Главная стр 1
Родительские собрания на правовую тематику

(для 1-4 классов)




1 класс

Давайте познакомимся. Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа.


Отношения в семье как основа взаимопонимания

мини-лекция, практическое занятие

Режим дня в жизни школьника

семинар-практикум

Поощрения и наказания детей в семье: за и против

родительский ринг


2 класс

Законы жизни семьи, законы жизни класса

лекция-информация.

У здоровых родителей здоровые дети


практикум.

Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей

консультация со специалистом, беседа

Семейные традиции в воспитании детей

ток-шоу с приглашением специалистов, знающих проблему, журналистов, историков, этнографов.

3 класс

Детско-родительские конфликты в семье

обмен опытом

Законодательство о браке и семье


мини-лекция, с приглашением специалиста в этой области в качестве консультанта.

Досуг и здоровье детей

презентация проектов родителей

Праздники и будни нашей жизни

Родительско-ученический капустник

4 класс

Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа

У нас такие дети, каких мы заслуживаем

мини-лекция, дискуссия

Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни

Обсуждение результатов работы проблемных групп

Досуг родителей с детьми

деловая игра


1 КЛАСС
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ
Форма проведения: лекция, беседа.

Вопросы для обсуждения:

    1. Знакомство родителей со школой.

    2. Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении. Устав школы.

    3. Особенности обучающих программ, требования к учащимся.

    4. Перспективы развития образовательного учреждения.

    5. Знакомство со службами школы. Психологическая служба школы. Медицинский работник в школе, Совет профилактики и др.

    6. Роль родителя в успешном обучении ребенка.

Обсуждение с родителями данной темы является важной для их мотивации к посещению родительских собраний и предполагает знакомство с особенностями образовательного учреждения и программ обучения в начальной школе. В начале занятия родителей можно информировать о специализации класса, особенностях технологий обучения и воспитательных подходах к школьникам. Если школа реализует развивающее обучение необходимо познакомить родителей с программами и особенностями подготовки домашних заданий. Следует коснуться вопросов адаптации первоклассников, режима дня. Необходимо познакомить родителей со специалистами школы и дать им возможность очертить круг проблем, которыми они занимаются.

Важно акцентировать внимание родителей на факторах успеха в обучении детей и формирования у них адекватной самооценки. Важно выделить факторы защиты родительского воспитания ребенка: адекватные методы воспитания, грамотная помощь ребенку в преодолении трудностей.

Обобщая результаты занятия, следует подчеркнуть необходимость особого внимания родителей к детям в период адаптации и формирования у ребенка позиции школьника. В заключение занятия необходимо рекомендовать им посещать их для повышения собственной родительской компетентности.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Инновации в образовании.- 2002. - №3.

2. Концепция профилактической работы с родителями «Путь к успеху»

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (извлечения) // Воспитать человека. – 2002. – С. 11-13.

4. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России. – М., 1999.
ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Форма проведения: мини-лекция, практическое занятие.

Вопросы для обсуждения:


  1. Виды отношений в семье: психофизиологические, психологические, социальные, культурные.

  2. Родительские роли.

  3. Этика внутрисемейных отношений.

  4. Ролевые приоритеты семьи, климат домашнего уюта.

Можно выделить четыре вида отношений в семье:

- психофизиологические (отношения биологического родства и полового удовлетворения);

- психологические (предполагают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку);

- социальные (отношения включают распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение);

- культурные (это особого рода внутрисемейные отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях культуры, в которой эта семья возникла и существует).

Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей.

Частые причины аномалий в воспитании детей – систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Семья – уникальный социум. В ней мы проводим лучшую и самую важную часть нашей жизни. В семье наиболее реально создать обстановку, проникнутую духом бережного, заботливого отношения друг к другу, детям и другим членам семьи. Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом. Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребёнку, поскольку в ней отражается всё многообразие семейных взаимоотношений.

Семейный конфликт (по Е.Н.Корнеевой) - конфликтные взаимоотношения внутри семьи (между родителями, родителями и детьми, братьями и сестрами), порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей индивидов, входящих в состав семьи.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М., 1997.



  1. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. - М., 1996.

  2. Голод С.И. Стабильность семьи.- Л., 1984.

  3. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. - М., 1986.

  4. Желдак И.М. Искусство быть семьёй: Практическое руководство. - Минск, 1998.

  5. Матушкин С.Е. У вас растут дети.- М., 1994.

  6. Культура семейных отношений/Сборник статей.- М., 1985.

  7. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.


РЕЖИМ ДНЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА
Форма проведения: семинар-практикум или беседа

Вопросы для обсуждения:

  1. Здоровье школьника и школьные нагрузки.

  2. Особенности рационального организованного режима дня.

  3. Приемы сохранения психического и физического здоровья ребёнка с помощью режима дня.

Предлагается показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня; убедить родителей в необходимости формирования привычки выполнения режима дня, умения организовывать себя. До собрания возможно проведение анкетирования, подбор статистического материала, подготовка комплекса упражнений, памятки для родителей, написание сочинения «Как я делаю уроки» Родители работают в группах, отстаивая свою точку зрения на родительские запреты «нельзя».

Данное занятие можно также провести в виде беседы между родителями в теплой и непринужденной обстановке. Родители обмениваются опытом в воспитании ребенка, чему больше уделяют внимание.

Мероприятие также можно провести в виде беседы между родителями в теплой и непринужденной обстановке. На этом собрании родители обмениваются опытом воспитания ребенка.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться.- М. 2003

  2. Василевич Л.П. Дневник самопознания. - Минск, 2002.

  3. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания. Книга для учителя.- М. Просвещение, 1993

  4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы

  5. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.


ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ: ЗА И ПРОТИВ
Форма проведения: родительский ринг

Вопросы для обсуждения:

  1. Виды поощрений и наказаний в семейном воспитании.

  2. Значение поощрений и наказаний в семье (анализ педагогических ситуаций).

  3. Последствия поощрений и наказаний.

  4. Подведение итогов ринга (рефлексия).

Родителям предлагается определить результаты ринга: насколько актуальны были предложенные ситуации, сама форма проведения и атмосфера ринга (например, по 5-ти бальной шкале).

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М. Сфера, 2002.

  2. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., 1996.

  3. Кадман И, Гилат М. Воспитание без насилия. Классный руководитель.- 2000. - №4

  4. Плотниекс И.Э. Психология в семье. - М., 1991.

  5. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.


