Главная стр 1
скачать
«Роль универсальных учебных действий в системе

современного общего среднего образования»

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Определение  понятия «универсальные учебные действия» (УУД). Функции, характер УУД.


    1. Психолого-педагогические и теоретико-методологические основы формирования универсальных учебных действий.

    2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Критерии сформированности УУД.

    3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

    4. Особенности формирования универсальных учебных действий на разных ступенях школьного образования.

    5. Роль учителя в формировании УУД.

3. Заключение

Выводы о роли УУД в системе современного общего образования.

Самооценка по курсу обучения.

4. Используемая литература

Введение

В настоящее время ОУ пока ещё продолжают ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:

- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен ОУ, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.

Вот почему перед ОУ остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая  умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор темы: «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования».



Целью работы педколлектива является знакомство с универсальными учебными действиями, изучение особенностей формирования универсальных учебных действий на всех ступенях школьного образования.

Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач педколлективу:

- изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы формирования универсальных учебных действий;

- изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий;

- установить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

- выявить особенности формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в рамках среднего общего образования.



Основная часть

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.



Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают  саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они

- носят надпредметный,  метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

К основным функциям УУД относятся:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-  создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в  поликультурном обществе, высокой  социальной и профессиональной мобильности;

-  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и  компетентностей в любой предметной области познания.



Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. В данном подходе  наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

В качестве психолого-педагогической платформы УУД можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.  Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Критериями сформированности  личностных УУД следует считать:

1) структуру ценностного сознания;

2) уровень развития морального сознания;

3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.



Логическими универсальными действиями являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.



Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;

  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • уметь устанавливать аналогии;

  • владеть общим приемом решения учебных задач.

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

сверстниками и взрослыми.



К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

Можно выделить следующие преимущества совместной работы:

- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

- на формирование знаний, умений, навыков тратится  меньше времени, чем при фронтальном обучении;

- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

- снижается школьная тревожность;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплоченность класса;

- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;

- учитель получает возможность  реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя

- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:


  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

  • выбирать средства для организации своего поведения;

  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

  • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

  • начинать и заканчивать действие в нужный момент;

  • тормозить ненужные реакции.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями  происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность – в процессе изучения математики. Можно отметить, что предметы естественнонаучного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах; учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания.

Основные виды коммуникативных, в т.ч. речевых действий, естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Действительно, в школе нет учебных дисциплин, где дискуссии были бы неуместны. В рамках любого предмета можно организовать работу учеников в малых группах.

Ярким примером формирования всех видов УУД одновременно является учебная деятельность по усвоению математических понятий. Конкретизируем содержание УУД, которые формируются на уроках математики в средней общеобразовательной школе по усвоению математических понятий.



Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные

УДД

Регулятивные

УУД

- осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;

- моделирование;

- использование знаково-символической записи математического понятия;

- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;

- использование индуктивного умозаключения;

- выведение следствий из определения понятия;

- умение приводить контрпримеры


- умение выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)


- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);

- формирование математической компетентности



- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;

- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий (приложение 1)


Данный пример наглядно демонстрирует определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе.

Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами, которые нашли своё отражение в модели «Универсальные учебные действия на разных ступенях школьного образования» (приложение 2). Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.

Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Для успешного решения обозначенной проблемы, можно организовать сотрудничество педагогов между собой в целях обмена опытом по данному вопросу. Традиционной формой по обмену опытом является взаимопосещение уроков. Как, каким образом осуществляется на уроке взаимодействие учителя и ученика, направленное на формирование УДД можно проследить по следующим позициям:

- постановка учебной задачи (целеполагание)

- содержательная линия урока

- организация учебной деятельности

- формы организации учебного сотрудничества

- работа в группе (позиция учеников, позиция учителя)

- коммуникативная компетентность

- морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества

- вербальные и невербальные способы взаимодействия

- характеристики сотрудничества

- эффективность используемых на уроке форм и способов взаимодействия учителя и ученика, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Памятка для педагога, посещающего открытый урок, по анализу взаимодействия учителя и ученика, направленного на формирование УУД, представлена в приложении 3. Данную памятку можно адаптировать для самоанализа.



Заключение.

Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной  деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов. 

5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

В заключении хотелось бы дать небольшую самооценку деятельности лицея в рамках курса обучения. Работая с материалами творческой лаборатории, методического совета, мы ещё раз убедились, что появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием. Изучая материалы ФГОС II поколения подготовили нас к комплексному анализу ФГОС общего образования второго поколения, мы можем рассматривать вопросы внедрения ФГОС с позиций административного, нормативно-правового, методического, информационного обеспечения. Можно с уверенностью сказать, что мы готовы работать в соответствии с задачами стандарта и планирую в дальнейшем совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения.

Работая с таким замечательным материалом, разработанным коллективом лицея нам удалось подняться ещё на одну ступень повышения своего профессионального мастерства.

Приложение 1

Как лучше усвоить математическое понятие

Наблюдение


  1. Определить (принять) цель наблюдения.

  2. Выделить объект наблюдения и организовать удобные условия наблюдения (расположение, освещение и т.п.).

  3. Определить наиболее целесообразные для данного случая способы фиксирования (кодирования) получаемой в процессе наблюдения информации (описание, зарисовка, запись данных в таблицу, фотографирование и т.п.)

  4. Выполнить наблюдение, зафиксировать результаты.

  5. Произвести анализ результатов наблюдения.

  6. Сформулировать выводы

Анализ

  1. Расчленить изучаемый объект на составные элементы (признаки, свойства, отношения).

