Главная стр 1
скачать
Вернуться на страницу методическая копилка учителей начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Острогожска
Районный конкурс программ

по профилактике табакокурения

Программа






Автор:

Рыльцева Надежда Алексеевна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №1

2005
I. Пояснительная записка.
В условиях современного общества обострились многие социальные проблемы. Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказались наиболее не защищенными, уязвимыми и психологически не готовыми к жизненным трудностям.

В последние годы возросла необходимость усиления внимания к детям аддитивного поведения.

Аддитивное - это такое поведение, когда проявляется предрасположенность к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков.

Аддитивное поведение может проявляться у значительной части детей и подростков, если не принять систему педагогически целесообразных мер, направленных на профилактику разных мер этого поведения. Данная работа окажется успешной только при условии комплексного решения задач, обеспечивающих предотвращение бед. Понятно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить.

Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе(один учитель, возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением), а с другой - психологическими способностями школьников младших классов.

Необходимо выделить несколько фактов, определяющие особенности профилактической работы с младшими школьниками:

  1. Учитель является для младших школьников непререкаемым авторитетом.

  2. Младшие школьники чаще, чем взрослые воспринимают мир в полярных категориях «хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «плохой - хороший» и т.п.

  3. Большая связь младших школьников со своими родителями.

  4. Образность решения ребенка позволяет видеть ему то, что говорит учитель более образно, фантастично, сказочно.

  5. Тяга и склонность к игре.

Курение как привычка в среде младшего школьного возраста встречается в единичных случаях. При этом необходимо различать два вида раннего курения - «игру», обоснованную на любопытстве, подражании взрослым, случайном нерегулярном экспериментировании и ранее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлечению в компанию старших курящих подростков. Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы, то второй помимо этого должен дополняться психологической и педагогической коррекцией поведения ребенка в рамках - воспитательных программ.

Предупреждение табакокурения среди детей младшего школьного возраста основано на разъяснении вредных последствий курения для организма, затрудняется отсутствием у детей этого возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению. Это обусловливает определеннее требования к ранней профилактике курения. Так, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее надо беречь.

Основным направлением работы по предупреждению табакокурения должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является избежание вредных привычек, в частности табакокурения.,

Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. В отличии от этого запугивание последствиями курения не только перестает восприниматься детьми , но и формирует у них не осознанный страх за здоровье курящих родителей.

Таким образом, основными задачами предупреждения табакокурения младшими школьниками является разъяснение пользы от физической культуры, закаливания организма, ведение, правильного здорового образа жизни, несовместимости этого с табакокурением, а также разъяснение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

Ранняя профилактика аддитивного поведения должна строиться осторожно, по принципу»не навреди»; не вызове противоположного эффекта «не пробуди интереса». Расширенная роль игровых методов позволяет «обходным путем» внедрить нужную информацию в сознание ребенка.

Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно-развитого человека, способного самостоятельно справляться в собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приема психоактивных веществ.

В соответствии с федеральной целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002/2004 г.г.» и Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в общеобразовательной среде Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России представило в помощь образовательным учреждениям программу и учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного», которые были взяты за основу профилактической работы в МОУ СОШ №1 города Острогожска с учащимися 3 «Б» класса с целью формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста и дополнены программой «Мы выбираем - НЕТ!».
Общие сведения о программе.

Цель программы:

  1. Помочь ребёнку овладеть основами эффективной социальной адаптации, т.е. гармоничного существования в обществе.

  2. Научить сопротивляться вредным влияниям среды (сверстников и взрослых).

  3. Развитие творческих способностей ребёнка через личностно – ориентировочный подход, направленных на формирование на-тка безопасного поведения.

Задачи:

  1. Дать детям представление о ценности здоровья.

  2. Формировать навыки здорового образа жизни.

  3. Развивать умение оценивать свое состояние, поступки, поведение; анализировать поступки, поведение других людей.

  4. Позволить детям получить необходимые знания, которые помогут предупредить формирование вредных привычек.

Принципы организации профилактической работы:

  1. возрастного соответствия;

  2. опережающих воздействий;

  3. комплектности;

  4. альтернативности;

  5. «запретной» информации.


Формы проведения занятий.

  1. Игры-тренинги;

  2. Инсценировка литературно-художественных текстов;

3) Диагностика:

  • Тестирование;

  • анкетирование;

  • ассоциация психологического состояния детей с цветом и настроением;

4) устный журнал;

5) Клуб интересных встреч;

6) презентация;

7) постановка кукольного спектакля;

8) акции;

9)беседы;
Реализация программы:

Система классных часов продолжительностью 25-30 минут

II. Тематический план.




п/п

Тема

Кол-во часов занятий

1.

