Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

Бхума означает "безграничный". В Чхандогья Упанишад сказано, что блаженство присуще только Бхума, Вечному, Брахману. Другое слово, которое используют джнани, чтобы описать свое переживание Брахмана - джйотисварупа, означает "Тот, чья природа - сияние, слава или лучезарность; кто светится Сам по себе". Десять миллионов солнц не могут сравниться с Сиянием Параматмы. Слово Шантисварупа означает, что Он - само Шанти. В Шрути сказано: "Айам атма шантхо... и т.д.", что означает "Параматма есть само Прашанти (высшее умиротворение)".

Вот почему Параматму называют вечно чистой, вечно разумной, вечно свободной, вечно излучающей свет, вечно наполненной, вечно сознающей и т.д. Она - Сама Мудрость и поэтому воплощает все учения. Она не привязана ни к чему и поэтому всегда свободна. В ту минуту, когда ты "вкусил" Брахмана, исчезает голод, приходит конец всем желаниям, и ты испытываешь удовлетворение. Виджнана - так называется подлинное переживание Брахмана; это - особый вид джнаны, не похожий на обычное накопление информации, получаемой с помощью книг. Чистый результат обучения в любой отрасли знания, продукт всего, что усвоено, также называется виджнана. Уникальное познание Брахмана известно под различными именами, такими как джнана, виджнана, праджнана, чит, чайтанья и т.д. Чайтанья значит чистое сознание; его противоположность - бессознательное или Джада (инертное, мертвое, неосознанное). Атмаджнана делает все сознательным, активным. Брахман есть Вечное Сознание, Нитья Чайтанья.

Знающий, джнани, чувствует, что Атма, растворенная везде - его собственная Атма; он счастлив, потому что он - это все, что его окружает; он не видит различия между людьми, потому что он видит только единство, а не разнообразие. Физические различия цвета, касты и убеждений относятся только к телу. Они не более, чем отличия внешних тел. Атма является Нишкала, это означает, что у нее нет частей; она - нирмала, т.е. непорочна, не загрязнена желанием, гневом, жадностью, привязанностью, гордостью и злобой; она - нишкрия, бездеятельная. Только материя, пракрита, подвержена всем этим изменениям, или по крайней мере, создает впечатление, что она так изменчива. Пуруша - вечный Свидетель, вечно лишенный активности, неизменный.

О чем ты можешь сказать "Это - истина"? Только о том, что существовало в прошлом, существует сейчас и будет существовать, что не имеет ни начала, ни конца, что не подвержено изменениям, имеет постоянную форму. Давайте теперь рассмотрим тело, чувства, ум, жизненную силу и т.д. Они текут и изменяются, они имеют начало и конец, они инертны (джада). Они подвержены действию трех гун: тамаса, раджаса и саттвы (невежества, страсти и благости). Они лишены изначальной Истины. Они являются причиной заблуждения относительно Реальности. Они имеют только относительную ценность и лишены абсолютной. Они светят только отраженным светом.

Абсолютная Истина находится вне пределов досягаемости Времени и Пространства, она - а-париччина, т.е. неделимая. Она не имеет начала, она всегда и везде существует; она - основа, она самопроявляема. Осознание этого, переживание этого - вот джнана. Истина есть А-нирдешьян, т.е. ее невозможно описать как то и то, она не объясняется с помощью характеристик. Как что-либо, превосходящее интеллект и ум может быть описано с помощью простых слов?

Она также называется адришья, невидимая для глаз, оптических инструментов, подверженных изменениям и имеющих весьма ограниченную способность. Брахмана невозможно постичь чем-либо созданным из элементов и физическим; с помощью Брахмана глаза могут видеть, так как же они узреют Брахмана сами по себе? Ум ограничен временем, пространством и причинностью. Как могут они наложить ограничения на Параматму, неподвластную им и превосходящую их.

Термины, амала, вимала и нирмала, описывающие Параматму, имеют одно и то же значение: амала означает отсутствие нечистоты; нирмала - "лишенная нечистоты" и вимала - "та, в которой любая нечистота уничтожена". Также а-чинтья (непостижимый), авьявахарья (бездеятельный), т.к. любая деятельность или работа подразумевает существование того или иного, тогда как Он изначален и поэтому неподвержен движению от одного к другому) - эти слова также описывают Брахмана.

Знай, что вселенная (джагат) - это Сварупа Виратпуруша, форма, наложенная майей на Сверхдушу Брахмана - она возникла и проявляется, чтобы стать всем этим, антарьями, Внутренней Движущей силой. В Ниргуна аспекте она есть Первопричина, Хиранья Гарбха, из-за которой все Творение стало проявленным. Осознание этой тайны вселенной, ее происхождения и существования - вот джнана.

Многие доказывают, что джнана - один из атрибутов Брахмана, что оно присуще Брахману и является аспектом природы Брахмана, одной из Его характеристик. Но такое мнение говорит только об отсутствии опыта, о том, что знание по сути не достигнуто. Споры и дискуссии возникают из-за отсутствия непосредственного опыта, так как осознание Реальности индивидуально и основано на личном откровении.

Я заявляю, что джнана есть Брахман, а не простая особенность, черта или качество. В Ведах и Шастрах говорится, что Брахман есть Сатья, Джнана и Ананта (Истина, Знание, Бесконечность), а не то, что Брахману обладает теми или иными атрибутами. Когда познается Брахман, познающий, познаваемое и знание становятся Одним.

