Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Черкасовская основная общеобразовательная школа

Урок

Тема «Рыбы – водные позвоночные животные»



Разработала:

Демидова Лариса Ивановна,

учитель биологии и химии

с. Черкасово

2010 г.

Пояснительная записка


Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости применения развивающих личностно-ориентированных технологий. Работая в течение ряда лет над своей методической темой по самообразованию «Самостоятельная работа на уроках биологии», при планировании своей работы я использую технологии личностно-ориентированного обучения.

Данный урок является одним из вариантов уроков с применением технологии проблемного обучения, способствующих формированию системных знаний, развитию практических умений, формированию нешаблонного мышления, решать проблемные вопросы в процессе групповой и индивидуальной деятельности на положительной мотивации к изучению предметов и созданию психоэмоционального комфорта на уроках.



Целевые установки:

- приобретение (усвоение) ЗУН учащимися;

- повышение прочности знания;

- усвоение способов самостоятельной деятельности;

- формирование поисковых и исследовательских умений и навыков;

- развитие познавательных и творческих способностей.


Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии проблемного обучения.
Данный урок является 2-м уроком в теме «Тип Хордовые» в курсе «Биология. Животные» 7 класс.



Тема

Подтип Позвоночные. Классы рыб.

Рыбы – водные позвоночные животные


Цели

Образовательная: создать условия для усвоения знаний об особенностях организации рыб – как водных позвоночных животных.

Развивающая: продолжить формирование умений наблюдать за живыми животными, работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ, анализировать, обобщать,; работать в группе, обсуждать проблему.

Воспитательная: обеспечить формирование культуры общения, коммуникативных качеств, чувства ответственности за результаты своего труда, личностной значимости полученных знаний в повседневной жизни.

Предполагаемый результат

Учащиеся узнают об особенностях организации рыб как водных позвоночных.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Надо есть аккуратно, чтобы не подавиться рыбьей костью.

План урока

1.Аактуализация знаний об особенностях организации хордовых.

2. Общие сведения о рыбах, среде их обитания.

3.Особенности внешнего строения рыб.

4. Особенности внутреннего строения.

5. Размножение рыб.

6. Рефлексия



Методы обучения

Проблемный, частично поисковый.

Формы организации

учебной деятельности

Комбинированный урок. Лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение рыб».


Средства

обучения

Учебник В. В. Латюшина, В. А. Шапкина «Биология. Животные», 7 кл., рабочие тетради, инструктивные карточки для лаборатор. работы, раб. лист, табл. «Тип Хордовые. Классы Рыб. Речной окунь», презентация слайдов, компьютер, экран



Основные понятия и термины урока


Ихтиология, плавники, чешуя, орган боковой линии, жабры, плавательный пузырь, костный скелет, двухкамерное сердце, печень.

Домашнее задание

Всем учащимся: учебник: п. 21, задание № 8, 9, 12 в рабочей тетради на стр. 48. , По желанию зад. № 10 и11.

По выбору: подготовить сообщение об акулах, скатах.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Ориентировочно-

мотивационный



Актуализация знаний

1. Как называется курс биологи, которые вы изучаете в этом году?

2. Какую группу многоклеточных закончили изучать?

3. Какую большую тему вы начали изучать на прошлом уроке?


4. А что это за животные? Какими общими чертами они характеризуются?

3. Какие два подтипа выделяют в типе Хордовых?


4. Каких животных относят к Бесчерепным?

Ланцетники являются переходной формой от беспозвоночных животных к позвоночным и они имеют признаки, как беспозвоночных, так и позвоночных. Какие?


Сегодня на уроке мы начнем изучать позвоночных животных. Каких позвоночных вы знаете?


А теперь отгадайте загадку:

Не летит, не поет, а клюет. Кто это?

Тема сегодняшнего урока «Классы Рыб». А их два. Класс костные и класс хрящевые рыбы

.Что вам известно о рыбах?
Наука, которая занимается изучением рыб называется ихтиология.

Ребята, как вы думаете, что было изобретено учёными, после изучения рыб и почему?



А что же позволяет рыбам так легко двигаться в воде?