Вводное занятие “ Нужна ли нам профилактика.”

0.5/0.5

2.

Табак и пассивное курение.

1

3.

Тренинг “ Умей сказать Нет! “

1

4.

Устный журнал “Физкульт-ура ”

1

5.


Искусство на страже здоровья,

  • Кукольный спектакль “ Ребята и зверята ”

  • Создание рисованного фильма “Здоровье без проблем ”.

2


6.

Клуб интересных встреч.

  • Встреча с представителями правоохранительных органов.

  • Экскурсия в ТМО.

2

7.


Итоговое занятие.

1

8.

Всего

9


III. Содержание и структура тем.

  1. . Вводное занятие «Нужна ли нам профилактика ».

    • Организационный момент.

    • Вводное слово учителя.

    • Краткое ознакомление с программой.

    • Проведение анкетирования среди учащихся и их родителей.

    • Подведение итогов.




  1. Табак и пассивное курение.

    • «Мое настроение сейчас …».

    • Чтение сказки. Обсуждение.

    • Знакомство со статьями закона.

    • Акция «Взрослые ! Мы обращаемся к вам !».

    • «Мое настроение после…».




  1. Тренинг «Умей сказать «нет!».

    • «Мое настроение сейчас…»

    • Тест «Самооценка».

    • Проективный рисунок: «Я - реальное», «Я - глазами других»,

«Я - идеальное».

  • Тренинг «Умей сказать «нет!».

  • Тренинговое упражнение «Давай покурим».

  • Выбор индивидуально-психологического щит

«Мой щит - моя защита».

  • «Мое настроение после…».


4 Устный журнал «Физкульт-ура!»

  • «Мое настроение сейчас…»

  • Инсценированное представление.

  • Творчество - за безопасность.

  • «Мое настроение после…».


5 Искусство на страже здоровья.

  • Кукольный спектакль «Ребята и зверята против!».

  • Премьера спектакля.

  • Просмотр фрагментов мультфильмов (диафильмов).

  • «Ну, погоди!», «Крошка Енот».

  • Акция «Лучше, дети, не курите!!!».

  • Создание рисованного фильма «Здоровье без проблем!».

6 «Клуб интересных встреч» .



  • Экскурсия в ТМО.

  • Реализация акции «Взрослые! Мы обращаемся к вам!»

  • Встреча с работником тубдиспансера.

  • Беседа на тему: «Табакокурение - болезнь, вызывающая сильные изменения в организме» по серии плакатов :

- «Легкие курящего человека»;

- «Сердце курящего человека»;

- «Внешний вид курильщика».

  • Игра-тренинг «Вред-польза».

  • Посещение рентгенкабинета.


Встреча с представителем правоохранительных органов.

  • Беседа с инспектором детской комнаты милиции на тему «Вредные привычки и почему они вредные».

  • Статистика и цифры.

  • Закон и порядок.

  • Игра-тренинг «Закончи фразу…».


7. Итоговое занятие.

  • Выступление учителя.

  • Творческий отчет детей.

  • Просмотр презентации.

  • Проведение творческого тестирования.


IV. Планы - конспекты занятий.
1. Занятие по теме: «Табак и пассивное курение».

Цель: 1) дать школьникам правильное представление о том, что вдыхании

табачного дыма некурящими людьми также опасно и вредно;

2) познакомить с мерами административной ответственности за невыполнение закона о табакокурении;

3) подготовить акцию-обращение ко всем взрослым людям.
I. «Мое настроение сейчас…» - заполнение словаря настроения.

II. Учитель читает рассказ и обсуждает его с учениками.

«Жил-был в одной квартире говорящий попугай по имени Труша. Правда, это только считалось, что он говорящий, потому что его никто не учил говорить, а поселили его в клетку просто так, для украшения квартиры. Ну, еще для того, чтобы развлекать Васю. А Вася – это пятиклассник, обыкновенный мальчик, ничего особенного. Надо сказать, что Трушу Вася любил, сам убирал клетку, подливал воды и подсыпал корм, да и Труша платил взаимностью – не кусался, не царапался, когда Вася вытаскивал его из клетки на диво друзьями- приятелями. Как-то раз пришел Вася из школы, поздоровался с Трушей, бросил портфель и начал звонить кому-то по телефону. Говорили тихо: «Ну, прямо как заговорщики» ,-подумал Труша. Через некоторое время Труша услышал звонок в дверь. Пришел Васин дружок, Витя. «Да-а-а,- подумал попугай,- не миновать сегодня представления – опять меня вытащат и перья будут рассматривать». Только ребята не спешили к нему, а наоборот – подошли к окну. Вася говорит:

- Отец с матерью сегодня поздно придут, так что комната успеет проветрится.