2 КЛАСС
ЗАКОНЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ. ЗАКОНЫ ЖИЗНИ КЛАССА
Форма проведения: лекция

Вопросы для обсуждения:

  1. «Концепция модернизация образования до 2010 г.» Общие положения Концепции.

  2. Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении.

  3. Особенности обучающих программ, требования к учащимся.

  4. Перспективы развития образовательного учреждения.

В начале занятия необходимо информировать родителей о содержании «Концепции модернизации образования» и ее основных положениях. Далее перейти к особенностям ее реализации в образовательном учреждении и его перспективах. Можно информировать родителей об особенностях обучающих программ в классе, требованиям учителей по отдельным предметам, продемонстрировать новое оборудование (интерактивные доски, обучающие компьютерные программы, Интернет).

Важно познакомить родителей класса с требованиями классного руководителя к ученикам и родителям, особенностям взаимодействия, сотрудничества, доступности. Важно подчеркнуть, что легче предупредить возникновение проблем с детьми и выстраивать нормальные взаимоотношения с возрастом ребенка, чем оказаться в ситуации, разрешение которой потребует значительно больше времени и психических затрат, чем посещение занятий для родителей.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Инновации в образовании. - 2002. - №3.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (извлечения) // Воспитать человека. – М.- 2002. – с. 11-13

3. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы, 2008.


У ЗДОРОВЫХ РОДИТЕЛЕЙ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ
Форма проведения: практикум или лекция с элементами беседы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Здоровье как ценность и основа счастливой жизни.

  2. Понятие здоровья как физического, психического и социального благополучия.

  3. Роль эмоциональной напряжённости в нарушении здоровья человека и его поведения.

  4. Влияние стресса на жизнедеятельность взрослого и ребёнка.

  5. Саморегуляция поведения родителя.

  6. Причины эмоциональных срывов детей.

  7. Создание здоровьесберегающих условий в семье для предотвращения эмоциональных срывов у детей.

  8. Поведение родителей во время эмоциональных срывов у детей.

Психическое здоровье – это общее состояние и функционирования здоровой психики, что проявляется в качестве протекания познавательных процессов, в эмоциональных реакциях, в потребностях и желаниях, в направленности личности, в поведении. Психическое здоровье обеспечивает социальную адаптацию, личностную адекватность, компенсаторные возможности и резервы психики человека. Тревожность является причиной эмоциональных срывов. Причинами являются: острая психологическая травма, длительное перенапряжение, скрываемая конфликтная ситуация, необходимость сдерживать себя, противоречия между «должен» и «хочу». Проявления тревожности у взрослых: расстройство сна, появление рассеянности, усталости, уныния, слезливости, повышение раздражительности, агрессивности, страхов, несдержанности. Проявление тревожности у детей: детские страхи, агрессивность, застенчивость, снижение успешности деятельности. Родители должны начать начинают с себя – с профилактики нервных срывов, с формирования способности владеть собой.

Приёмы и методы саморегуляции у детей: дурачество, новые впечатления, отказ, прогулки, музыка, походы (природа, магазины, друзья), пища, хорошие физические нагрузи, дыхательные техники, водные процедуры, игры, метание дротиков, сбивание теннисными шариками плавающие в воде предметы, массаж активных точек.

Поведение родителей во время эмоциональных срывов у детей: укрепление их здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, приобщения к искусству, общению с природой. Важно изменить ситуацию, вызывающую беспокойство, изменить отношение к ситуации, ее оценке в качестве приобретения жизненного опыта.

Предлагается на лекцию пригласить психолога, невролога и педиатра. Их выступления можно обогатить наглядными материалами, примерами из практической деятельности.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Федоренко Л.Д. Психологическое здоровье в условиях школы. - СПб., 2003.

2. Дехтяр Б.С. Антистрессовая аптека. - М., 2000.

3. Орлова Л.В. Семья, дом, квартира.- М., 1991.

4. Боулби Дж. Детям – любовь и заботу.- Л., 1989.

5. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.- Л., 1988.

6. Зимняя И.А. Внутрисемейное общение – показатель здоровья семьи.- М., 1993.

7. Селевко Г.Н., Селевко А.Г., Левина О.Г. Найди себя.- М., 2001.

8. Дружинин. В.Е. Психическое здоровье детей. – М., 2002.

9. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.




ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
Форма проведения: консультация со специалистом, беседа

Вопросы собрания:

  1. Мировые проблемы социальной политики в области охраны детства.

  2. Проблемы защиты детства в нашей стране.

  3. Конвенция о правах ребенка.

  4. Права и ответственность родителей

В начале занятия классный руководитель дает краткую справку об основных документах, регламентирующих правовые вопросы семьи, о том какие в данный момент существуют мировые проблемы социальной политики в области охраны детства, какие общественно-государственные институты и организации занимаются проблемами защиты детства в нашей стране. Необходимо представить информацию родителям о Конвенции. Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. 20 ноября 1989 г она была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Права личности определяют степень свободы, обязанности – степень ответственности. Единство прав и обязанностей является условием для самореализации человека, его творческой самодеятельности. К наиболее существенным правам относятся: право на собственность; заниматься предпринимательской и любой не запрещенной законом деятельностью; становиться юридическими лицами; оказывать любые, не противоречащие закону, услуги; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Далее следует обсудить проблему прав ребенка, предложив родителям стать разработчиками этого документа, каждое положение которого, они должны доказательно представить. Затем предложить права, определенные Конвенцией и распределить их по группам прав ребенка.

Права и ответственность родителей. Целесообразно эту проблему рассмотреть в ходе дискуссии на эту тему по следующим вопросам: перед кем человек несет ответственность? Перед собой (совесть), перед родными людьми, перед обществом, перед природой (нравственный долг); ответственность за дела исполненные и неисполненные. Достоинство и честь как нравственно-этические категории. Достоинство – осознание человеком своих высоких моральных качеств и уважение этих качеств в самом себе. Честь – как внутренне нравственное достоинство.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Конвенция о правах ребенка

  2. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Школьникам о праве. Полный сборник кодексов РФ.- М.

  3. Видеофильмы: «Курение и дети», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Наркоманы о вреде наркотиков»

4. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Форма проведения: ток-шоу

Вопросы собрания:

  1. Традиции и обычаи – два канала социализации ребенка. Их сходства и различия.

  2. Многофункциональность, специфичность, эмоциональная насыщенность традиций и обычаев.

  3. Семейные традиции как средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи.

