Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр заочного и дистанционного образования



СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

В РЕГИОНЕ
Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ


Тема 1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения

в России……………………………………………………….......8-13

Тема 2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты

населения в Российской Федерации…………………………....13-18

Тема 3. Финансовые аспекты социальной защиты населения...……….18-22

Тема 4. Социальная защита детей, детства и отрочества...…………….22-26

Тема 5. Социальная защита трудоспособного населения.……………..26-41

Тема 6. Социальная защита нетрудоспособного населения..………….41-45

Тема 7. Социальная защита семьи…………………………………….…45-53

Тема 8. Основные уровни социальной защиты населения…..………...54-65

Тест для самоконтроля……………………..…………………………….66-73

Вопросы для подготовки к зачету..……………………………………...74-75



Предисловие
Социальная защита населения — важнейшая функция органов государственной власти и местного самоуправления.

Становление системы государ­ственного и муниципального управления в Российской Федерации, в настоящее время, связано с построением опти­мальной модели социальной защиты населения, которое должно быть основано на знание управленцев основ социальной защиты.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита связана с жизнью и отношениями людей в обществе. От эффективной реализации мер в сфере социальной защиты населения зависит социально-экономическая, политическая стабильность в государстве.

Основной задачей дисциплины «Социальная защита населения в регионе» является ознакомить студентов с основами социальной защиты населения и раскрыть ее роль в обосновании управленческих решений в условиях экономического кризиса.

Данное учебное пособие раскрывает 8 тем, изучение которых позволит сформировать теоретические знания о системе социальной защиты населения в Российской Федерации и на территории Челябинской области. Также пособие содержит вопросы для самоконтроля по каждой теме, вопросы для подготовки к зачету, тест для самоконтроля и ключ к нему, глоссарий, список рекомендуемой литературы.



Тема 1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения в России

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой государственной социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.



Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Социальная защита населения, на современном этапе, является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь:

- системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп;

- совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита населения представляет собой комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.

Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение.

Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и т.д.



Под методикой понимается совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.

Основными принципами социальной защиты населения являются:

- гуманность;

- социальная справедливость;

- адресность;

- комплексность;

- обеспечение прав и свобод личности.

Основными целями социальной защиты населения являются:

- избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума);

- оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

- содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование;

– социальную поддержку (помощь).

Социальная защита граждан осуществляется за счет всех уровней бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Социальная помощь выражается:

- в обеспечение (в денежной или натуральной форме) услугами или льготами, предоставляемыми с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством;

- в совокупности социальных услуг, медико-социальной, социально-экономической, социально-бытовой, социально-психологической, социально-педагогической и иной поддержки человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальная помощь выполняет:

- функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях;

- функцию периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий.

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.



Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие: признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

- пенсионное страхование;

- социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

- социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- медицинское страхование.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:

1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.

2. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.

3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.

4. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение социальной защиты населения.

2. Взаимосвязаны ли понятия «социальное государство» и «социальная политика»?

3. Приведите примеры реализации основных принципов социальной защиты населения в РФ.

4. Назовите виды обязательного социального страхования в РФ.

5. Что является объектом, а что субъектом управления в системе социальной защиты населения?


Тема 2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Российской Федерации

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные акты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Это выражается:

- в гарантированном размере минимальной оплаты труда, пенсий, пособий и т.д.;

- в обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- в развитии системы социальных служб.

В статье 38 Конституции Российской Федерации указано:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Устанавливаются пенсии и пособия.

В ст. 39 Конституции указано, что каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.

Таким образом, Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления права гражданина на социальную защиту и определяет основные пути его реализации:

– обязательное пенсионное страхование работающих граждан;

– создание фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;

– принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию социальных прав.

Рассмотрим некоторые Федеральные нормативно-правовые акты, гарантирующие реализацию социальных прав определенным категориям граждан:

1. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который был принят 2 августа 1995 г. По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения. Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон является базовым для института социального обслуживания, так как регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо защищенных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов.