В действительности, Брахмана нельзя описать как то или иное, именно поэтому о нем просто говорят, что Он - "Сат", т.е. "Есть". Джнана тоже просто "Сат", ни больше, ни меньше. В Шрути, Священных писаниях для описания Брахмана используется слово виджнанагана. Это слово означает "сокровенная сущность виджнаны"; Знание с большой буквы. Только те, кто незнаком с Шрути и Шастрами, может заявлять, что Джнана и Брахман различны. Джнана есть Брахман, различить их невозможно. Проводить различие между ними - знак невежества.

Знание, ограниченное тремя состояниями, гунами, - есть невежество, аджнана, а не джнана (знание) трансцендентного, которое превосходит тамасические, раджасические и даже саттвические импульсы, побуждения и качества. Как такое ограниченное знание может быть джнаной? Знание трансцендентного само должно быть трансцендентно, в равной мере и в той же степени. Можно сказать, что Брахман имеет форму, тогда как джнана бесформенна, однако и то, и другое на самом деле формы не имеет. Видимая форма Брахмана - результат авидьи, или невежества; форма только приписывается Брахману, чтобы удовлетворить потребность воплощенных душ в период пребывания их в телах. Абсолют нисходит до обусловленного, потому что душа также обусловлена в теле. Не знать, что это существование в человеческом теле всего лишь обусловленное состояние Атмы, значит быть низведенным до неразумности животного.

"Джнана (знание) есть панацея от всех пороков, беспокойства и страданий", - так Веды описывают джнану. Для достижения знания, джнаны, есть много путей, и самый главный из них - путь преданности и любви, бхакти, путь, пройденный Васиштхой, Нарадой, Вьясой, Джаядевой, Гаурангой и другими великими личностями. Как масло необходимо для того, чтобы зажечь светильник, так бхакти, преданность необходима, чтобы зажечь Джнану. Небесное древо Радости джнаны взрастает на освежающих водах преданности и любви. Пойми это.

Именно поэтому Кришна, Персонификация любви, излучающий Милость, говорит в Гите:" Меня можно познать с помощью преданности", "Бхактья мам абхиджанати".

Почему такое высказывание было произнесено? Потому что на пути преданности, бхакти, нет ограничений. Молодой и старый, высокий и низкий, мужчина и женщина - все могут следовать этим путем. Кто из людей больше всего нуждается в лекарстве? Тот, кто опаснее болен, не так ли? Так же и тот, кто идет ощупью из-за невежества, аджнаны, в первую очередь имеет право на обучение и наставление, ведущее к обретению джнаны. Зачем кормить тех, кто не испытывает голода? Зачем лечить тех, кто не болен? Брахман или джнана - лекарство от непонимания или неправильного понимания; средство, чтобы рассеять туман извращенного понимания или аджнаны. Оно сметает пыль, скрывающую Истину.

Все, каково бы ни было их положение, класс или пол, могут достичь джнаны. Если кто-то считает, что женщины не имеют права на нее, почему тогда известно, что Шива обучил Веданте Парвати? Или как тогда Капилачарья, великий йог, преподал систему Санкхья своей матери, Девахути? Или как Яджнавалкья, великий риши, объяснил основные принципы философии Веданты своей жене, Майтрейе, о чем рассказано в Брихадараньяка Упанишад? Упанишады не могут лгать. Писания, в которых упомянуты эти факты, говорят только правду.

Нет сомнения в том, что мудрец Матанга был великим аскетом. Разве в Рамаяне не говорится о том, что он обучил женщину Сабари тайне сакрального учения о Брахмане? Разве это утверждение ложно? Вплоть до наших дней, кто же не знает историю о том, как просвещенная жена Сурешварачарьи спорила с самим Шанкарачарьей на философском диспуте о Брахмане? Главные ограничения на пути, ведущем к джнане, предписываются только духовной практикой и подвижничеством, которым занимается человек, и потому рассуждения о касте, убеждениях и поле человека здесь неуместны. Отвергнув все другие концепции, человек должен сосредоточиться только на духовной практике и подвижничестве.

Господь доступен для всех, Его может достичь каждый. Он - Сама Милость. Никто, кроме Бога не имеет права утверждать, что кто-то недостоин следовать дисциплине джнаны. Если ты проникнешь немного глубже, ты поймешь, что Господь не отвергает никого, кто хочет Его достичь. Как может пламя отвергнуть свою искру, как может море отказаться от своей капли? Господь не отказывает никому и не отвергает никого.

Отец четверых сыновей не может отказать одному из них в части имущества. Это было бы несправедливо и неправильно. Что же можно сказать о Боге, который лишен малейшего следа несправедливости или предубеждения и который полон милости? Приписывать Ему лицеприятие, предпочтение одного другому, означает совершать святотатство. Возвращаясь к вопросу о том, кто имеет право и кто не имеет права на брахмавидью, Кришна говорит в Гите: "У меня нет ни тех, кого Я люблю больше, ни тех, кого Я не люблю. В любом случае, будь этот человек мужчиной или женщиной, если он поклоняется Мне с верой и преданностью, он достигнет Меня, и не может быть по-другому. Я непременно проявлю Себя в сердцах таких людей". Является ли Гита бессмысленной? Нет, Гита говорит глубочайшую истину.

