Главная стр 1
скачать


Справочные материалы к семинарским (практическим) занятиям
Тема 7. Государственная и общественная безопасность России
Семинар № 14
Тема занятия: Социальная безопасность России
Учебные вопросы:

1. Социальная безопасность: сущность, содержание, угрозы и их парирование.

2. Сущность, содержание и угрозы безопасности в сфере демографии и их парирование.

3. Сущность, содержание и угрозы безопасности в сфере здравоохранения, фармацевтики и их парирование.


1. Социальная безопасность: сущность, содержание,

угрозы и их парирование
Термин «социальная безопасность» сравнительно недавно вошел в научный и политический оборот. Тем не менее, он быстро вписался в международную и национальную лексику, нашел свое конкретное развитие в ряде международных документов. Среди них, прежде всего, необходимо выделить Всемирную социальную декларацию, принятую в 1995 г. на Всемирной конференции по социальному развитию. В ней, в частности, говорится: «Мы предлагаем построить такое общество, где право на пищу столь же священно, как и право голоса, где право на начальное образование столь же уважаемо, как и право на свободу печати, и где право на развитие рассматривается как одно из фундаментальных прав человека».

В Декларации были сформулированы минимальные задачи обеспечения социальной безопасности:



всеобщее начальное образование, как для девочек, так и для мальчиков;

сокращение вдвое уровня неграмотности среди взрослого населения;

элементарная медицинская помощь для всех с приоритетной вакцинацией детей;

ликвидация случаев острого недоедания;

предоставление услуг по планированию семьи для всех желающих;

безопасная питьевая вода и санитария для всех;

кредит для всех в целях обеспечения возможностей самозанятости.

Анализ социальной безопасности позволяет констатировать, что в настоящий момент сложилось два подхода в интерпретации данного понятия.



1. Зарубежный подход. Для этого подхода характерно ассоциировать понятие «социальная безопасность» с понятием «социальное обеспечение». При этом полагается, что решение проблем обеспечения социальной безопасности, предоставления материальной и иной помощи нуждающимся категориям граждан является основополагающим аспектом обеспечения национальной безопасности в целом. В соответствии с данным подходом осуществляется практическая работа по решению проблем социального характера. Например, в США вопросами социальной безопасности занимается специально созданный орган федеральной власти - Управление социальной безопасности, действующий на основе закона о социальной безопасности 1935 г., принятого для предотвращения социального взрыва после Великой депрессии 1929 – 1933 гг.

2. Отечественный подход. Согласно этому подходу социальная безопасность рассматривается как комплексное понятие, используемое для обозначения безопасности населения страны от целого комплекса разных угроз, причем не только социального, но и экономического, экологического характера и т.д. Среди них чаще всего упоминают угрозы безработицы, нищеты, преступных посягательств, загрязнения окружающей среды, техногенных катастроф и др.

Социальная безопасность» - совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей.

Если к этому определению применить метод синтеза, то мы увидим, что оно охватывает следующие сферы жизнедеятельности общества: экономическую, продовольственную, здравоохранения, экологическую, политическую, безопасности личности и общества.

В реальной жизни все эти сферы тесно взаимосвязаны.

Таким образом, борьба с нищетой, преступностью, защита рабочих мест, доходов, безопасность здоровья, окружающей среды – все это включает в себя понятие социальной безопасности.

Понятие «социальная безопасность» носит комплексный, системный характер.

В узком понимании этого слова оно может быть ассоциировано с термином «социальное обеспечение» и сводиться к функции государства по материальному обеспечению определенных категорий нуждающихся граждан.



