Главная стр 1
скачать
Семья как малая церковь.

Автор: Степакова С.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

в МОУ СОШ №14 г. о. Электрогорск Московской области

Вопрос о духовно-нравственном воспитании вечен. Основные сферы жизни ребёнка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления личности, - семья, школа и церковь в верующих семьях.

Семья должна быть активно вовлечена в современное образовательное пространство. Но семья как общественный институт сегодня находится в глубоком кризисе. Педагоги, наблюдая всё возрастающий процент детей из неполных семей, где родители в разводе, давно бьют тревогу. Необходимо возродить былой авторитет семьи.

Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами и прадедами. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение православные ценности.

 Выражение "семья - малая церковь" дошло до нас с ранних веков христианства. Еще Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их "и домашнюю их церковь" (Рим. 16, 4). А говоря о церкви, мы употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем "отцом", "батюшкой", себя называем "духовными детьми" нашего духовника.

В наше время чаще всего работают и отец и мать. Дети с раннего детства проводят почти весь день в яслях или детском саду. Потом начинается школа. Члены семьи встречаются только вечером, усталые, торопливые, проведшие весь день как бы в разных мирах, подвергаясь разным влияниям и впечатлениям. А дома ожидают хозяйственные заботы - покупки, очереди, стирка, кухня, уборка, шитье... Кроме того, в каждой семье случаются и болезни, и несчастные случаи, и трудности, связанные с квартирной теснотой и неудобствами. Да и в самой семье редко сейчас встретишь полное понимание между родителями. Часто нет общего согласия, общего понимания жизни и цели воспитания детей.

Да, семейная жизнь сегодня – это часто настоящий подвиг.

Семья даже в самые трудные времена - это "малая церковь", если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви

… Хочется отметить три семейные пары – святых благоверных князей Петра и Февронию, живших в Муроме в XIII., родителей величайшего святого подвижника преподобного Сергия Радонежского, в старости принявшего монашество, схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию, живших в XIV столетии; последнего российского императора святого страстотерпца Николая и святой страстотерпицы императрицы Александры.

Почему именно эти святые избраны Церковью в качестве покровителей семейной жизни? Все они прошли путь семейного подвига и в своём земном бытии явили нам, что такое подлинная христианская семья без каких-либо оговорок и поправок на человеческую немощь.

Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские своей жизнью подтвердили слова Священного писания: «… Крепка, как смерть, любовь» (Песн.8,6), Всё было против их семейного союза. Разное социальное положение: он – князь, она – простая крестьянка; человеческая вражда; болезнь князя Петра; действия лукавого, который всячески стремился помешать созданию этого союза. Но эти святые являют нам пример того, как подлинная супружеская любовь, подлинное устремление людей друг к другу в сочетании с благочестием и верностью Церкви приносят дивный плод в жизни человека, когда ничто земное, никакие иные предпочтения, влияния, давления не могут нарушить крепости такой семьи. И по Житию наглядно видно, как начавшееся в этой жизни прорастает в жизнь вечную, как всё искреннее, подлинное, что есть в жизни мужа и жены, продолжится и за порогом смерти. Мы знаем, что Господь засвидетельствовал это особым чудом. Ибо было известно, что благоверные князья Пётр и Феврония, умершие в один день, желали быть погребёнными вместе, а люди этому препятствовали, но произошло чудо Божие, которое несколько раз повторилось: они телами оказывались в одном гробу. Это указывает нам на то, что и душами они в вечности неразлучны. Князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляли подданными. В конце земной жизни благоверные супруги одновременно принимают монашеский постриг, получая новые имена - Давид и Евфросиния, завещают положить их в единой каменной гробнице. Феврония перед кончиной шила золотом воздух и хотела закончить работу, но когда третий раз известил брат Давид свою возлюбленную сестру о том, что уже отходит, она обернула нить об иглу и воткнула в свою работу. Перестала тянуться золотая нить, с ней престала и земная жизнь Евфросинии. Муромцы же убоялись положить монашествующих в едином гробе. Наутро святые оказались вместе. И вновь их разлучили. Чудо повторилось. На этот раз люди "положиша их во едином гробе". "И начаша в той час слепые прозирати, храмыя хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелени быша".