Существует и другое ложное воззрение. Считается, что для того, чтобы иметь право практиковать дисциплину для осознания Брахмана, такую как повторение мантр и медитацию, человек должен строго придерживаться определенных правил поведения, обоснованных традицией и так обрести чистоту. Я не согласен. Лекарство, прежде всего, необходимо самым больным. Ибо как они смогут стать здоровыми, если не примут курс лечения? Сказать, что человек должен быть чистым и добродетельным и придерживаться определенных норм поведения до того, как вступит на путь познания Бога, значит сказать, что человек должен преодолеть болезнь, чтобы заслужить лекарство! Это абсурд. Чистота, добродетельность и т.д. - это следствия пути к Богу; они не могут являться основой даже для начала пути. Употребление лекарства постепенно возвращает здоровье и хорошее настроение; нельзя требовать здоровья и хорошего настроения, пока лекарство не выписано и не принято. Многие игнорируют этот очевидный факт; хотя на самом деле такая концепция - серьезная болезнь!

Все страдающие болезнью невежества, должны читать и размышлять над книгами, содержащими описание лекарства от этой болезни, а именно: опыт древних на духовном поприще. Только тогда они смогут понять реальное положение вещей.

Есть также еще один секрет успеха, который нужно иметь в виду. Каждый курс лечения включает некоторые ограничения и предписания по поводу питания, движения, привычек и поведения. Ими не стоит пренебрегать или принимать их несерьезно. Это факт, что если не следовать строго предписаниям врача, то даже самое дорогое, новейшее и наиболее эффективное лекарство может не помочь. Поймите, что люди, прошедшие курс лечения, принимали лекарства, выполняли предписания, следовали ограничениям, и теперь выходят из больницы совершенно здоровыми и бодрыми! Они принадлежат ко всем кастам, разного возраста и обоих полов. Мать Васиштхи была гетерой, мать Нарады - прачкой. Вальмики принадлежал к касте охотников, Вишвамитра был воином, кшатрием, Матанга был представителем угнетенных классов. Из этого можно сделать вывод, что постоянная медитация на Господа - вот что важно, а не ярлык касты или убеждений. Джнана - это достижение чувства Единства, осознание того, что нет низшего или высшего. Это истинный Божественный Принцип, Брахман.

У сахарной куклы есть голова, шея, руки и другие части тела, однако каждая часть такая же сладкая, как и остальные. С головы до ног сладость одинаковая, т.к. не существует двух видов сладости. Поэтому говорится, что нет двойственности, но есть недвойственность, нет двайты, но есть адвайта. И те, кто эманирует из Лица Господа, и те, кто эманирует из Его Стоп - Его дети. Осознание этой Истины есть признак джнаны.

Некоторые тропические деревья увешаны фруктами снизу доверху. Разве плоды, висящие у земли как-нибудь отличаются от тех, что растут наверху ? Они такие же, не правда ли? Или вкус их отличается, как у разных фруктов? Конечно, одни из них могут быть мягкими, другие незрелыми, и третьи полностью созревшими, и их вкус может сильно отличаться, и это естественно. Но один и тот же плод не может быть горьким, потому что он вверху, сладким, потому что он внизу и кислым, потому что он в середине. Незрелый, недозрелый и спелый - три стадии, три характеристики. Так и четыре касты - четыре характеристики, гуны. Четыре касты были установлены в соответствии с видом деятельности и природой людей. Как фрукты на одном дереве бывают незрелыми, недозрелыми и спелыми; так и люди делятся на 4 группы в соответствии со стадией их развития, о которой свидетельствуют поступки и характер.

Люди, мышление и поведение которых несет отпечаток саттва гуны, составляют касту брахманов, т.к. они продвинулись на пути к Брахману, те, в ком преобладает раджагуна, образуют касту кшатриев. Таким образом, в Шастрах говорится о врожденных качествах как об основе касты, а не иначе. Почему? В Гите говорится, что четыре касты были установлены Богом на основе преобладания той или иной из трех гун и практике, в соответствии с кармой, такой как повторение мантр, медитация и другие дисциплинирующие обязанности.

Родившись шудрой, человек может стать брахманом благодаря постоянным усилиям и садхане; если же человек, родившись брахманом, не предпринимает попыток достичь Бога, он становится шудрой.

Поведение и дисциплина, ануштана и ништа - вот два критерия, два решающих фактора. Принцип Атмы одинаков во всех. Он не знает ни касты, ни класса, ни противоречий. Для осознания, что сущность выше всех этих второстепенных различий, бхакти, путь любви и преданности лучшее средство. Преданность погружается в джнану и растворяется в ней. Преданность Богу вызревает внутри джнаны; поэтому не стоит говорить, что они отличаются друг от друга. Первоначальное состояние называется бхакти, следующее - джнана. Сначала сахарный тростник, потом - сахар.

Через бхакти, преданность, обусловленное существо, (джива), становится Шивой; оно узнает, что оно Шива, а идея дживы исчезает. Считать, что ваша сущность - обусловленное существо, это незнание, осознавать себя Шивой - это знание.