Как среда обитания влияет на приспособленность рыб к жизни в воде?

Цель нашего урока: Выявить особенности строения рыб – как водных позвоночных.


Животные

Тема «Тип Хордовые»


Беспозвоночные животные

У них есть:

- хорда – упругий эластичный тяж, расположенный на спинной стороне тела (у высших хордовых – позвоночных – заменяется позвоночником);

- нервная система представлена нервной трубкой, лежащей над хордой (у высших хордовых – позвоночных – превращается в спинной и головной мозг);

- жаберные щели;

- пищеварительная система в виде трубки расположена под хордой;

- кровеносная система у хордовых замкнутая;

- двусторонне-симметричные животные.

Подтип Бесчерепные и подтип Черепные (Позвоночные)
Класс Ланцетники
Как у беспозвоночных у них нет черепа, головной мозг не сформирован (низшие хордовые).

Как у всех хордовых у ланцетника имеется хорда, над ней располагается нервная трубка.


К позвоночным относят:

- рыб;


- земноводных;

- пресмыкающихся;

- птиц;

- млекопитающих.


Отгадывают загадку - рыба

Открывают рабочую тетрадь на стр. 48, учебник на стр. 97 (п. 21).

Предполагаемые ответы:

- живут в воде, есть плавники, жабры и др.

- подводная лодка, которая может легко двигаться в воде

- Различные приспособления


План:


1. Внешнее строение рыб (лабор. работа).

2. Особенности внутреннего строения и

размножения рыб.


Слайд № 1

Актуализация знаний



Слайд № 2
Слайд № 3


Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6
Слайд № 7

Слайд № 8

Создание проблемной ситуации
Слайд № 9
Слайд № 10


Операционно-

исполнительский



Рыбы разных мест обитаний различаются между собой по форме, окраске и другим признакам. Вместе с тем, они имеют общие черты строения.

На первом этапе нашей работы выявим особенности внешнего строения рыб, как водных позвоночных.



Лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение рыб» (по инструктивным карточкам)

С какой целью мы будем выполнять работу?

Подведем итоги лабораторной работы.

Такие приспособления, как

обтекаемая форма тела, покров из чешуек и слизи, наличие плавников, органы чувств (глаза без век, боковая линия), позволяет рыбам жить в воде.
Ребята, мы рассмотрели приспособления, которые способствуют к жизни в воде. А отразилась ли среда обитания на внутреннем строении рыб?

Рассмотрим особенности внутреннего строения:

Давайте поработаем в группах. У нас на столах имеются задания для каждой группы. Вы выполняете задание и представляете отчет:

Задание для 1 группы.



  1. Прочитайте на с. 100 учебника первый абзац и ответьте на вопрос: из каких отделов состоит скелет рыбы?

  2. Почитайте на с. 101 учебника первый абзац и ответьте на вопрос: чем представлены органы выделения рыб?

Задание для 2 группы.

  1. Прочитайте на с. 100 учебника второй абзац и ответьте на вопрос: какие органы составляют пищеварительную систему рыбы?

Особенностью пищеварительной системы рыб является наличие плавательного пузыря – как выроста спинной стороны пищевар. трубки. Плавательный пузырь, заполненный воздухом, имеют многие рыбы. Какую же функцию он выполняет?

(работа с учебником – с. 100)

Такая функция называется – гидростатическая.


  1. Прочитайте на с. 101 учебника третий абзац и охарактеризуйте нервную систему рыб.

Задание для 3 группы.

  1. Прочитайте на с. 100 учебника четвертый абзац и ответьте на вопрос: чем у рыб представлены органы дыхания?

  2. Прочитайте на с. 101 учебника четвертый абзац и ответьте на вопрос: чем представлены органы размножения рыб.

Задание для 4 группы.

  1. Прочитайте на с. 100 учебника четвертый абзац и охарактеризуйте кровеносную систему рыб

Задание для 5 группы.

1)Прочитайте на с. 101 учебника с четвертого по восьмой абзац и охарактеризуйте органы чувств рыб. Найдите их на таблице и покажите.