- Ну, давай тогда, чего ждешь-то, - с нетерпением проговорил Витя. «О чем это они?», - подумал попугай. И тут он увидел, как его хозяин вытащил из кармана какие-то коробки- одну побольше, другую поменьше. Распечатал ту что побольше, досталоттуда какие-то две белые вроде бы бумажные палочки. Одну со словами «Угощайся, старик»- протянул Вите, другою оставил себе. «А-а-а. – сказал про себя попугай,- я, кажется, догадался. Это, наверное, такие конфеты. Тогда почему он не угощает меня?» Но тут вдруг началось что-то совершенно непонятное. Из маленькой коробки Вася извлек огонь и, взяв в рот «конфету», зажег ее. То же сделал его приятель. Комната быстро наполнилась едким дымом. Ребята, усевшись на диване, важно пускали его тонкие струйки. Витя даже пытался пускать кольца, но попугай этого искусства не оценил.

Бедный Труша, он никогда не нюхал табачного дыма. Он задыхался, его маленькие глазки начали слезиться. Он пытался улететь, но вспомнил, что сидит в прочной клетке и уж, конечно, улететь не может. Всегда такая красивая, с изящными, тонкими металлическими прутиками клетка в эту минуту показалась Труше страшной тюрьмой.

А дым в комнате становился все больше и больше, и Труша вдруг понял, что если это не прекратится, то он и вовсе может испустить дух. Он засвистел, защелкал клювом, давая понять, что, мол, все, хватит, помогите-е-е! Но ребята, сидя на диване и покуривая, не понимали о чем свистит попугай.
И тут вдруг случилось самое настоящее чудо.

Труша заговорил. Человеческим голосом с попугайским акцентом. Он громко и отчетливо произнес:

- Пр-р-рекр-р-ратите кур-р-рить! Умир-р-раю! Вася от удивления так широко открыл рот, что сигарета выпала из него на пол. Витя, хорошо знавший попугая, тоже страшно удивился. Они тотчас затушили сигареты. Однако Труша потребовал:

- Пр-р-роветрите квар-р-ртиру!

Друзья открыли настежь окно. Живительный свежий воздух ворвался в комнату. Труша вдохнул его полной грудью и почувствовал, что сегодня он скорее всего останется жив. Если, конечно, опять не взбредет в голову этим «курякам» травить его дымом. Но ребята и не думали закуривать снова. Витя ушел домой, а Вася в изрядном беспокойстве, как бы попугай не проболтался родителями о том, что их сынуля балуется табаком, сел делать уроки. Вечером пришли родители. Вася, с опаской поглядывая на Трушу, сообщил:

-Наш Труша научился говорить!

-Не может быть! – удивился папа, - а ну-ка, скажи нам что-нибудь. “Научишься тут с тобой!», - с досадой подумал попугай, вспомнив сегодняшнее приключение. Но выдавать Васю не стал, а только сказал подошедшим родителям:

-Здр-р-равствуйте, дор-р-рогие!

С тех пор Труша настоящий говорящий попугай, а Вася – некурящий школьник. Бросил.

Совсем. Не хочет больше травить ни себя, ни своего любимого попугая. Родители так и не узнали про эту историю. Поэтому они очень удивляются, почему Труша время от времени вдруг громко и отчетливо произносит:

-«Кур-р-рить вр-р-редно!»
Учитель рассказывает о вреде пассивного курения – вдыхания внешнего дыма сигареты. Необходимо сказать ученикам, что пассивное курение приносит организму практически такой же вред, как и активное. Школьники должны знать, что человеку вредно находится в прокуренном помещении.
Вопросы для обсуждения.


  1. Почему Труша заговорил?

  2. Хорошо ли, если в твоем присутствии курят?

  3. Как нужно относится к курению в общественных местах?

  4. Имеет ли право «Труша» (человек) на чистый воздух?


III. Знакомство со статьями закона.

Статья 6. Об ограничении курения табака. (87 – ФЗ).

«Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных учреждениях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти».

Закон Самарской области №3 – ГД.

«Курение табака на рабочих местах в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных учреждениях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением специально отведенных для мест – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1/10 до 1/3 минимального размера оплаты труда».
IV. Подготовка акции «Взрослые! Мы обращаемся к Вам!».