Белую одежду, которая стала грязной, замачивают, стирают с мылом, сушат и гладят, чтобы вернуть ей первоначальный цвет и состояние. Точно так же, чтобы смести грязь неведения, приставшую к чистой Сат-Чит-Ананда Атме Вечности-Знанию-Блаженству, необходима вода непорочного поведения и манер, мыло размышления о Брахмане, сушка при помощи мантр, молитв и медитации, глажение при помощи отречения. Только после этого Атма начнет излучать подлинное сияние Брахмана.

Не будет пользы, если мыло хорошее, а вода мутная. И мыло, и усилия при стирке не помогут в этом, ибо одежда останется такой же грязной, как и прежде. Это объяснение того, почему многие ученики терпят неудачу. Ведь они могут годами медитировать на Брахмана и долго размышлять о Нем, но ведут себя неправильно. Их ошибка в том, что вода мутная, а не в том, что мыло плохое. Если привычки, поступки и поведение гадкие и низкие, медитация (дхьяна) на Брахмана бесполезна.

Люди в своем невежестве пренебрегают ограничениями, предписанными духовной практикой, рассматривая их как многочисленные путы на теле свободной жизни. Они осуждают Божественные указания и порицают Божественную Милость. Эти указания люди не только не понимают и не ценят, но и не выполняют их и даже выступают против. Мудрые люди, посеявшие пшеницу, пожнут богатый урожай, глупцы же будут плакать и причитать, потому что их пшеница не вырастет. Для каждого человека в мире, верит он или нет, два плюс два равно четырем, и результат не зависит от нашего желания или нежелания. Тот факт, что Высший находится в каждом живом существе, также неизбежная реальность. Бог не входит только по приглашению, и Он не исчезает, если в Него не верят. Он есть, и Он является сокровенной Сущностью каждого живого существа. Это - Истина, и если вы хотите знать ее и жить с ней, развивайте видение джнани, без которого вы не сможете понять Ее. Как без телескопа невозможно увидеть предметы, находящиеся на значительном расстоянии от вас, так и "джнаноскоп" или джнанадришти необходим, чтобы увидеть Брахмана, растворенного в каждом существе.

Как ребенок отказывается верить в то, чего он не видит, так и слабый, который боится потрудиться, чтобы достичь этого видения, Дришти, отказывается верить во всепроникающего и всеохватывающего Брахмана.

Недавно возникло течение, в основе которого лежат смешные взгляды. Его последователи ходят с высоко поднятой головой, потому что они не жаждут Бога, им Он даже не нужен - это Севаки, которых удовлетворяет только Служение. Но Севаки не имеют права свысока смотреть на духовных учеников и рассматривать как низших тех, кто учится Божественному, потому что суть севы, т.е. служения, - самоотречение и непривязанность к результатам. Это напоминает попытку срывать плоды, забывая о дереве. Самоотверженное служение - конечный результат Божественной практики. Как можно получить плоды, если долго и заботливо не выращивать дерево? Подлинная основа бескорыстной деятельности есть любовь ко всем живым существам, любовь, которая не ищет награды. Без духовного опыта в этой высшей Любви самоотверженное служение невозможно.

В настоящее время мир полон людей, которые требуют хорошей жизни для себя, но не хотят оценивать то, что они получают. Они хотят Бога, но заняты выращиванием других деревьев. Они не утруждают себя поисками Бога день и ночь, в их сердцах обитает бог богатства, которому они усиленно поклоняются и молятся, чтобы он дал им славу.

Как чисто сердце, полное преданности Богу и любви ко всем существам! Только оно способно на самоотверженное служение; все остальные только говорят об этом и делают вид, что они служат. Только те, кто утвердился в вере, что все - дети Бога, что именно Бог - Внутренняя Движущая Сила каждого живого существа, могут причислить себя к классу настоящих служителей общества. Для тех, кто говорит, что нет пользы в Боге и бхакти, эгоизм является ядром их личности, а все их действия - лишь внешняя оболочка. Как бы много такой человек ни читал или ни писал, этот эгоизм не увянет. Сознание эго ведет к самовозвеличиванию, и когда "я" захватит власть над сердцем, человек не сделает больше ничего, что можно было бы считать служением. Именно эгоистическая жадность чистейшей воды заставляет его рассматривать свои деяния как служение.

Невежество никогда не исчезнет, до тех пор, пока не появится различение. "Этот мир не что иное, как Бог, и ничего более. Все, всякое живое существо не что иное, как Его проявление, которое вместе с тем, носит новое имя и пребывает в новой форме". Люби эту истину, верь в нее, и у тебя будет право говорить о служении, преданности и праведности (севе, бхакти и дхарме) и будет авторитет, чтобы проповедовать эти пути. Знание Реальности откроет тебе, что служение, преданность, праведность - одно, и они неразделимы. Без этого знания "самоотверженное служение" и т.п. становится просто лицемерной игрой.

Любой поступок, совершенный в телесном сознании, в той или иной мере эгоистичен; самоотверженное служение никогда не будет полным, пока существует телесное сознание. Но сознание девы вместо дехи, Божества вместо тела, сделает ярким сияние любви (премы). Имея ее вдохновителем и ведущим, человек может достичь многого, даже не подозревая, что он выглядит смиренным со стороны. Для него это все Воля Божья, Его лила, Его работа.