Рассмотрев внутреннее строение рыб, мы с вами также выявили некоторые особенности, связанные с жизнью в воде. Какие?
Хозяйственное значение рыб – прочитаете дома и вып зад. 12 в раб. тетр.
Если будет время: для закрепления

дать тесты для групп


.

Выполняют работу, используя инструктивные карточки, аквариумных рыб, обсуждая в парах.


Делают выводы

Работают с учебником, находят:

- из костей головы (череп);

- позвоночника;

- скелета парных и непарных плавников

(смотрят на таблицу).

Находят в тексте учебника (с. 101) и отвечают: почки, расположенные под позвоночником в виде лент.

Работают с учебником, находят:

Рот, рот. полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищев. железы – печень, поджелудочная железа, анальное отверстие.
- помогает рыбе погружаться вглубь или подниматься к поверхности воды (объем пузыря то увеличивается, то уменьшается).

Нервная система рыб примитивна. Отделы головного мозга слабо развиты.

Жабры.

По бокам головы.



Жаберными крышками.

Органы размножения рыб – парные яичники у самок и семенники у самцов. В яичниках образуются яйца – икринки, в семенниках – сперматозоиды. Оплодотворение – наружное, в воде.


Находят на табл., сравнивают с кровеносной системой др. позвоночных.

Кровеносная система рыб – замкнутая. Состоит из одного круга кровообращения и сердца. Сердце двухкамерное – состоит из предсердия и желудочка.


Органы чувств представлены:

- органы зрения – глаза, лишенные век, по бокам головы;

- органы слуха – внутреннее ухо, расположенное в черепе;

- органы обоняния – обонятельные ямки на кончике морды;

- органы вкуса, расположенные в виде вкусовых почек в ротовой полости, в коже и даже хвосте.

- боковая линия


Делают вывод:

Органы дыхания – жабры, плавательный пузырь, оплодотворение наружное – в воде,

орган чувств – боковая линия



Слайд № 11
Лабор. работа

с натур. объектами,


Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Работа рисунком 85 учебника (с. 100) и табл.




Слайд № 15

Слайд № 16

беседа



Слайд № 17

Работа с табл.


Работа с табл.




Слайд № 17

Раб с рис. 176 на стр. 228




Слайд № 18

Раб. с табл.


Раб. с табл.


Слайд № 19
Раб. с учеб. и табл.

Слайд № 20

Раб. с табл. и натур. объектом



Слайд № 21

Слайд № 22

Слайд № 23

Рефлексивно-оценочный

Итоговая самооценка: соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями.

- Достигли ли вы поставленной цели?

- Если да, то, что способствовало этому?

- Если нет, то, что мешало?

Начните ваш ответ словами: мне удалось – узнать, понять, найти и т. д.


Дети обсуждают вопросы в группах и отвечают на них.

Слайд № 24


Домашнее задание.

Всем учащимся: учебник: п. 21, задание № 8, 9, 12 в рабочей тетради на стр. 48. , 10 и11 зад. по желанию

По выбору: подготовить сообщение об акулах, скатах.



Записывают домашнее задание

Слайд № 25




С каким настроением вы уйдете с урока? : рыбы трех цветов

Все хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок.






Слайд № 26 Слайд № 27
Слайд № 28


Лабораторная работа

«Внешнее строение и передвижение рыб»

Оборудование:

Аквариумные рыбы в баночках, речной окунь (натуральный), стеклянные палочки.


1. Рассмотрите форму тела рыбы. Объясните, какое значение имеет она в жизни животного в воде.

2. Какова окраска спины, боков и брюха рыбы? Какое значение имеет она в жизни рыбы?

3. Установите, какие отделы можно различить в теле рыбы. Как соединяется (подвижно или неподвижно) голова с туловищем, и какое это имеет значение?

4. Найдите парные и непарные плавники. Сколько их? Где они расположены? Пользуясь рисунком учебника, узнайте названия плавников. Выполните в рабочей тетради задание № 4 – подпишите на рисунке части рыбы и названия плавников. Затем выполните задание № 7.

5. Обратите внимание на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте; когда движется (лучше смотреть сверху).

