Главная стр 1
скачать
ГАОУ СПО «Балашовское медицинское училище»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практического занятия для преподавателей

информатики

Тема:

«Способы создания диаграмм в программе Microsoft Excel.

Построение диаграмм и графиков»

Специальности: 060101 «Лечебное дело»

Количество часов: 4 учебных часа

преподаватель: Аристархова Н. П.

Утверждена

На заседании ЦМК________

_________________________

Протокол №___ от_______ г.

Председатель ЦМК

_______________________

г. Балашов

Государственным стандартом Минздрава Российской Федерации в рамках изучения базового курса «Информатики» по рабочей программе 2012 года на изучение темы «Обработка информации средствами Miсrosoft Excel» отводится 14 часов практических занятий.

Практические занятия по теме «Способы создания диаграмм в программе Microsoft Excel. Построение диаграмм и графиков» (4 часа) имеют цель научить студентов внедрять современные прикладные программные средства (программу Miсrosoft Excel) в повседневную жизни и профессиональную деятельность.

Данная тема должна сформировать представления  о вычислениях в  электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике, умения строить диаграммы и графики, выбирать наиболее оптимальный тип диаграмм для решения конкретных задач; сформирует навыки в составлении таблиц разного типа и использовании их в своей профессиональной деятельности.

Структура практического занятия: организационный момент; определение студентами темы занятия (решение кроссворда), формулирование темы и ее обоснование; обобщение и систематизация лекционного материала; выполнение практического задания; подведение итогов занятия и домашнее задание.

По теме занятия приведен список литературы для самоподготовки, что не исключает возможность студентов самостоятельно расширять этот список с целью углубления знаний по теме. Работа по подбору рабочих источников полезна при подготовке студентами докладов, рефератов, проектов, презентаций, или при выполнении самостоятельных работ.

По форме организации практическое занятие – это урок применения полученных знаний на практике.

Знания, полученные в рамках данной темы, важны для дальнейшей профессиональной деятельности будущих медицинских работников.



ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ

Учебные:

  • познакомить учащихся с дополнительными возможностями ЭТ – диаграммами и графиками,

  • типами диаграмм в ЭТ,

  • порядком вставки диаграмм в ЭТ,

  • способами изменения и форматирования диаграмм.


Иметь представление:

  • о диаграммах и графиках как одному из основных способов наглядного представления информации.


Знать:

  • типы диаграмм в электронных таблицах;

  • алгоритм построения диаграмм в электронных таблицах;

  • способы изменения и форматирования диаграмм.


Уметь:

  • ориентироваться в отдельных группах задач;

  • выбрать наиболее оптимальный тип диаграмм, построить диаграмму и соответственно оформить.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать вежливость, отзывчивость, тактичность, взаимовыручку, необходимые для межличностного и профессионального общения;

  • сформировать и поддержать стремление к знаниям;

  • воспитывать творческое отношение к приобретению новых знаний;

  • продолжить воспитание эстетического вкуса у студентов.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • продолжить работу по формированию информационной культуры учащихся, навыков работы на компьютере;

  • продолжить развитие грамотной речи, творческой активности учащихся;

  • развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы.

  • развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

  • профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.

  • развивать такие психологические процессы, как логическое мышление, абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, дифференцирование; гибкость ума;

  • развивать познавательную активность и умение применять приобретенные знания на практике.



Студент должен:


Знать:

  • типы диаграмм в электронных таблицах;

  • алгоритм построения диаграмм в электронных таблицах;

  • способы изменения и форматирования диаграмм

.



Иметь представление:

  • о диаграммах и графиках как одному из основных способов наглядного представления информации




Уметь:

  • ориентироваться в отдельных группах задач;




  • выбрать наиболее оптимальный тип диаграмм, построить диаграмму и соответственно оформить;




Структура практического занятия. Этапы планирования занятия



Название этапа

Краткое описание

деятельности

Цель

Вре-

мя

Оснащенность

преподавателя

студентов



Организационный момент

Отмечает отсутствующих. Уточняет готовность студентов к занятию.

Готовят

тетради, включают ПК



Мобилизировать студентов на работу

1 мин

Журнал успеваемости и посещаемости группы.



Определение темы занятия

Пояснение цели разгадывания кроссворда.

Разгадывают кроссворд, определяют тему занятия

Конкретизировать внимание студентов

5 мин

ПК, мультимедийная установка



Формулирование темы и ее обоснование

Сообщает тему, акцентирует внимание на ее значимости.

Записывают в тетрадь тему, слушают обоснование.