Несколько иное мы видим в почитании родителей преподобного Сергия Радонежского. Если святые Петр и Феврония прежде всего – святые муж и жена, то святые схимонах Кирилл и схимонахиня Мария прежде всего святые родители. Мы знаем об отношениях в семье в детстве отрока Варфоломея, о том, какую меру любви воспитали в своих детях родители, если до их монашеского пострига, вернее, до их упокоения, преподобный Сергий собственный порыв к Богу считал возможным исполнить только после исполнения долга любви по отношению к родителям, которых он до конца не оставлял. Читая Житие преподобного Сергия, мы понимаем, что все это было в его душе воспитано. Вообще мы о преподобных Кирилле и Марии Радонежских знаем мало, но мы знаем о них через их сына. Такой сын, как преподобный Сергий, мог вырасти в такую духовную меру только у святых родителей.

Наконец, семья святых царственных страстотерпцев: родителей и детей – императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексия, Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии – есть дивный пример того, как можно стать святыми вопреки всему. Если во время жизни святых Петра и Февронии, Кирилла и Марии общество было христианским, сам идеал жизни был идеалом святости (что не исключало, конечно же, греховной жизни конкретных людей), то святые царственные страстотерпцы жили в эпоху великих потрясений, т.е. революций. И эти святые свидетельствуют нам о том, что и в такое время можно жить так, чтобы не лишиться Царствия Небесного, но и достигнуть во Христе святости. Царственные страстотерпцы – наше укрепление в малодушии, когда опускаются руки против все усиливающихся толков о том, что сейчас невозможно ни спастись, ни детей воспитать для Царствия Небесного. Всё возможно для тех, кто, как царь Николай, царица Александра и их дети, до последнего дыхания возлагали своё упование прежде всего на Бога, а не на политические расчёты каких-то людей или собственную мудрость. И это тоже для нас великая мера христианской жизни.

К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой об укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

Конечно же, этими тремя святыми семьями не исчерпывается сонм угодников Божиих, которые являются покровителями семейной жизни. Мы можем вспомнить таковых и в древней Церкви: мучеников Андриана и Наталию, преподобных Ксенофонта и Марию, великомучеников Евстафия Плакиду и Евфимию и многих других, к которым по мере того, как мы из Жития древних святых или из Жития наших новомучеников узнаем их духовный облик, наше сердце тоже к ним прилепляется.

Семья становится источником любви для детей. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления. Эту общую атмосферу можно назвать "мироощущением семьи". Выросшие в атмосфере любви дети несут ее в себе и дальше, создавая свои семьи, наполняют этой любовью землю. Любовь есть единственная творческая сила. Итак, семья создана как источник любви и творческой силы для всего человечества. Нет любви — и любая методология воспитательного процесса обречена на провал.



Используемая литература:

  1. Жития святых.



скачать


Смотрите также:
Семья как малая церковь
51.84kb.
Царская Семья как малая церковь
528.59kb.
Семья-малая церковь
91.67kb.
Комфортные семейные отношения Семья – это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека. А. С. Макаренко «Семья – это малая устойчивая человеческая группа»
46.67kb.
Вожбальская Благовещенская церковь
101.58kb.
Для каждого человека семья начало начал
119.59kb.
Для каждого человека семья начало начал
119.59kb.
Брак и семья важнейшие социальные институты общества
959.9kb.
Классный час в 11 классе. Сентябрь 2012 гг. «Семья, как много в этом слове…»
120.66kb.
В 1818 г по ходатайству прихожан было получено разрешение на cтроительство новой каменной церкви. Старую трехпрестольную деревянную церковь разрешили использовать (с 1834 г.) как однопрестольную кладбищенскую
18.48kb.
Величко А. М., доктор юридических наук. Церковь, власть и политика
624.62kb.
Неблагополучная семья как объект социально педагогической деятельности
48.07kb.