Главная стр 1стр 2 ... стр 7стр 8
скачать

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ


Кафедра теории права, государства и судебной власти

Проблемы теории государства и права

(РАП, 2008/2009)


  1. Предмет теории государства и права, ее структура и место в системе юридических и общественных наук. Функции теории государства и права.

Предмет ТГП - общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права (т.е. не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества).

Закономерность - объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями.

Т.о. в предмет ТГП входят следующие закономерности:

- возникновения государства и права, их развития;

- эволюции форм государства и права;

- построения системы органов государства и системы права;

- осуществления функций государства и права;

- развития правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;

- соблюдения, исполнения, использования и применения норм права;

- развития науки ТГП.

Объекты ТГП - государство и право, которые в то же время исследуются и др. науками, каждая из которых исследует эти объекты с точки зрения своего предмета и метода (дуализм объектов).

Значение ТГП

ТГП - основополагающая для юриспруденции наука, изучающая наиболее общие фундаментальные проблемы государства и права, имеющие методологическое значение для всех др. отраслей правовой науки и практики.

ТГП является фундаментальной наукой по отношению к другим юр. наукам, т.к. разрабатываемые ею основные категории используются в других юр. науках (нормы права, источники права, правовые акты и т.д.).

В то же время ТГП обогащается за счет других наук (например, разработанная в науке УП категория состава преступления обобщена и представлена в виде института “состава преступления”).

Таким образом, ТГП занимает основополагающее место в системе юридических наук, но в то же время используются достижения отраслевых наук, совершенствуется и выходит на новые рубежи.



Систему ТГП образуют:

1) философско-методологическая часть (наиболее общие принципиальные основы изучения права и государства):

- главные закономерности возникновения и этапы развития права и государства,

- их сущность,

- основное назначение и исторические судьбы,

- соотношение типа и формы права и государства,

- формирование правового государства и гражданского общества,

- взаимоотношение права и государства с личностью,

- роль этих социальных явлений в обеспечении материальных и духовных потребностей людей,

- характеристика основных правовых систем.



2) конкретно-аналитическая часть:

- анализируются и определяются основные понятия, отражающие государственно-правовую действительность,

- формулируются в обобщенном теоретическом виде ответы на вопросы, что представляет собой то или иное государственно-правовое явление, каковы их главные черты (например, функции государства, его механизм, правосознание, юридическая культура, нормы и источники права, правотворчество и систематизация законодательства, система права, применение и толкование юридических норм, правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность, законность и правопорядок и др.).

Как считают большинство авторов, поскольку государство и право неразрывно связаны между собой, взаимосвязаны и взаимообусловлены (возникают в силу одних и тех же причин и переходят от одного исторического типа к другому одновременно и параллельно) одно не может существовать без другого, нет необходимости разделять теорию права от теории государства (но есть и др. точки зрения).

Проблемы ТГП: вопросы происхождения государства и права, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т.д.

Функции ТГП - основные направления действия ТГП, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач:

1) гносеологическая – выработка и оформление научных знаний о государстве и праве; выработка научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

2) прогностическая –предвидение тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, определение тенденций развития государственно-правовой жизни, выдвижение гипотез об их будущем.

3) идеологическая – воздействие на общественную жизнь, деятельность органов и организаций, поведение людей не только через те или иные государственно-правовые институты, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, пропагандирующий идеи справедливости, демократии, гуманизма, правового государства, естественных, неотъемлемых прав личности, которые должны найти отражение в практике гос. жизни, действующем законодательстве.

Дополнительно.

Наука - это упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений и процессов, закономерностях их возникновения, развития и функционирования.

Выделяют: естественные (астрономия, физика, химия, биология и др.) и общественные науки (экономика, социология, политология, история, юридическая наука).

Т.о. юриспруденция (юридическая наука) – это единая наука о праве и государстве, одна из общественных наук.

Объект науки - определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками.

Объекты юриспруденциигосударство и право. В этом проявляется дуализм объектов науки. Однако любая наука может иметь только 1 предмет. В связи с этим для признания юриспруденции единой наукой о государстве и праве и достижении единства предмета науки необходимо преодоление дуализма объектов.

Преодоление дуализма объектов возможно путем определения логической первичности одного объекта перед другим (учебник Нерсесянца).