Раскрыть теоретическую значимость темы

2 мин

Тетрадь для практических занятий



Определение цели занятия

Сообщает цели занятия

Слушают преподавателя

Показать студентам конечный результат

2 мин

Тетрадь для практических занятий



Сообщение плана занятия

Сообщает план занятия

Слушают преподавателя

Конкретизировать внимание студентов

3 мин

Тетрадь для практических занятий



Обобщение и систематизация лекционного материала по теме.

Проводит устный опрос в соответствии с планом

Отвечают на вопросы преподавателя

Обобщить и систематизаровать знания по теме

5-10 мин

Тетрадь, таблицы, слайды, мультимедиа

установка





Практические задания

Комментирует предложенные задания

Решают предложенные задачи

Закрепление знаний

30 мин

ПК, карточки, слайды, мультимедиа установка



Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Комментирует упражнения

Выполняют упражнения

Снятие физического и зрительного напряжения

1-2 мин






Практические задания

Комментирует предложенные задания

Решают предложенные задачи

Закрепление знаний

30 мин

ПК, карточки, слайды, мультимедиа установка



Подведение итогов занятия

Подводит итоги занятия, отмечает достижение результатов

Слушают преподавателя




2 мин

Тетрадь, таблицы



Домашнее задание

Называет объем материала для подготовки домашнего задания

Записывают в тетрадь

Подготовка студентов к следующему практическому занятию

3 мин

Тетрадь


Тема: «Способы создания диаграмм в программе Microsoft Excel.

Построение диаграмм и графиков»

План:


  1. Организационный момент

  2. Определение студентами темы занятия (разгадывание кроссворда)

  3. Обобщение и систематизация лекционного материала по теме занятия

  4. Практические задания (в перерыве проводится физкультминутка, гимнастика для глаз).

  5. Подведение итогов занятия.

  6. Задание домашнего задания

Оснащение занятия:

  • мультимедийная установка

  • слайды для мультимедиа;

  • карточки с заданиями для выполнения практического задания;



  1. Организационный момент.

Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих.

  1. Определение студентами темы занятия (разгадывание кроссворда)

Разгадайте кроссворд, вписав буквы в соответствующие ячейки. Разгадайте фразу, вписав в ячейки буквы с соответствующими номерами.

Кроссворд

http://inf.1september.ru/2008/04/23-0.gif

Зашифрованная фраза:

http://inf.1september.ru/2008/04/23-1.gifhttp://inf.1september.ru/2008/04/23-2.gif

Составитель: И. А. ЗАПОЛЬСКИХ



Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

4. Так называется ссылка, которая не меняется при копировании или перемещении формулы.

6. Значение этой функции Microsoft Excel примерно равно 3,141593.

7. Элемент электронной таблицы.

9. Имя функции, определяющей среднее арифметическое значение чисел в заданном диапазоне ячеек.

10. Имя функции, определяющей сумму значений чисел в заданном диапазоне ячеек.

12. Этот специализированный формат удобен для бухгалтерских расчетов.

По вертикали:

1. Имя функции, определяющей максимальное значение в заданном диапазоне ячеек.

2. Так называют специалиста, достигшего высокого искусства в своем деле, а также встроенные средства программы Microsoft Excel, например, средство для ввода функций.

3. При перемещении или копировании формулы из активной ячейки эта ссылка автоматически обновляется в зависимости от положения ячейки с новой формулой.

5. В алгебре она может быть f(x), а в Microsoft Excel это встроенная программа с уникальным именем, используемая для расчетов, сравнений, работы с текстом и т.п.

8. Так называют 20 для функции КОРЕНЬ(20).

11. Имя функции, определяющей минимальное значение в заданном диапазоне ячеек.

Ответы к кроссворду

По горизонтали. 4. Абсолютная. 6. Пи. 7. Ячейка. 9. СРЗНАЧ. 10. СУММ.

12. Денежный.

По вертикали.1. МАКС 2. Мастер. 3. Относительная. 5. Функция.

8. Аргумент. 11. МИН.

Зашифрованная фраза:

http://inf.1september.ru/2008/04/23-3.gif

Преподаватель: «Итак, тема занятия «Построение диаграмм». Но прежде чем строить диаграммы и графики, частные виды диаграмм, предлагаю вам ответить на вопросы».



  1. Обобщение и систематизация лекционного материала по теме.

Вопросы:

  1. Что такое диаграммы и где вы с ними встречались?

  2. Для чего нужны диаграммы? Их основное назначение.

  3. Расскажите о способах выделения ячеек и диапазонов в ЭТ.

  4. С помощью комбинации каких клавиш можно выделить несколько диапазонов ячеек одновременно?

  5. Какие виды диаграмм вы знаете?

  6. В каком случае рекомендуется построение гистограммы, а в каком - круговой диаграммы?

  7. Что такое легенда, подписи данных?

  8. Сформулируйте алгоритм построения диаграмм.