  4. Созидательные и разрушительные, конструктивные и неконструктивные, истинные и мнимые традиции.

  5. Семейные традиции как традиции гостеприимства.

  6. Родословная семьи.

На него необходимо пригласить людей, имеющих прочные семейные традиции, национальные традиции, родословные. Важно также пригласить специалистов, знающих проблему, журналистов, историков, этнографов.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Дик Н.Ф. Семейные традиции в воспитании. – Ростов н/ Д., 1993.

  2. Коул М. Культурно-историческая психология. - М., 1997.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. - М., 2000.

4. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Минск, 2003.



5. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.

3 КЛАСС

ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ
Форма проведения: беседа, обмен опытом

Вопросы собрания:

  1. Понятие конфликта, его источники.

  2. Особенности семейного конфликта.

  3. Дисгармония семьи. Деструктивность семьи.

  4. Возрастной кризис ребенка как фактор повышенной конфликтности.

  5. Личностный фактор родителей как причина семёйного конфликта.

  6. Внешние проявления детско-родительских конфликтов. Особенности проявления и протекания детско-родительских конфликтов.

  7. Пути выхода из конфликта.

  8. Предупреждение детско-родительских конфликтов.

  9. Правила конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми.

Занятие можно провести в форме практического занятия, на котором родители обмениваются опытом бесконфликтного взаимодействия с детьми и способами разрешения конфликтных ситуаций. Можно предложить родителям следующие вопросы для обсуждения: «Какими способами Вы предупреждаете семейные конфликты?», «Почему возникают детско-родительские конфликты?», «Как можно предупредить конфликты с ребенком?», «Как вы реагируете на конфликтную ситуацию с ребенком?», «Зависит ли успех в жизни от умения справляться с конфликтной ситуацией?».

Что такое конфликт, по каким поводам он может возникать в семье. Между кем он проявляется? С обсуждения этих вопросов можно начать занятие по этой проблеме. Конфликт - возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений участников конфликта.

В процессе обмена опытом желательно рассматривать каждый приведенный родителями пример в качестве педагогической ситуации. При ее анализе важно выделить источник конфликта, противоречия интересов, способы разрешения, эффективность действий родителя. Следует также спрогнозировать влияние этой ситуации на дальнейшее развитие качеств личности ребенка (положительное или отрицательное). Можно предложить родителю описать поведение детей в момент конфликта, обратив внимание на то, что наиболее часто оно проявляется состояниями гнева и агрессивным поведением.

Обобщая итоги занятия важно акцентировать внимание родителей на том, что от собственного умения конструктивно разрешать конфликты зависят умения ребенка. Задача родителей - научить ребенка конструктивно разрешать конфликты

На занятие можно пригласить психолога, который даст психологические и практические рекомендации разрешения конфликта в семье.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Учебное пособие для студентов вузов. – Минск, 2000.

  2. Буленкова Н. Семья – это любовь // Воспитание школьников.- 2003.- № 1.

  3. Гришина Н.В. Давайте договоримся.- СПб., 1992.

  4. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт. – Ярославль, 2001.

  5. Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. – СПб., 1996.

6. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М., 1999.

  1. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БРАКЕ И СЕМЬЕ
Форма проведения: мини-лекция, с приглашением специалиста в этой области в качестве консультанта. Интерактивный метод (мозговой штурм).

Вопросы собрания:

  1. Конвенция ООН о защите прав ребенка.

  2. Семейный кодекс РФ (поскольку Кодекс о семье и браке РСФСР, утвержденный ВС РСФСР 30.07.1969г., утратил силу в связи с принятием Семейного кодекса РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ)

  3. Реализация и учет положений семейного законодательства при воспитании ребенка.

  4. Влияние бракоразводного процесса на психологическое состояние ребенка в семье.

В начале занятии следует дать информацию о защите прав ребенка, основных положениях законодательства о браке и семье при воспитании ребенка. Необходимо предложить родителям задать интересующие вопросы консультанту. Далее можно предложить родителям методом «мозгового штурма» определить все возможные обязанности родителя по воспитанию ребенка.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка: (Теория и практика). – Владимир.- 2001.

2. Конвенция ООН о правах ребенка (извлечения) // Воспитание ребенка. – 2002. – С. 8-10.

3. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей. / Под ред. Л.М. Шипицыной. = СПб., 2002.

4. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.
ДОСУГ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Форма проведения: презентация проектов родителей.

Вопросы собрания:


  1. Здоровьесберегающий досуг как мера психопрофилактики эмоционального напряжения.

  2. Досуг в двух категориях: отдых – разрядка и отдых – зарядка, снимающие напряжения и стрессовые состояния.

  3. Другие виды полезного досуга (хобби, увлечения, музицирование, рисование, кулинария, техника, спорт, коллекционирование, рукоделие, общение, уход за домашними животными).

  4. Типы личности по отношению к организации домашнего досуга.

  5. Учёт родителями мотивации досуга детей и совместимости по типологии досуговой деятельности.

Можно дать следующие темы проектов: «Формы совместного досуга семьи», «Организовываем совместный досуг детей класса», «Создаем сценарий совместного досуга родителей и детей класса на природе», «Планируем культурные мероприятия класса».

Чтобы хорошо работать надо научиться талантливо отдыхать. Досуг – форма деятельности, не ориентированная на получение денег. Досуг можно представить в двух категориях: отдых – разрядка и отдых – зарядка, снимающий напряжения и стрессовые состояния. При однообразной и монотонной деятельности полезен отдых-зарядка (сенсорные впечатления) При напряжённой деятельности необходим отдых-разрядка (активизация, встряска, гимнастика, душ). Смена деятельности даёт наибольший эффект, Другими видами полезного досуга являются хобби, увлечения, музицирование, рисование, кулинария, техника, спорт коллекционирование, рукоделие, общение и уход за домашними животными. Досуг не отождествляется со свободным от всякой деятельности временем: 48 часов безделья приводит к новому стрессу - стрессу безделья, который хуже, чем плохая работа.

При подведении итогов занятия важно акцентировать внимание родителей на том, что если они научат детей организовывать свой досуг, то они научаться ценить время, планировать его и не станут пассивными «времяубивателями». В заключение занятия можно дать домашнее задание родителям: обсудить с ребенком свободное время и совместно с ним спланировать досуговую деятельность.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Жуков И. Золотая энциклопедия домашних праздников.- Самара, 2005.

2. Детская литература на аудиокнигах.- 2006.

