Главная стр 1
скачать






РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА СО РАН

ЮНЕСКО

КОМИССИЯ РФ ПО ДЕЛАМ ЮНЕСКО

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК (НОВОСИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

КУЛЬТУРА ДЕМОКРАТИИ И ПРАВО

Материалы

Международной конференции

и Круглого стола

Новосибирск, Академгородок 1996 г.


Е.А. Тюгашев (Новосибирск) ЛИКИ РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Недемократических партий в России нет. Для коммунистов "борьба за демократию является составной частью борьбы за коммунизм" (Н.С.Хрущев). Главная задача патриотов — развертывание националь­но-освободительного движения русского народа от ига "малого наро­да". Фашисты собираются наводить "русский порядок" колонизацией амеб-недороссов силами настоящего чисто русского народа. Монархи­сты всерьез рассчитывают на возрождение "народной монархии".

Если признать царское самодержавие "народной монархией" то с ретроспективной точки зрения оказывается, что и не-демократии в Рос­сии не было, по крайней мере, со Смуты. Стихийный демократизм рус­ского народа — стихия, захлестнувшая другие формы политического самовыражения. Быть россиянином — быть демократом. Демократия есть субстанция, себетождественность российского политического про­цесса. А все вариации российской государственности — модусы тоталь­ной демократии.

Бесконечные оттенки российской демократии разнятся неуловимыми различиями в интерпретации идеологемы "народ". Сходятся, пожалуй, только в том, что народа поменьше, чем народонаселения. Следова­тельно, существует граница, отделяющая часть народонаселения от на-

155

рода. Правда, демократией народа благоразумные демократы на кон­цептуальном уровне почти не занимаются. Хотя некоторые эмпирии ские критерии все-таки предлагаются. Например, на встрече демокра­тической общественности города Москвы с избирателями в аэропорту



Домодедово (легендарный декабрь 1993 года) — "хождение в народ"

Новодворская сформулировала этакое кредо: "Кто голосует за Ельцина — тот народ, остальное — быдло". Как известно, патриоты и русские фашисты также располагают определенными индикаторами фиксации демоса.

Европейская философская традиция также не располагает эксплици­рованным концептом народа. 'Энциклопедия" Дидро и Даламбера ут­верждает: "НАРОД (политический строй) — собирательное понятие затруднительное для определения, поскольку в него вкладывают раз­личное содержание в соответствии с местом, временем и природой вла­сти".

Какое бы содержание ни вкладывалось в трактовку народа — от ис­ключительно персоны монарха до всякого сброда, — общим демарки­рующим признаком является выделение народа из народонаселения по весьма подвижному критерию — способности принимать политически ответственные решения. Ретроспективный обзор истории буржуазной демократии дает прекрасную иллюстрацию различных избирательных цензов — имущественного, оседлости, образовательного, по полу и воз­расту и т.п. В политическом смысле народом является только то населе­ние, которое способно осуществлять власть либо в рамках ценза, либо доказывая это эволюционной практикой: "Есть такая партия!".

Ситуация народовластия практически подразумевает отдельность народа от государства. Если под государством в европейской философ­ской традиции понимается гражданское общество — общество, обу­словленное общественным договором, основным законом (конституци­ей), то народ отличен от государства и детерминирован в своей общно­сти не столько законом — перед которым равны все. Народ не есть юридическая общность людей. Народ есть субъект политики, который формируется вне политики — в той сфере общественной жизни, кото­рая рефлексивно связана с политикой Поскольку экономическая детер­минация при идентификации демократии несущественна (состав наро­да может ограничиваться высшими классами общества), то из эмпири­чески значимых взаимосвязей наиважнейшей остается нравственная де­терминация. Народ есть нравственная общность людей.

"Демократия делает ставку на то, что народ достаточно просвещен, чтобы выбирать своих руководителей", — утверждает французский по­литик Мишель Рокар. Очевидно, что политическая грамотность при ДР" маркации народа непринципиальна — "темный народ". Следователь­но, просвещенность народа имеет этнический характер. В явном вИДе



156

! данный тезис был сформулирован И.Кантом в трактате "Религия в пре­делах только разума": "Понятие этнической общности есть понятие о народе божьем под этническими законами". Далее: "Идея народа божь­его (при воплощении в людях) может быть осуществлена не иначе, как в форме церкви". Невидимой церкви— подчеркивает И.Кант.



Народ есть этническая общность как невидимая церковь, связанная общим моральным кодексом, и представляющее моральное "царство божье на земле, поскольку оно может быть создано через людей". Спектр реформационных течений (в т.ч. и в православии) задает спектр демократических партий.

157
скачать


Смотрите также:
Российская академия наук сибирское отделение
519.09kb.
Российская академия наук сибирское отделение
36.33kb.
Академия наук СССР сибирское отделение
2955.6kb.
Сибирское отделение российской академии наук
52.28kb.
Государственная академия наук российская академия образования
62.01kb.
Сибирское отделение российской академии наук
150.06kb.
Российская Академия сельскохозяйственных наук Государственное научное учреждение
20.18kb.
«политика ХХI век. Будущая элита снг»
77.19kb.
Российская академия естественных наук
2830.62kb.
Российская академия государственной службы при Президенте РФ
998.77kb.
Российская академия наук
2527.24kb.
Российская Академия наук
3335.29kb.