В широком смысле понятие «социальная безопасность» может определяться как сложная система внешних и внутренних связей личности, общества и государства, состояние которых определяет:

социальную независимость государства;

стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения;

способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию;

уровень и качество жизни;

уровень безработицы;

стабильность заработной минимальной платы и ее соответствие прожиточному социальному минимуму;

безопасность труда;

социальное партнерство;

уровень социального обеспечения и социального страхования;

степень развития социальной сферы и т.д.
Критерии социальной безопасности
В современных исследованиях по вопросам социальной безопасности выделяют как минимум четыре основных критерия оценки социальной безопасности. Систему социальной безопасности того или иного государства предлагают оценивать по ее способности:

предотвратить возникновение ситуации социального взрыва;

предотвратить деградацию социальной структуры (как ее нивелирования, так и развития процессов поляризации, маргинализации и люмпенизации);

обеспечить устойчивость социальной структуры при нормальной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

поддержать адекватность системы ценностных ориентаций и культуры общественного поведения, в том числе политического и экономического.

Ситуация потенциальной возможности социального взрыва наступает при одновременном выходе нескольких важных параметров социальной устойчивости за допустимые пределы. Это ситуация, в которой дальнейшее движение общества может пойти по принципиально разным траекториям при сравнительно небольшом внешнем воздействии. Может произойти либо неуправляемый взрыв, сметающий всю общественную структуру и вводящий страну в состояние хаоса, либо переход к новой социальной структуре с дальнейшим движением общественного развития по восходящей. Выбор траектории во многом зависит от наличия соответствующих политических сил, располагающих необходимой политической волей и широкой социальной базой.

Деградация социальной структуры – более сложный и растянутый во времени процесс. Она может протекать в двух прямо противоположных направлениях. С одной стороны, возможна нивелировка структуры, всеобщая уравниловка. Этот процесс обычно протекает в ходе крупных революционных потрясений, которые сметают старые элиты и обрушивают пирамиду социальной стратификации. Старые элитарные страты низвергнуты и экспроприированы, а новые еще не успели сформироваться. В отсутствии укоренившихся элит исчезают преемственность традиций, отождествление своих групповых интересов с интересами нации, теряются навыки культуры многих поколений, разрушаются личностные связи, лежащие в основе управления, подрываются стимулы и инициативы к труду и предпринимательству. С другой стороны, в недрах общества постепенно формируются новая социальная структура и новые социальные страты. Опасность заключается в том, что при этом могут нарушиться нормальные процессы социальной мобильности. Многие лучшие представители старых элит гибнут в борьбе или уходят от активной деятельности, а многие худшие представители низших страт поднимаются им на смену по социальной лестнице.

Поляризация социальной структуры возникает глубокий провал между высшими стратами и основной массой населения. Этот провал зияет на том месте, где в нормальной социальной структуре располагаются средние слои. Возникает так называемая биполярная, бимодальная или двугорбая структура общества. Она имеет, как правило, тенденцию к дальнейшему углублению и чревата ростом социальной напряженности с высокой потенциальной вероятностью социального взрыва. Не менее чем социально-политические, опасны ее экономические последствия. Средние слои образуют источник платежеспособного спроса, который лежит в основе экономического роста в условиях рыночной или смешанной экономики.

В отсутствии этих слоев нет массового спроса – развитие отечественного рынка прочно блокируется. Рынок при этом сегментируется: на одном конце образуется элитарный рынок преимущественно дорогих высококачественных импортных товаров, а на другом – рынок низкосортных дешевых товаров, который, опять-таки, удовлетворяется преимущественно импортом. Стагнация экономики ведет к кризису инвестиционной деятельности. Капиталы, накапливаемые элитарными стратами общества, уходят за рубеж, еще более падает отечественное производство, сокращается число рабочих мест, доходы основной массы населения снижаются, процесс приобретает самовоспроизводящийся характер.

На определенной стадии этого процесса развиваются такие явления, как маргинализация и люмпенизация.

Маргинализация связана с тем, что все большее число лиц вытесняется из своей социальной ниши преимущественно вниз и теряет при этом устойчивый стиль жизни и деятельности. Все более пополняется так называемый левый горб бимодального распределения по имущественному достатку. Маргиналы снижают уровень профессионализма, трудовой морали и трудовой мотивации. Углубление разрыва между ними и высшими слоями лишает их жизненной перспективы.