Подготовка серии детских рисунков о вреде курения, с целью дальнейшей передачи их в туберкулезный диспансер для оформления уголка здоровья.

V. Заполнении словаря настроения. «Мое настроение после…».

2. Тренинг: «Умей сказать НЕТ!».

Цель:

  • формирование способности отказа от психоактивных веществ;

  • оказание помощи учащемся в овладении алгоритмом правильных действий в конкретной экстремальной ситуации.




  1. «Мое настроение сейчас…»- заполнение словаря настроения.

  2. Тест «Самооценка» (приложение №1).


Цель: Исследование личностного ресурса ребенка в представлении о себе, как о человеке.

Проективный рисунок: «Я- реальное»

«Я- глазами других»

«Я- идеальное».

III. Тренинг « Умей сказать Нет!». (учитель проводит серию упражнений, в ходе которых участники тренинга необходимо произнести определенные фразы с требуемой интонацией и мимикой).

  • Жестокое «Нет» с повышением тона голоса и решительно отстраняющим жестом.

  • Презрительное «Нет», уходя от того, кто предлагает.

  • «Ты что мне предлагаешь? Я же сказал «Нет!». Ты что дурак?»-ответ в форме обвинения.

  • Спокойно-уверенное «Нет!» и взгляд прямо тому, кто предлагает.

  • Сравните твердое и короткое «Нет!» и ответ: « Да нет… Я же сказал, что не хочу…», где «Да нет» воспринимается, скорее , как нерешительное «Да». Вероятнее всего, за неуверенным ответом последует усиление нажима , перед которым ребенок может уже не устоять!

  • Интересным решением будет полное молчание, которое может сопровождаться мимикой и жестами, не оставляющими сомнений в категоричности отказа. При подобной тактике поведения всякое дальнейшее общение заходит в тупик и предложения прекращаются.

  • Можно отказаться, прикрывшись вывеской «болезни»: люди достаточно уважительно относятся к болезням, особенно непонятным. Если скажешь: «Ты что? У меня полигландулярная эндокринопатия ! Я могу запросто умереть, если это приму!, после этого могут обижаться на болезни сколько угодно; главное человек выведен из-под давления.


IV. Тренинговое упражнение «Давай покурим».

Цель: групповой поиск различных доводов против курения.

Описание упражнения:

Дети делятся на пары. Каждая пара проигрывает ситуацию. Первый участник предлагает закурить , а тот в свою очередь должен отказаться, затем участники меняются ролями.



      1. После окончания игры участники делятся впечатлениями, обсуждают кому в какой роли было легче, начиная свое выступление с одной и той же фразы: «Мне легко (трудно) было отказаться, потому что….».



      1. Выбор индивидуальной психологической защиты «Мой щит - моя защита»







      1. Заполнение «Словаря настроения». «Мое настроение после…».


Приложение №1.

Тест «Самооценка».

Участникам предлагается выбрать из представленных качеств, на их взгляд, положительные и отрицательные. Затем выписать их в два столбика: «+» и «-». Это будет идеальное «Я», «Я - идеал» (ЯИ).

Качества:


Активный

Ленивый

Равнодушный

Аккуратный

Легковерный

Развязный

Беспечный

Медлительный

Решительный

Волевой

Мстительный

Стыдливый

Вдумчивый

Мечтательный

Самоотверженный

Вспыльчивый

Настойчивый

Скучный

Высокомерный

Нелогичный

Сдержанный

Грубый

Некоммуникабельный

Сексуальный

Добродушный

Неряшливый

Сообразительный

Женственный

Несдержанный

Самостоятельный

Жизнерадостный

Нервозный

Самокритичный

Заносчивый

Нерешительный

Терпеливый

Заботливый

Обидчивый

Трусливый

Застенчивый

Осторожный

Творческий

Завистливый

Остроумный

Увлекающийся

Злопамятный

Педантичный

Упрямый

Искренний

Пассивный

Уступчивый

Инициативный

Подозрительный

Упорный

Корыстный

Принципиальный

Эгоистичный

Капризный

Рассудительный





Ребятам предлагается отметить в указанных словах те качества, которые свойственны им. Это будет их «Я - личное» (ЯН).
Обработка данных:

Например:

  1. «ЯИ»+ - идеальное» - всего 31 (выписано положительных качеств).

«ЯИ - - идеальное» - всего 29 (выписано отрицательных качеств).

  1. «ЯЛ + - личное» - отмечено 20 (у меня положительных качеств).

«ЯЛ - - личное» -- отмечено 2 (у меня отрицательных качеств).
Вычисляем % от «ЯЛ»
Я + =


Я - =

Самооценка = Я+ - Я- = 64,5% - 6,9% = 58% (очень сильно завышенная самооценка).