2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. Закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рассматриваемом законе выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

- адресность;

- доступность;

- добровольность;

- гуманность;

- приоритетность;

- конфиденциальность;

- профилактическая направленность.

3. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Данный закон закрепляет понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности Основы отдельно предусматривают право на охрану здоровья:

- семьи;


- беременных женщин и матерей;

- несовершеннолетних;

- военнослужащих;

- граждан пожилого возраста;

- инвалидов.

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей:

- пособие по беременности и родам женщине;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

- пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;

- пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

- ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения им 16-летия (или если ребенок обучается в учебном заведении, то до достижения им 18-летия).

В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, связанные с изменением размера выплат.

5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил:

- основные принципы осуществления обязательного социального страхования;

- виды социальных рисков;

- страховые случаи;

- виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

- права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

6. Следующая группа Федеральных законов отвечает за обеспечение граждан социальными пособиями:

- «О занятости населения в Российской Федерации»;

- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

- «О погребении и похоронном деле».

7. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулируют пенсионное обеспечение различных категорий граждан.

8. Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, национальных проектов большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

– Комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;

– Национальные проекты «Образование», «Здоровье» и т.д.;

– Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

– Миграционная программа и др.

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств.


Вопросы для самоконтроля

1. Какие нормативно-правовые документы провозглашают РФ социальным государством?

2. Назовите и расскажите об основных законодательных актах регламентирующих социальную защиту населения в РФ.

3. Какие национальные проекты и программы по социальной защите определенных категорий граждан существуют в РФ?


Тема 3. Финансовые аспекты социальной защиты населения

Финансирование социального обслуживания населения многоканально. Средства на удовлетворение социальных потребностей населения поступают:

- из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

- из внебюджетных социальных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

- от предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности;

- от населения, спонсоров;

- от специализированных доходов, в том числе и международных.

Затраты консолидированного бюджета РФ на социальные мероприятия вместе с расходами трех внебюджетных социальных фондов составляют примерно 17-18% ВВП.

В настоящее время финансирование социальной сферы в России основывается на принципе адресности, то есть оказание (доставка) услуг (пособий и иных видов помощи) непосредственно к потребителю (нуждающемуся). Распределение финансовых ресурсов в социальной сфере на основе принципа адресности имеет свои положительные и отрицательные аспекты:

- с одной стороны: выделяется строго определенное количество финансовых средств на выплату пособий, пенсий и т.д.; перечисление финансовых средств происходит из расчета на каждого установленного нуждающегося в социальной помощи, а не из расчета обобщенной («округленной») совокупности нуждающихся; каждый установленный (зарегистрированный) нуждающийся получает социальную помощь; и т.д.;

- с другой стороны: расчет финансирования учреждений социальной помощи населению на следующий месяц (например, больниц) происходит на основе данных предыдущего месяца (например, на основании количества занятых мест больными); недостаточное количество бюджетных средств на помощь всем нуждающимся, и как следствие делегирование обязанности социальной помощи населению региональным органам власти за счет их бюджетов; недостаточно эффективное перераспределение финансовых средств (финансирование договоров на закупку льготных лекарств, оборудования и т.д.); и т.д.

Не смотря на приоритетность принципа адресности сохраняется применение сметной формы финансирования социальной сферы, которой свойственны недостатки:

1. Ослабляется связь затрат и результатов - финансируется не объем и качество выполненной работы (услуг), а время присутствия на работе. При таком подходе оплата труда на прямую зависимость от образования, стажа работы, должности, отработанного времени. При этом качество работы и обслуживания лишь подразумевается, но прямо и конкретно не учитывается.

2. Ведет к остаточному методу выделения ресурсов. Государство, устанавливая бесплатность социального обслуживания, присваивает себе монопольное право определять натуральные и денежные нормативы обслуживания. Монополист, будь это производитель или потребитель (точнее покупатель), искажает требования эквивалентного обмена в свою пользу. Будучи единственным покупателем, т.е. субъектом, оплачивающим результаты труда по обслуживанию населения, государство в условиях постоянной ограниченности бюджетных средств сознательно занижает цену социальных услуг. Достигается это путем установления относительно низкого уровня заработной платы, замедленной и неадекватной индексации, неполного состава расходов на производство услуг, занижения норм расхода материалов и т.п.