Свет - это мудрость. Если нет света, то это тьма. Если ты не будешь бережно нести светильник знания, джнаны, чтобы осветить путь, тебе придется ковылять во тьме, имея страх в качестве попутчика. Нет большего лжеца, чем страх, нет невежества могущественней его. Потому путешествуй лучше при дневном свете джнаны и будь достоин жизни человека. С помощью своего успеха ты сможешь даже сделать достойной жизнь других.

Вайрагья, или непривязанность, так же зависит от джнаны (знания), как и от бхакти (преданности). Лиши непривязанность этой основы, и она быстро разрушится. Эта основа является первопричиной для духовного прогресса в настоящее время. Вайрагья, джнана и бхакти усиливают друг друга в духовной практике, их нельзя разделить и следовать каждой в отдельности.

Преданность включает в себя знание; если отречение отделить от преданности и знания; знание отделить от преданности и отречения, и преданность отделить от отречения и знания, то каждое из этих качеств становится неэффективным. Самое лучшее, что может дать каждый из этих отдельно взятых путей - это некоторую практику очищения. Поэтому никогда не думай и не говори, что ты - бхакта, джнани или вайраги (отреченный). Садхака должен погрузиться в тройственный путь, (тривени): Бхакти-Джнана-Вайрагья, Преданность, Знание, Отречение. Нет другого пути к спасению.

Прежде всего, будь чист и свят. Учеников и садхаков достаточно, но тех, кто чист сердцем, очень немного. К примеру, обратите внимание, что есть много людей, регулярно читающих Гиту снова и снова, есть много людей, которые часами обсуждают ее содержание; но редко встречаются люди, практикующие ее сущность. Первые из этих двух групп людей напоминают граммофонные пластинки, воспроизводящие чью-либо песню, но неспособные петь сами и почувствовать радость песни. Это совсем не садхаки. Их духовная практика не заслуживает этого названия.

Жизнь следует рассматривать как проявление трех гун, как игру сил, дергающих марионеток за веревочки. Это сознание должно пронизывать каждую мысль, слово и поступок. Вот джнана, знание в котором вы нуждаетесь. Все остальное - неведение, аджнана.

У знающего, джнани, нет и следа ненависти; он любит всех, он не загрязнен эго, его поступки соответствуют его словам. Незнающий, аджнани, отождествляет себя с этим грубым телом, чувствами и умом, которые есть не более, чем орудия или инструменты. Вечная чистая Атма выше ума. Ошибка незнающего обрекает его на беспокойство, лишения и страдания.

Все имена и формы, наполняющие эту вселенную, составляющие ее природу, - не более, чем творения Ума. Поэтому, чтобы постичь Истину, нужно контролировать ум и успокаивать его капризное воображение. Чтобы ясно увидеть дно озера, необходимо дождаться, пока рябь на поверхности исчезнет. Так же необходимо и чтобы рябь невежества исчезла с поверхности ума.

Предохраняй ум от низких желаний, которые ищут преходящего наслаждения. Не думай о них, лучше направь свои мысли на непрерывное блаженство, обретаемое знанием имманентной Божественности. Раскрой перед глазами ума ложь и несостоятельность чувственных удовольствий и мирского счастья. Таким образом ты достигнешь различения, непривязанности и духовного прогресса. Как золото, расплавленное в тигле, очищается от шлака и сияет присущим ему блеском, так же и человек должен быть расплавлен в тигле йоги при помощи пламени отречения (вайрагьи). Некоторые говорят, что достижение знания есть признак самадхи.

В тех, кто способен на такой самоконтроль, внутренняя сила постепенно пробьет себе дорогу, и Реальность, которая прежде воспринималась искаженно, очистится от пелены. Терпеливо вырабатывай привычку медитации на Атму и смотри на единичное как на Всеобщее. Через самадхи достижение освобождения гарантировано.

Эгоизм и т.п. возникает из незнания Основной Истины. Когда достигнуто знание Атмы, невежество и сопровождающие его страдание и страх исчезают. Отличительные черты знающего, джнани - отсутствие эгоизма, отсутствие желаний и чувство любви ко всему без исключения. Это - основные качества атмаджнаны.

Вы можете видеть без помощи глаз, слышать без помощи ушей, говорить без помощи языка, воспринимать запахи без помощи носа, прикасаться без помощи тела, ходить без помощи ног; да, даже познавать без помощи ума. Потому что вы - Сама Чистая Сущность, вы - Высшее "Я". Вы не осознаете эту Истину; это значит, что вы погрязли в невежестве. Вы осознаете себя только как эти чувства, поэтому вы испытываете страдание. Пять чувств связаны с умом; именно ум побуждает чувства действовать и заинтересован в их реакции. Человек воспринимает при помощи глаз, связанных с умом, и потому он ошибается. Но у джнани есть божественный глаз, дивьячакшу, с помощью которого он обретает божественное видение; он может слышать и видеть без помощи чувств.

Как сказано в Гите, стопы Божества везде и руки Божества везде. Его глаза и уши повсюду. Поэтому Он видит все, и Он делает все. Лишенный чувств, Он заставляет все чувства действовать. Чтобы постигнуть эту тайну, необходимо пройти путь джнаны. Когда человек вырастает в совершенного джнани, он становится Тем, и То становится им, и отныне оба неразделимы. Он осознает себя непостижимым Брахманом, и он более не ограничен иллюзорной проекцией имени и формы.

