случаях, когда объект, от которого экспериментатор желает получить информацию, находится в недоступной для человека среде – глубинах океана, на другой планете, в космосе. Во многих случаях ИИС сигналы одной физической природы преобразуют в сигналы другой физической природы. Основными элементами ИИС являются устройства обработки, хранения и выдачи информации. В зависимости от познавательной задачи, то есть нужд потребителя, информация на выходе может выступать в самых различных формах - в виде графиков, наименований, чисел и т.п.
скачать


Смотрите также:
«Роль приборов в научном познании, виды приборов»
46.76kb.
Отчет по лабораторной работе №1 по курсу "Метрология и электрические измерения"
90.05kb.
История развития электроники
1185.12kb.
1. Поясните особенности схем включения приборов электрооборудования автомобилей
244.63kb.
создание страниц приборов (патч) : Первоначальный момент в работе с Sunlite это создание страниц приборов
74.98kb.
Первый заготовительные работы и монтаж приборов и систем автоматизации
1714.25kb.
Кафедра №4 Рейтинг за работу Преподаватель к т. н., доцент /И. Н. Лукьяненко/ отчёт о лабораторной работе по курсу «Теория механизмов приборов» исследование структуры и конструкции механизмов приборов
32.61kb.
Занятие 9 "Расчет основных параметров полупроводниковых приборов"
157.74kb.
Лабораторная работа №1-1 «изучение измерительныых приборов. Оценка погрешностей измерений физических велечин»
96.43kb.
Показания всех приборов занести в таб
486.6kb.
№ Классификация электронных приборов
303.88kb.
Отчет: «исследование влияния конструкций теплоотводов на тепловой режим полупроводниковых приборов»
119.33kb.