Главная стр 1
Российская Федерация

Тверская область Спировский район

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №2 п. Спирово

Метод анализа конкретной ситуации при обучении «Основ безопасности жизнедеятельности»

Преподаватель- организатор

(Основ безопасности жизнедеятельности): Прошкин М.И.

2008г.


Основная цель преподавателя ОБЖ - воспитание школьников в духе государственности, регионального патриотизма, активной жизненной позиции, пропаганды здорового образа жизни, привитие интереса к учению, развитие познавательной деятельности, активизация творческой деятельности учащихся путем разнообразных методов и приемов, активизация самостоятельной работы учеников. Происходит воспитание творческой, социально-адаптированной личности.

Моя методическая тема – инновационные технологии обучения.- методы анализа конкретных ситуаций (методы АКС) с привлечением знаний учащихся по предметам, изучаемым в школе на других уроках, развивают учащихся, прививают интерес к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Эта цель может быть достигнута только при помощи метода проблемного обучения.

Жизнь каждый день озадачивает нас конкретной проблемой (производственной, бытовой, семейной). И оценка каждому из нас определяется не по диплому или образовательному аттестату, а в соответствии с реальным поведением при сталкивании с проблемной ситуацией. В чем проявляется реальное поведение? Прежде всего, в умении принимать в сложной ситуации из всех возможных самое удачное решение. И наиболее рациональный вариант проблемного обучения применительно к предмету – метод анализа конкретных ситуаций (АКС)

Суть проблемного изложения в том, что преподаватель ставит проблему перед обучаемыми и ее решает сам или дает задания обучаемым, но при этом показывает пути решения, раскрывает ход своей мысли. Преподаватель дает образцы оптимального решения проблемы. Обучаемые, в свою очередь, контролируют убедительность решения, мысленно следят за логикой, усваивая этапы решения целостных проблем.

Этот метод может применяться и на практических занятиях, особенно на тех, на которых отрабатывается новая тема. Преподаватель создает познавательную обстановку, а когда учащиеся испытывают трудности, показывает технологию поиска оптимального решения.



Приведем пример схемы метода анализа конкретных ситуаций:

Описание ситуации




Основная проблема человека




Варианты решения проблемы

человека



Выбор оптимального варианта




Действие (выход из опасной ситуации)


Несколько подробнее рассмотрим некоторые практические вопросы использования метода анализа конкретных ситуаций (АКС) при обучении «Основ безопасности жизнедеятельности».

Анализ происшествий социального, техногенного и природного характера показывает, что большинство их является следствием ошибок в оценке ситуаций и прогнозирования их развития. Такие ошибки более всего характерны для детей и подростков с ограниченным жизненным опытом. Но процесс накопления личного опыта происходит медленно и бессистемно. Поэтому при обучении вопросам личной безопасности необходимо не только информировать учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить их анализировать причины происшествий и несчастных случаев.

Для этих целей наиболее эффективно ситуационное обучение, которое, по сути, представляет собой анализ конкретных ситуаций (АКС). При организации ситуационного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации.

Для преподавателя, делающего первые шаги в использовании метода анализа конкретных ситуаций АКС, существенными трудностями являются поиск сюжетов, соответствующих теме занятия, их методическая обработка, а также выбор наиболее эффективного способа предъявления ситуации учащимся. Остановимся коротко на этих проблемах.

Поиск сюжета для АКС - один из первых этапов в подготовительной работе преподавателя. Сюжет - это основа будущего содержания занятия с использованием АКС. Выбор сюжета диктуется темой занятия. Сюжет должен быть правдоподобным и доступным пониманию учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий. Источниками сюжетов учебных ситуаций могут служить: публикации в газетах и журналах, теле- и радиорепортажи, рассказы и описания очевидцев каких-либо событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки и т. д.).


Публикации в газетах и журналах


Источники


Рассказы и описания очевидцев


сюжетов

учебных

ситуаций


Кинофильмы, произведения литературы

Найденная ситуация нуждается в соответствующей обработке, которая сводится к следующим операциям:

- описание ситуации предельно ясным, простым языком (стилистическая обработка);

- описание плана занятия, постановка задачи учащимся и ее обоснование (методическая обработка);

- перепечатка текста на ПК, скрепление листов и помещение в отдельные папки (техническая обработка).

Поиск сюжета для АКС может быть выполнен самими учащимися.

Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы-задания учащимся. П

Описание ситуации

риведем схему анализа происшествий социального, техногенного и природного характера:




Оценка ситуации. Насколько типична ситуация?

Причина ошибок?




Какие ошибки были допущены и кем?


Какие нормы, правила, законы были нарушены?

Какими нормативными актами надо руководствоваться?


Что бы вы посоветовали участникам ситуации?



Как надо поступить?





Какие решения, действия предприняли бы вы?





