Главная стр 1
скачать
СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему условий, содержит:

- описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;

- обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

- сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

- систему оценки условий.

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования должно быть создание и поддержание комфортной развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, трудового, физического развития обучающихся.

Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования базируется на результатах проводимой комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей:

- анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов;

- установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования;

- выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта.

Кадровое обеспечение

В совокупности Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования стержневыми являются требования к кадровым ресурсам ввиду их ключевого значения.

Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования

Кадровый потенциал начального общего образования составляют:



  • педагоги, способные эффективно использовать материально-технические, информационно-методические и иные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования, управлять процессом личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного развития обучающихся (учащихся) и процессом собственного профессионального развития;

  • школьный практический психолог, деятельность которого определяется потребностями создания психологически безопасной образовательной среды, проектирования зоны ближайшего развития, установления реальной картины и проблем личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного развития обучающихся, психологического обеспечения деятельности учителя, других субъектов образования по достижению современных образовательных результатов в начальной школе;

  • администратор начального общего образования, ориентированный на создание (формирование) системы ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования, управляющий деятельностью начальной школы как единого социокультурного организма, ключевого звена развивающего образовательного пространства, способные генерировать, воспринимать и транслировать инновационные образовательные идеи и опыт.

МБОУ СОШ №47 г.Липецка укомплектована педагогическими работниками начального общего и дополнительного образования высшей (56% ) и первой квалификационной категории (44%). 89% учителей начальной школы прошли курсовую подготовку по теме «Реализация стандартов второго поколения» в объеме 72 часа в Липецком институте развития образования, 3 педагога обучались В Центре системно-деятельностного подхода «Школа 2000…» (на базе МБОУ СОШ №72 г.Липецка) в рамках заключенного договора о сотрудничестве, 1 педагог- г. Москва. В образовательном учреждении имеются все необходимые специалисты: учителя начальных классов, учителя- предметники (ИЗО, музыка, физическая культура, информатика, иностранные языки) психолог, воспитатель ГПД, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.

Должность

Должностные

обязанности



Количество работников в ОУ (требуется/ имеется)

Уровень квалификации работников ОУ







Требования к уровню квалификации

Фактический

Руководитель образовательного учреждения

Обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу образовательного учреждения.

1-имеется

Стаж работы на педагогических и руководящих должностях не менее 5 лет, высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики

Стаж работы на педагогических должностях более 30 лет, на руководящих- более 15 лет, высшее профессиональное образование и дополнительное образование в области менеджмента.

Заместитель руководителя

Координирует работу преподавателей, воспитателей, разработку учебно- методической документации. Обеспечивает совершенствование методов организации образовательного процесса. Осуществляет контроль за качеством образовательного процесса.

4-имеется

Стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики

Стаж работы на педагогических должностях более 20 лет, высшее профессиональное образование.

Учитель начальных классов

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ.

9- имеется,

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Высшее профессиональное образование-9 учителей

Педагог-психолог

Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся.

1-имеется

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявлений требований к стажу работы, либо высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки»Педагогика и психология», стаж работы свыше 20 лет.

Педагог дополнительного образования

Осуществляет дополнительное образование обучающихся в соответствии с образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.

5- имеется

Высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к стажу работы.

Высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения 5 человек.

Воспитатель

Осуществляет деятельность по воспитанию детей. Осуществляет изучение личности ребенка, содействует росту их познавательной мотивации, формированию компетентностей.

1-имеется

Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Высшее профессиональное образование, стаж работы свыше 20 лет.

Учителя-предметники(музыка, ИЗО, физическая культура, иностранные языки, информатика)

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ

10-имеется

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Высшее профессиональное образование-10 учителей

Старший вожатый

Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений.

1-имеется

Высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы

Среднее образование

Библиотекарь

Обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся.

1-имеется

Высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Библиотечно- информационная деятельность»

Высшее профессиональное образование и дополнительное обучение по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».