6. Обратите внимание на чешуи, покрывающее тело рыбы. Как они расположены? Какое значение имеет такое расположение чешуи? Выполните в рабочей тетради задания № 5 и № 6.

7. Дотроньтесь до рыбы стеклянной палочкой. Как она реагирует на прикосновение?

8. Осмотрите голову рыбы. Найдите глаза, две небольших ноздрей.

9. Рассмотрите при помощи лупы чешуи, расположенные по средней линии вдоль боков тела. Найдите точечные отверстия (поры), ведущие в каналы органов боковой линии.

10. В выводе отметьте особенности внешнего строения рыбы, связанные с ее приспособлением к жизни в воде.


Тестовая работа.

Задание – выберите правильные ответы:


  1. Рыбы приспособлены к водной среде обитания:

а) дышат при помощи жабр;

б) имеют хорду;

в) имеют головной и спинной мозг;

г) парные конечности имеют форму плавников.


2. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды:

а) органом обоняния; в) органом чувств;

б) боковой линией; г) органом слуха.
3. Жабры – это органы:

а) кровеносной системы; в) дыхательной системы;

б) выделительной системы; г) пищеварительной системы.
4. Кровеносная система рыб:

а) незамкнутая; в) имеет один круг кровообращения;

б) замкнутая; г) состоит только из артерий.

5. По характеру питания окуня относят к:

а) растительноядным; в) сапрофитам;

б) хищникам; г) паразитам.


6. С помощью плавательного пузыря рыба:

а) быстрее передвигается;

б) воспринимает направление и силу тока воды;

в) переваривает пищу;

г) опускается на дно или всплывает.

7. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

а) способе размножения;

б) наличии у них скелета;

в) приспособленности к среде обитания;

г) наличии у них покровительственной окраски.

Задание для 1 группы.
1) Прочитайте на с. 100 учебника первый абзац и ответьте на вопрос: из каких отделов состоит скелет рыбы? Покажите на таблице.

2) Почитайте на с. 101 учебника первый абзац и ответьте на вопрос: чем представлены органы выделения рыб?
Задание для 2 группы.
1) Прочитайте на с. 100 учебника второй абзац и ответьте на вопрос: какие органы составляют пищеварительную систему рыбы? Покажите на таблице.

2) Прочитайте на с. 101 учебника третий абзац и охарактеризуйте нервную систему рыб. Покажите на таблице.
Задание для 3 группы.
1) Прочитайте на с. 100 учебника четвертый абзац и ответьте на вопрос: чем у рыб представлены органы дыхания? Покажите на таблице.

2) Прочитайте на с. 101 учебника второй абзац и ответьте на вопрос: чем представлены органы размножения рыб. Покажите на таблице.
Задание для 4 группы

.

Прочитайте на с. 100 учебника четвертый абзац (в конце абзаца) и охарактеризуйте кровеносную систему рыб. Покажите на таблице.


Задание для 5 группы.
Прочитайте на с. 101 учебника с четвертого по восьмой абзац и охарактеризуйте органы чувств рыб. Найдите их на таблице и покажите.
Рабочий лист
скачать


Смотрите также:
Рыбы водные позвоночные животные
160.78kb.
Практическая работа Темы: «Рыбы водные позвоночные»
19.3kb.
Горячие блюда из рыбы. Блюда из отварной и припущенной рыбы
42.16kb.
Урок технологии по теме " Рыба Приготовление блюд из рыбы"
137.96kb.
Кто такие рыбы
39.27kb.
Рыбы (21 февраля -20 марта)
15.78kb.
Урок. Хозяйственное значение рыб. Охрана рыбных богатств. Задачи
65.19kb.
Водные ресурсы в бассейне Аральского моря
458.83kb.
Тема. Разнообразие животных в природе
39.62kb.
Водные ресурсы. Охрана вод
44.94kb.
Инструкция по изготовлению вяленой рыбы инструкция предусматривает порядок изготовления вяленой рыбы в соответствии с требованиями гост 1551 и норматив­но-технической документации
227.7kb.
Урок по теме «Рыбы. Земноводные»
43.38kb.