3. Хобби, увлечения. Семейный архив на основе родословного дерева / сост. Хамитова И.Л. – СПб., 2005.

4. Семья в библиотеке / под ред. Варопаевой Г.Л. - М., 2004.

5. Кириллова У.Н. Семейный досуг. Мода и красота.- Ростов-н /Д., 2001.

6. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. - СПб., 2003.

7. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.



ПРАЗДНИКИ И БУДНИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Форма проведения: родительско-ученический капустник.

Вопросы собрания:

1. Обратить внимание на нравственные аспекты воспитания детей в семье.

2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные стороны в воспитании собственных детей.

3. Развивать чувство юмора.

В подготовительной части собрания необходимо написать сочинения «Моя семья», сценарий капустника, с тем, чтобы праздник получился ярким и красочным, значимым для ребят.


  1. Вступительное слово

  2. Проведение спектакля (состоит из выступлений команд детей и родителей)

  3. Конкурс рассказов «Моя семья»

  4. Подведение итогов.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 класс.

2. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.
4 КЛАСС
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ
Форма проведения: лекция-информация, беседа.

Вопросы собрания:

  1. Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении.

  2. Особенности обучающих программ, требования к учащимся.

  3. Перспективы развития образовательного учреждения.

  4. Специалисты МОУ (Психологическая служба школы. Ответственный по профилактике ПАВ. Медицинский работник в школе и др.)

  5. Роль родителя в успешном обучении ребенка.

В начале занятия родителей можно информировать о специализации класса, особенностях технологий обучения и воспитательных подходах к школьникам. Если школа реализует развивающее обучение необходимо познакомить родителей с программами и особенностями подготовки домашних заданий. Следует коснуться вопросов, режима дня. Важно акцентировать внимание родителей на факторах успеха в обучении детей и формирования у них адекватной самооценки. Важно выделить факторы защиты родительского воспитания ребенка: адекватные методы воспитания, грамотная помощь ребенку в преодолении трудностей.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Инновации в образовании. - 2002.- №3.

2. Концепция профилактической работы с родителями «Путь к успеху»

3. Комлев Ю.Ю. Тенденции наркотизации подростково-молодежной среды в Татарстане. – Казань, 2006.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (извлечения) // Воспитать человека. – М., 2002. – С. 11-13.

5. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России. - М, 1999.



6. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.
У НАС ТАКИЕ ДЕТИ, КАКИХ МЫ ЗАСЛУЖИВАЕМ
Форма проведения: мини-лекция, дискуссия.

Вопросы собрания:

  1. Семья как социальная ценность. Функциональные семейные роли.

  2. Семьи зрелые и незрелые. Критерии зрелой семьи.

  3. Типы воспитания детей в незрелой семье.

  4. Понятие о психическом здоровье (биологический, психологический и социальный уровни), факторы и условия психического здоровья детей.

  5. Виды родительской любви, отрицательно влияющие на психическое здоровье ребёнка.

  6. Безоговорочная и безусловная материнская любовь – основа психического здоровья ребёнка.

  7. Роль отца в воспитании и развитии детей

На дискуссию можно предложить следующие вопросы: «Каково влияние поведения матери на воспитание дочери и сына?», «Каково влияние поведения отца на воспитание сына и дочери?», «Каково влияние отношения к жизни родителей на воспитание детей?», «Каково влияние семейного уклада на воспитание детей?», «В каких семьях высоки риски асоциального поведения детей?», «Какие негативные примеры поведения может усвоить ребенок в семье?».

Семья – главный институт воспитания: то, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни, т.к. в ней он находится все детство. Положительное воздействие семьи состоит в том, что никто кроме самых близких не относится к ребенку с большей любовью и заботой, но и в то же время никто не может нанести большего вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Дети впитывают в себя образцы поведения взрослых и переносят их на окружающих. Негативные образцы поведения взрослых являются факторами риска алкоголизации, наркотизации и других девиаций собственных детей.

Функциональные семейные роли: основная роль матери – обеспечение положительных эмоциональных связей внутри семьи, создание благоприятного психологического климата и домашнего уюта. Роль отца - обеспечение внешнесемейных связей – общество, защита и охрана семьи. Функция матери принятие ребенка на основе безусловной любви. Функция отца – предъявление требований к ребёнку и осуществление контроля над их выполнением.

Главная функция отца - передача детям социального опыта. Родительский авторитет является результатом: естественного постоянного образа жизнедеятельности матери и отца и зависит от стремлений, чувств, привычек, мотивов поведения и деятельности родителей; характера взаимоотношений между матерью и отцом; правильных отношений и общения родителей с детьми; ответственности родителей за воспитание детей. Авторитет отца в семье во многом зависит от позиции матери, «тактика» которой, при создании и укреплении его авторитета для детей включает: отношение к мужу как к любимому и уважаемому человеку, отношение к мужу как к главе семьи и воспитателю детей, поддержка его взглядов, мыслей и советов в сложных экстремальных ситуациях.

Можно дать домашнее задание родителям: обсудить с взрослыми членами семьи отличия материнской и отцовской любви по отношению к детям и написать качества личности ребенка, которые формирует мать и качества, которые формирует отец.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Практическая психология для педагогов и родителей. / Под ред. Тутушкиной М.К. - СПб., 2000.

2. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей.- М., 1992.

3. Максимов. М. Не только любовь.- М., 1992.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью.- М., 1992.

6. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи.- М., 2003.

7. Женщина и семья. Материалы Республиканского Центра охраны семьи, материнства и детства. /Под ред. А.А. Князева.- Казань, 1998.

8. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.



ВЫБОР ЗОЖ – ВЫБОР СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ
Форма проведения: обсуждение результатов работы проблемных групп.

Вопросы собрания:

  1. Ценности жизни. Занятия спортом, искусством, творчеством как условие формирования здорового образа жизни.

  2. Пример родителей – основа здорового образа жизни детей.

  3. Нравственные нормы – гарантии здоровья.

Данное занятие можно провести в форме работы проблемных групп. Проблемы для обсуждения. Например: «В чем ценность семейной жизни?», «Каковы семейные условия формирования ЗОЖ детей?», «Как влияет пример родителей на формирование ЗОЖ детей», «В чем секреты счастливой семьи?», «Как влияют нравственные нормы на здоровье человека?», «Какие семейные условия способствуют формированию ЗОЖ ребенка?», «Как воспитать здорового ребенка».