Интерпретация:

Самооценка в норме – около 10%.

Самооценка завышена – от 10% и выше.

Самооценка занижена – от 10% и ниже.

Менее 0 - склонность к самоуничтожению.

( Процент скорректирован с подростковым возрастом. У взрослого 0,5% - норма, далее соответственно). По сравнительному анализу:


ЯЛ+ > ЯЛ- - смотрит на мир в розовых очках

ЯЛ+< ЯЛ - имеет скептический взгляд на жизнь

ЯЛ+ = ЯЛ - - норма

ЯЛ+ = ЯИ+ - развито самомнение

ЯЛ+ << ЯИ+ ---- (30% и более) – неуверенность и самоунижение

ЯЛ+<ЯИ+ - норма

ЯИ+ > ЯИ - - целеустремленный, самостоятельный

ЯИ+ < ЯИ- - инфантильный, зависимый

ЯИ+ = ЯИ- -- рациональный, имеет трезвый взгляд на жизнь

ЯЛ- < ЯИ- - норма

ЯЛ- <<ЯИ- - (30% и более) – завышенные требования к другим

ЯЛ- = ЯИ- - жестокость в характере, защита от окружающих



        1. Устный журнал «Физкульт – ура !».

Цель:

    • формирование стойкого отношения к соблазнам и здорового жизненного стиля у учащихся и родителей.

    • развитие умения дать точную оценку соблазну.



Участники: учащиеся и их родители.



  1. Заполнение словаря настроения. «Мое настроение сейчас…»..

  2. Сценарий представления.

Участники:

    • Хулиган;

    • витамины А, В, С;

    • бактерии;

    • Мойдодыр;

    • Крепыш.



(На поляне стоят витамины и бактерия.

Появляется хулиган.

Он поет под музыку. В ушах плеер.)



  • Хулиган: Тра-та-та! Тра-та-та!

Я - такая крутизна!

Ох, а здесь стоит народ!

Ой, он что-то там поет!


  • А. Это что еще за чудо?

  • В. И явился ты откуда?

  • С. Вот это да!



  • Бактерия: Ты откуда взялся?

Как здесь оказался?


  • Хулиган продолжает петь под музыку песни «Зайка моя»! В руке сигарета.




  • Хулиган: Сигарета моя – я твой мальчик

Покурить дам – оближешь пальчик

«Мальбора» моя – я твой ротик

Дым над головой – словно зонтик.

Я уроки не учу

Дурью маяться хочу,

Потому что только, только

Лень мне по плечу.
Я гуляю целый день

Буду я тупой как пень

Потому что на меня

С утра напала лень.


  • Мойдодыр: А лень на тебя напала, потому то ты куришь. От курения снижается память, ты быстро устаешь. Яд- никотин накапливается в легких. Человек сам себе сокращает жизнь. Курильщики живут мало. Часто болеют и рано умирают.



  • Хулиган: Ой, братик, я боюсь!

Как мне начать исправляться?


  • А. Расскажи нам по порядку?

Часто ль делаешь зарядку?


  • В. Спортом занимаешься?




  • С.Водою закаляешься?




  • Хулиган: Нет, зарядку- то, ребята,

Я не делал никогда,

Закаляться? Страшно, братцы.

Ведь - холодная вода.

Апчхи! Апчхи!


  • Крепыш: Говорил ему зимой:

Закалялся бы со мной

Утром бег и душ бодрящий!

Как для взрослых настоящих!

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной

И тогда микроб голодный

Вас во век не одолеет.

Со здоровьем дружит спорт,

Стадион, бассейн и корт!

Зал, каток – везде вам рады!

  • А. За старание в награду

Будут кубки и рекорды.


  • В. Станут мышцы ваши тверды.




  • С. Только помните!

Спортсмены каждый день

Свой непременно начинают

Хором: Начинают с физзарядки.


  • Крепыш: Что такое физкультура?



  • Хор: Тренировка и игра.




  • Крепыш: Что такое физкультура?




  • Хором: Физ. – и - куль, и ту, и Ра.



  • Крепыш: Руки вверх, руки вниз.



  • Хором: Это физ.




  • Крепыш: Крутим шею словно руль-




  • Хором: Это куль




  • Крепыш: Ловко прыгай в высоту –




  • Хором: Это – ту.




  • Крепыш: Бегай полчаса с утра




  • Хором: Это – ра




  • Крепыш: Занимаясь этим делом

Станешь ловким, сильным, смелым.

