Главная стр 1
скачать
Создание семейного портфолио
Что такое семейная память? Это фотографии, альбомы, письма, воспоминания и многое другое. Для постороннего человека они ничего не значат. Для семьи – это ценности. Необходимо уделять внимание семейной памяти на уроках и во внеурочной деятельности в школе, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни.

Общение с родителями и детьми, а также полученные результаты опросов и диагностики детско-родительских отношений, проведенных в школе совместно с психологом и социальным педагогом, выявили ряд проблем, которые указывали:



  • на недостаточное, а в некоторых случаях и полное отсутствие в семьях взаимодействия родителей и детей;

  • низкий уровень коммуникативных навыков у детей;

  • неразвитость социального интеллекта у детей ("социальный интеллект" мы понимаем как "способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в семье").

Исследование показало, что родителям и детям не хватает общего дела, которое сплотило бы семью и способствовало решению выше обозначенных проблем.

Первыми шагами в этом направлении было проведение двух важных событий – родительского собрания и классного часа.

В ходе проведения родительского собрания стало очевидным, что родителей интересует и волнует внутренний мир собственных детей, их ожидания, надежды и ценности.

А на классном часе дети горячо говорили об острой потребности в общении с родителями, о своих ожиданиях от такого общения, о неподдельном интересе к истории своей семьи, судьбам родителей и более дальних родственников.

Стало очевидным, что взаимные интересы детей и родителей являются ресурсом для решения поставленной задачи. Родилась идея создания семейного портфолио.

Следующим шагом стало проведение нового родительского собрания, имеющего мотивационно-обучающий характер. Именно об этом собрании мы и будем говорить более подробно.

Успех предлагаемого дела в немалой степени зависит от того, насколько участники процесса готовы работать вместе и понимают содержание предлагаемой работы.

Сверхзадача классного руководителя в данном случае состоит в том, чтобы установить партнерские отношения с родителями учащихся и мотивировать их на реализацию проекта, то есть эмоционально зажечь всех участников проекта и затем поддерживать в них дух сотворчества, соучастия, сопереживания и радости от процесса и достигнутого результата.

Совместная работа над созданием семейного портфолио детей и их родителей с опорой на методическую поддержку и педагогическое сопровождение классных руководителей способствует:



  • проявлению своей индивидуальности и умению работать в команде;

  • раскрытию творческого потенциала детей;

  • формированию у них адекватной самооценки и собственной мировоззренческой позиции, основанной на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека;

  • созданию условий для взаимодействия родителей и детей;

  • укреплению семейных ценностей и традиций семьи, возвращению к ее историческим корням.

В помощь семьям при работе над проектом на родительском собрании было решено создать сайт класса с форумом, где будут размещены (по желанию семей) наиболее интересные материалы семейных портфолио, начиная с портретной галереи всего класса, фото с презентаций, семейных фото и т. д. Этот сайт согласились создать и пополнять предлагаемыми материалами родители-специалисты и два наиболее сведущих в этом деле ученика.


В процессе работы над проектом могут возникнуть некоторые трудности:

  1. Проблема неполных семей, тайны семьи, которые не хочется афишировать. Работа классного руководителя предполагает знание ситуации в семьях и умение переводить негатив в позитив. Если же ребенок и родители не хотят предавать огласке какую-либо тему (например, тему "Кто мой папа?"), то они могут спрятать информацию на страничке "Тайны нашей семьи", о которой посторонние люди никогда не узнают, или не затрагивать эту тему вообще.

  2. Интерес к проекту может затухать, и поэтому необходимо периодически стимулировать его. Например, проводить ежегодно (в конце учебного года) праздник "День семьи" с презентацией мини-проектов по отдельным разделам портфолио.


Сценарий родительского собрания
Данное родительское собрание по своему содержанию является мотивационно-обучающим, настраивающим родителей на совместную работу с детьми.
Цель проведения собрания: мотивация родителей на создание семейного портфолио совместно с детьми.