При обсуждении работы групп следует предложить родителям рассмотреть и семейные факторы риска, препятствующие формированию ЗОЖ ребенка и факторы защиты. При подведении итогов занятия важно акцентировать внимание родителей на необходимость формирования у ребенка ЗОЖ как необходимого условия для его успешной жизни.

В заключение занятия можно предложить родителям домашнее задание: написать на листочке семейные риски, препятствующие формированию ЗОЖ у ребенка. Далее их проанализировать и к каждому риску написать возможные пути защиты ребенка от него.

Занятие можно провести в форме спортивной эстафеты, организовав соревнования между семьями. Как этап эстафеты предлагается включить конкурс рисунков родителей «Здоровый образ жизни: как я его представляю».

Рекомендуемая литература по теме:

1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М., 1987.

2. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. - Казань, 2002.

3. Касаткин В.Н., Парашутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.А. Программа профилактики курения в школе. – Казань, 2004.

4. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов Ю.П. Луговская. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002.

5. Маленкова Л.И. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». / Домашнее воспитание. - 1998. - №2. – С. 2-7

6. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Новые дети»: Кн. для родителей и педагогов. – М., 2000. – 221 с.

7. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М., 1999.

8. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.

ДОСУГ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Форма проведения: деловая игра

Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие гармоничных родительских отношений с ребенком.

  2. Связь детско-родительских отношений и межличностных отношений ребенка в детско-подростковой группе.

  3. Проблемы свободного времени. Организация летнего отдыха детей.

  4. Способы и формы проведения досуга родителей с детьми.

  5. Виды дополнительного образования детей, существующие в образовательном учреждении и микрорайоне.


Можно предложить родителям составить идеальный план мероприятий проведения досуга с детьми на год, включая будничные, выходные, праздничные дни, дни рождения, каникулярное время, отпуск. Важно акцентировать внимание на том, что это идеальный план, но не фантазийный, т.е. основан на небольшом вложении материальных средств. Желательно найти такие формы досуга, которые доступны, при желании, практически большинству семей. Даже ежедневное общение с ребенком в течение часа в кругу семьи, например, по обсуждению какой-либо телепередачи, фильма уже является совместным проведением досуга.

Следует предложить родителям разделиться на группы и предложить составить план мероприятий по одному из направлений. Например: «Планируем выходные», «Планируем отпуск», «Планируем каникулы», «Разрабатываем сценарий дня рождения ребенка», «Планируем культурные мероприятия».

При обсуждении результатов работы групп важно, во-первых, выделить те мероприятия, которые доступны для каждой семьи, но реализация которых, способствует укреплению детско-родительских взаимоотношений. Во-вторых, упорядочивает свободное время ребенка и учит его планировать свое свободное время.

При подведении итогов занятия необходимо подчеркнуть, что, несмотря на большую занятость родителей на работе, всегда можно найти время для совместного проведения досуга. Важно при этом понимать, что упорядоченность жизни семьи создает основу крепких семейных отношений, что является защитой от любых проявлений девиации в поведении детей. В заключение занятия можно дать домашнее задание родителям: написать на листочке те формы досуга, которые реально можно осуществить в собственной семье и составить семейный план мероприятий семейного досуга и обсудить его с членами семьи. Возможно, что некоторые из мероприятий станут семейной традицией.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Культура семейного досуга. М., 1998

2. Профилактика наркоманий у несовершеннолетних. / под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.

3. Максимов В.В. Семейная книга. – СПб., 1996

4. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе: (Модели праздничного досуга). – М., 1999

5. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986

6. Турыгина, С. В. Семейные праздники.- Екатеринбург, 2002.

7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М., 1985.

8. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. - Казань, 2002.

9 Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.




Родительские собрания на правовую тематику

(для 5-8 классов)




Класс

Тема

Форма проведения

5

класс


Права человека и права ребенка

Деловая игра

Нормы жизни в обществе

Круглый стол

От чего зависят поступки человека

Деловая игра

Поощрение и наказание детей в семье

Круглый стол

6

класс


Нравственные законы нашей семьи

Деловая игра

Права и обязанности человека

Деловая игра

Правонарушения и преступления

Беседа

Человек в обществе. Достоинства и недостатки человека


Практикум

7

класс


Декларация прав человека. Конституция РФ о правах человека

Лекция, с элементами беседы

Правовая культура человека

Деловая игра

Правовой статус ребенка: права, обязанности и ответственность от рождения до совершеннолетия

Беседа

Проблемы прав человека в России

Деловая игра

8

класс


Молодежные субкультуры

Лекция с элементами беседы

Преступления и наказания

Лекция представителя правоохранительных органов

Психолого-педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде

Лекция с элементами беседы

Уважение и понимание – основа терпимости


Деловая игра


5 КЛАСС
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПРАВА РЕБЕНКА

Форма проведения: деловая игра

Необходимо показать родителям общее в международных документах. В форме игры проследить, как складываются отношения между родителями и детьми. Родители с позиции ребенка должны ответить на вопрос: «Для меня самым важным правом является…»
НОРМЫ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ

Форма проведения: круглый стол

В ходе обсуждения предложенной ситуации определить связь нравственных и правовых ценностей общества. Осуществляется работа над понятиями: «Можно ли жить только по совести, минуя закон?»
ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ ПОСТУПКИ ЧЕЛОВЕКА?

Форма проведения: деловая игра

Во время работы в группах показать, что поступками человека управляют ум, воля и характер. Родители рисуют плакат на тему «Человек без воли – человек слабый» и защищают его. На практикум выносится обсуждение характера разных людей, у которых наиболее очевидной является одна из следующих черт: а) обманывает по поводу и без повода, б) легко прощает обиды, в) не думает о последствиях своих поступков, г) с охотой берется за любое дело; продолжить перечень и определить характеры.
ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Форма проведения: круглый стол

В начале круглого стола озвучивается эпиграф занятия «Наказание – это причинение вреда причиняющему вред. Похвала – педагогический домкрат» (В.Г. Кротов). Родители должны высказаться по поводу эпиграфа; уяснить, что наказание может ущемить права ребенка, настроить его против родителей. Обсуждается несколько детских сочинений. Дети заранее пишут сочинения о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни (важный показатель сочинений – что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают)
6 КЛАСС
НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ НАШЕЙ СЕМЬИ

Форма проведения: деловая игра

Эпиграф к занятию «Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках» (Аристотель). Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье. Разговор о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за отношения; предложить родителям придумать герб семьи и написать девиз; решить проблемные ситуации; вынести вердикт поступкам людей.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Форма проведения: деловая игра

Сформировать две команды родителей, группы поддержки; на первом этапе – правильно назвать термины, затем анализ первого этапа; на втором этапе – выход на понятия «закон», «законопослушание», прокомментировать высказывание «Если нельзя, но очень хочется, то можно»; на третьем этапе командам дается список возможных прав и свобод человека и надо определить, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с российским законодательством; на четвертом этапе дается понятие о правовых актах по защите прав ребенка и рассказывается, как можно защитить права детей.
ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Форма проведения: беседа

Обсудить высказывание О. Бальзака «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать - закон».