  9. Как можно добавить в диаграмму легенды, подписи данных и другие элементы диаграмм?




  1. Практические задания.

Задание №1.

Постановка задачи. Используя данные таблицы, постройте три отдельные диаграммы:

  1. круговую диаграмму, отражающую примерное меню на обед для ребенка от 1 до 1,5 года. Отразите количество каждого блюда в граммах.

  2. круговую диаграмму, отражающую примерное меню на обед для ребенка от 1,5 до 3 лет. Отразите долю каждого блюда в %.

  3. гистограмму, отражающую сравнительное меню для детей разного возраста.

Назовите лист – «Меню».

Примерное меню на обед (в граммах)

Наименование блюда

От 1 до 1,5 года

От 1,5 до 3 лет

Салат

25

35

Суп

100

100

Мясное суфле

55

65

Гарнир

100

120

Компот или напиток

100

150

Задание №2.

Постановка задачи. Выберите оптимальный тип диаграмм и постройте диаграмму, отражающую динамику продаж некоторого лекарственного средства. Оформите подписи данных, легенду, название диаграммы. Назовите лист - динамика продаж.




1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Средство №1.

16

32

123,2

65,8

Средство №2.

23

54,3

34,6

36,8

Средство №3.

56

46,9

78,6

78,9

Задание №3.

Постановка задачи. Постройте график изменения температуры больного Иванова И. И. за неделю. Назовите лист – «Температура».

Иванов И. И.

Дата

12.02

13.02

14.02

15.02

16.02

17.02

18.02

Температура

36,6

39,1

38,2

37,1

37,2

36,9

36,6

Добавьте в таблицу данные второго больного Сидорова С. Д. Постройте график изменения его температуры, объединив два графика в одну диаграмму.



Сидоров С. Д.

Дата

12.02

13.02

14.02

15.02

16.02

17.02

18.02

Температура

38,7

39,5

38,5

37,8

37,3

37,1

36,7

Физкультминутка.

Задание №4.

Постановка задачи. Пользуясь данными, приведенными в таблице, постройте диаграмму, отражающую суточный рацион взрослого человека. Какой тип диаграммы следует выбрать, если имеется только один ряд значений и желательно отобразить, какую часть целого составляет каждое из значений? Назовите лист – «Суточный рацион».

Примерный суточный рацион взрослого человека

со средней физической нагрузкой

Белки, г

80,0

Жиры (при соотношении животных и растительных 55/45), г

100,0

Углеводы (из них не более 50-100 г сахара), г

400,0

Кальций, мг

800,0

Фосфор, мг

1200,0

Железо, мг

114,0

Витамины, мг




А

1,5

В1

1,7

В2

1,2

С

70,0

Задание №5.

Постановка задачи. Пользуясь данными, приведенными в таблице, постройте диаграмму, отражающую основные показатели заболеваемости населения некоторого района (на 100 тыс. населения). Выберите оптимальный тип диаграмм. Назовите лист – «Показатели заболеваемости».

Основные показатели заболеваемости населения

2006 г

2007 г

2008 г

Первичная заболеваемость онкопатологией

384

344,2

340,1

Первичная заболеваемости наркоманиями

18,7

7,0

9,4

Заболеваемость алкоголизмом

112,9

212,2

164,5

Заболеваемость ВИЧ-инфекцией

14

22,0

13,4

Заболевания сифилисом

39,2

23,4

26,5

Заболевания туберкулезом

57,6

46,4

52,0

Задание №6. В таблице представлены сведения об объеме подписки на журнал «Здоровье» за несколько лет.

Период (год, полугодие)

Объем подписки, экз.

1998 – 1

1403

1998 – 2

1559

1999 – 1

936

1999 – 2

978

2000 – 1

1166

2000 – 2

1205

2001 – 1

1217

2001 - 2

1278

Изобразить эти данные в виде графика. Назвать лист – «Подписка».

Задание №7.

Постановка задачи. Составьте диаграмму по следующей таблице содержания примесей в воде в нескольких реках (в мг на кв. м). Выберите оптимальный тип диаграмм. Назовите лист – «Примеси»




Тяжелые металлы

Диоксин

Кислоты

Река 1

2,5

3

1,5

Река 2

1

2

3

Река 3

0,5

0,5

1

Задание №8

Постановка задачи. Получите итоговые данные, которые показаны в таблице. Постройте диаграммы, характеризующие динамику развития заболевания ОРВИ по месяцам на протяжении трех лет. Постройте график развития заболевания за три года. Имя листа «Заболеваемость ОРВИ по месяцам».

Количество заболевших ОРВИ (тыс. чел.)