Когда горит костер, его свет виден издалека. Но люди, находящиеся далеко от костра, не могут согреться его пламенем. Точно так же люди, далекие от джнаны, могут лишь видеть ее сияние; но те, кто близок к ее постижению, чувствуют ее и поглощены ею, могут испытывать тепло и радость, которые рождаются, когда все иллюзии исчезают.

Для этого необходимо длительное подвижничество и медитация на Бога. Чистую Сущность можно познать путем преданности Богу. Цель преданности - джнана. Когда драматург пишет пьесу, сначала он обдумывает ее целиком, прежде чем сесть за работу; действие за действием, сцену за сценой. Если он не представляет драму целиком, ему никогда не придет в голову написать ее. Так же и зрители. Они разберутся в содержании, если просмотрят драму полностью, сцену за сценой, а поняв тему, они смогут пересказать другим содержание спектакля. Так же и для Бога, эта драма времени в трех действиях (Прошлое, Настоящее, Будущее) видна как на ладони. В мгновение ока Он охватывает все три действия. Он Всеведущ, именно Его план выполняется повсеместно, Его драма разыгрывается на сцене Творения. И актеры, и публика теряются в догадках, пытаясь постичь ее смысл и дальнейшее развитие. Потому что каким образом по одной сцене или одному акту можно догадаться обо всем содержании? Нужно посмотреть всю пьесу целиком, чтобы выявить ее содержание.

Не понимая ясно пьесы, в которой они играют роли, люди впадают в заблуждение, что они - обусловленные существа и проводят жизнь впустую, бросаемые из стороны в сторону волнами радости и горя.

Когда раскрывается тайна, пьеса оказывается простой игрой, и ты понимаешь, что ты - это Он, и Он - это ты. Поэтому попытайся осознать Истину, скрытую за Жизнью, ищи Основное, смело продолжай погоню за настоящей Реальностью. Те, кто ищет знание, джнану, всегда должны помнить об этом.

Господь находится в сердце каждого, как в тонкой, так и в грубой форме. Джнани, обладающий видением Атмы, пребывает внутри всего, он никогда не испытывает горя; оно никогда не касается его. Атма находится и в муравье, и в слоне; и в атоме, и в атмосфере. Все пропитано Брахманом. Ищущий не должен обращать внимания на внешний мир; ему следует разыскать источник волнения ума. Этот процесс уменьшит и разрушит деятельность ума, который заставляет тебя сомневаться, обсуждать и решать. Начиная с этой стадии и далее, чувство радости, исходящее из единства с Брахманом, станет постоянным. Благодаря этому переживанию джнани утверждается в Бытии-Знании-Блаженстве, Сат-Чит-Ананде.

Такой джнани неподвластен влиянию радости и горя, как бы велики они ни были; он всегда погружен в океан атмананды; блаженный и независимый от того, что происходит кругом, он находится вне рамок мира.

Эта дисциплина называется Брахмаабхьяса, практика постижения Брахмана, т.е. ощущение постоянного присутствия Брахмана как основы вселенной, молитва Личностному аспекту этого Брахмана, обсуждение Его славы, общение с Ним и жизнь всегда в Его присутствии. Поэтому Панчадаси говорит, что "тат чинтанам, тат катанам, аньоньям тат прабодхана, этат ека парам тат ча, джнанабьясам видур будхах". "Мысли, посвященные только Ему; речь, обращенная только к Нему, беседы о Нем одном - о такой жизни, направленной только к Нему, мудрые говорят, что это Дисциплина джнаны". Этот урок был преподан в Гите Кришной. "Мат читта матгата прана бодхаянатах параспарам, катхьянти ча маам нитьям тушьянти ча раманти ча". "Они сосредоточили свой ум на Мне, они живут, только потому что дышат Мной, они говорят обо Мне, они сообщают друг другу новости обо Мне, и они счастливы и удовлетворены только этим". Такое беспрестанное размышление о Боге также называют брахмачинтана, джнанабхьяса или атмабхьяса.

Ум гонится за внешними объектами только потому, что его тянут чувства или потому что существует заблуждение, вызванное проекцией на внешний мир таких характеристик как вечность, постоянство т.д. Поэтому необходимо снова и снова возвращаться на путь, ведущий к правильной цели.

Сначала эта работа кажется тяжелой, однако, при помощи правильной практики повторения мантры ОМ побуждения успокаиваются. Практика включает такие качества, как сама, дама, упаратхи, титикша, шраддха и самадхана. То есть ум нужно контролировать при помощи хорошего совета, устремлением к лучшему, воздержанием от чувственных объектов, одинаково принимая взлеты и падения, уравновешенностью и стойкостью. Непослушный ум можно постепенно обратить к Брахману, если сначала дать ему попробовать сладость воспевания Имен Бога, бхаджанов, показать эффективность молитвы и успокаивающий эффект медитации. Необходимо также культивировать хорошие привычки, общаться с хорошими людьми, и совершать хорошие поступки. Медитация, дхьяна, если продолжать ею заниматься, делает ваш ум тоньше и тоньше. Таким образом нужно заключить ум в пещеру сердца. Конечный результат этой дисциплины ни больше, ни меньше, чем Нирвикальпа Самадхи, Невозмутимость, которую не нарушить ничем.