Люмпены - лица, живущие на грани физиологического выживания, практически не имеющие необходимых для нормального образа жизни товаров длительного пользования, крыши над головой, лишенные доступа к жизнеобеспечивающим фондам общественного потребления, вырабатывающие свою субкультуру, для которой характерно иждивенчество и отвращение к производительному труду. Крайней формой процесса маргинализации является так называемая всеобщая (тотальная) маргинализация, при которой ни одна из социальных страт не имеет устойчивой социальной ниши, в том числе и высшие элитарные страты.

Процессы социальной мобильности приобретают хаотический характер, перестает действовать механизм отбора лучших, передачи новым поколениям традиций и навыков культуры. Ситуация тотальной маргинализации генерирует криминализацию общества. Если нельзя обеспечить себе мобильность вверх путем общественно полезной деятельности, то остается открытым путь общественно вредной деятельности.

Размывание нормальных общественных структур сопровождается умножением структур криминальных. Разрушается основа существования государства – сбор налогов. Ослабленное государство уже не в состоянии оказать обществу правовую и полицейскую защиту. Лишенный государственной защиты обыватель обращается за защитой к организованной преступности.

Тщетно надеяться, что со временем организованная преступность начнет создавать правопорядок и обратит свои взоры и капиталы к производству. Сам характер организованной преступности состоит в том, что она извлекает монопольную сверхприбыль из правонарушений, присвоения себе функций государственных органов в области сбора налогов, арбитража, применения силы. Насилие перестает быть монополией государства и становится инструментом конкурирующих преступных кланов. Нарушается принцип собственности в любой ее форме – общенародной, государственной, коллективной, частной.

Социальная мобильность играет важнейшую роль в поддержании социальной структуры. Вертикальная и горизонтальная мобильность обеспечивают перелив кадров из сокращающихся в развивающиеся сектора общества. Нормально функционирующая социальная мобильность превращает окостеневший социальный порядок в живую и гибкую социальную структуру.

Система ценностных ориентаций соответствует тому, что в обществе считается «хорошим» и что «плохим». Она дает ответы на вопросы об отношении к жизни и смерти, Родине, семье, материальному благополучию и духовным ценностям, коллективному или индивидуалистскому началу, культуре, традициям, истории, образованию, науке.

В нормальном обществе существует более или менее единая, общая, исторически сложившаяся система ценностных ориентаций, из которой исходят ценностные ориентации отдельных классов, страт и социальных групп. Из системы ценностных ориентаций вытекают ролевые ожидания, бытовое, социальное, политическое и экономическое поведение.

В расколотом обществе происходит и разрушение системы ценностных ориентаций, что способствует дальнейшей дезинтеграции общества. Разрушение и распад системы ценностных ориентаций способствуют развитию смуты, трудностям в установлении хотя бы минимальной степени доверия между людьми и социальными группами.
Угрозы социальной безопасности

Внешние угрозы социальной безопасности России.

Ресурсные, демографические и экологические процессы постоянно требуют внесения изменений в мировой порядок в сторону повышения общей управляемости, взаимодействия и принятия коллективных решений. Это предполагает определенные ограничения на действие чисто рыночного механизма, в котором регуляторами выступают спрос-предложение, цена, прибыль. Усиливается действие нерыночных согласительных механизмов на всех уровнях управления.

Заинтересованность стран Западной Европы и США в природных, финансовых и людских ресурсах обусловили достаточно одностороннее развитие экономики России в течение 1990 – 2000-х гг. Ориентация на сырьевой экспорт и развитие добывающих отраслей неизбежно привели к деградации социальной структуры, ухудшению жизненного уровня населения, незанятого в добыче и первичной обработке полезных ископаемых, сокращению численности населения страны. Последствием этих процессов стали снижение уровня образования и культуры, эмиграция квалифицированных кадров из страны.

В настоящий момент имеет место структурная несовместимость экономик России и Запада по характеру и организации производства, потребительского спроса, структуре издержек и цен. Экономика западных стран – это экономика расточительного потребления в среднем достаточно богатого населения.