Также одной из форм использования финансовых ресурсов бюджета на нужды сферы социальной защиты является предоставление ее учреждениям и организациям субсидий и дотаций. Причиной существования субсидий и дотаций из бюджета являются многочисленные льготы для различных слоев и социальных групп населения.

Единую систему мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих конституционные права и гарантии граждан России в получении социальной помощи, представляют внебюджетные социальные фонды:

- Фонд государственного социального страхования;

- Пенсионный фонд;

- Фонд обязательного медицинского страхования.

Формально система внебюджетных социальных фондов функционирует автономно, но все они лишены права по своему усмотрению, с учетом складывающейся ситуации изменять условия формирования собственной ресурсной базы, прежде всего пересматривать ставки страховых взносов.

Еще одним из источников средств, направляемых на цели социального развития (наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами), являются негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительная негосударственная система пенсионного обеспечения граждан РФ строится на иных принципах, отличных от государственного пенсионного обеспечения:

1. Принцип добровольности участия. В Указе «О негосударственных пенсионных фондах» подчеркивается, что предприятия, учреждения и организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения не должны, а лишь могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц.

2. Принцип долгосрочного индивидуального накопления. Участник фонда при достижении пенсионного возраста получает пенсионные накопления, имеющиеся на его именном счете (сразу или по частям в соответствии с договором). Они состоят из пенсионных взносов и соответствующей доли доходов, полученной от инвестирования активов фонда.

3. Принципы и порядок определения фондами размеров пенсионных взносов зависят от продолжительности их внесения, инвестиционной политики, оценки экономической ситуации в стране или регионе, инвестирования активов на перспективу и с учетом многих других факторов. В любом случае участнику фонда гарантируется пенсия в размерах, предусмотренных в договоре. Участник фонда обладает правом перевести средства, находящиеся на именном счете, в другой фонд в порядке и на условиях, предусмотренных договором между вкладчиком и фондом.

На современном этапе в сфере социальной защиты населения Российской Федерации выделяют четыре приоритетных направления финансирования, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах и принципе адресности:

- во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества;

- во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения;

- в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан;

- в-четвертых, это социальная защита семьи.


Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют принципы финансирования социальной сферы?

2. Назовите основные положительные и отрицательные стороны сметного финансирования социальной сферы.

3. Какой основной принцип финансирования социальной сферы в РФ? Расскажите о его положительных и отрицательных сторонах.

4. Какие источники финансирования нужд социальной сферы существуют в России?
Тема 4. Социальная защита детей, детства и отрочества

Первое направление социальной защиты в Российской Федерации - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для:

- сохранения здоровья;

- материального благополучия;

- свободного доступного образования;

- дошкольного и школьного воспитания;

- гармоничного духовно-нравственного развития;

- реализации своих способностей.

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» «признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает также «основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка».

Государственная политика в интересах детей основана:

- на принципах законодательного обеспечения прав ребенка;

- на государственной поддержке семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

- на установлении и соблюдении государственных минимальных социальных стандартов, основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;

- на ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- на государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков.

Социальная защита детей и подростков характеризуется многонаправленностью, затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности, однако приоритетным направлением работы является работа с детьми и подростками, страдающими той или иной степенью социальной дезадаптации, которая благоприятствует к совершению ими противоправных действий. Поэтому особое значение для социальной защиты детей на современном этапе приобретает создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, совершивших правонарушения.

В Челябинской области функционирует широкая сеть учреждений, деятельность которых направлена на оказание социальной поддержки и помощи детям. Это 54 детских дома, 24 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 3 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями и 2 центра социальной помощи семье и детям.

        В социальной работе на территории Челябинской области следует выделить два приоритетных направления в сфере социальной поддержки детей:

1. Организация деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. 