Это Самадхи само по себе свидетельствует о знании Брахмана, Брахмаджнане, знании, которое дает освобождение, или мокшу. Дисциплина, требуемая для достижения этого, содержит три практики: отказ от желаний, устранение ума и осознание Реальности. Все эти три практики необходимо выполнять регулярно и с одинаковым усердием. Иначе нельзя гарантировать успеха; одной из них недостаточно. Инстинкты и побуждения, васаны, слишком сильны, чтобы их можно было легко победить; они делают чувства активными и жадными и связывают человека все крепче. Поэтому необходимо обратить внимание на возвышение и подчинение чувств и побуждений, на развитие самоотречения, на неустанные поиски причины и на различение, для того, чтобы ум не смог командовать человеком. Когда побежден ум, наступает рассвет джнаны.

Садхака должен быть всегда бдительным, потому что чувства могут возбудиться в любой момент, особенно когда йоги сталкиваются с миром и с мирским. Необходимо постоянно держать основополагающую Истину в поле зрения. Не умножайте желаний! Не упускайте время, не теряйте ни секунды. Жажда приятного неминуемо порождает жажду еще более приятного. Обрубите корни желаний и станьте хозяином самому себе! Отречение от желаний быстро возвысит вас до джнаны.

Джнани, т.е. освобожденный, неподвластен радости и горю, ибо как событие может породить реакцию в том, кто обуздал свой ум? Именно ум заставляет тебя "чувствовать"; когда человек примет наркотик, который отключает сознание, он не испытывает ни радости, ни горя, потому что тело и ум разделены. Также и мудрость, когда человек достигает ее, отделяет ум и предохраняет его от всех взаимодействий с окружающим миром. Специальные практики успокаивают беспокойный ум, в результате чего у него появляется способность чувствовать блаженство Атмы, свободной от побуждений. Ум стремится наружу и приемлет только внешнюю объективную радость. Но мудрые люди знают, что мирская радость быстротечна. Им достаточно Атмы, чтобы удовлетворить потребность в счастье - полном и постоянном. Поэтому они не нуждаются во внешнем мире.

Если джнани принимает благие решения, если его цели и побуждения чисты, он будет наделен особыми силами, с помощью которых получит все, чего бы ни пожелал. Величие положения джнани поистине непередаваемо, оно превышает любое представление. Его положение имеет ту же природу, что и сияние и могущество самого Бога. Он становится Брахманом, которым всегда и был. Поэтому говорят: "Брахмавид Брахмайва Бхавати, Брахмавид арноти парам", т.е. "тот, кто знает Брахмана, сам становится Брахманом, он достигает состояния Брахмана". Тот факт, что этот мир нереален, а реален только Брахман, должен стать твердым убеждением, после чего все побуждения уйдут, и невежество растворится. Сокровище джнаны украдено умом, но, похищенное, его можно вернуть. Сокровище даст вам право получить статус и звание Брахмана, которое будет присвоено вам немедленно.

Великие души, достигшие Атмаджнаны, заслуживают почитания. Они святы, ибо достигли Брахмана, что является правом каждого в мире, как бы велик он ни был и каково бы ни было его подвижничество. Брахман - царство, которое они искали, слава, к которой они стремились. Это великая тайна, описанная в Ведах, Упанишадах и Шастрах.

Открытие этой тайны наполняет жизнь смыслом; это - ключ к освобождению.

Благодаря своему могуществу, майя скрывает реальную картину и проецирует нереальное на реальное, делает так, что единственный Брахман проявляется как индивидуальность, Господь и вселенная (джива, Ишвара и джагат), три сущности там, где существует только одно. Майя по природе скрыта, но когда она становится проявленной, она принимает форму ума. Именно после этого семя огромного дерева (каким является Вселенная, Джагат) начинает прорастать, выпуская листья ментальных побуждений (васан) и ментальных выводов (санкальп). Таким образом, этот объективный мир не что иное, как распространение или виласа (игра) ума.

Джива и Ишвара, подхваченные этим порождением, нераздельно сплетены во вселенной, то есть, они тоже сотворены ментальными процессами, подобно предметам, возникающим в мире сновидений.

Представьте, что джива, Ишвара и джагат нарисованы. Джива и Ишвара находятся в нарисованном джагате, и все они кажутся тремя различными сущностями, хотя созданы одной кистью. Вот так ментальный процесс создает на фоне джагата расплывчатые имманентные изображения дживы и Ишвары.

Именно майя создает иллюзию дживы, Ишвары и джагата - так написано в Шрути. Именно ментальный процесс создает магический танец Его и Меня, Того и Этого, Моего и Его - так говорится в Васиштхасмрити. Выражение "Сохамидам" обозначает в этом тексте дживу, Ишвару и джагат, обусловленную душу. Господа и вселенную. "Сах" значит "Он", Неизменный, Сверхдуша, Сила, находящаяся за пределами, Ишвара. "Ахам" значит "Я", существо, обладающее сознанием деятеля и т.п. "Идам" означает объективный мир, зримый чувственный мир. Таким образом, ясно, что эти три - всего лишь продукты ментального процесса, и они не имеют абсолютной ценности, а только относительную.