В ходе рассмотрения высказываний детей, определить правильность их понимания понятий «проступок», «преступление». Предложить родителям, на основании предложенных ситуаций определить какие нормы и права нарушены; провести практикум «Познай людей и самого себя».
ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЧЕЛОВЕКА

Форма проведения: практикум

Предложить рассмотреть несколько ситуаций, проанализировать поступки людей, выяснить, какие недостатки привели их к преступлению; объяснить выражение «Твоя судьба в твоих руках».

7 КЛАСС
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА: ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. КОНСТИТУЦИЯ РФ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА, КОНВЕНЦИЯ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА.

Форма проведения: лекция, с элементами беседы

Эпиграф к занятию «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям» (М. Клаудиус). Познакомив родителей с документами, предложить высказаться на тему: «Права и свободы человека», объяснить взаимосвязь понятий «совесть», «долг», «права», «обязанности». «Чем больше прав – тем свободнее себя чувствует человек» - анализ приведенных родителями примеров.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА

Форма проведения: деловая игра

Сообщить родителям, что с детьми была проведена викторина «Права литературных героев» и предложить им поучаствовать в этой же игре, а затем сравнить результаты ответов; на основе игры показать, что значит правовая культура, как и чем она вооружает человека в жизни.
ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА: ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ
Форма проведения: беседа

Знакомя родителей с правовым статусом ребенка, предложить им составить ряд: права – обязанности (примеры приводятся); показать, что если достойно и с пониманием
выполнять свои обязанности, можно рассчитывать на правомерное ответственное поведение других людей.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ

Форма проведения: лекция, с элементами беседы

Проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причины этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях. Предложить родителям рассмотреть ситуации, с которыми подростки сталкиваются в реальной жизни; оценить данные действия, найти верное решение, поделиться своим мнением. Просмотр видеоряда о правонарушениях несовершеннолетних, обсуждение проблемы, выступление представителя правоохранительных органов
8 КЛАСС
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

Форма проведения: лекция с элементами беседы.

Данное занятие преследует следующую цель – формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «молодежные субкультуры», ознакомить с видами и практиками, имеющими место в Российской Федерации. При этом обозначить причины возникновения такой формы социального протеста и силы, движущие данными объединениями.

Привлекая опыт воспитания и общения с детьми самих родителей, постараться определить перечень обстоятельств, под влиянием которых дети и подростки примыкают к молодежным субкультурам и меры по недопущению вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Форма проведения: лекция представителя правоохранительных органов

Привести примеры ситуаций с нарушением норм права; предложить родителям ответить на вопросы; сравнить ответы с разъяснениями лектора
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Форма проведения: лекция с элементами беседы.

Данное занятие необходимо провести с участием педагога-психолога школы или представителя психологической службы (общественности) района (города), который мог бы раскрыть психолого-педагогические аспекты проявления агрессии у детей с точки зрения психологической науки.

Также целесообразно пригласить представителя правоохранительных органов с обзорной характеристикой проявления деятельности экстремистских структур в РФ, РТ.

УВАЖЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ – ОСНОВА ТЕРПИМОСТИ

Форма проведения: деловая игра

Вопросы собрания: как преодолеть нетерпимость к другим людям и воспитать толерантность в детях.

Родителям читается притча, которая ранее обсуждалась с детьми, они должны обсудить ее и ответить на вопросы; составляют синквейн на заданные слова и записывают их в форме плакатов (позже сравнивают с плакатами, сделанными детьми); родители получают карточки, где написаны ситуации нетерпимости и карточки с понятиями, которые надо сопоставить; затем проводится обсуждение и выводятся правила по преодолению нетерпимости к другим; подводятся итоги.

Рекомендуемая литература:

  1. Система гражданского образования школьников: методическое пособие. - Раздел 4. «Внеклассная работа по гражданскому образованию». – М.: «Глобус», 2006.

  2. Маньшина Н.А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: «Учитель», 2007.

  3. Журкова В.Н., Маничева С.А. «Социальная компетентность». – М.: «Прайм – Еврознак», 2008.

  4. Внеклассные мероприятия по обществознанию 8-11 классы. – М.: «Глобус», 2008.

  5. Спутник классного руководителя – О.А. Северина, Т.А. Дронова «Воспитание у школьников толерантности» изд. «Панорма», 2008

  6. motocom.perm.ru/razvitie.doc – беседы на правовые темы

  7. www.videoresursy.ru/poisk/teachers

  8. www.26421nov1.edusite.ru/ - рекомендации

  9. festival1.1 september.ru/articles


Родительские собрания на правовую тематику

(для 9-11 классов)




класс

Тема собрания

Форма проведения

9 класс

Роль самооценки в формировании личности.

лекция.


Профилактика агрессивности в подростковой среде.

социально-психологический тренинг

Международные документы о правах ребенка

правовой тренинг

Уголовная ответственность несовершеннолетних


лекция + практикум

10 класс

Пока не поздно! – права и обязанности родителей, права и обязанности подростка.

вечер вопросов и ответов

Терроризм и экстремизм

лекция

Подросток и закон


лекторий (рассчитан на несколько занятий)

Правомерное поведение. Правонарушение, юридическая ответственность.

правовой тренинг

11 класс

Закон и ответственность

вечер вопросов и ответов

Защита отечества – священный долг каждого гражданина России.

диспут

Об ответственности

беседа

Причины преступности

лекция, тренинг



9 КЛАСС
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ.

Форма проведения: лекция

Задачи:

1. Ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки подростка.

2. Рассказать о возможных последствиях низкой и высокой самооценки.

3. Рассказать о том, как можно повысить самооценку ребенка.



Вопросы для обсуждения:

1. Самооценка как определяющий фактор развития личности.

2. Причины формирования той или иной самооценки.

3. Определение уровня самооценки.