Плюс – хорошая фигура.

Вот что значит.


  • Хором: Физ – куль – ту – ра!


III. Творчество – за безопасность.

Цель: сформулировать полученные знания о вреде и профилактике табакокурения.
Задание для учащихся. Четверостишия частушек разрезаются на строчки и раздаются детям. За определенное количество времени учащиеся должны собрать текст и исполнить частушку.
- Детям всем напоминаем,

Что курение беда!

Молодежь мы призываем

Быть здоровыми всегда.
- Все в Минздраве говорят:

Охранять надо ребят

От куренья табака,



От табачного дымка!”
- Говорят врачи: “ Ребята!

Вам курить всем рановато!”

Жаль, с ответом опоздали –

Мы уж с этим завязали.
- Обращаемся мы к папам:

Не курите сигарет.



Все пропахло вашим дымом –

И во сне покоя нет.”
- Вновь Минздрав предупреждает,

Что куренье - это вред.

Но в России выпускают

Больше! Больше! – сигарет!
- С ТСО по школам туго

Потому что денег нет.

Улетают в небо деньги

Вместе с дымом сигарет
Задание родителям. По предложенной рифме типа «табак-чудак», «табак-всё не так», «никотин - пенициллин», сочинить и исполнить частушку о профилактике, вреде табакокурения у младших школьников.
IV. «Мое настроение после …»-заполнение словаря настроения.


  1. Театр на страже здоровья.

Тема: Театр на страже здоровья. Кукольный спектакль «Ребята и зверята - против!».

Цель:

  • Закрепить навыки безопасного поведения детей в социальных проблемных ситуациях;

  • Развить творческие способности личности каждого ребенка;

  • Пропаганда здорового образа жизни посредством мультипликации.


Участники: учащиеся 1-4 классов.

Действующие лица:

  • Бельчонок

  • Зайчонок

  • Волк по имени Никотин

  • Автор



    • А: в одном лемму жили два неразлучных друга – Бельчонок Зайчонок. Учились они в одной классе, всегда друг другу помогали. И вот однажды по дороге в «Лесную школу» они встретили волка по имени Никотин.

    • Н: привет, ребята!

    • Б: привет!

    • З: привет!

    • Н: как вас зовут?

    • З: меня – Зайчонок!

    • Б: я меня - Бельчонок! Мы – друзья!

    • Н: а меня зовут Никотин.

    • Б: а чем ты занимаешься?

    • Н: я? Ничем. Живу в свое удовольствие. Смотрю телевизор, сплю сколько хочу…

    • З: здорово! И уроки не учишь?

    • Н: нет. А зачем?

    • Б: ну, как же. Ведь это необходимо в жизни.

    • Н: не знаю, в этом необходимости не вижу.

    • З: я мне тоже надоело учиться. Читаешь, учишь, занимаешься… Пока я доучусь до старших классов… А я уже сейчас хочу чувствовать себя взрослым.

    • Н: а хочешь, я научу тебя?

    • З: хочу. А как это?

    • Н: делай то, что тебе нравится.

    • З: и все? Я стану взрослым?

    • Н: нет, не совсем, у взрослых свои привычки.

    • З: какие?

    • Н: они курят, выпивают.

    • Б: зайчонок, ты, что хочешь закурить и попробовать спиртное?

    • З: а что в этом такое?

    • Б: нам пора в школу на уроки!

    • З: я сегодня не пойду. И вообще, я буду делать то, что хочу.

    • Б: Зайчонок, мне кажется, ты совершаешь большую ошибку.

    • З: я не совершаю никакую ошибку. Просто я хочу быть взрослым.

    • Б: но от курения и выпивки еще никто не стал взрослым.

    • Н: Бельчонок, что ты к нему пристаешь? Пусть он сам решает курить или не курить! Пить или не пить!

    • З: да! Никотин, дай-ка мне сигаретку…


(все уходят. Зайчонок остается один. Темная сцена.)


  • З: кхе-кхе. Как мне плохо. Очень неприятно. Никак не могу понять, почему это нравится взрослым. Но мне теперь неудобно сказать, что это взрослая привычка пришлась мне по вкусу. Попробую-ка, еще.

  • А: зайчонок начал курить, попробовал и начал выпивать спиртное. Сосем перестал ходить в школу. Не стал встречаться со своим другом Бельчонком, а его лучшим другом стал Никотин. Через некоторое время Бельчонок и Зайчонок случайно встретились на лесной опушке. Ярко светило солнышко, пели птицы, приятно пахли распустившиеся от утренних лучей цветы. Но при этом Зайчонок сильно кашлял и вообще выглядел очень уставшим и больным.