2. Организация ежегодных оздоровительных кампаний (за счет средств бюджета Челябинской области) для детей находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью:

- отдыха детей из малоимущих семей на базе лагерей дневного пребывания;

- отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах и в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;

- отдыха в летний период детей-инвалидов.

Реализация выше обозначенных направлений происходит в рамках выполнения:

- федеральной и региональной семейной политики;

- единой системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- комплекса мер, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Федерального закона от 10.12.1995 г. № 195- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»;

- Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

- Федерального закона от 24.07.1999 г. № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федерального закона от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

- Закона Челябинской области  от 30.11.2004 г. № 320-ЗО «О социальном обслуживании населения в Челябинской области»;

- Закона Челябинской области  от 30.11.2004 г. № 323-ЗО «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Закона Челябинской области  от 28.11.2002 г. № 125-ЗО «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области»;

- Закона Челябинской области  от 22.12.2005 г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Закона Челябинской области  от 22.12.2005 г. N 441-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».


Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается социальная защита детей, детства и отрочества в Российской Федерации?

2. Какие основные нормативно-правовые акты регулируют сферу социальной защиты детей, детства и отрочества на территории Российской Федерации и на территории Челябинской области?

3. Назовите и охарактеризуйте основные направления социальной защиты детей, детства и отрочества на территории Челябинской области?


Тема 5. Социальная защита трудоспособного населения

Второе направление социальной защиты населения в Российской Федерации – это социальная защита трудоспособного населения, которая предусматривает создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, при котором человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся.

Социальная защита трудоспособного населения, охрана его труда направлена:

- на обеспечение социальных гарантий в период болезни, временной безработицы и т.д.;

- на сохранение экономической самостоятельности и социального благополучия в период сложной жизненной ситуации, -

и основывается на следующих основных нормативно-правовых документах:

- на Конституции Российской Федерации;

- на Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

- на Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации»;

- на Трудовом Кодексе Российской Федерации;

- на других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Для эффективной реализации трудоспособным населением своих социально-экономических возможностей, а также для его эффективной занятости в стране в целом и в отдельных регионах, муниципальных образованиях существует следующее разграничение функций между органами власти:

1. Функции федерального центра:

- разработка государственной Концепции занятости населения;

- выработка на ее основе федеральной политики занятости;

- нормативно-законодательное обеспечение государственной политики занятости;

- разработка и обеспечение действия системы экономических и финансовых механизмов реализации государственной политики занятости и регулирования общероссийского рынка труда;

- координация деятельности в этой области различных министерств и ведомств и органов управления субъектов Федерации;

- формирование специализированной федеральной службы занятости населения;

- контроль за деятельностью в сфере занятости населения различных министерств, ведомств и регионов;

- организация подготовки и переподготовки кадров (особенно руководящих);

- научно-информационное и методическое обеспечение;

- организация обмена опытом между различными субъектами Федерации и с зарубежными странами.

2. Функции субъектов Федерации:

- разработка на основе государственной Концепции и учета местных условий региональной политики занятости населения;

- нормативно-законодательное обеспечение ее реализации, закрепление основных положений политики занятости;

- разработка и реализация целевых региональных программ содействия занятости населения;

- разработка и обеспечение действия системы реализующих ее экономических механизмов;

- координация и контроль за деятельностью управляющих структур региона и муниципальных образований: региональной службы занятости населения, общественных и других организаций по реализации целей и задач региональной политики занятости;

- организация подготовки и переподготовки кадров;

- научно-информационное и методическое обеспечение;

- организация обмена опытом с зарубежными странами, другими субъектами Федерации и внутри региона — между муниципальными образованиями.

3. Функции органов местного самоуправления:

- разработка на основе государственной Концепции и основных положений государственной и региональной политики занятости и с учетом условий развития муниципального образования и положения на местном рынке труда муниципальной политики занятости населения;

- нормативно-законодательное обеспечение ее реализации;

- разработка и обеспечение действия системы экономических и финансовых механизмов реализации муниципальной политики занятости и регулирования муниципального рынка труда;

- координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, муниципальной службы занятости, общественных и других организаций.