Например, предметом единой науки о праве и государстве может быть или понятие права, включающее в себя правовое понятие государства, или понятие государства, включающее в себя понятие права.

История и теория юриспруденции как единой юридической науки о праве и государстве свидетельствует о том, что в рамках данной науки дуализм понятий права и государства преодолевается с позиции определенного понятия права, включающего в себя соответствующее правовое понятие государства.



Предмет науки – отвечает на вопрос, что исследуется.

Предмет юриспруденции – понятие права, включающее в себя соответствующее правовое понятие государства и выражающее сущностные свойства права и государства.

В систему юриспруденции включаются следующие группы юридических наук:

1) ТГП,

2) историко-правовые науки (история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений);



3) отраслевые юр. науки (конституционное право, административное право, ГП, ГПП, УП, УПП, ТП, семейное право, предпринимательское право и др.);

4) науки, которые тесно связаны с отраслевыми, но имеют свой предмет изучения (правоохранительные органы, право социального обеспечения);

5) технико-прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, судебная психиатрия);

6) науки международного права (международное публичное и частное право, гуманитарное право).



  1. Методология теории государства и права.

Метод науки - совокупность приемов, способов, средств и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания.

Методология – это учение о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности.

Методология - это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.

Методология - учение о методах познания.

Классификация методов:

1) всеобщие (философские) - мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления:

- метафизика (рассматривает государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями);

- диалектика:

- материалистическая диалектика (причины возникновения и сам факт существования государства и права связывает с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в т.ч. государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями;

- идеалистическая диалектика:

- объективный идеализм (причины возникновения и сам факт существования государства и права связывает с божественной силой либо объективным разумом);

- субъективный идеализм (причины возникновения и сам факт существования государства и права связывает с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором));



2) общенаучные: это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов; используются во всех либо во многих отраслях науки и распространяются на все ее стороны:

- логический:

- анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части),

- синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей),

- исторический (изучение главных событий истории того или иного государства, правовой системы, этапов их становления и развития, учета менталитета народов, их исторических традиций, особенностей культуры, религии отдельных стран и регионов),

- системный (раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.),

- сравнительный (поиск и обнаружение общих особенных и индивидуальных черт в том или ином политико-правовом явлении, сопоставление гос. и юр. систем, их отдельных институтов и иных структурных компонентов (формы правления, политический режим, источники права, основные правовые семьи мира и т.д.) с целью установления сходства и различия между ними),

3) частнонаучные (специальные): приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук, позволяют достигнуть определенного углубления познания государственно-правовых явлений, обогащают всеобщий и общенаучные методы, конкретизируя их применительно к особенностям изучения политико-юридической действительности):

- социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере; используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития),

- метод социального эксперимента (организация практической проверки действия на конкретной территории либо в ограниченный период времени новых, проектируемых норм, обновленной системы регулирования для определения целесообразности и эффективности предполагаемых мер),

- статистический (позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность гос. органов и т.д.; складываются из 3 стадий: сбор стат. материала, сведение его к единому критерию и обработка),

- математический (совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками; применяются в криминалистике, судебной экспертизе, при квалификации преступлений, в правотворчестве, в др. сферах правовой действительности),

- кибернетический (прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

- моделирование (исследование государственно-правовых категорий (норм, институтов, функций, процессов) с помощью создания моделей, т.е. идеального воспроизведения в сознании объективно существующих объектов, подлежащих изучению).

Методы особенно важны для ТГП, ибо данная наука является методологической по отношению к другим юр. наукам, которые ее используют в своей эволюции.


  1. Современная концепция происхождения государства (потестарная или кризисная). Иные концепции происхождения государства и права.

Кризисная теория происхождения государства (Венгеров и др.). В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.

Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.).



Потестарная власть (от лат. potestas - мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Вывод. Сущность: государство возникает под влиянием кризисного факта (экономического, социального, экологического и т.д.). Необходимость консолидаций, усилий всех членов общества для выживания заставляет создавать специальные механизмы активности, то есть государственность.

Позитивные черты: обосновывался внешний фактор, способствующий возникновению государства. Государства, созданные под влиянием кризиса: Современный Израиль, Древний Египет.