  • Б: привет, Зайчонок!

  • Зайчонок: Привет.

  • Б: Как твои дела? Ты такой бледный?

  • З: Я в порядке. Это тебе показалось.

  • Б: Почему ты не ходишь в школу?

  • З: А зачем?

  • Б: Как зачем? Ты же так сильно отстал?

  • З: Тем более! Зачем тебе сейчас идти туда ,если у меня будут одни двойки?

  • Б: Не переживай! Я тебе помогу! Послушай Зайчонок! По-моему тебе надо обратиться к врачу, у тебя такой болезненный вид и очень сильный кашель!

  • З: Если честно, Бельчонок, то я действительно себя плохо чувствую. У меня сильно болит голова, слабость в руках и ногах, я стал плохо запоминать и даже хуже видеть. После моего знакомства с Никотином моя жизнь очень сильно изменилась и, к сожалению, не в лучшую сторону.

  • Б: Хорошо, что ты это понимаешь.

  • З: Видишь ли, я так хотел стать взрослым! Я думал, что советы Никотина мне в этом помогут. А теперь мне стыдно признаваться, что я был не прав.

  • Б: Не переживай. Ты сходишь к врачу. Тебе обязательно помогут. А я с тобой позанимаюсь, чтобы ты мог исправить свое положение в учебе. Мы вместе будем заниматься спортом, станем сильными, здоровыми, как взрослые.

  • З: Спасибо. Вася, ты настоящий друг!

  • А: Зайчонок понял, какую серьезную ошибку он совершил. С помощью друга, он стал лучше учиться, через некоторое время поправил свое здоровье и занялся спортом. Так дружба помогла Зайчонку сделать правильный выбор.



(Все участники выходят на поклон и задают зрителям вопросы)


  • Н: А кто из вас хотел бы дружить со мной, с Никотином?

  • З: Чьи поступки вам больше понравились? Мои, или моего друга Бельчонка?

  • Б: Как вы думаете, ребята, что нужно делать, чтобы стать взрослым?

А теперь мы вас приглашаем вас в лесной кинотеатр.

(Просмотр мультфильмов (диафильмов) или фрагментов.

Ну погоди!” (5 Выпуск)



Крошка Енот”)
II. Акция “ Лучше, дети, не курите!!!”.

Всем присутствующим вручается комплект закладок со знаками о вреде табакокурения, которые участники спектакля изготовили своими руками.


V. Презентация «Мы выбираем – НЕТ!».

V. Диагностический материалы для оценки эффективности работы.

I. Тест для родителей учащихся.

Цель:

  • определить отношение родителей к вопросу возникновения у детей вредных привычек.

Уважаемые родители!

У Вас в классе будет проводиться экспериментальная работа среди учащихся класса по профилактике здорового образа жизни чтобы совместная работа прошла успешно, ответьте на вопросы теста. Ваши ответы помогут учителям лучше спланировать проводимую работу.

1.Считаете ли Вы, что хорошие и плохие привычки появляются у

ребенка еще в раннем детстве:

А. Да

В. Нет.
2.Как Вы считаете, способна ли семья воспитать у ребенка устойчивое

отрицание к соблазну:

А. Да, конечно

В. В нашей семье это не возможно

С. Это никакой семье не по силам, т.к. все зависит от ребенка.
3. Семья может способствовать возникновению вредных привычек у

ребенка, если:

А.Ребенка сильно опекать и как результат он легко поддается любому

внешнему воздействию

В.Родители сильно загружены работой, а, значит, на обучение с ребенком

нет времени

С.Родителями овладевает “слепая” любовь

D.У родителей совершенно нет желания общаться с ребенком.
4.Что,по Вашему мнению, толкает детей к плохим поступкам?

А.Желание быть как все

В.Любопытство

С.Озлобленность

D.Желание проверить себя.
5.Какое наказание Вы используете в своей семье, если ребенок

провинился:

А.Телесные

В.Словесное убеждение

С.Лишение свободного времени

D.

Спасибо за сотрудничество!

II. Вводная и итоговая анкета для родителей: «Ребенок и вредные привычки»

Цель:

  • проанализировать поведение ребенка на данный момент с точки зрения

родителей и после проведения занятий.

Уважаемые родители!

Чтобы увидеть результаты нашей совместной работы, пожалуйста, заполните предлагаемую анкету.
1.Нужна ли , по Вашему мнению , профилактика вредных привычек

среди детей у нас в классе?