Во время бодрствования и в состоянии сна они кажутся реальными, но в состоянии глубокого сна или в бессознательном состоянии (например, во время обморока) ум не действует, и эти три сущности перестают существовать. Этот факт лежит в основе любого ощущения. Поэтому, теперь тебе легче осознать, что эти три исчезнут совсем, когда ментальный процесс будет разрушен благодаря джнане. Тогда человек освободится от привязанности к этим трем сущностям и узнает Единого и Единственного. Фактически, он достигнет Адвайта джнаны, недвойственного знания.

Только джнана, обретенная при помощи анализа ментального процесса, может положить конец майе. Майя, иллюзия, расцветает от невежества и отсутствия различения. Знание, видья, приносит гибель майе.

Причиной болезни служат ваши действия, они порождены неправильным режимом и диетой; они множатся с ростом неправильных поступков. Представление о том, что веревка - это змея, исходит из незнания о том, что на самом деле она - веревка; это заблуждение растет и становится тем глубже, чем больше человек забывает о том, что такое веревка.

Майя процветает благодаря тому, что невежество мешает открытию природы атмы и отдаляет его. Такое положение благоприятно для майи, и она становится такой же непроглядной, как тьма. Когда загорается пламя джнаны, тьма рассеивается и вместе с ней исчезают иллюзии дживы, Ишвары и джагат.

Осознание заставляет змею исчезнуть, после чего остается одна веревка. Так и майя, и порожденные ею иллюзорные джива, джагат и Ишвара, исчезают как только различение делает ясной реальную картину. Человек понимает, что не существует ничего, кроме Брахмана. Существует только Брахман.

На вопрос, как одна вещь может казаться двумя, можно ответить таким образом. До того, как реальное положение вещей открыто, Брахман кажется миром, вселенной (джагат), хотя его настоящая природа не подвержена изменениям, подобно тому, как кувшин кажется кувшином, пока неизвестно, что сначала он был просто глиной. Корона, серьги, ожерелье кажутся различными вещами, пока не выяснено, что все они по своей природе просто золото. Так же и Брахман, принимающий многие формы под самыми различными именами производит впечатление множественности. Но Брахман один существовал, существует и будет существовать. Убеждение, что джагат не что иное, как проекция, есть истинное знание, видья. Видья - конец невежества.

"Заячий рог" - нечто несуществующее; это описание чего-либо наложившегося; только знание Реальности может разрушить это представление. Затем ложная идея исчезнет. Только невежда может принять майю за Истину; мудрый в крайнем случае скажет, что она "неописуема", "за пределами всех описаний", потому что трудно объяснить, откуда происходит майя. Мы знаем только, что она существует, чтобы вводить нас в заблуждение. Мудрый называет ее "заячьим рогом".

Когда доверчивым детям говорят: "Смотри! Там привидение!", - они верят, что это правда и страшно боятся. Так и непросвещенные, невежественные люди принимают за реальность объекты, окружающие их из-за влияния иллюзии, майи. Однако люди, одаренные различением, отличают истинного Брахмана от ложного мира (джагат); те же, кто не способен на это или не может определить истинную природу майи, просто говорят, что она "за пределом всех описаний", "анирвачанейя".

Джнани, который прочно усвоил истину, характеризует ее как мать, труп которой сжигает сын. Такое понимание майи способствует возникновению джнаны или "проявленной мудрости". Дитя видья убивает мать, как только рождается. Ребенок, который достиг цели и убил мать, первым делом действительно сожжет ее труп. Если два дерева и боролись за существование в лесу, то когда начинается пожар, они сгорают оба. Так и видья, или знание, которое родилось из майи, разрушает сам источник этого знания. Видья превращает авидью в золу.

Так же как "заячий рог" - название, обозначающее несуществующее, майя не существует, и человеку достаточно этого знания, чтобы отделить ее от сознания. Так говорят джнани, знающие.

Но это еще не все. Вы должны обозначать все вокруг, как несуществующее, как авидью или майю. По мере возрастания джнаны все, кроме джнаны, становится бессмысленным, бесценным, неверным, беспочвенным и несуществующим, вы воспринимаете это как проявление майи.

И еще один интересный момент: можно сказать, что поскольку майя порождает видью, она справедливо заслуживает уважения, но видья, которая возникает из нее, также не вечна. Как только видья разрушает авидью, она исчезает. Когда огонь завершит свое дело, он исчезает вместе с деревом.


скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Бхагаван шри сатья саи баба сатья саи вахини
1884.81kb.
Сатья Саи Баба Джнана Вахини Поток Божественной Мудрости
604.74kb.
Према вахини поток святой любви
825.02kb.
I. Рама раджья (Царство Рамы) II. Юги III. Революция Саи
365.55kb.
I. Рама раджья (Царство Рамы) II. Юги III. Революция Саи
365.55kb.
Кто Вы Саи Баба – аватар или факир? Слава Шри Сатьи Саи Бабы
148.99kb.
Санкт-Петербург, 1995 Посвящается 70-летию со дня явления Бхагавана Сатья Саи Бабы
2220.08kb.
Книга Саи Бабы относится к серии "Вахини", что в переводе с санскрита означает "поток, канал, откровение, послание"
1100.56kb.
Книга сборник высказываний Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы о духовной практике, медитации и молитве
2368.1kb.
С энергией любви
1756.66kb.
«Строение атома»
16.96kb.
Рассказано шри сатья саи бабой английский перевод н. Кастури
135.67kb.