Задачи:

  • Создать атмосферу взаимного доверия и общности интересов взрослых и детей для развития у них навыков партнерских взаимоотношений.

  • Ознакомить родителей с педагогическими задачами, решаемыми в ходе совместной детско-взрослой работы над портфолио семьи.

  • Дать родителям представление о методике семейного портфолио, его роли и месте в формировании семейных ценностей и особенностях совместной работы родителей и детей.

  • Способствовать созданию новой традиции в классе – ежегодного праздника "День семьи".


План проведения родительского собрания

  1. Знакомство родителей с результатами диагностики детско-родительских отношений и принятие совместного решения о создании семейного портфолио.

  2. Знакомство родителей с понятием "портфолио", его предполагаемой структурой и содержанием.

  3. Определение задач, решение которых необходимо при работе над проектом, и ожидаемого результата.

  4. Определение разделов портфолио и планирование работы по их наполнению на текущий год.

  5. Обсуждение идеи подготовки и проведения праздника "День семьи" как новой традиции в жизни семьи и школы.


Вступительное слово классного руководителя
Дорогие родители!

Вас интересуют ожидания, надежды, ценностные ориентиры своих детей, а вашим детям интересна история и вашей жизни, и ваших родителей, и даже семейного рода. Оказалось, что у каждого в семье есть свои личные хобби, привычки, дела, но часто именно это не дает нам возможности общаться друг с другом, слышать другого, понимать и принимать. Возможно, вам не хватает общего с детьми дела, работа над которым позволила бы гармонично соединить взрослых и не очень взрослых родственников.

Я хочу обсудить с вами очень интересную и современную, "не избитую" пока форму совместной работы родителей и детей: создание семейного портфолио.

Сегодня нам предстоит узнать, что такое портфолио и как оно составляется. Мы с вами разработаем рубрики, разделы портфолио и мини-проекты, по которым вы и ваши дети под патронатом педагогов и специалистов нашей школы будете работать в течение этого года.

Я надеюсь, что это собрание также положит начало созданию новой традиции в нашем классе.
А сейчас разрешите мне познакомить вас с результатами диагностики детско-родительских отношений.
Учитель приводит статистические данные по классу.

Следующая часть собрания проводится с помощью компьютерной презентации по теме "Семейное портфолио".


В общем виде портфолио представляет собой коллекцию образцов и информационных материалов из разных источников (в т. ч. от одноклассников, учителей, родственников, из Интернета, писем, книг и др)., предназначенных для последующего их анализа, количественной и качественной оценки, для сбора и хранения семейной информации.
Основной смысл создания семейного портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода.

С чем еще, на Ваш взгляд, можно сравнить портфолио?


На экране появляется схема, в центре которой написано "Портфолио", а в разные стороны расходятся лучи к определениям: Архив, Энциклопедия, Семейный альбом, Музей семейного рода и семейных традиций, Коллекция, Копилка, Досье достижений, Наследство и т. д. (Если нет возможности сделать компьютерную презентацию, схема рисуется на доске с помощью мела или вывешивается плакат.)
Рубрики и разделы семейного портфолио разрабатывают сами родители. Предлагаемые варианты пишутся на ватмане маркером и коллективно обсуждаются. Вот что предложили родители на нашем собрании:

  • фотогалерея;

  • автобиография;

  • характеристики;

  • рекомендации;

  • эссе, рассказы, воспоминания;

  • открытки;

  • планы на будущее, мечты;

  • награды, дипломы и т. д.;

  • видеозаписи, кино и аудиозаписи;

  • письма;

  • картины, рисунки, коллекции;

  • сочинения.

Присутствующим предлагается закончить фразу: "Семейное портфолио выглядит как…, потому что…" Задание выполняется 3–4 мин. По окончании выполнения задания слушаются варианты ответов с целью выяснения усвоения этого понятия и делается вывод о том, что форма семейного портфолио является свободной и каждый ребенок вместе с родителями определяет вид, тип, форму своей работы (Архив, Энциклопедия, Досье достижений, Коллекция, Музей и т. п.). Данные заносятся в таблицу 1.