4. Последствия низкой и высокой самооценки.

5. Повышение уровня самооценки.



Рекомендуемая литература:

1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2008.

2. Коломинский Я.Л. Мы живем среди людей. – М., 1989.

3. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. – М., 1991.

4. festival.1september.ru/articles/413336/

5. revolution.allbest.ru/psychology/00004918_0.html

6. www.10ballov.by/productID.11597/

7. sc011oz.narod.ru/DswMedia/rol-samoocenkivformirovaniilichnosti.doc


ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Форма проведения: социально-психологический тренинг

Задачи:

1. Создать для подростка атмосферу взаимного принятия, безопасности, поддержки.

2. Научить родителей создавать для детей условия осознания собственной ценности и уникальности.

3. Научить родителей формировать и развивать у подростков навыки уверенного поведения, конструктивного разрешения межличностных конфликтов.



Вопросы для обсуждения:

1. Как быть толерантным в общении.

2. Как отработать навык уверенного отказа и просьбы.

3. Обучение конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.



Рекомендуемая литература:

1. «Школьная пресса», «Воспитание школьников». - М., 2008, № 6.

2. «Школьная пресса», «Воспитание школьников». - М., 2007, № 5

3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. – СПб.: Нева, 2002.

4. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Сфера, 2001.

5. revolution.allbest.ru/psychology/00004927_0.html

6. sputnik.master-telecom.ru/Docs_11/Metod/antiterr/2-1.htm

7. www.dissland.com/catalog/10340.html


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Форма проведения: деловая игра

Задачи:

1. Формирование правовой грамотности родителей.

2. Обратить внимание родителей на обязательства государств-участников Конвенции для обеспечения прав ребенка, на факты нарушений прав и свобод человека.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему необходимо защищать детство?

2. Нарушения прав человека и их защита.

3. Обсуждение ситуаций.



Рекомендуемая литература:

1. Всеобщая декларация прав человека (извлечение).

2. Конвенция о правах ребенка (извлечение).

3. Конституция Республики Татарстан (извлечение).

4. Амиров К.Ф., Амирова Р.Г. Основы правоведения: Учеб. пособие для сред. общеобразоват. шк.. – Казань: Магариф, 1998

5. www.iatp.am/hr/rus/indtop.htm

6. www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum5783/item5787.html

7. zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12686


УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Форма проведения: лекция + практикум

Задачи:

1. Формирование правовой грамотности родителей.

2. Обратить внимание родителей на правовые нормы, регулирующие поведение людей в обществе.

Вопросы для обсуждения:

1. Выступление представителя подразделения по делам несовершеннолетних: Определение преступления. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Виды наказаний, назначенных несовершеннолетним.

2. Разбор педагогических ситуаций.

3. Ответы специалистов на вопросы родителей по теме собрания.



Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993 г.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., Издательская группа ИНФРА. М. –Норма, 1996 г.

3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Общая часть - Издательская группа ИНФРА. М. –Норма, Москва, 1996 г.

4. Постановление от 25.12.1990 года № 5 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и вовлечении их в преступную деятельность» (в редакции Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 № 11)

5. Чихалова С.Н. Трудные судьбы подростков – кто виноват?, - М., Юридическая литература, 1991 г.

6. revolution.allbest.ru/law/00002765_0.html

7. college.biysk.secna.ru/0201/ugpr/005_1.html

8. law.edu.ru/book/book.asp?bookID=111739

9. home-edu.ru/user/uatml/00000629/lesson2/lesson_1-27.html?page=print


10 КЛАСС

ПОКА НЕ ПОЗДНО! – ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКА.
Форма проведения: вечер вопросов и ответов.

Задачи:

1. Разъяснить родителям причины совершения дурных поступков детьми и значение дисциплины в воспитании.

2. Формировать культуру прав и обязанностей взрослых и детей в семье.

Вопросы для обсуждения:

1. Анализ анкетирования «Человеческие потребности, которые являются наиболее ценными».

2. Пути преодоления опасностей, грозящих подростку.

Рекомендуемая литература:

1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.

2. Как защить вашего ребенка? – М., Даниловский благовестник.

3. Селевко Г.К. Реализуй себя. – М.. Народное образование, 2001.

4. Семейный кодекс Российской Федерации.

5. Комментарии к Семейному Кодексу РФ / сост. Б.А.Борисов. – М – 1998.

6. revolution.allbest.ru/sociology/00019461_0.html

7. edu.novg.org/?module=articles&c=articles&b=8&a=25

8. www.portal-slovo.ru/pedagogy/37969.php
ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ
Форма проведения: лекция

Задачи:

1. Информировать родителей о понятии терроризм, экстремизм.

2. Довести до сведения родителей письмо МО и Н РТ о деструктивных молодежных объединениях.

3. В рамках психолого-педагогического просвещения ознакомить родителей с основными составляющими формирования у подростков твердой жизненной позиции и собственного мнения.



Вопросы для обсуждения:

1. Выступление представителя подразделения по делам несовершеннолетних по проблеме.

2. Выступление социального педагога и (или) психолога по проблеме

3. Выступление классного руководителя: занятость подростков во внеурочное время с целью профилактики негативных проявлений в поведении.



Рекомендуемая литература:

1. Мир. Общество. Человек. 10-11 кл.: учеб.пособие /А.П.Логунов, О.И.Волошина, А.Б. Шатилов, А.В.Юдельсон. – М.: Дрофа, 2007.

2. www.krugosvet.ru/articles/104/1010495/1010495a7.htm

3. anthropology.ru/ru/texts/kosov/terror.html

4. www.un.org/russian/documen/declarat/terrdec1.htm

5. www.antiterror.ru/text/library/smi/163189417


ПОДРОСТОК И ЗАКОН
Форма проведения: лекторий (рассчитан на несколько занятий).

Задачи:

1. Формирование правовой культуры и гражданской грамотности родителей посредством изучения норм общественной жизни и законов, ее регулирующих.

2. Профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования у него твердого убеждение, что прав не существует без обязанностей.

3. Научить родителей формировать у подростков активную гражданскую позицию и осознание приоритета прав личности.



Вопросы для обсуждения:

1. Права ребенка в семье. Личные права. Обязанности родителей.

2. Права и обязанности ученика. Закон об образовании. Ребенок и его отношения с одноклассниками.

3. Выступление представителя подразделения по делам несовершеннолетних: Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.

4. Выступление психолога: Как не стать жертвой преступления. Что такое насилие. Виды насилия. Виктимное поведение. Варианты поведения в ситуациях возможного или реального проявления насилия.