  2. Исследовать отдельно каждый элемент.

  3. Если нужно, включить изучаемый объект в связи и отношения с другими.

  4. Составить план изучения объекта в целом.

____________________________________________________________

* Ученикам предлагаются памятки, алгоритмические предписания как сравнивать объекты, проводить индуктивное умозаключение, абстрагирование, синтез, делать заключение по аналогии.

Приложение 2

Универсальные учебные действия на разных ступенях школьного образования*

(модель)


Составляющие модели

Ступени школьного образования

Начальное общее образование

Основное общее образование

Ведущая деятельность

Учебная деятельность

Общественно – значимая деятельность на межличностной основе

Целевые ориентиры

Формирование психологических механизмов учебной деятельности

Формирование индивидуальных способностей к умению учиться, определение ориентиров в дальнейшем образовании

Личностные УУД

действие смыслообразования


действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор




выбор профессиональной ориентации

Познавательные УУД

общеучебные УУД


знаково- символические действия


логические универсальные действия


постановка и решение проблемы


Коммуникативные УУД

Освоение способов взаимодействия внутри малой группы, а также взаимодействие между группами

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы).

Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.


Регулятивные УУД

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Рефлексивность самооценки как способность оценить границу собственных возможностей

*Важно отметить, что от ступени к ступени образования углубляется наполнение УУД, в начальной школе закладываются основы УДД, на II и III ступенях образования действия совершенствуются, некоторые из них доводятся до автоматизма

Приложение 3

Памятка для учителя, посещающего открытый урок,

по анализу взаимодействия учителя и ученика

Цель посещения: знакомство с формами и способами взаимодействия учителя и ученика на уроке, направленными на формирование универсальных учебных действий.


Параметры наблюдения

Содержание

Оценка*

1.Постановка учебной задачи (целеполагание)

1.Каким способом была поставлена учебная задача? Какие методические приёмы использовал учитель?

2. Была ли учителем создана в начале урока «ситуация успеха»? В чём она выражалась? Какими средствами реализовывалась?

3. Возникла ли в результате разворота логики построения урока учителем нужная задача у детей, направленная на поиск общего способа решения?

4. Смогли ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса в знаковой и /или графической форме?






2.Содержательная линия урока

1. Какого характера задания, упражнения выполняются на уроке (навыковые, репродуктивные; поисковые, исследовательские)?

2. Какие задания предлагаются для осуществления детской рефлексии овладения учебным материалом?

3. Какие средства использует учитель для формирования у учащихся положительной мотивации учебной деятельности? Каков уровень интереса детей к уроку





3. Организация учебной деятельности

1. Какие процессы организации учебной деятельности чётко прослеживаются на уроке?

2. Какую роль выполняет ученик/ учитель в процессе целеполагания, планирования; прогнозирования, освоения способов действия, освоения алгоритмов, оценивания собственной деятельности?

3. Реализуется ли в ходе урока дифференцированный подход к детям?





4. Формы организации учебного сотрудничества

1.Какие формы организации учебного сотрудничества использовал учитель на данном уроке? Их необходимость и целесообразность.

2. Соответствовали ли формы организации коллективно -распределённой деятельности поставленным целям урока?

3. Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, группах?





5. Работа в группе (позиция учеников, позиция учителя)

1.Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке продемонстрировал учитель? 2. . Какие цели организации работы в группе были реализованы в ходе урока?

3.Какие умения и способности продемонстрировали ученики, работая в группе?






6. Коммуникативная компетентность

1. Какие методические средства использует учитель для формирования коммуникативной компетентности учащихся?

2. Какие коммуникативные умения и навыки формирует учитель у школьников?






7. Морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества

На каких морально – этических и психологических принципах построено общение и сотрудничество на уроке?




8. Вербальные и невербальные способы взаимодействия



1. Какова речь учителя?

2. Умеет ли педагог управлять своим/ детским эмоциональным состоянием?







9. Тип отношений по способу взаимодействия**

Какие отношения по способу взаимодействия реализуются учителем: субъект – субъективные (“субъект- педагог- субъект- ученик) или субъект – объективные (“субъект- педагог- объект- ученик”) отношения?




10. Характеристики сотрудничества**


Какие из перечисленных составляющих сотрудничества были реализованы в достаточной мере:

-целенаправленность (стремление к общей цели);

-мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

-целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

-структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);

-согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

-организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

-результативность (способность достигать результата)?






11. **Оценить эффективность используемых на уроке форм и способов взаимодействия учителя и ученика, направленных на формирование универсальных учебных действий.

* - отмечаются наличие и «плюсы / минусы» используемых способов, форм

** - информация для обобщения, вывода, подведения итогов анализа

Используемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования


2. Материалы курса «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)»
3. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
4. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007
5. Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993
6. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998
скачать


Смотрите также:
«Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования»
653.92kb.
«Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования»
266.04kb.
Формирование личностных универсальных учебных действий
43.19kb.
Приказ №47/5-0 от 01. 06. 2012г. Программа развития универсальных учебных действий Срок реализации 5 лет
398.11kb.
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования
778.17kb.
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
312.59kb.
Программа формирования универсальных учебных действий Пояснительная записка Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
346.55kb.
Приказ №47/5-0 от 01. 06. 2012г. Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования Срок реализации 5 лет
193.73kb.
Задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий»
152.6kb.
Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский»
122.65kb.
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения фгос
67.2kb.
Программа формирования универсальных учебный действий начального общего образования
367.86kb.