Взаимодействие между федеральными органами, органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления по вопросам занятости, поддержания уровня жизни и социальной защиты трудоспособного населения осуществляется посредством различных механизмов, главными из которых являются:

1. Налоговый механизм — предоставление налоговых льгот и льгот по выплатам в социальные фонды некоторым видам деятельности на территории муниципальных образований. В сфере занятости этот механизм используется для сохранения существующих (экономически целесообразных) и создания новых рабочих мест, вовлечения в трудовую деятельность наиболее социально уязвимых категорий населения, стимулирования профессионального обучения и переобучения (особенно безработных или находящихся под угрозой увольнения). В сфере регулирования уровня жизни и социальной защиты — для стимулирования благотворительности.

2. Кредитный механизм — предоставление кредитов (в том числе льготных) из бюджетов и социальных фондов на осуществление всех этих видов деятельности на территории муниципальных образований.

3. Бюджетный механизм — прямое финансирование программ содействия занятости и социальной защиты населения муниципальных образований (особенно, кризисных) из бюджетов и внебюджетных фондов и предоставление им субсидий, субвенций и дотаций.

4. Механизм госзаказа — размещение на предприятиях муниципальных образований (в первую очередь, кризисных) заказов, оплачиваемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

5. Административный механизм — обеспечение занятости и социальной защиты с помощью различного рода запретительных, разрешительных, ограничительных и других мер.

6. Организационный механизм — создание при федеральных органах и органах управления СФ специальных организационных структур для реализации государственной и региональной социальной политики (примером могут служить координационные комитеты содействия занятости населения).

7. Правовой механизм — разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих деятельность различных субъектов управления в сферах занятости, формирования уровня жизни и социальной защиты населения.

8. Программный механизм — включение различных муниципальных образований (в первую очередь, кризисных) в федеральные и региональные программы, способствующие повышению занятости, уровня жизни и социальной защите населения.

Рассмотрим социальную защиту незанятого и занятого трудоспособного населения.
5.1. Безработица, ее формы, причины и социальная защита незанятого (безработного) трудоспособного населения

По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы является причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются:

1. Структурная безработица. С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на работников. В стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена. Высвобождаемые кадры не сразу могут решить свои проблемы на рынке труда, и некоторые из них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у некоторых работников нет таких навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. Данная разновидность безработицы именуется структурной. В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно привести повсеместное внедрение персональной электронной техники, вычислительных машин, которые заменили и высвободили большое количество младшего обслуживающего персонала из состава машинисток, счетоводов, делопроизводителей и некоторых других профессий.

Ряд западных экономистов выделяет особую разновидность структурной безработицы - безработицу ожидания, которая возникает вследствие значительных перепадов в уровне заработной платы на различных предприятиях. Так, некоторые работники, уволившись с одних предприятий, сознательно ожидают появления свободных рабочих мест по своей профессии в других фирмах, с более высокой оплатой труда.

2. Фрикционная безработица. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в каждый определенный момент часть работников оказывается в положении, когда они уже оставили прежнюю работу, но еще не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие - впервые ищут работу, третьи - закончили сезонную работу. Подобную безработицу называют фрикционной.

Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной. Фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этом временная незанятость гражданина не носит принудительного характера. В промышленно развитых странах фрикционной безработицы охвачено 2-3 % экономически активного населения.

Совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет уровень естественной безработицы.

3. Циклическая безработица. Изменение ситуации на рынке товаров и услуг, усиление конкуренции между товаропроизводителями ведут к тому, что часть производств уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом часть работающих и порождая серьезные проблемы на рынке труда. В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет, появляется значительная армия безработных, такую безработицу именуют конъюнктурной или циклической.

4. Сезонная безработица. Она порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер.

5. Частичная безработица. Она возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

6. Застойная безработица. Она характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или имеет случайные заработки.