А.Да, обязательно(5 баллов)

В.Нет, это слишком рано(4 балла)

С.Затрудняюсь ответить. (3 балла)
2.Как, по вашему мнению, умеет ли Ваш ребенок управлять своим

поведением в различных ситуациях?

А.Ему это удается с трудом(5 баллов)

В.Он совершенно не умеет это делать(4 балла)

С.Он легко справляется с возникающими проблемами. (3 балла)
3.Часто ли Ваш ребенок вступает в конфликт со сверстниками?

А.Нет, он не конфликтный(5 баллов)

В.Да, это происходит часто(4 балла)

С.Иногда, под настроение(3 балла)
4.Как Вы считаете, сумеет ли Ваш ребенок отказаться от предложения покататься с незнакомым человеком за красивый подарок?

А.Он обязательно откажется(5 баллов)

В.Я не знаю, как он поступит(4 балла)

С.Затрудняюсь ответить. (3 балла)
5.Есть ли у Вашего ребенка режим дня?

А.Нет, день складывается произвольно(5 баллов)

В.Да, я строго слежу за соблюдением режима дня(4 балла)

С.Меня это не интересует. (3 балла)
6.Смотрит ли Ваш ребенок «запретные» телепередачи?

А.Я не слежу за этим(5 баллов)

В.Да, пусть приучается к взрослой жизни(4 балла)

С. Ни в коем случае(3 балла)

7.Может ли Ваш ребенок разделить происходящее вокруг на «хорошее»

и «плохое»?

А.Затрудняюсь ответить(5 баллов)

В.Да, я его этому учу(4 балла)

С.Нет, для взрослых это трудно, а для ребенка не посильно. (3 балла)
Подсчитайте сумму полученных Вами баллов.

От 21 до 26 баллов:

Следует обратить внимание на некоторые вопросы в воспитании ребенка.
От 27 до 30 баллов:

Дела не так плохи, как кажется. Но все может быть еще лучше.
От 31 до 35 баллов:

У Вашего ребенка достаточно шансов, чтобы прожить до ста лет.

V. Список используемой литературы.
1. Брагинский В. Пагубное пристрастие. Здоровье детей, № 43-44, 1999.

2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения, М., 1997.

3. Какзакова Г.П. Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся первой ступени. Кемерово, 1998.

4. Колпакова О.С. Программа коррекционно-воспитательной работы. Кемерово, 1996.

5. Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе. Кемерово, 1997.

6. Максимова В.След «белой смерти». Здоровье детей, №37-38, 1999.

7. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М., 1999.

8. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. М. 1995.

9. Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. Теория и практика. М., 1993.

10. Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающие программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.

11. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.

12. Фромм. А. Азбука для родителей. Екатеринбург, 1996.

Содержание:

  1. Пояснительная записка.

1.1.Общие сведения о программе.

1.2. Формы проведения занятий.

2. Тематический план.

3. Содержание и структура тем.

4. Планы - конспекты занятий.

4.1. Тематическое занятие «Табак и пассивное курение».

4.2. Тренинг «Умей сказать НЕТ!».

4.3. Устный журнал «Физкульт-УРА!».

4.4. Театр на страже здоровья. Кукольный спектакль «Ребята и зверята против».

5. Диагностический материал для оценки эффективности

работы.

6. Список используемой литературы.


скачать


Смотрите также:
Рыльцева Надежда Алексеевна Учитель начальных классов моу сош №1 2005 I
329.1kb.
Учитель начальных классов Егорова Галина Алексеевна. Учитель начальных классов Егорова Людмила Алексеевна. Праздник цветов
76.7kb.
Конспект урока математики в 3-м классе по теме "Римские цифры"
144.05kb.
Программа изучения, обобщения и распространение опыта работы по формированию учебной деятельности в начальном звене
646.75kb.
Базарнова Ирина Алексеевна учитель начальных классов высшей категории моу сош №151
115.23kb.
В. Драгунский Тайное всегда становится явным
99.89kb.
Развитие логического мышления обучающихся начальных классов на уроках математики Мельник Ольга Александровна учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп»
79.92kb.
Сумина Юлия Александровна, учитель начальных классов
43.53kb.
Жакулина И. В., учитель начальных классов моу-сош №23 г. Чапаевска Самарской области
76.68kb.
Беляева Т. П. учитель начальных классов моу «Гимназия №75»
87.51kb.
Доклад на рмо начальных классов Штанникова Г. Ф. учитель начальных классов моу «Шахматовская оош»
217.22kb.
Доклад на рмо начальных классов Штанникова Г. Ф. учитель начальных классов моу «Шахматовская оош»
201.88kb.