Предложите систему мероприятий, чтобы предупредить возникновение подобной ситуации

Эффективность работы над конкретной ситуацией во многом зависит и от избранного способа ее предъявления учащимся. Выбор способа в свою очередь определяется двумя факторами: содержанием события (не всякий сюжет может быть передан любым желаемым способом) и техническими возможностями самой школы.

Наиболее распространенный способ - письменное описание события. Обычно текст сценария учебной ситуации не превышает одной страницы текста. На практике можно использовать карточки АКС, которые могут заполнять учащиеся на уроке и дома, в качестве домашнего задания. Сюжет может быть подобран учителем или самими учащимися. Приведем форму карточки АКС для анализа происшествий социального, техногенного и природного характера:



Карточка АКС

АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

происшествий социального, техногенного и природного характера (из газеты «Тверская жизнь» )


1.Описание ситуации

Особое беспокойство вызывает нарушение «Правил охраны электросетей». Это те случаи, когда проводятся несанкционированные действия в охранной зоне воздушных линий электропередач. Охранная зона – это зем. участок по обе стороны от линии (ВЛ 10 кВ -10 метров, ВЛ 35 кВ -15 метров ВЛ 110 кВ -20 метров). Последствия нарушения «Правил охраны электросетей» самые трагические. Так, 4 августа 2005г в г. Вышнем Волочке ученик школы №9, проходя с группой друзей мимо ВЛ 35 кВ, решил подняться на опору для подтягивания на одной из траверз. На предупреждение друзей он не отреагировал, поднялся на нижнюю траверзу и был поражен электрическим током и упал с опоры. Друзья сообщили родителям пострадавшего. Бригадой скорой помощи он был доставлен в реанимационное отделение Кашаровской детской больницы. Подросток, увы, остался инвалидом.

2.Оценка ситуации




3.Какие ошибки были допущены? Кем? Кто поступил правильно?




4.Причины ошибок




5.Какие нормы, правила, законы




нарушены?




6.Какими нормами надо




руководствоваться?




7. Как надо поступить?




Какое принять решение?




8. Какие действия, решения




предприняли бы вы?




9. Как можно предупредить ситуацию ?




Работа с карточками АКС позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, сознательно влиять на события в окружающей их среде.

В практике применения метода АКС используются и другие приемы, способы предъявления ситуации: видеозапись какого-либо реального события; эпизоды художественных и документальных фильмов; сюжетные слайды, диапозитивы, рисунки, отражающие состояние какого-либо факта или процесса, показанные на интерактивной доске; рассказ очевидца (на занятие приглашается свидетель или участник анализируемого события); игровой метод (проигрывание ситуации непосредственно в аудитории), проведение тестирования и т. д



Особенно удачно применим метод АКС при проведении учебной пожарной тревоги. Проведя предварительно большую подготовительную работу с обучаемыми, преподаватель создает «чрезвычайную» ситуацию. Учащиеся оценивают создавшуюся ситуацию, мысленно определяют варианты выхода из чрезвычайной ситуации, далее происходит поиск оптимального решения и выбор этого решения. От правильного решения будет зависеть их безопасность. Учащиеся усваивают способ и логику решения конкретной проблемы - выход из чрезвычайной ситуации, обучаются выполнению его отдельных шагов, таким образом, шаг за шагом формируя свои умения

Применение метода АКС при проведении мероприятия «Учебная тревога».

Мероприятие учебная тревога входит в план внеклассной работы, хотя, строго говоря, проводится именно в урочное время, когда учащиеся сидят за партами на занятиях.

Приведем последовательность подготовки этого мероприятия.

Цель проведения учебной тревоги: овладение практическими навыками по безопасности жизнедеятельности в чрезвычайной ситуации педагогическим коллективом, работниками школы, обучающимися.

Основная задача: Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в чрезвычайных ситуациях при пожаре изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, психологическая подготовка к правильному поведению в чрезвычайной ситуации.

Штаб ГО школы совместно с руководством пожарной части разрабатывает план учебной тревоги, проводит инструктаж с работниками школы, с работниками пожарной части, чтобы отработать практические действия школы в случае пожара,

Преподаватель ОБЖ проводит подготовительную работу с учителями, учащимися по классам, с обслуживающим персоналом школы, а также с командиром пожарной части. О предполагаемом вызове пожарной команды договариваются с командиром пожарной части и время вызова уточняется заранее.

Проводится совещание при директоре с повесткой дня: «Знакомство с планом учебной пожарной тревоги. Классные руководители проводят классные часы по теме «Действия учащихся по сигналу: Учебная тревога», знакомят с планом эвакуации в чрезвычайной ситуации. На уроках по ОБЖ проводятся пятиминутки по действию учащихся по сигналу «Учебная тревога»



О дне и времени подачи сигнала «Учебная тревога» работники школы, учителя, учащиеся не предупреждаются.

Приведем последовательность подготовки и проведения «Учебной тревоги»




Виды выполняемых работ


дата

Ответственные

1

Разработка плана учебной пожарной тревоги.