К экономическим причинам возникновения безработицы относят:

а) высокую цену рабочей силы (заработной платы), которую требуют ее продавец или профсоюзная организация;

б) низкую цену рабочей силы (заработной платы), которую устанавливают покупатель (работодатель);

в) отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.д.

С целью обеспечения эффективной занятости населения и помощи в поиске места работы были созданы и работают Центры (службы) занятости населения (биржи труда). В рамках деятельности этих Центров (служб) занятости осуществляется (в том числе и на территории Челябинской области) социальная поддержка безработных граждан:

1. Первичная регистрация безработных граждан: заводится определенная карточка на каждого обратившегося (ФИО, адрес, анкетные данные, отношение к занятости, причина обращения).

2. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы: безработные граждане представляют в службу занятости по месту жительства следующие документы:



  • справку о предыдущей заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы;

  • паспорт или документ, его заменяющий;

  • трудовую книжку;

  • справку о наличии иждивенцев;

  • документ, подтверждающий образование или специальность;

  • для тех, кто впервые ищет работу – справка с места жительства.

В течение 10 дней безработному гражданину предлагается 2 варианта места работы в соответствии с его квалификацией и пожеланиями.

Подходящая работа – это работа, в том числе временная, которая соответствует профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянием здоровья, транспортной доступности.

В случае отсутствия 2-х вариантов подходящей работы для гражданина ищущего работу, этот гражданин регистрируется в качестве безработного.

Не могут быть признаны и зарегистрированы безработными следующие граждане:



  • не достигшие возраста 16 лет;

  • получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по возрасту или за выслугу лет;

  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости от 2-х вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу – от 2-х отказов от получения профессии, специальности;

  • не явившиеся в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы в службу занятости без уважительной причины;

  • осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым отказано в регистрации безработными, имеют право в течение 2-х недель обратиться в вышестоящие органы службы занятости.

3. Перерегистрация безработных граждан: граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные службой занятости, являться для перерегистрации не реже 2-х раз в месяц (с паспортом, трудовой книжкой).

Условия снятия с учета в службе занятости безработного гражданина:


  • признание в соответствии с законодательством РФ о занятости населения гражданина занятым;

  • прохождение профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии;

  • неявка без уважительных причин в срок, установленный службой занятости (более 1 месяца) для перерегистрации;

  • переезд безработного в другую местность, район;

  • установление злоупотреблений со стороны граждан: сокрытие заработка, предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление недостоверных данных признания безработным;

  • назначение пенсии по выслуге лет или возрасту;

  • осуждение по приговору суда к исправительным работам без лишения свободы, либо к лишению свободы.

4. Социальные гарантии и компенсации безработным гражданам.

Государство гарантирует безработным:



  • выплату пособий по безработице;

  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

  • материальную помощь.

4.1. Пособия безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, исчисленной за последние 3 месяца по последнему месту работы, если в течении 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, они имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или в перерасчете на 26 полных календарных недель.

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу или стремящимся возобновить работу после длительного перерыва (более 1 года), устанавливается в размере 20 % величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, но не ниже МРОТ.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и других зонах, где начисляются районные коэффициенты (на территории Челябинской области - 15% уральский коэффициент), пособия выплачиваются с районным коэффициентом.

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10 % величины прожиточного минимума субъекта РФ на каждого иждивенца, но не менее 50 % МРОТ и не более 30 % прожиточного минимума в субъекте РФ в общей сложности.

4.2. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течении 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исправительной системы и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:


  • в первые 3 месяца безработицы – в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

  • в следующие 4 месяца – в размере 60%;

  • в дальнейшем – в размере 45%.

Во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 20 % величины указанного прожиточного минимума, и не ниже МРОТ.

4.3. Размеры стипендий, начисляемых безработным, направленным на учебу органами службы занятости.

Оплачивается работодателем:


  • инвалидам, получившим увечье или профессиональное заболевание на данном предприятии, через службу занятости (100% среднего заработка, но не менее 20% прожиточного минимума);

  • направление на учебу или подготовку кадров для своих нужд, через службу занятости (контракт).