Унаследованная от СССР экономика современной России строилась и строится с учетом решения задачи по предоставлению населению умеренного достатка при широких социальных гарантиях и массовом доступе к фондам общественного потребления.

В отличие от западных стран Россия не смогла перейти от экономики массового ресурсоемкого производства к производству интенсивному, наукоемкому и ресурсосберегающему. Географическое положение России обусловливают большие затраты ресурсов, прежде всего энергоносителей. В этих условиях открытая экономика ведет к утечке из России капиталов и импорту готовой продукции, в том числе продуктов питания, товаров народного потребления краткосрочного и длительного пользования, что создает условия для безработицы и сокращения рабочих мест. Эта угроза социальной безопасности является следствием объективно складывающейся в современном мире обстановки.

Одной из главных угроз субъективного характера социальной безопасности является политика стран Запада в отношении России. Вместо открыто провозглашаемого партнерства на практике Запад, ориентируясь на принцип двойных стандартов, осуществляет в отношении России политику дискриминации.

В начале 1990-х гг. навязанная России политика «шоковой терапии», связанная с либерализацией цен, приватизацией, открытием внутреннего рынка, привела к спаду промышленного производства в размере более 50 % от уровня 1989 г. В соответствии с соглашениями с МВФ Россия почти полностью была лишена свободы в выборе своей экономической политики. Экономическая стабилизация, укрепление финансовой самостоятельности России в течение 2000-х гг. оказали удручающее впечатление на западных политиков. Попытки проникновения российских компаний на западные рынки встретили достаточно жесткий отпор не только со стороны руководства западных компаний, но и со стороны правительственных органов, прежде всего западноевропейских стран.



Внутренние угрозы социальной безопасности России.

Внутренние угрозы социальной безопасности для России во многом обусловлены политикой «шоковой терапии» по финансовой стабилизации экономики страны, проводившейся в 1990-е гг., и принятием модели сырьевого развития страны.

Следствием этой политики стало разрушение социальной структуры российского общества, сложившейся в советский период, маргинализация значительной части населения России, формирование биполярной структуры распределения по имущественному достатку, вымывание остатков среднего класса.

Помимо дифференциации по имущественному достатку в течение 1990-х гг. в России сформировалась региональная дифференциация доходов с тенденцией перетока богатства в Московско-Петербургский регион.

Принятая модель сырьевого развития побуждала и побуждает богатые сырьем регионы к попыткам отгородиться от остальной части страны, осуществить передел доходов от природных богатств в свою пользу.

Таким образом, главными угрозами социальной безопасности России, сформировавшимися в постсоветский период и сохраняющими свое значение до сих пор, являются высокая вероятность социального взрыва (сначала на локальном, а потом и на общенациональном уровне) и дезинтеграция страны.

В настоящий момент для России характерны сильнейшие деформации в области социальной мобильности. Происходит социальная миграция вверх худших представителей из низших страт и вытеснение вниз честных, продуктивных и образованных.

Деформировались и процессы горизонтальной социальной мобильности.

Особое место занимает миграция за рубеж научно-технических кадров.

Значительная часть деловой элиты рассматривает свое пребывание в России как временное. Россия рассматривается как источник богатства, которое они переводят за рубеж и используют для долговременных вложений в экономику западных стран.

Значительные масштабы приобрела торговля людьми: публичные дома всего мира оказались заполнены россиянками, велики объемы торговли детьми.



2. Сущность, содержание и угрозы безопасности в сфере

демографии и их парирование
Демография и демографическая политика

как объекты демографической безопасности
В каждом государстве разрабатывается и осуществляется демографическая политика. Демографическая политика – деятельность органов государственного управления и социальных институтов, направленная на создание устойчивых количественных и качественных параметров воспроизводства населения.

В широком смысле демографическая политика - это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума. В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения.



Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей, разработку и реализацию средств для их достижения.