Несостоятельность: однобокость подхода к возникновению государственности.

Говоря об основных теориях происхождения государства, следует отметить, что они стали возникать вместе с последним, отражая определенный уровень развития экономического строя и общественного сознания.

В юридической литературе учеными-юристами рассматриваются следующие основные теории происхождения государства.

Говоря об основных теориях возникновения права, следует отметить, что основные учения о происхождении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя в их содержании немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Кратко рассмотрим некоторые теории происхождения права.

Теологическая или божественная теория (Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) восходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство есть продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.

Основной смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «вне Бога».

Следует также отметить, что официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог, создав государство и право, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методов властвования. Поэтому данная позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к политической реальности нашего времени.

Теологическая теория права исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. Вместе с тем она не отрицает наличие в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Эта теория опирается не на научные доказательства, а на веру.

Договорная (естественно-правовая) теория (Гоббс, Руссо, Радищев и др.). Она объясняет происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Кроме того основой данной нормы является положение о том, что «государству предшествовало естественное состояние человека». При этом Гоббс видел естественное состояние в «царстве личной свободы, ведущей к войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть «мирное идиллистическое первобытное царство свободы»; Локк, говоря о естественном состоянии человека, отмечал, что оно выражается в его неограниченной свободе. Таким образом, основатели и продолжатели данной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, отмечал Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор. Кроме того, положительной стороной данной теории является признание приоритета естественного права над позитивным.



Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существует как позитивное право, созданное государством путем законодательства, так и естественное право. При этом, если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права были иные. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В естественно- правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право рождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод нельзя назвать научно обоснованным.

Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.). Ее сторонники считали, что государство и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Сущность данной теории состояла в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Иными словами, суть данной теории заключалась в попытке объяснить возникновение государственно-правовых явлений и осуществление власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Психологическая теория права усматривает причины правообразования в психике людей. Право - это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше нет оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Материалистическая (классовая) теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Ее сторонники считали, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Такими образом, суть данной теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В ней государство не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы которых стали противоречить друг другу. В этих новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Поэтому появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Таким образом, общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, каковой стало государство.

По утверждению представителей данной теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.



Марксистская концепция происхождения права является последовательно материалистической. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики. В этом и заключается несомненное достоинство данной теории.

Дополнительно.

Социально-экономическая теория происхождения государства. У истоков этой теории - взгляды Платона, обосновавшего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. завершенный характер.

Расовая теория (Гобино, Ницше и др.). Содержание данной теории составляли постоянно развивающие тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас, положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на высшую расу (ее представителями являлись создатели цивилизации, которые были призваны осуществлять господство в обществе и государстве) и низшую расу (т.е. такую, которая была неспособна не только к созданию, но и к усвоению сформированной цивилизации). В этой связи высшие расы с помощью государства и права должны были господствовать над низшими, которые должны были слепо и беспрекословно повиноваться.

Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс, Прейс и др.). Ее сторонники представление о государстве сравнивали с человеческим организмом. Например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Спенсер считал, что «государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. В этой связи государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. При этом если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально, и наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма».

Теория насилия (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.). Представители данной теории считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, а поэтому возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия.

В этой связи государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. Классическую форму выражения сущности данной теории высказал Л. Гумплович. Он считал, что, исходя из примеров образования ряда государств Европы и Азии, государство возникает в ходе «естественного отбора» (т.е. борьбы с соседними племенами), вследствие завоевания сильными племенами слабых, при этом победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - «класс рабочих и служащих». В этой связи вследствие подчинения одного класса людей другому, а также для управления завоеванными народами и территориями нужен был аппарат принуждения, каковым и стало государство.

Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.). Они считали, что государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. В этой связи государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. При этом государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Следовательно, власть государя, монарха - есть патриархальная власть главы семьи.

Учение о государстве Гегеля. Представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея». В этой связи Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он считал, что «государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности - быть достойным членом государства».

Таким образом, в данном учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, Гегель создает подлинный культ государства, полностью подчиняя ему человека.

Ирригационная (гидравлическая) теория (К.А. Виттфогель). В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджментно-бюрократического класса», порабощающего общество.

