Главная стр 1
Учитель географии

МОУ гимназии №14

г/о Орехово-Зуево

Лукомская Галина Ивановна

2012 год


Тема: Северный Ледовитый океан: особенности природы, изучение, хозяйственное использование.

Цель урока: раскрыть тайны сурового, загадочного, далекого, малоизученного океана нашей планеты.

Задачи урока:

  1. в ходе работы учащиеся должны узнать:

а) основные особенности природы Северного Ледовитого океана – крупного ПК Земли;

б) основные этапы исследования океана; роль русский и российских экспедиций в освоении СМП, изучении океана и его значении для освоения Северного Ледовитого океана и прилегающих территорий;

в) основные направления хозяйственной деятельности человека в океана;

2) продолжить формирование умений:

а) работать с тематическими картами атласа, с контурными картами, учебником, как источником знаний, создание презентации;

б) выявление по картам атласа особенностей природы Северного Ледовитого океана, проявление причинно-следственных связей в ПК океана;

3) продолжить формирование коллективной и индивидуальной работы учащихся; развитие устной речи ребят, умения выделить главное в ответе;

4) повысить интерес учащихся к изучаемой теме «Океаны» в курсу «География материков и океанов» в целом, используя интересные сообщения детей, справочную литературу, ресурсы Интернета; групповую, индивидуальную работу;

5) объяснить, как правильно анализировать ответ одноклассника, деятельность класса и каждого ученика на уроке;

6) создать возможность выбора вида и формы своей учебной деятельности на уроке.



Оборудование: карты: «Мировой океан», «Физическая карта мира», атласы, контурные карты, карандаши, презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, карточки – задания, учебник пар.20, справочный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Тема нашего урока: «Северный Ледовитый океан». Девиз: « Я и раньше представлял себе, что СЛО страшное место, но увиденное превосходит все, что довелось слышать о нем». Э. Уэмура. В ходе работы мы найдем факты, подтверждающие слова великого путешественника о суровости природы океана.

Используя различные источники информации, нам предстоит:



- показать уникальность географического положения океана;

-узнать особенности рельефа дна, свойств воды, ледового режима и органического мира СЛО;

- ознакомиться с видами деятельности людей в Арктике.

3. Изучение нового материала.

О, Океан! Невидимый, незримый,

Пусть говорят ты где – то далеко,

Твое дыханье не проходит мимо

И даже здесь мы чувствуем его!

(читает учитель на фоне слайдов природы океана)



Как произошла название океана? (Сообщение ученика )

«Первое название океана встречается в западноевропейских картах 17 века Гиперборийский океан. Это название произошло от имени греческого бога северного ветра – Борея. Русские мореплаватели давали другие названия океану: Студеное море, Ледовитое море и др. Современное название было дано в 19 веке известным исследователем Арктики Ф.П.Литке. Северный океан называется по географическому положению, Ледовитый – так как 13 из 14 миллионов квадратных километров поверхности океана покрыто льдами».



СЛО самый маленький океан. (слайд с площадью океанов). Сравните площадь СЛО с площадью Тихого океана. В тетрадь: 14,8 млн.кв. км.

А . Географическое положение океана. (слайд)

Проводим первое исследование используя физическую карту мира на стр. 6-7 в атласе и план, который находится на столе работая в парах ребята ищут ответы.



  1. Как располагается океан относительно экватора, северного тропика, северного полярного круга и северного полюса?

  2. Между какими материками расположен океан? С какими другими океанами он соединен?

  3. В каких климатических поясах расположен СЛО?

Ответ проверить.

Проведем второе исследование.

1 - На странице 6-7, или стр. 33 атласа найдите моря, принадлежащие СЛО. Это окраинные или внутренние моря? Определите их примерную глубину.

2 - Найдите и перечислите крупные острова в СЛО.



Ответ проверить у карты, моря записывают в тетрадь.

Историю образования котловины СЛО. (Сообщение ученика - слайд)

  • «Когда-то Северный Ледовитый океан был пресным озером и соединялся с Атлантическим океаном узким проливом.

  • 18 миллионов лет назад в результате перемещения тектонических плит увеличился пролив между Европой и Гренландией, что привело к поступлению соленой воды в Арктику из Атлантики и превращению пресного озера в океан»

Б. Рельеф дна СЛО. (слайд)

Проведем третье исследование

1. По таблице, лежащей на вашем стол, определите наибольшую и среднюю глубину океана. В тетрадь цифры: (5527 м. 1131 м.)

Сравните с глубиной других океана. (самый мелкий)

2. Представьте, что вода исчезла, и открылось неровное дно океана.