Рекомендуемая литература:

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

2. Семейный кодекс Российской Федерации.

Комментарии к Семейному Кодексу РФ / сост. Б.А.Борисов. – М – 1998.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Закон РФ «Об образовании». № 12-ФЗ от 13.01.1996 г.

5. Гостюшин А.Б., Шубина С.И. Азбука выживания // Знание. – 1995.

6. Туляков В.А. Понятие жертвы преступления.

7. www.lawlibrary.ru/izdanie9829.html

8. www.volgadmin.ru/istoki/progr1_1.htm

9. tradicia2007.livejournal.com/8672.html

10. www.my-love.ru/articlts/problem/nasiliedoma.html


ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Форма проведения: правовой тренинг

Задачи:

1. Формирование правовой культуры и грамотности родителей.

2. Дать советы родителям по формированию у подростков правомерного поведения.

3. Обсудить вопросы профилактики правонарушений, юридической ответственности.



Вопросы для обсуждения:

1. Значение правомерного поведения.

2. Правонарушения и виды юридической ответственности.

Рекомендуемая литература:

1. Амиров К.Ф., Амирова Р.Г. Основы правоведения: Учеб. пособие для сред. общеобразоват. шк.. – Казань: Магариф, 1998

2. Брагинский М. Что ты знаешь о законе?: Пособие для школьников по гражданскому праву. – М.: Знание, 1988.

3. Права человека в России – международное измерение. – М.: Права человека, 1995.

4. www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2789.html

5. revolution.allbest.ru/law/00053164_0.html

6. www.5ballov.ru/referats/preview/2998
11 КЛАСС
ЗАКОН И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Форма проведения: вечер вопросов и ответов

Задачи:

1. Ознакомить родителей учащихся с положениями Уголовного Кодекса РФ, определяющие ответственность подростков и взрослых лиц за совершение преступлений, Кодекса об административных правонарушениях РФ, определяющих административную ответственность..

2. Дать возможность родителям получить интересующую их информацию непосредственно от представителей правоохранительных органов.

Вопросы для обсуждения:

1. Выступление представителя подразделения по делам несовершеннолетних: Правовые нормы.

2. Обсуждение гражданской позиции школьника.

Рекомендуемая литература:

1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

2. Копылов Е.А. Гражданская позиция школьника. – М., 1996.

3. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.. 1999.

4. www.systemfond.ru/law.phtml?p=146

5. www.ref.by/refs/86/19455/1.html

6. www.lawlibrary.ru/izdanie25099.html
ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА – СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Форма проведения: диспут

Задачи:

1. Формирование у родителей правильного понимания священного долга – службы в армии.

2. Дать родителям практические советы по воспитанию у детей чувства патриотизма, активной гражданской позиции, любви к Родине.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему считается, что защита Отечества – священный долг?

2. Какова юридическая ответственность военнослужащих и военнообязанных?

3. Уголовная ответственность за уклонение от службы в армии.

4. Обмен мнениями по проблеме.

Рекомендуемая литература:

1. Амиров К.Ф., Амирова Р.Г. Основы правоведения: Учеб. пособие для сред. общеобр. шк. – Казань: Магариф, 1998.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., Издательская группа ИНФРА. М. – Норма, 1996 г.

3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Общая часть - Издательская группа ИНФРА. М. –Норма, Москва, 1996 г.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2006 № 677). Извлечения.

5. legion.wplus.net/others/status3.shtml

6. vip.subscribe.ru/quest/299
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Форма проведения: беседа с родителями

Задачи:

1. Обратить внимание родителей на необходимость настойчивого воспитания в учащихся-старшеклассниках ответственности за свои дела и поступки.

2. Формировать понимание того, что старшеклассники – это взрослые люди, имеющие право на свободу мнения и ответственность принятия решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Выступление психолога: свобода выбора.

2. Выступление классного руководителя: Как воспитать в учащихся чувство ответственности и долга.

Рекомендуемая литература:

1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

2. Снайпер Д. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М., 1997.

3. Мир детства: юность. – М., 1989.

4. www.cef.ru/3/a/1693/

5. rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2002_1/11Kopovoy.htm

6. www.naukapro.ru/new2007/1_008.htm

7. www.follow.ru/article/82


ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ
Форма проведения: лекция с элементами деловой игры

Задачи:

1. Сформировать у родителей понятие детской преступности, определить условия ее возникновения.

2. Научить родителей помочь своему ребенку в решении сложных жизненных ситуаций.

Вопросы для обсуждения:

1. Объективные и субъективные причины возникновения преступности. Неизбежна ли преступность?

2. Воспитание чувства неприятия и отвращения к преступности, гражданского самосознания – неотъемлемая часть профилактики асоциальных явлений среди подростков.

3. Выступление психолога, представителей правоохранительных органов, инспектора по делам несовершеннолетних по проблеме: Как помочь подростку не преступить Закон?



Рекомендуемая литература:

1. Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А.Корнева. – Волгоград: Учитель, 2006.

2. Снайпер Д. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М., 1997.

3. Буянова М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.

4. www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf83-16/vestniksf83...

5. www.volgoproc.ru/?nid=267



6. www.referats.5-ka.ru/data/65/3656/3656.html


Смотрите также:
Семинар-практикум Поощрения и наказания детей в семье: за и против родительский ринг 2 класс
482.21kb.
Поощрение и наказание детей в семье
79.77kb.
Виды и формы поощрения и наказания Активизация познавательной деятельности Формирование мотивов учения Условия формирования орфографических навыков Специфика
345.38kb.
Семинар-практикум для педагогов: «Театральный ринг»
206.65kb.
Поощрения и наказания (Родительское собрание) Детей наказывай стыдом, а не кнутом. Не спеши карать – спеши миловать
329.61kb.
Поощрения и наказания (Родительское собрание) Детей наказывай стыдом, а не кнутом. Не спеши карать – спеши миловать
316.13kb.
Позитивное Воспитание Детей Сейчас дети изменились
20.31kb.
Практикум по проблеме. Предварительная подготовка
69.4kb.
Семинар-практикум для родителей по проблеме «Конфликт в семье»
103.05kb.
Семинар-практикум для родителей воспитанников социальной гостиной
242.34kb.
Семинар для педагогов «Воспитание без наказания»
29.14kb.
§ Основание права наказания в философии Канта 5 § Цель наказания в философии Канта 11
240.4kb.