Основные направления демографической политики включают:

государственную помощь семьям с детьми;

создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;

снижение заболеваемости и смертности;

увеличение продолжительности жизни;

улучшение качественных характеристик населения;

регулирование миграционных процессов;

урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения. Например, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты - ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

Например, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (2007) по итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:

стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек;

увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе к 2025 году предполагается:

обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Меры демографической политики:

экономические меры:

оплачиваемые отпуска;

различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества;

ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы - для повышения рождаемости;

административно-правовые меры:

законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака;

режим труда работающих женщин;

воспитательные и пропагандистские меры:

формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;

определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям;

политика планирования семьи;

половое образование молодёжи;

гласность по вопросам половых отношений.

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений - изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи — тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые. Самый важный пласт политики - это группа мер, лежащих между стимулами и ограничениями - их можно назвать социальными гарантиями.



Таким образом, проблемы народонаселения носят глобальный характер, также как и экологические и энергетические проблемы, поэтому решение таких проблем вполне может и должно быть найдено в форме компромисса и согласованных стратегических действий власти.
Сущность и содержание демографической безопасности
В современной литературе представлено множество различных подходов к определению понятия «демографическая безопасность», всю совокупность которых отечественный исследователь С. Панарин видит возможным свести к двум основным:

Во-первых, инструментальный подход, который заключается в том, что демографические процессы оцениваются не сами по себе, а с точки зрения их вклада в решение тех или иных недемографических задач общества, рассматриваются лишь как средство, инструмент для достижения других, недемографических целей. Например, для России недопустимость сокращения численности населения как стратегической линии демографического развития страны выводится из того, что важнейшей стратегической задачей России, вытекающей из ее геополитического положения, является поддержание и упрочение статуса великой державы, унаследованного от СССР. В данном случае речь по существу идет не о демографической безопасности, а об иных видах безопасности (военной, экономической и т.д.), обеспечиваемых демографическими процессами.

Во-вторых, ценностный подход, который предполагает самоценность демографических процессов, существование автономных, экзистенциальных демографических целей. В этом случае демографическая безопасность понимается как «защищенность процесса жизни и непрерывного естественного возобновления поколений людей», а ее укрепление связывается с удлинением человеческой жизни, повышением эффективности демографического воспроизводства, расширением демографической свободы. Достижение таких целей выдвигается в качестве стратегической задачи, их относят к числу главных общественных приоритетов, более важных, чем экономическое процветание, военное могущество и т.д.

Демографическая безопасность – состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается их развитие в соответствии с национальными демографическими интересами.

Национальные демографические интересы – совокупность сбалансированных демографических интересов государства, общества и личности на основе конституционных прав граждан государства.

Демографические интересы государства и общества включают в себя формирование типа воспроизводства населения, основными характерными чертами которого являются: отсутствие депопуляции, сознательно регулируемая рождаемость, направленная на полное замещение родительских поколений, устойчиво снижающаяся смертность и увеличение продолжительности жизни, прогрессивная возрастно-половая структура населения, оптимальные внутренние и внешние миграционные процессы, укрепление семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации сложившейся потребности в детях, их воспитания.

Демографические интересы личности – формирование условий, обеспечивающих здоровую и продолжительную жизнь, полную реализацию существующей индивидуальной потребности в детях, свободу территориальных перемещений.

Таким образом, демографическая безопасность – это функционирование и развитие популяции как таковой в её возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение её с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении существующего геополитического статуса.

В рамках ценностного подхода полагают, что реализация целей по обеспечению демографической безопасности не выдвигается в качестве единственно важных для общества. Они сосуществуют с иными значимыми целями безопасности. Но вместе с тем, демографическая безопасность имеет самостоятельное значение, ибо связана с одной из самых фундаментальных сторон жизнедеятельности общественных организмов – его физической выживаемостью. Только в этом случае государство и общество могут рассчитывать на успешное решение стоящих перед ними исторических задач.

Целью демографической безопасности является создание условий, достаточных для предупреждения и нейтрализации демографических угроз.