Преподаватель- организатор основ безопасности жизнедеятельности.

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курса ОБЖ. Организует, планирует и проводит учебные, в том числе факультативные и внеурочные занятия, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.

1-имеется

Высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное образование (военное) и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Высшее профессиональное образование и дополнительное образование по специальности и стаж работы более 3 лет по специальности.

Бухгалтер

Выполняет работу по ведению бухгалтерского учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.

3-имеется

Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет.

Высшее профессиональное образование,стаж работы в должности более 3 лет – 3.

Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников

Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала образовательного учреждения является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом.

Кадровые условия реализации ООП НОО обеспечивают необходимое качество и постоянное совершенствование профессиональной деятельности работников образовательного учреждения.

Непрерывность профессионального развития – каждые 5 лет педагоги повышают квалификацию на курсах различного уровняшкольный, муниципальный, региональный, федеральный).

Формами повышения квалификации являются: обучающие семинары, практико-теоретические семинары, заседания педагогических советов, методических ассоциаций педагогов, деятельность творческих групп, предметно-методические Декады, круглые столы, мастер классы, деятельность городских методических объединений педагогов, создание и публикация методических материалов, участие в различных педагогических проектах, участие в конференциях различного уровня, стажировки, дистанционное обучение и обучение с отрывом от производства в объеме не менее 96 часов(региональный и федеральный уровни).

Аттестация кадров на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию происходит в соответствии с приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г.№ 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», (письмо Департамента от18 августа 2010г. №03-52/46), также методикой оценки уровня квалификации педагогических работников (письмо Департамента от 29 ноября 2010г. № 03-339) и нормативными документами регионального уровня по организации аттестации педагогических работников.

Для достижения результатов основной образовательной программы в ходе её реализации предполагается оценка качества и результативности деятельности педагогических кадров.

«Портрет» учителя

Введение единых государственных образовательных стандартов предполагает единство требований к уровню сформированности профессиональных компетенций педагогов, единое понимание их содержания. При этом компетенцию мы рассматриваем как возможность установления связи между знанием и действием, подходящим для решения конкретной проблемы. В Федеральном государственном образовательном стандарте для высшей школы определены основные группы профессионально педагогических компетенций, на которых может базироваться деятельность педагога, ориентированного на достижение новых образовательных результатов:

1) общекультурные компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как формы осознанного существования человека в мире, использование знания научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе;

2) общепрофессиональные компетенции, предполагающие осознание педагогом социальной значимости своей профессии, умения использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций;

3) профессиональные компетенции, включающие умения реализовать образовательные программы, применять современные технологии и методики обучения и воспитания;

4) компетенции в области культурно-просветительской деятельности, включающие способности к взаимодействию с её участниками и использованию при этом отечественного и зарубежного опыта такой деятельности.

На основе этих базовых компетенций формируется профессионально-педагогическая компетентность учителя. Особенность профессионально-педагогической компетентности как готовности учителя к педагогической деятельности заключается в том, что она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в образовательном процессе школы. Учитель должен быть готов к организации и выполнению различных видов педагогической деятельности, которые в значительной степени определяют уровень сформированности профессионально - педагогической компетентности педагога.

Все педагоги начальных классов МБОУ СОШ №47 соответствуют требованиям, предъявляемым в ФГОС к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.



Психолого-педагогические условия обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Непременным условием реализации требований Стандарта является создание в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, обеспечивающих,

- обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;


  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

  • обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения), вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса(профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, развитие экологической культуры, дифференциация и индивидуализация обучения, мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников, поддержка детских объединений, ученического самоуправления и т.д);

  • учет специфики возрастного развития обучающихся;

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

Организация психолого-педагогического сопровождения реализации ООП НОО определяется целями и задачами службы практической психологии (приказ от 22.10.99 №636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ»), видом и запросами администрации данного образовательного учреждения.