Оплачивается органами службы занятости:

  • в размере пособия по безработице;

  • в размере стипендии учебного заведения, где проводится переподготовка безработного;

  • в размере 20% от прожиточного минимума субъекта, но не ниже МРОТ.

4.4. Прекращение (приостановка) выплаты пособия по безработице, снижение ее размера (на это имеют право только органы службы занятости).

Прекращение выплаты пособия по тем же основаниям, что и отказ в регистрации безработного, с одновременным снятием с учета (но не прекращается выплата пособия осужденному к исправительным работам без лишения свободы).

Приостановление выплат пособий может быть на срок до 3 месяцев в случаях:


  • отказа в период безработицы от 2 вариантов подходящей работы;

  • отказа по истечении 3-х месячного периода безработицы от общественных работ или от направления на учебу граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, после длительного перерыва в работе, уволившихся в течение года, предшествовавшего безработице, по собственному желанию без уважительных причин более одного раза;

  • явка на перерегистрацию в состоянии опьянения;

  • увольнение с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также отчисление гражданина, направленного службой занятости на обучение, с места учебы за виновные действия;

  • нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков перерегистрации;

  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Выплаты пособий не производятся в периоды:



  • отпуска по беременности и родам;

  • выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учебных заведениях профобразования;

  • призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Сокращение размера пособия на 25 % на срок до одного месяца:



  • неявка без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течении трех дней со дня направления органами службы занятости;

  • отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 месяцев.

Для впервые ищущих работу, уволенных за нарушения трудовой дисциплины и т.д. – 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

В случае не предоставления работы по истечении 18 месяцев безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 20 % величины прожиточного минимума субъекта РФ, но не ниже МРОТ.

Продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.


5.2. Понятие и формы занятости трудоспособного населения

В соответствии с действующим в России законодательством, под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Различают понятия полной и эффективной занятости:

1. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней, и желающие работать.



2. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения:

- с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса;

- с социальной, как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.

Под гибкими формами занятости понимаются:



  • занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах;

  • занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера;

  • самозанятость граждан. Это форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя).

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населения (безработного и занятого) предусматривает механизмы, обеспечивающие гражданам РФ защиту от социальных рисков, препятствующих:

– эффективной занятости человека;

– предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным в запас, инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда и др.;

– выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных законодательством;

– охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;

– оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;

– реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и спортивном планах;

– равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту).

Вопросы для самоконтроля

1. Кого в Российской Федерации относят к категории «трудоспособное население»?

2. Назовите основные функции органов всех уровней власти в сфере социальной защиты трудоспособного населения в России?

3. Какие выделяют основные механизмы при взаимодействии органов власти различных уровней по вопросам социальной защиты трудоспособного населения в России?

4. Дайте определение понятий «безработный», «занятость».

5. При каких условиях гражданин получает статус безработного?



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Социальная защита населения в регионе учебное пособие
984.18kb.
Социальная защита Введение
789.46kb.
Социальная экология
1539.6kb.
«Государственное регулирование в обеспечении занятости населения. Социальная защита граждан»
295.91kb.
Учебное пособие. Пособие составлено в соответствии со стандартом по дисциплине "Управление качеством"
58.57kb.
Учебное пособие для студентов вузов. М.: Юнити-дана, 2008. Цуканова О. А., Варзунов А. В. Сетевая экономика: Учебное пособие. Спб.: Спб гуитмо, 2008. 64 с
21.2kb.
Социальная защита учащихся
45.18kb.
Проект Стратегия развития системы социальной защиты населения Ульяновской области на 2011-2015 годы
437.04kb.
Учебное пособие для изучающих английский язык. Изд. 1 / Под ред. В. А. Серебряковой Чита: чипкро, 2007 70 с. Учебное пособие «Учимся выполнять тесты»
639.94kb.
Учебное пособие для подготовки к егэ: грамматика и лексика (Malcolm Mann, Steve Taylor-Knoweles) Учебное пособие
179.82kb.
Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр
2841.09kb.
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005
1484.18kb.