Следует также отметить, что процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем тесно были связаны с формированием многочисленного класса управленцев - чиновников, служб, защищавших каналы от заиливания, обеспечивающие по ним судоходство и т.п. Указанные выше виды работ диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т п.

Патримониальная теория происхождения государства (Гаммер). Он считал, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). В этой связи из права владения землей власть автоматически распространяется на всех людей, проживающих на данной земле.

Демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

Теория «инцеста» (К. Леви-Стросс). Он разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.

Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.



  1. Типология государства и права: формационный и цивилизационный подходы.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Тип государства - это совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих выбранному критерию.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

В процессе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Формация - ступень развития общества с определенной системой производственных отношений.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Переход от одной формации к другой (следовательно, от одного типа государства и права к другому) происходит посредством социальных революций.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.



Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. Отличаются друг от друга цивилизации прежде всего достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т.д. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают.

Одни из его последователей представляют такую картину всемирно-исторического прогресса:

1 ступень - египетско-вавилонская цивилизация;

2 ступень - персидско-иудейская и античная цивилизации;

3 ступень - византийско-славянская - восточная (Россия) + западная цивилизация + исламская;

4 ступень - Апокалипсис.

Другая группа последователей Тойнби считают, что цивилизации в своем развитии проходят три этапа:

локальные цивилизации, обладающие специфическими, присущими лишь им социальными институтами (древнегреческая, шумерская, инкская, эгейская);

особенные цивилизации, имеющие схожие типы государств (индийская, китайская, западноевропейская, восточная, исламская);

современные цивилизации, которые еще окончательно не сформировались.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.



  1. Право в системе социального регулирования.

  2. Сущность и функции права.

Ни один грамотный юрист никогда не спутает понятия права в объективном и субъективном смысле. Профессионал без труда объяснит, что конкретно имеется в виду под словом "право" в той или иной ситуации, в том или ином контексте. Да и рядовые граждане, не вдаваясь в теорию и не прибегая к "мудреным" терминам, интуитивно различают указанные понятия в своей практической жизни.

Под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах государства (Конституциях, законах, указах, кодексах), не зависящих от каждого отдельного индивида; а под правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования.



Принципы права - это основные идеи, которые определяют содержание и направления правового регулирования.

Принципы кладутся в основу создания и реализации действующего права. Они ориентированы на демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства.

Обычно различаются:


  • отраслевые принципы, характерные для одной отрасли права (так, трудовое право обеспечивает принцип материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, гражданского - принцип полного возмещения имущественного вреда),

  • межотраслевые, проявляющиеся в 2-ух и более отраслях (например, принцип состязательности в уголовном, гражданском и арбитражном процессах), и

  • общеправовые принципы. Общеправовые принципы - это,

    • во-первых, широкие социальные, этико-правовые начала правового регулирования, такие как: демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, юридическое равенство, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др. Эти принципы наиболее полно отражаются в нормах международного права.

    • во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребления правом, невозможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.).

Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения.

Основные функции следующие – их две:



1.Регулятивная - обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями. В свою очередь она подразделяется на

  • динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей (избирательное право, право обращения в суд и т.д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.),

  • и статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.).

2. Охранительная - функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране (профилактика и расследование правонарушений, разбирательства дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности).

Иногда функции права рассматривают не как это было показано выше - в специально-юридических (узких) рамках, а в общесоциальных (широких) рамках. В этом случае можно выделить такие функции:



  • экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.);

  • политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, регламентирует политические отношения и пр.);

  • воспитательная (право оказывает педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения, воспитывает чувство уважения к закону и пр.);

коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом).

  1. скачать

следующая >>
Смотрите также:
Российская академия правосудия трудовое право
2526.09kb.
Российская академия правосудия
599.17kb.
Российская академия правосудия
2191.61kb.
Государственная академия наук российская академия образования
62.01kb.
Российская академия образования
239.53kb.
Российская академия образования
251.59kb.
Российская академия образования
326.54kb.
Российская академия образования
734.25kb.
Российская академия государственной службы
743.18kb.
Российская академия естественных наук
2830.62kb.
Российская международная академия туризма
1702.33kb.
Российская академия государственной службы при Президенте РФ
998.77kb.