Основные задачи демографической безопасности:

улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения;

поэтапное обеспечение и совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания;

оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков населения;

противодействие нелегальной миграции;

содействие добровольному возвращению этносов на этническую родину (по месту рождения);

стимулирование привлечения и закрепления специалистов в сельской местности;

формирование высоких духовно-нравственных стандартов граждан в области семейных отношений, повышения престижа семьи в обществе;

обеспечение репродуктивных прав граждан и содействие формированию высоких репродуктивных потребностей населения.

Принципы демографической безопасности

самостоятельность государства в выборе форм и методов воздействия на развитие демографических процессов;

приоритет национальных демографических интересов при соблюдении общепризнанных принципов международного права, прав человека и уважении религиозных, этнических ценностей и культурных устоев населения;

информированность общества о демографических угрозах, их последствиях и мерах, принимаемых для обеспечения демографической безопасности.

Демографическую безопасность можно разделить на внутреннюю и внешнюю.



Внутренняя демографическая безопасность определяется следующими факторами: выживание, обезлюживание, вырождение, вымирание, самосохранение, самодостаточное воспроизводство, демографическое развитие, демографический кризис, депопуляция и т.д. Главная угроза здесь - возможное вымирание, вследствие затяжной и глубокой депопуляции, в определение которой входят лишь характеристики естественного движения населения: рождаемость и смертность.

Особо стоит отметить, что замещающая миграция, когда естественная убыль компенсируется иммиграцией, ведет не к сохранению популяции, а к её изменению со всеми этно-культурными и социальными последствиями. В этом случае через определенное время кардинально меняется этнический и генетический облик населения страны.



Внешняя демографическая безопасность - формирование совокупностей людских (переселенческих, мобилизационных, трудовых) ресурсов, которые должны соответствовать всему кругу геополитических интересов государства: заселенности территории, охране её границ, поддержанию оборонного потенциала, обеспечению экономики собственными трудовыми ресурсами и др.

А. Смит высказал мысль о том, что самым бесспорным свидетельством процветания любой страны служит возрастание численности её населения. В его времена самым мощным государством была Франция с населением в 22 млн. человек, столько же проживало в остальных европейских государствах. Во времена Наполеона Бонапарта по численности населения с Францией могла сравниться только Россия. Это предопределило и победы Наполеона и его поражение.

Тем не менее, значимость количественных и структурных параметров населения и его динамики не могут рассматриваться вне естественно - исторического контекста. Многие страны, к примеру, Бельгия, Швеция имеют высокий уровень экономического развития (находятся в верхнем ряду по душевому производству и потреблению), но их экономическая мощь не велика, т.к. малы объемы производства, трудовые и другие людские ресурсы. Именно это их отличает от США, Японии и других стран «восьмерки».



Основным субъектом демографической безопасности является государство в лице триединой власти.

Полномочия исполнительной власти:

определяет государственную политику в данной области;

разрабатывает и утверждает концепцию (доктрину, программу) демографической безопасности и обеспечивает ее финансирование;

осуществляет контроль за деятельностью органов государственного управления в данной области;

обеспечивает совершенствование законодательства в области народонаселения и демографической безопасности;

развивает межправительственное сотрудничество в данной области;

осуществляет иные полномочия.

Полномочия центрального органа управления

осуществляет мониторинг демографической безопасности в государстве и определяет степень демографических угроз;

разрабатывает предложения об основных направлениях государственной политики в данной области;

обеспечивает координацию разработки и контроль за реализацией программы демографической безопасности;

осуществляет методическое руководство по разработке программ демографической безопасности для регионов;

организует информационное обеспечение в данной области;

развивает международное сотрудничество в данной области;

осуществляет иные полномочия.

Полномочия местного органа управления:

осуществляют мониторинг демографической безопасности в регионе;

обеспечивают реализацию требований нормативных правовых актов государства, регулирующих отношения в данной области;

обеспечивают реализацию программ демографической безопасности для регионов и контроль за их реализацией;

информируют население и общественные организации (объединения) о демографической безопасности в регионе;

осуществляют иные полномочия.
Угрозы демографической безопасности и пути их парирования
Демографические угрозы – демографические явления и тенденции, социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие государства. Демографическими угрозами являются: депопуляция; старение населения; нерегулируемые миграционные процессы; деградация института семьи.