Какие котловины находятся на дне океана, какие хребты их разделяют?. (котловины: Нансена, Амундсена, Канадская; хребты: Ломоносова, Менделеева, Геккеля)

3. На какой форме рельефа дна океана находится Северный полюс? (хребет Ломоносова)

4.Как называются мелководные прибрежной части океана? (шельф ).

Глубина океана в зоне шельфа, не превышает 200 метров.

Шельф составляет 1/3 площади СЛО.



В. Климат СЛО (слайд)

В каком климатическом поясе находится СЛО? По красной изотерме определите среднюю температуру июля, по синей изотерме среднюю температуру января.

«СЛО лежит в арктическом климатическом поясе. Очень холодная зима и холодное лето. Температура воздуха в январе- -16-32 градусов, а в июле-0*С»

Почему в западной части океана зимние температуры выше (-16*С), чем в восточной (-32*С)?

«Теплое Северо - Атлантическое течение согревает воду в западной части океана, а от воды нагревается воздух над океаном.»

Слайд – вывод по климату.


  • 1. В течение года над океаном господствуют арктические воздушные массы.

  • 2. Высокое атмосферное давление.

  • 3. Мало осадков, в основном в виде снега.

  • 4. Средняя температура воздуха зимой от -20° до -40°С.

  • 5. Летом - значительная облачность, часты туманы, средняя температура - 0 °С.

Г. Поступление воды. Температура поверхностных вод. (слайд)

Используя таблицу, найдите показатель средней температуры воды СЛО. Сравните с показателями в других океанах.



В тетрадь: 0*, +3*С

Назовите причины, влияющие на температуру воды.

« Температура зависит от географической широты места. Эту закономерность нарушают теплые океанические течения, а в прибрежных частях океана - стоком более теплых вод с материка

Как изменится природа СЛО, если прекратиться доступ атлантической воды и вод рек в него? « Температура понизиться, увеличится количество льдов.»



Д. Соленость вод океана. (слайд)

По тону послойной окраски карты видно, что соленость вод СЛО ниже, чем других океанов. В тетрадь: 32 промилле

Проанализируйте по таблице соленость воде в океанах. Назовите причины, вызывающие разную соленость.

Соленость морей Северного Ледовитого океана.


Название моря

Соленость, в %(промилле)

Белое море

24 - 35

Баренцево море

30 - 35

Карское море

10 -33

Море Лаптевых

20 - 34

Восточно – Сибирское море

15 - 30

Чукотское море

24 - 32

Назовите причины разной солености морей Северного Ледовитого океана.

1.Воды морей опресняются большим количеством речной воды, стекающей с материка. Карское море самое пресное потому, что в него впадают Обь и Енисей.

2. Климат холодный и испарение небольшое.

Ж. Льды в океане. (слайды – сообщение ученика)

«Самой характерной особенностью природы СЛО – наличие льдов. Их образование связано с низкой температурой и относительно низкой соленостью поверхностных вод. Преобладает многолетний лед толщиной 2 – 4 метра. Ветры и течения вызывают движение и сжатие льдов, образование торосов.



Виды льдов. Припойный лед прикреплен к берегам и может образовывать сплошные поля в несколько километров. Припойные льды образуются из однолетнего льда. Практически не проходимы для ледоколов. Дрейфующие льды движутся под влиянием морских течений. Это смесь ледниковых полей разного возраста. Редко бывают сплошными: изобилуют разводьями и полыньями. Зимой 9/10 площади океана покрыто дрейфующими многолетними льдами, толщиной до 4,5 метров и припоем. Общий объем льда составляет 26 тысяч км. куб. В морях Баффина и Гренландском обычны айсберги. В Арктическом бассейне дрейфуют до 6 лет ледяные острова. Их используют для работы многолетних дрейфующих станций.

З. Органический мир. (слайды сообщение ученика)

Численность видов убывает к полюсу. Подо льдом органический мир очень скуден, так как лед слабо пропускает свет, что препятствует росту растений. Во всем океане развиваются водоросли. Животный мир более богат в приатлантических районах и на шельфе близ устьев рек: сельдь, треска, палтус, пикша. В арктическом бассейне – белый медведь, тюлень, морж, кит белуха и другие животные и птицы.



Тюлени.

У настоящих тюленей нет ушных раковин, конечности преобразованы власты, вооруженные когтями. Ласты направлены назад и служат для передвижения в воде, а на суше они не поддерживают массивное тело животного.



Моржи.

.Живут в Арктике, питаются моллюсками. Выбираться из воды иоборонятся, им помогают острые клыки. С помощью плоских лап моржи превосходно плавают, но по суше передвигаются с огромным трудом. Большую часть времени моржи, собравшись большими стадами, спят на льду. Самцы моржей весят около 1500 кг, а самки около 1000 кг.