Таблица 1

Раздел

Рубрики

Содержание









После презентации разделов, рубрик и их содержания определяются темы, с которыми придется работать в течение года (не более 5–6).


Приведем пример рубрик разработанного родителями и детьми раздела "Тайна моего имени":

  • Мое имя.

  • Как меня хотели назвать родители?

  • Почему назвали именно так?

  • Что означает мое имя?

  • Как ласково меня называют в семье?

  • Сколько фамилий в моей фамилии?

Получился своеобразный мини-проект. На данном родительском собрании были разработаны следующие разделы, с которыми мы будем работать в этом году в виде мини-проектов:

"Портретная галерея";

"Тайна моего имени";

" Вот мы какие!" (характеристика по темпераменту, по знаку Зодиака и т. п.);

"Моя малая Родина";

"Мои корни" (генеалогическое дерево);

"Герб, девиз, гимн или любимая семейная песня. Кодекс чести семьи".
В дальнейшем можно будет поработать над разделами:

"Музей семейных увлечений и хобби";

"Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?";

"Будущее моей семьи. Какое оно?";

"Любимые семейные словечки, выражения, поговорки, пословицы, шутки";

"Профессии, которые мы выбираем";

"Наши мечты";

"Мои друзья и друзья семьи";

"Праздники нашей семьи";

"Песни, которые пели и поют наши дети";

"Семейная память";

"Семейные легенды";

"Семейные заповеди";

"Тайны нашей семьи".

Далее определяются этапы работы над портфолио. На работу с каждым разделом отводится 1 месяц:



  1. сбор материала – 1–2 недели;

  2. выбор и анализ материала – 3-я неделя;

  3. оформление, представление, презентация материала – 4-я неделя.

Желательно, чтобы все 5–6 разделов портфолио, выбранные для работы на год, заканчивались презентацией промежуточных результатов.
На следующем этапе собрания классный руководитель обращается к присутствующим:
Итак, дорогие родители! Мы определили с вами этапы работы над портфолио. Какие же задачи стоят перед вами и детьми, чтобы наполнить содержанием семейное портфолио? (На работу в группах отводится 5 мин.)
Ответы, которые дают родители, заносятся в таблицу 2. Если возникают затруднения с определением задач, то помогает классный руководитель.
Таблица 2

Задачи для детей

Задачи для родителей

Задачи совместной работы









Кульминацией работы по проекту в течение года должен стать праздник "День семьи", который проводится в конце учебного года. На нем будут представляться итоги работы в форме презентаций, шоу, видеоклипов, музейных выставок и т. п.



По результатам работы, проделанной родителями, дети на своем собрании обсуждают разработанные проекты и дополняют их.
С.М. Зеленкова, соц. педагог, председатель профкома школы № 1122, г. Москва

Т.Г. Черняк, зав. лабораторией учебно-методического центра Северо-Восточного управления образования г. Москвы

Н.А. Усачева, психолог учебно-методического центра Северо-Восточного управления образования г. Москвы

Источник: Журнал "Справочник классного руководителя" № 1, 2009 года


скачать


Смотрите также:
Создание семейного портфолио
81.37kb.
Программа учебной дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы, методическими указаниями по изучению каждой
90.89kb.
Людмила Орлова Портфолио дошкольника Часть первая Для чего дошкольнику портфолио
196.51kb.
Тематическое планирование по Психологии портфолио успешной личности для 10-11 классов
54.78kb.
Портфолио учителя информатики Портфолио
24.44kb.
Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио новое слово для российской педагогики
193.19kb.
Портфолио как форма организации деятельности студента колледжа
115.21kb.
Положение о портфолио обучающихся
58.94kb.
Положение о портфолио педагога
29.47kb.
Портфолио индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: Портфолио
82.15kb.
Беседа Стили семейного воспитания
55.84kb.
Положение о портфолио
44.21kb.