Целями Службы являются:

- содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей(законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

- содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

- оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

Содействие родителям, педагогическим работникам в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

В образовательном учреждении в соответствии с нормативными документами обозначены основные направления психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС НОО:

- психологическое просвещение – формирование у обучающихся и их родителей(законных представителей), у педагогических работников и администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

- психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

- психологическая диагностика – углубленное психолого - педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся образовательного учреждения. Она может проводиться на этапе знакомства с ребенком, после зачисления его в школу и в конце каждого учебного года;

- психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, врачей, логопеда и других специалистов;

- консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;

Достижение планируемых результатов, реализация содержания и организация образовательного процесса, ориентированных на формирование общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья возможно только в ситуации создания развивающей образовательной среды. Содержательные характеристики образовательной среды школы определяются теми внутренними задачами, которые конкретная школа ставит перед собой. Набором этих задач определяются внешние характеристики образовательной среды.

К ним можно отнести:


  • критерии: содержательные (уровень и качество культурного содержания);

  • процессуальные (стиль общения, уровень активности);

  • результативные (развивающий эффект).

Психолого-педагогические ресурсы и условия для создания образовательной среды, адекватной целям и задачам, содержат:

1. Портрет педагога, готового к осуществлению предложенных в основной образовательной программе совокупности педагогических задач, как основного условия реализации идей ФГОС второго поколения.

2. Предложения по формированию педагогической компетентности (возможности для профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников).

3. Предложения по формированию педагогической компетентности в условиях обеспечения преемственности.



Планируемые Результаты

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Предложения и рекомендации психолога могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.



Финансовые условия обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование. Объём действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных Стандартов общего образования. Задание учредителя обеспечивает соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательным учреждением услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета. Финансовое обеспечение задания учредителя по реализации основной образовательной программы начального общего образования осуществляется на основе нормативного подушевого финансирования. Введение нормативного подушевого финансирования определяет механизм формирования расходов и доведения средств на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования дополнительные финансовые средства за счет:

- предоставления платных дополнительных образовательных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения;

-добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.



Материально-технические условия обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования

- возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- соблюдение:

• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к

водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

• санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов);

• социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места);

• пожарной и электробезопасности;

• требований охраны труда;

• своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

3)возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 47 соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:

• участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);

• зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон учреждения, для активной деятельности, отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);

• помещению библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);

• помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков и обедов;

• помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, ритмикой;

• спортивному залу, игровому и спортивному оборудованию;

• помещениям для медицинского персонала;

• мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;

• расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, носители цифровой информации.



При реализации ООП НОО в школе предусмотрены специально организованные места, постоянно доступные младшим школьникам и предназначенные для общения, подвижных занятий, спокойной групповой работе. Для обучающихся начальных классов выделено 7 учебных кабинетов, кабинет ГПД, кабинет музыки, кабинет ИЗО, хореографический зал для занятий по хореографии и ритмике, спортивный зал, актовый зал, библиотека с читальным залом, 2 компьютерных кабинета, столовая на 120 посадочных мест. Все кабинеты начальной школы оснащены комплектами новой мебели. В рамках реализации программы «Наша новая школа» и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к концу 2012 года будут приобретены интерактивные доски для кабинетов начальной школы.
скачать


Смотрите также:
4 Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
224.48kb.
Приложение Система условий реализации ооп ноо моу «Новомичуринская сош №1» Пронского района Рязанской области
369.5kb.
Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
203.76kb.
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования
2643.78kb.
Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования Кадровое и психолого-педагогическое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования
260.21kb.
Система условий реализации основной образовательной программы
558.53kb.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
105.66kb.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения
607kb.
Приложение к образовательной программе Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в рамках фгос ноо
114.28kb.
Основная образовательная программа начального общего образования мкоу «Сергеевская сош»
309.62kb.
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
4303.76kb.
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №16 города Белово Организационный раздел рассмотрено
1094.54kb.