Показатели демографических угроз:

нетто-коэффициент воспроизводства населения;

коэффициент депопуляции;

суммарный коэффициент рождаемости;

коэффициенты смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициенты смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста;

ожидаемая продолжительность предстоящей жизни;

коэффициент старения населения;

сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования;

численность нелегальных мигрантов;

коэффициенты брачности и разводимости.

Концепция демографической безопасности

Концепция демографической безопасности разрабатываются на установленный нормативно-правовыми документами срок. В Концепции демографической безопасности должны быть отражены:



1. Оценка демографического развития и демографической политики за предыдущий период и характеристика демографической ситуации.

2. Реальные и потенциальные демографические угрозы.

3. Основные направления программ демографической безопасности на установленный концепцией период.

4. Государственная политика в области охраны и обеспечения репродуктивных прав граждан и формирования их репродуктивных потребностей, в том числе:

обеспечение условий, способствующих реализации существующих репродуктивных установок супружеских пар и личностей;

оказание профессиональной медицинской и социальной помощи в вопросах планирования семьи;

воспитание у родителей ответственности за рождение и воспитание здорового ребенка;

формирование предпосылок, способствующих повышению основных показателей репродуктивных установок женщин в долгосрочной демографической перспективе;

повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания для семьи репродуктивного возраста.



5. Преобразования в области здравоохранения, в том числе:

совершенствование здравоохранения для достижения качественного медицинского обслуживания населения;

увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации резервов преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте;

предупреждение и искоренение вредных для здоровья привычек, профилактика, в первую очередь среди групп повышенного риска, психических расстройств, алкоголизма и наркомании, снижение распространения заболеваний, передающихся половым путем;

совершенствование просветительской и образовательной деятельности по формированию и распространению знаний о профилактике заболеваний и по укреплению здоровья.

6. Государственная политика в отношении семьи, пожилых людей, в том числе:

всестороннее укрепление института семьи и соблюдение ее прав;

создание условий родителям для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, улучшение положения женщин на рынке труда;

обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей;

переориентация системы общественных и личностных ценностей на семью с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке, усиление приоритетности ее интересов в социальной политике;

обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье;

разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, развитие форм их семейного обустройства;

половое воспитание подростков и молодежи, подготовка их к вступлению в брак и семейной жизни;

совершенствование и обеспечение социально-правовой защиты и создание достойных условий существования для наиболее социально уязвимых категорий населения (престарелые, дети, инвалиды);

обеспечение условий, способствующих продлению активной жизнедеятельности пожилых людей.



7. Государственная политика в области уровня и качества жизни, в том числе:

создание условий для самообеспечения достойного уровня жизни трудоспособного населения;

социальное обеспечение граждан в старости, при потере трудоспособности, болезни, безработице и в других критических ситуациях;

обеспечение адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан;

создание условий, обеспечивающих здоровую среду обитания;

формирование условий удовлетворения потребности граждан в жилье;

обеспечение всем гражданам доступности услуг образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта.

8. Миграционная политика, в том числе:

регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономических условий, демографической структуры регионов республики;

защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;

стимулирование сокращения эмиграционного оттока научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала из государства;

использование миграционного потенциала зарубежных стран в интересах демографического развития государства;

сочетание прав иммигрантов, прибывающих в государство и получивших соответствующий правовой статус, с интересами государства в части их регионального расселения и обустройства;

обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения и мигрантов.

9. Международное сотрудничество, в том числе:

обмен опытом в разработке, реализации и оценке эффективности мер демографической политики, целевых проектов и содействие в их реализации;

привлечение международных организаций и стран-доноров к участию в реализации национальных программ и планов в области демографии.