2008

2009

2010




январь

37,2

34,5

8




февраль

11,4

51,3

1,2




март

16,5

20,5

3,8




апрель

19,5

26,9

11,9




май

11,7

45,5

66,3




июнь

129,1

71,5

60




июль

57,1

152,9

50,6




август

43,8

96,6

145,2




сентябрь

85,7

74,8

79,9




октябрь

86

14,5

74,9




ноябрь

12,5

21

56,6




декабрь

21,2

22,3

9,4
















за три года

суммарно













максимум













минимум













среднемесячное













Задание №9.

Постановка задачи. В 9 лет Коля имел вес – 30 кг, в 10 лет – 35 кг, в 11 лет – 38 кг, в 12 лет – 42 кг, в 13 лет – 45 кг, в 14 лет – 51 кг, в 15 лет – 55 кг. Федя соответственно – 32, 36, 40, 43, 46, 48, 53 кг. Построить графики изменения веса каждого из ребят. Назвать лист – «Вес ребят».

Подведение итогов занятия.

Сегодня на занятии мы вспомнили, какие виды диаграмм существуют; алгоритм построения диаграмм; правила выбора типа диаграмма также строили диаграммы и графики. Оценки за урок …………..



Задание домашнего задания.

        1. Повторить материал по теме «Построение диаграмм и графиков».

        2. Подготовить теоретический материал по теме «Поиск информации в программе Microsoft Excel».

Пояснение: Так как методическая разработка рассчитана на 4 часа, то задания практические задания следует распределить на 2 занятия. Для первого урока прилагается презентация.



Список использованной литературы

  1. Златопольский В. Д. 1700 заданий по Microsoft Excel.-СПб.: БХВ –Петербург, 2003.-544 с.

  2. Крат Ю. Г. Шрамкова И. Г, Березюк Л. П. Обработка данных средствами MS Excel.-Хабаровск.:изд-во ДВГУПС, 2008, 98 с.

  3. Максименко Е.В., Максименко Л.Л. Медицинская информатика. Учебное пособие.- Ставрополь, 2007.- 121 с.

  4. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учебное пособие для сред. проф. образования.-3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 256 с.

  5. Симонович С. В. И др. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.- М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2004.

  6. Табличный процессор Microsoft Excel. Учебное пособие в 2-х частях. Часть 2. Лабораторный практикум// Сост. Т. В. Борздова. – Мн.: БГУ, 2009.– 65 c.

  7. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович.-4-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  8. Интернет - ресурсы

Приложение

Приложение

Сначала — отдых Пальминг

 Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.пальминг, упражнения для глаз

Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии. Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным.

Теперь попытайтесь вспомнить что-нибудь, доставляющее вам удовольствие: как вы отдыхали на море, как вас все поздравляли с днем рождения, звездное небо… Можно делать это упражнение под музыку. Сознательно расслабить глаза очень сложно (вспомните, что своим сердцем вы тоже не можете управлять). Поэтому не нужно пытаться контролировать свое состояние —  это только повредит цели занятия, вместо этого подумайте лучше о чем-нибудь приятном.

Выполнять упражнение несколько минут.

После выполнения упражнения постепенно приоткройте ладони, дайте закрытым глазам немного привыкнуть к свету, и лишь затем их открывайте.



"Письмо носом"

 Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения).http://www.excimerclinic.ru/upload/image/nose.gif

Упражнение выполнять сидя. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

"Сквозь пальцы"

 Расслабление глаз может быть достигнуто за счет того, что вы смотрите, не концентрируясь на чем-то одном. Чтобы снять с глаз напряжение, вам предлагается это упражнение. Его можно выполнять сидя, лежа, стоя.http://www.excimerclinic.ru/upload/image/through-fingers.gif



Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся.

Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми (при этом даже закрытые глаза должны ни на чем "не задерживаться" взглядом. Сделайте упражнение 20–30 раз, дышите при этом свободно, не напрягайтесь.
скачать


Смотрите также:
«Способы создания диаграмм в программе Microsoft Excel. Построение диаграмм и графиков»
203.73kb.
«Построение диаграмм и графиков в среде Excel»
85.32kb.
Построение и форматирование диаграмм в ms excel
47.22kb.
Урок информатики по теме: "Excel: Построение диаграмм и графиков функций по заданным параметрам"
40.97kb.
Урок №5. Тема урока: Создание графиков и диаграмм
28.18kb.
Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм
152.34kb.
«Диаграммы. Построение диаграмм в ms excel.»
100.39kb.
Текст и его строение
20.73kb.
Самостоятельная работа по информатике
116.4kb.
Лабораторная работа №4 Обработка числовых данных с использованием пакета ms exel
114.2kb.
Программа составлена с учетом знаний и умений учащихся, полученных при изучении темы «Технология обработки числовых данных»
20.66kb.
Практическая работа «Построение диаграмм различных типов»
54.42kb.