Белый медведь.

Обычно весит 150 – 500 кг. Под шкурой медведя толстый слой жира, позволяющий выживать в холодном климате. Он прекрасно себя чувствует, постоянно бродя при минусовой температуре среди арктических льдов. Детеныши белого медведя рождаются в берлоге, которую мать выкапывает в снегу.(Читать о белом медведе на стр.33 атласа)



Косатки.

Русское название происходит от слова «коса», которую напоминает высокий спинной плавник самца. Это крупные плотоядные дельфины. Отличаются от других дельфинов контрастным черно-белым окрасом. Самцы в длину достигают 10 метров при весе 8 тонн, а самки весят 4 тонны и имеют длину -7 метров. Спинной плавник самца достигает 1, 5 метра. У самок плавник в двое ниже и загнут к спине.



И. Хозяйственное использование океана. (слайды – сообщение учеников)

Полезные ископаемые. Суровый климат затрудняет разведку полезных ископаемых, но уже разведаны месторождения нефти и газа на шельфе Карского и Баренцева морей, у берегов Аляски и Канады.

В СЛО ловят рыбу, добывают водоросли, охотятся на морского зверя. Охота на китов строго лимитирована.



Северный морской путь-главная судоходная магистраль в Арктике. Он сокращает расстояние между европейскими и дальневосточными портами. СМП позволяет осваивать Сибирь. На восток везут оборудование и продовольствие, а вывозят руду и лес. Навигация длится 2-4 месяца в году.

Проводятся научные работы, наблюдения за погодой.

Мы привели много фактов, подтверждающих суровый нрав СЛО, но там работают особенные люди – полярники.

(слайд о работе полярников) Найдите в учебнике на стр. 99 информацию к слайду.

Многие тайны природы океана нам уже известны, но многое еще предстоит открыть будущим поколениям, в том числе, может быть и кому-то из вас.

4. Закрепление.

Используя записи в таблице, на контурной карте, услышанную информацию, подтвердите следующие утверждения:



Северный Ледовитый океан самый маленький, мелководный, холодный, спокойный, пресный.( слайд)

Ученики приводят примеры, подтверждающие утверждения.



5. Подведение итогов урока, оценки.

6. Домашнее задание. Параграф 20. На контурную карту нанести главную информацию о СЛО. Подготовить сообщения об исследователях СЛО.

7. Это интересно (слайды - сообщение ученика)

1 - 55 миллионов лет назад в Арктике можно было купаться при температуре воды +18-20 *С, так как климат Арктики был субтропическим.

2 - Похолодание произошло примерно 34 миллиона лет назад. Температура на Земле упала, и в Арктике началось обледенение.

3 - За последние 30 лет толщина льдов в Арктике уменьшилась на половину. Через 70 лет материковые льды Арктики могут полностью растаять.

4 - К концу 21 века на 1 метр поднимется уровень Мирового океана.
Борьба за Арктику.

В настоящее время на освоение запасов арктического шельфа претендуют 5 стран: Россия, США, Норвегия, Канада, Дания.

Чтобы добиться права на большую территорию, Россия пытается доказать, что хребет Ломоносова и Менделеева имеют континентальное происхождение – это часть Сибирской платформы. Россия первой заявила права на хребет Ломоносова в 2001 году, и снова подтвердила их в августе 2007 года, когда два глубоководных аппарата «Мир» опустились на дно СЛО, взяли пробы грунта и установили на дне флаг РФ.

Результаты исследования свидетельствуют, что структура кора хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит является частью шельфа Российской Федерации.



В ходе второй экспедиции было выяснено, что хребет Ломоносова является продолжением континентального шельфа России

8. Охрана вод СЛО. ( слайд - заключительное слово ученика)


Смотрите также:
Северный Ледовитый океан: особенности природы, изучение, хозяйственное использование
86.4kb.
Северный Ледовитый океан; особенности природы, хозяйственного использования, изучения
64.88kb.
Билет 11 вопрос 1 Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы
91.08kb.
Северный Ледовитый океан
33.6kb.
Артикли. The articles. Определённый
25.82kb.
Конспект урока северный Ледовитый океан (Тема урока) фио (полностью) Кузьмина Ольга Игоревна
71.73kb.
Северный ледовитый океан
43.35kb.
Тема: «Северный Ледовитый океан»
24.43kb.
Урок географии по теме: «Северный Ледовитый океан»
41.56kb.
Разработка урока по географии материков и океанов: «Индийский и Северный Ледовитый океаны. Источники загрязнения, меры по охране биосферы»
44.19kb.
Рсфср. I. Общие сведения
5175.75kb.
«Северный Ледовитый и Атлантический океаны»
33.73kb.