3. Сущность, содержание и угрозы безопасности в сфере

здравоохранения и фармацевтики и их парирование
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются:

увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;

совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи;

совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Одними из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают

низкие эффективность системы медицинского страхования и качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения,

недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда медицинских работников и финансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи,

незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью.

Государственная политика Российской Федерации в сфере здравоохранения и здоровья нации нацелена на профилактику и предотвращение роста уровня социально-опасных заболеваний.



Основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет

усиление профилактической направленности здравоохранения,

ориентацию на сохранение здоровья человека,

совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.

Укреплению национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации будут способствовать



повышение качества и доступности медицинского обслуживания за счет использования перспективных информационных и телекоммуникационных технологий,

государственная поддержка перспективных разработок в области фармацевтики, биотехнологий и нанотехнологий,

модернизация экономических механизмов функционирования здравоохранения и развитие материально-технической базы государственной и муниципальной систем здравоохранения с учетом региональных особенностей.

Для противодействия угрозам в сфере здравоохранения и здоровья нации силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность



государственно-правового регулирования в области стандартизации, лицензирования, сертификации медицинских услуг, аккредитации медицинских и фармацевтических учреждений,

обеспечения государственных гарантий по оказанию медицинской помощи и модернизации системы обязательного медицинского страхования,

определения единых критериев оценки работы лечебно-профилактических учреждений на уровне муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

Решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:



формирования национальных программ (проектов) по лечению социально значимых заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистые, диабетологические, фтизиатрические заболевания, наркомания, алкоголизм) с разработкой единых общероссийских подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов;

развития системы управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения;

обеспечения качественного изменения структуры заболеваний и ликвидации предпосылок эпидемий, в том числе вызванных особо опасными инфекционными патогенами, за счет разработки и реализации перспективных технологий и национальных программ государственной поддержки профилактики заболеваний.

Существенную роль в деле укрепления здравоохранения играет фармацевтика. В целях развития фармацевтической отрасли в Российской федерации формируются условия для преодоления ее сырьевой зависимости от зарубежных поставщиков. Кроме того, направляются усилия на создание условий для развития конкурентоспособной отечественной фармацевтической промышленности.


При подготовке материалов использовалась следующая литература:

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности». М., 2010.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. М., 2009.

Демографическая политика. URL: http://www.grandars.ru/shkola/ bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/demograficheskiy-vzryv.html.

Рыбаковский Л.Л. Демография: учебник. URL: http://rybakovsky.ru /uchebnik2a.html.



Чмыхало А.Ю. Социальная безопасность: учебный курс. Томск: Томский политехнический университет. URL: http://kurs.ido.tpu.ru.



скачать


Смотрите также:
Семинар №14 Тема занятия: Социальная безопасность России Учебные вопросы
307.68kb.
Семинар №5 Тема занятия: Современные цивилизационные теории Учебные вопросы. Западные теории цивилизации
260.87kb.
Тема № Военная безопасность и национальная оборона Учебные вопросы
278.87kb.
Безопасности Семинар №8 Тема занятия: Современные зарубежные концепции национальной безопасности и динамика их изменений Учебные вопросы
303.51kb.
Тема 11. Трудовая миграция в России и ее виды. Учебные вопросы
720.64kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
23.72kb.
Семинар №12 Тема занятия: Стратегия национальной безопасности
200.61kb.
Тема, урок Д/з Основные понятия 1 30 1 тема: социальное развитие современного общества. Сентябрьский срез знаний. 2 1
202.06kb.
Тема, урок Д/з Основные понятия 1 30 1 тема: социальное развитие современного общества. Сентябрьский срез знаний. 2 1
202.06kb.
Тема № Система национальной безопасности Учебные вопросы
366.13kb.
Семинар-дискуссия Самоорганизующий семинар Семинар-деловая игра Поисковый семинар Семинар-исследование Семинар с индивидуальной работой Семинар с использованием умш семинар с групповой работой учебный «мозговой штурм»
68.54kb.
12 класс обществознание модуль 2 Тема социальная структура общества социология
68.75kb.