1-5 сентября


Директор школы Руководитель пожарной части Преподаватель ОБЖ

2

Совещание при директоре с повесткой дня: «План учебной пожарной тревоги»

6 сентября

Директор школы Преподаватель ОБЖ

3

Проведение инструктажа со всеми работниками школы

7 сентября

Преподаватель ОБЖ

4

Классные руководители проводят классные часы по теме «Действия учащихся по сигналу: «Учебная тревога»


10 сентября

Классные руководители

5

Проведение 5- минутного инструктажа в классах на уроках ОБЖ с учащимися школы: действия по сигналу «Учебная тревога»

6-20 сентября

Преподаватель ОБЖ

6

Проведение 5- минутного инструктажа в классах на уроках ОБЖ с учащимися школы: план эвакуации по сигналу «Учебная тревога»

6-20 сентября

Преподаватель ОБЖ

7

Составление плана совместных действий с работниками пожарной части. Назначение времени сигнала (день и время сигнала знает только преподаватель ОБЖ и командир пожарной части)

20-24 сентября

Преподаватель ОБЖ

Работники пожарной части



8

Подача сигнала «Учебная тревога»

11час 40 мин

24 сентября



Преподаватель ОБЖ

9

Зажигание учебных дымовых шашек на 2 этаже здания школы, «имитация пожара»

11час 41 мин

Преподаватель ОБЖ

10

Вызов пожарной команды по телефону 01

11час 41 мин




11

Эвакуация учащихся из здания школы по сигналу «Учебная тревога»

11час 45 мин

24 сентября



Директор школы

Преподаватель ОБЖ

Кл руководители


12

Расположение учащихся, всех работников школы на отведенной площадке перед школой на безопасном месте. Проверка наличия всех учащихся и работников.

11час 45 мин

11час 55 мин

24 сентября


Директор школы

Преподаватель ОБЖ

Кл руководители


12

Прибытие пожарной команды

11час50 мин

24 сентября



Командир

пожарной части



13

Действия пожарной команды по «тушению пожара»:

-установка раздвижных лестниц

- разворачивание пожарных рукавов

-ликвидация «пожара» на 2 этаже здания



11час50 мин-

12 час 10 мин

24 сентября


Работники пожарной части

14

Отъезд пожарной команды после выполнения действий по «тушению пожара»


12 час 20 мин

24 сентября



Работники пожарной части

15

По команде учащиеся заходят в здание школы

12 час 25 мин

24 сентября



Директор школы

Преподаватель ОБЖ

Кл руководитель

Рассмотрим, как вырабатывается алгоритм поведения в чрезвычайной ситуации при пожаре.

При подаче сигнала «Учебная тревога», загорании дымовых шашек, происходит оценка чрезвычайной ситуации. Далее – формулируется основная проблема: выход из чрезвычайной ситуации. Выбирается оптимальный вариант решения проблемы - маршрут эвакуации и происходит само действие (или последовательность действий) – выход из чрезвычайной ситуации.

Приведем по методике АКС схему анализа конкретной (чрезвычайной) ситуации:







Анализ чрезвычайной ситуации

Наименование последовательности действий по анализу ситуации и выходу из ситуации.

1

Создание ЧС - подача сигнала «Учебная тревога», загорание дымовых шашек, возникновение «пожара»

Возникновение чрезвычайной ситуации, оценка ситуации учителями, работниками школы, учащимся.

2



Основная проблема

Варианты решения проблемы: путь эвакуации в зависимости от месторасположения учебного класса и от места «пожара», выбор маршрута.

3




Выбор оптимального варианта

Выбирается наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации от правильного решения которого зависит безопасность учащегося и других людей.

4




Действие – выход из ситуации

Происходит последовательность действий:

-эвакуация из здания по выбранному маршруту;

- построение на безопасной площадке у школы;

-проверка наличия всех учащихся;

-правильное поведение на безопасной площадке

5



Итоги решения проблемы

Разбор мероприятия: Кто поступил правильно?

Какие ошибки были допущены? Какие нормы, правила, законы нарушены?



Как предупредить возникновение этой ситуации?



Следовательно, метод АКС может применяться и на практических занятиях, при проведении внеклассных мероприятий по изучению правил дорожного движения, при подготовке и проведению Дня юнармейца, спортивных и туристических соревнований.


Смотрите также:
Российская Федерация Тверская область Спировский район
149.5kb.
Российская федерация ростовская область
2370.6kb.
Публичный отчёт директора школы перед общественностью за 2012-2013 учебный год общая характеристика школы
1001.57kb.
Тверская область, Удомельский район, с. Молдино, 2011г
2670.08kb.
Информация о зарегистрированных кандидатах
26.67kb.
В му комитет финансов Киришская средняя
186.51kb.
Информация о зарегистрированных кандидатах
26.77kb.
Российская Федерация Белгородская область
51.66kb.
Российская Федерация Ростовская область
81.27kb.
Информация о зарегистрированных кандидатах
36.52kb.
Информация о зарегистрированных кандидатах
22.84kb.
Информация о зарегистрированных кандидатах
39.18kb.